урок по биологии "Наследственные заболевания:приговор ли это?"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Головнина Татьяна Витальевна

урок-конференция с использованием проблемного обучения,элементами критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок -конференция32.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Конспект урока биологии для 9 класса по теме

                   « Наследственные заболевания: приговор или….?»

            Т.В.Головнина ,учитель биологии  МКОУ «Новобурковская сош»

                              УМК «Биология.9 класс» Н.И. Сонина

                                                                                          Эпиграф к уроку:

                                                                «Кто ищет истины –

                                                                                    не чужд и заблуждениям»

                                                                                           Вольфганг Иоганн Гёте

        Цель:

  1. рассмотреть различные заболевания человека и выявить причины их появления;
  2. выявить методы лечения и предупреждения некоторых наследственных заболеваний;
  3. способствовать развитию познавательного интереса к изучению основ генетики как науки будущего.

      Задачи:

   Образовательные:

  • закрепить знания о закономерностях наследования признаков;
  • способствовать осознанию основного фактического материала
  • показать необходимость генетических  знаний  для прогнозирования

                         появления  наследственных болезней у человека и их ранней диагностики.

   Развивающие:

  • развивать личностно-смысловое отношение к учебному предмету: помочь

                            учащимся  осознать социальную, практическую и личностную значимость

                            учебного материала;

  • продолжить формирование умений и навыков самостоятельно применять знания

                             в  комплексе, в новых условиях, в ситуации  неопределенности.

  • умение анализировать, обобщать.

     Воспитательные:

  • развивать коммуникативные способности  при работе в парах, взаимопроверке;
  • отрабатывать умения делать выводы по собственным исследованиям;
  • способствовать формированию ЗОЖ, активных позиций против  

                            самых   распространенных и пагубных  привычек.

 Должны знать:

  • причины наследственных заболеваний;
  • пути профилактики наследственных заболеваний.

Уметь:

  • обобщать материал, выделять главное;
  • делать выводы.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку( приготовлена обучающимися ) ,таблички с названием групп, бланк «Самооценка».

Использованные технологии: элементы проблемного обучения и элементы технологии критического мышления, ИКТ.

Формы работы на уроке: 

-Групповая работа.

 План урока

  1. Организационный момент (приветствие, терминологический диктант)
  2. Ход урока: стадия вызова
  3. Стадия осмысления
  4. Стадия рефлексии
  5. Закрепление материала
  6. Подведение итогов урока, задание на дом.


№п/п

Этапы работы

Цели, задачи, результаты этапа урока

Содержание этапа

( заполняется педагогом)

1.

Организационный момент

Цель: создать условия для продуктивной работы.

Задача: сконцентрировать внимание обучающихся

Результат: готовность к работе

Приветствие учителя и обучающихся, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.

Учитель: Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Проверьте готовность своего рабочего места. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на поиск и творчество.

Учитель: У каждого  из вас на столе лежит бланк «Самооценка»,(приложение 1)в который вы будете вносить оценки на каждом этапе урока. И первый этап - терминологический диктант. (приложение 2)

Проводится терминологический диктант со взаимопроверкой.(делается запись в бланк «Самооценка».

   Учитель: Сегодня  урок  будет наполнен большим объемом информационных  сообщений ваших одноклассников, за которыми вы должны будете внимательно следить.

2.

Стадия вызова

Цель: создать условия причинно-следственных  связей появления наследственных заболеваний.

Задача: развивать умения делать выводы

Метод: репродуктивный, частично поисковый;

Прием: создание проблемной ситуации

Результат: должны понимать причины  появления наследственных заболеваний и их последствия

Учитель: Обратимся к эпиграфу нашего урока

    «Кто ищет истину - не чужд и заблуждениям».

А теперь послушайте одну легенду: « Однажды у одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным в жизни: богатство или слава?» Немного подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля»

Учитель: Как вы думаете, почему так ответил мудрец? Объясните ваш ответ.

-Что значит ,по-вашему, быть здоровым?

Учитель: Давайте вспомним какие факторы влияют на здоровье и составим схему.(составление схемы)

Учитель: Как вы считаете, какой фактор является основополагающим? Почему?

Ответы детей.

Учитель: Согласна с вами, что в наследство можно получить не только квартиру, машину, но и наследственные заболевания.

Учитель: Ребята, какие наследственные заболевания вы можете назвать?  (ответы учащихся)

Учитель: Все правильно, вы перечислили те заболевания, которые известны генетике. А сколько еще предстоит изучить, узнать.

Сегодня нам предстоит  ответить на вопрос

« Наследственные заболевания приговор или…..?»

У вас было опережающее задание на тему урока, вы должны были  подготовить информацию, которая либо  подтверждала , либо опровергала , что наследственные заболевания –это не приговор и их можно предупредить.

Каждый аргумент –«за» или «против» будет подтверждаться цветком. В конце нашего  разговора мы увидим ,к какому выводу вы придете( у каждой группы стоит ваза, куда будут  помещаться цветы). Мы  с вами остановимся  лишь на некоторых наследственных заболеваниях.(проходит жеребьевка)

Группа «ЗА» (считают, что  наследственные заболевания нельзя излечить и предупредить)

Группа «Против» ( считают, что наследственные заболевания  можно предупредить и это не приговор)

3.

Стадия осмысления

Цель: способность  делать выводы по собственным исследованиям

Задача: отрабатывать коммуникативные навыки

Метод: практический, частично-поисковый

Приемы: формирование выводов и обобщений

Результат: уметь анализировать результаты, полученные в ходе обсуждения фактического материала.

На этой стадии  урока обучающиеся ведут перекрестный  диалог. Каждая группа приводит свои аргументы, подтверждая  их фактами (используется электронная презентация). В ходе диалога учитель может задавать вопросы.

Учитель: Итак, вы пришли к выводу, что причиной наследственных заболеваний являются мутации.

А какие мутации вы наблюдали при изучении таких наследственных заболеваний как гемофилия, фенилкетонурия, синдром Дауна?(ответы детей).

Учитель: Каковы причины появления мутаций т.е. факторы, вызывающие мутации?

Ответы детей: Физические(радиоактивное излучение, температура ит.д..) ,химические (пищевые консерванты, некоторые компоненты табака, алкоголь ит.д.),биохимические (внедрение в клетку чужой ДНК вируса и др.)

Учитель: ВЫ абсолютно правы, что большое значение  для человека играет образ его жизни. (отсутствие вредных привычек).

Учитель: Большое спасибо за интересную дискуссию! И мы видим, чья группа оказалась более убедительной и аргументированной. Результат на лицо ( у кого больше цветов(аргументы), тот и прав).

  Но вспомним наш эпиграф к уроку «Кто ищет истины - не чужд и заблужденьям».

Поэтому ваше право так думать. Но  заблуждаться можно только на пути к истине, а ,постигнув, ее ты несешь ответственность.

4.

Рефлексия

Цель: закрепить знания о наследственных заболеваниях.

Задача: уметь  делать выводы по собственным исследованиям.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам, проанализировав дискуссию урока, высказать пожелание своему будущему ребенку, о том, что он должен знать, что делать и как себя вести, чтобы снизить риск мутаций у себя и будущих потомков. Используется прием «Пожелание в будущее».

5.

Закрепление материала

Учитель:  На слайде представлены  биологические задачки на смекалку. Прочитайте, пожалуйста, и найдите ошибку в тексте.

6.

Задание на дом

Учитель: домашнее задание –составить кроссворд по теме : «Наследственность и генетика» ,повт .п 39

Большое спасибо за урок, заполните бланки «Самооценки» до конца. Потрудились вы хорошо.


Приложение №1

Заполнение бланка "Самооценка"

Ф.И______________________________________

Терминологический диктант

Работа в группе

Делали сообщение

Помогал делать презентацию

Задачи на смекалку

рефлексия

Общая оценка

Критерии оценки учебной деятельности:

1.Терминологический диктант 0-2 балла

2.работа в группе по каждому вопросу – 0–2 балла (в зависимости от активности);

3.презентация 0-2 балла

4.сообщения – 2 балла.

5.Задачи на смекалку – 1 балл

6.Рефлексия  1 балл

Оценки:

1. 9–10 баллов – оценка «5»;

2. 6–8 баллов – «4»;

3.  3-5 баллов –«3»

Приложение №2

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ  ДИКТАНТ:


1.Генетика изучает закономерности….
2.Основоположником генетики является….
3.Объектом своих исследований Мендель выбрал…..
4.Родители и гибридное потомство обозначается…
5.Совокупность генов организма…
6.локус-
7.Совокупность всех признаков организма….
8.аллель -
9.Ген, контролирующий преобладающий признак…
10.Ген, контролирующий подавляемый признак……

11.Скрещивание двух организмов называется..

12.ген – это..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...