урок по биологии "Наследственные заболевания:приговор ли это?"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
урок-конференция с использованием проблемного обучения,элементами критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок -конференция | 32.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии для 9 класса по теме
« Наследственные заболевания: приговор или….?»
Т.В.Головнина ,учитель биологии МКОУ «Новобурковская сош»
УМК «Биология.9 класс» Н.И. Сонина
Эпиграф к уроку:
«Кто ищет истины –
не чужд и заблуждениям»
Вольфганг Иоганн Гёте
Цель:
- рассмотреть различные заболевания человека и выявить причины их появления;
- выявить методы лечения и предупреждения некоторых наследственных заболеваний;
- способствовать развитию познавательного интереса к изучению основ генетики как науки будущего.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о закономерностях наследования признаков;
- способствовать осознанию основного фактического материала
- показать необходимость генетических знаний для прогнозирования
появления наследственных болезней у человека и их ранней диагностики.
Развивающие:
- развивать личностно-смысловое отношение к учебному предмету: помочь
учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость
учебного материала;
- продолжить формирование умений и навыков самостоятельно применять знания
в комплексе, в новых условиях, в ситуации неопределенности.
- умение анализировать, обобщать.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные способности при работе в парах, взаимопроверке;
- отрабатывать умения делать выводы по собственным исследованиям;
- способствовать формированию ЗОЖ, активных позиций против
самых распространенных и пагубных привычек.
Должны знать:
- причины наследственных заболеваний;
- пути профилактики наследственных заболеваний.
Уметь:
- обобщать материал, выделять главное;
- делать выводы.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку( приготовлена обучающимися ) ,таблички с названием групп, бланк «Самооценка».
Использованные технологии: элементы проблемного обучения и элементы технологии критического мышления, ИКТ.
Формы работы на уроке:
-Групповая работа.
План урока
- Организационный момент (приветствие, терминологический диктант)
- Ход урока: стадия вызова
- Стадия осмысления
- Стадия рефлексии
- Закрепление материала
- Подведение итогов урока, задание на дом.
№п/п | Этапы работы | Цели, задачи, результаты этапа урока | Содержание этапа ( заполняется педагогом) |
1. | Организационный момент | Цель: создать условия для продуктивной работы. Задача: сконцентрировать внимание обучающихся Результат: готовность к работе | Приветствие учителя и обучающихся, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой. Учитель: Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Проверьте готовность своего рабочего места. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на поиск и творчество. Учитель: У каждого из вас на столе лежит бланк «Самооценка»,(приложение 1)в который вы будете вносить оценки на каждом этапе урока. И первый этап - терминологический диктант. (приложение 2) Проводится терминологический диктант со взаимопроверкой.(делается запись в бланк «Самооценка». Учитель: Сегодня урок будет наполнен большим объемом информационных сообщений ваших одноклассников, за которыми вы должны будете внимательно следить. |
2. | Стадия вызова | Цель: создать условия причинно-следственных связей появления наследственных заболеваний. Задача: развивать умения делать выводы Метод: репродуктивный, частично поисковый; Прием: создание проблемной ситуации Результат: должны понимать причины появления наследственных заболеваний и их последствия | Учитель: Обратимся к эпиграфу нашего урока «Кто ищет истину - не чужд и заблуждениям». А теперь послушайте одну легенду: « Однажды у одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным в жизни: богатство или слава?» Немного подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля» Учитель: Как вы думаете, почему так ответил мудрец? Объясните ваш ответ. -Что значит ,по-вашему, быть здоровым? Учитель: Давайте вспомним какие факторы влияют на здоровье и составим схему.(составление схемы) Учитель: Как вы считаете, какой фактор является основополагающим? Почему? Ответы детей. Учитель: Согласна с вами, что в наследство можно получить не только квартиру, машину, но и наследственные заболевания. Учитель: Ребята, какие наследственные заболевания вы можете назвать? (ответы учащихся) Учитель: Все правильно, вы перечислили те заболевания, которые известны генетике. А сколько еще предстоит изучить, узнать. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос « Наследственные заболевания приговор или…..?» У вас было опережающее задание на тему урока, вы должны были подготовить информацию, которая либо подтверждала , либо опровергала , что наследственные заболевания –это не приговор и их можно предупредить. Каждый аргумент –«за» или «против» будет подтверждаться цветком. В конце нашего разговора мы увидим ,к какому выводу вы придете( у каждой группы стоит ваза, куда будут помещаться цветы). Мы с вами остановимся лишь на некоторых наследственных заболеваниях.(проходит жеребьевка) Группа «ЗА» (считают, что наследственные заболевания нельзя излечить и предупредить) Группа «Против» ( считают, что наследственные заболевания можно предупредить и это не приговор) |
3. | Стадия осмысления | Цель: способность делать выводы по собственным исследованиям Задача: отрабатывать коммуникативные навыки Метод: практический, частично-поисковый Приемы: формирование выводов и обобщений Результат: уметь анализировать результаты, полученные в ходе обсуждения фактического материала. | На этой стадии урока обучающиеся ведут перекрестный диалог. Каждая группа приводит свои аргументы, подтверждая их фактами (используется электронная презентация). В ходе диалога учитель может задавать вопросы. Учитель: Итак, вы пришли к выводу, что причиной наследственных заболеваний являются мутации. А какие мутации вы наблюдали при изучении таких наследственных заболеваний как гемофилия, фенилкетонурия, синдром Дауна?(ответы детей). Учитель: Каковы причины появления мутаций т.е. факторы, вызывающие мутации? Ответы детей: Физические(радиоактивное излучение, температура ит.д..) ,химические (пищевые консерванты, некоторые компоненты табака, алкоголь ит.д.),биохимические (внедрение в клетку чужой ДНК вируса и др.) Учитель: ВЫ абсолютно правы, что большое значение для человека играет образ его жизни. (отсутствие вредных привычек). Учитель: Большое спасибо за интересную дискуссию! И мы видим, чья группа оказалась более убедительной и аргументированной. Результат на лицо ( у кого больше цветов(аргументы), тот и прав). Но вспомним наш эпиграф к уроку «Кто ищет истины - не чужд и заблужденьям». Поэтому ваше право так думать. Но заблуждаться можно только на пути к истине, а ,постигнув, ее ты несешь ответственность. |
4. | Рефлексия | Цель: закрепить знания о наследственных заболеваниях. Задача: уметь делать выводы по собственным исследованиям. | Учитель: А сейчас я предлагаю вам, проанализировав дискуссию урока, высказать пожелание своему будущему ребенку, о том, что он должен знать, что делать и как себя вести, чтобы снизить риск мутаций у себя и будущих потомков. Используется прием «Пожелание в будущее». |
5. | Закрепление материала | Учитель: На слайде представлены биологические задачки на смекалку. Прочитайте, пожалуйста, и найдите ошибку в тексте. | |
6. | Задание на дом | Учитель: домашнее задание –составить кроссворд по теме : «Наследственность и генетика» ,повт .п 39 Большое спасибо за урок, заполните бланки «Самооценки» до конца. Потрудились вы хорошо. |
Приложение №1
Заполнение бланка "Самооценка"
Ф.И______________________________________
Терминологический диктант | Работа в группе | Делали сообщение | Помогал делать презентацию | Задачи на смекалку | рефлексия | Общая оценка |
Критерии оценки учебной деятельности:
1.Терминологический диктант 0-2 балла
2.работа в группе по каждому вопросу – 0–2 балла (в зависимости от активности);
3.презентация 0-2 балла
4.сообщения – 2 балла.
5.Задачи на смекалку – 1 балл
6.Рефлексия 1 балл
Оценки:
1. 9–10 баллов – оценка «5»;
2. 6–8 баллов – «4»;
3. 3-5 баллов –«3»
Приложение №2
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ:
1.Генетика изучает закономерности….
2.Основоположником генетики является….
3.Объектом своих исследований Мендель выбрал…..
4.Родители и гибридное потомство обозначается…
5.Совокупность генов организма…
6.локус-
7.Совокупность всех признаков организма….
8.аллель -
9.Ген, контролирующий преобладающий признак…
10.Ген, контролирующий подавляемый признак……
11.Скрещивание двух организмов называется..
12.ген – это..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...