тематическое планирование 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на ШМО, заседание №2
от ______________________
Руководитель ________ /Кургузикова НИ
Согласовано ________________________
Зам. директора по УВР _______________
/Калякина ОВ./
Календарно – тематическое планирование по биологии
на 2013-2014 учебный год в 9 классах.
2 часа в неделю, 68 часов.
Учитель – Кургузикова Надежда Ивановна.
Учебник: И. Н. Понамарева Биология: 9 класс-М: Вентана – Граф, 2009.
Программа: И. Н. Понамарева, Н. М. Чернова, Вентана –Граф, 2009.
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
Введение общую биологию (4ч). В теме: Экскурсия №1 «Биологическое разнообразие вокруг нас». | ||||||
1. | Биология – наука о живом мире. Методы исследования в биологии. | 2.09-7.09 | Урок ознакомления с новым материалом. Проблемное обучение | Биология, культивирование, ботаника, зоология, биология человека, микробиология, генная инженерия, биотехнология. П-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.. Р-Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения, представлять результаты, развивать навыки самооценки. К-Уметь работать в парах, аргументировать свою точку зрения. Л- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 1, вопрос 1, 2 (по выбору письменно). | 1.1.Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения живых объектов. 2.1.1. Уметь объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; |
2. | Общие свойства живых организмов. | 2.09-7.09 | Комбинированный урок. Коллективное взаимообучение | Углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты. Клетка – единица живого. Самовоспроизведение, раздражимость, приспособленность, рост и развитие, эволюция. П-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Р-Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения. К-Уметь работать в парах, аргументировать свою точку зрения. Л- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 2, вопрос 2,3 устно. | 2.2 Признаки организмов . Наследственность и изменчивость – свойства организмов. 2.1 Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. 1.2.1 Понимать обмен веществ и превращение энергии |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
3. | Многообразие форм живых организмов. Среды жизни живых организмов, Клеточное разнообразие. | 9.09-14.09 | Комбинированный урок ИКТ | Биосфера, гидробионты, Прокариоты, эукариоты, вирусы, биосистема. Уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоцентрический. П-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Р-Уметь определять цель работы, планировать алгоритм ее выполнения. К-Уметь работать в парах, аргументировать свою точку зрения. Л- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 3, вопросы на повторение темы. | 3.5. Биологическое разнообразие видов как результат эволюции. 2.1.4 Уметь объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. 1.1.3 Знать признаки популяций , экосистем, биосферы. |
4. | Экскурсия №1 «Биологическое разнообразие вокруг нас». | 9.09-14.09 | Экскурсия, коллективное взаимообучение | Биоразнообразие, приспособление к экологическим средам и факторам. Р- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. П-. Выявлять причины и следствия простых явлений. К- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Л. умения выделять нравственный аспект поведения. | Отчет | 3.5. Биологическое разнообразие видов как результат эволюции. 2.1.4 Уметь объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. 2.2.2 Уметь описывать биологические объекты. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
Основы учения о клетке (10 ч). Л/р. №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток». | ||||||
1. 5 | Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. История цитологии. Клеточная теория. | 16.09-21.09 | Урок ознакомления с новым материалом ИКТ | Цитология. Клетка – основная структурная и функциональная единица живых организмов. Р. Умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков оценки и самооценки. П. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал. К. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. Л- Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 4, вопрос 1 письменно. | 2.1.Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. 2.2.Одноклеточные и многоклеточные организмы. 2.3.1 Распознавать и описывать на рисунках основные части и органоиды клетки. 2.5 Умение сравнивать биологические объекты. |
2. 6 | Химический состав клетки, его постоянство. Общность химического состава клетки. Углеводороды, липиды: их разнообразие и свойства. | 16.09-21.09 | Комбинированный урок. Проблемное обучение | Макро- и микроэлементы, гомеостаз. Вода и минеральные соли, углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты. Мономеры и полимеры. Р. Умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков оценки и самооценки. П. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал. К. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. Л- Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 5, вопросы в тетради. | 2.1.Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. 2.3.1 Распознавать и описывать на рисунках основные части и органоиды клетки. 2.5 Умение сравнивать биологические объекты. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
3. 7 | Белки: свойства, структура, функции. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. | 23.09-28.09 | Комбинированный урок. ИКТ. | Структура белка, глобула, конформация, катализаторы, денатурация и ренатурация, ферменты. Нуклеотиды, рибоза, дезоксирибоза, аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил. ДНК, РНК. Полинуклеотидные цепочки. Комплементарность. Р. Умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков оценки и самооценки. П. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал. К. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. Л- Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 6, вопросы в тетради. | 2.1.Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. 2.3.1 Распознавать и описывать на рисунках основные части и органоиды клетки. 2.5 Умение сравнивать биологические объекты. |
4. 8 | Строение клетки: плазматическая мембрана, ядро, цитоплазма. Прокариоты, эукариоты, вирусы. | 23.09-28.09 | Комбинированный урок. Коллективное взаимообучение | Плазматическая мембрана, хромосомы, ядро, ядрышко, кариоплазма. Цитоплазма, органоиды, включения, нуклеотиды, прокариоты, эукариоты, вирус. Р. Умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков оценки и самооценки. П. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал. К. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. Л- Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 7, вопросы после § | 2.1.Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Вирусы – неклеточные формы жизни . 2.2.Одноклеточные и многоклеточные организмы. 2.3.1 Распознавать и описывать на рисунках основные части и органоиды клетки. 2.5 Умение сравнивать биологические объекты. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
5. 9 | Органоиды клетки и их функции. Л/р. №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток». | 30.09-5.10 | Комбинированный урок ИКТ | Мембранные и немембранные органоиды, ЭПС, вакуоль, комплекс Гольджи. Лизосомы, митохондрия, кристы, пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, хлорофилл, граны, тилакосты. Рибосомы, полисомы, клеточный центр, микротрубочки. П. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал. К. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. Л- Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 7 - §8, выучить строение клетки. Вопрос 2 (по выбору). | 2.1.Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Вирусы – неклеточные формы жизни . 2.2.Одноклеточные и многоклеточные организмы. 2.3.1 Распознавать и описывать на рисунках основные части и органоиды клетки. 2.5 Умение сравнивать биологические объекты. |
6. 10 | Обмена веществ – основа существования клетки. Понятие об обмене веществ, анаболизм и катаболизм. | 30.09-5.10 | Комбинированный урок. Проблемное обучение. | Обмен веществ или метаболизм, анаболизм (ассимиляция), катаболизм (диссимиляция), АТФ. П. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал. К. Умение работать в группах. Л- Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 9, вопросы после § | 4.7 Обмен веществ и превращение энергии в организме. 1.2.1 Понимать обмен веществ и превращение энергии. 2.5 Уметь сравнивать биологические объекты и делать выводы. |
7. 11 | Биосинтез белков в живой клетке. Понятие о биосинтезе, этапы биосинтеза: транскрипция, трансляция. | 7.10- 12.10 | Лекция, ИКТ | Биосинтез, гены, генетический код, транскрипция, кодон, антикодон, акцептор, трансляция, матрица. П. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал. К. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. Л- Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 10, вопросы в тетради. | 4.7 Обмен веществ и превращение энергии в организме. 1.2.1 Понимать обмен веществ и превращение энергии. 2.5 Уметь сравнивать объекты и делать выводы. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
8. 12 | Биосинтез углеводов – фотосинтез. Понятие о фотосинтезе. | 7.10- 12.10 | Комбинированный урок. Проблемный урок | Фотосинтез, световая и темновая стадии, фотолиз. Тилакоид, грана, ламелла, строма, хлорофилл, АТФ. Стадии: световая и темновая, условия протекания и значение. П. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал. К. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. Л- Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 11, вопрос в тетради. | 4.7 Обмен веществ и превращение энергии в организме. 1.2.1 Понимать обмен веществ и превращение энергии. 2.5 Уметь сравнивать биологические объекты и делать выводы. |
9. 13 | Обеспечение клеток энергией. Понятие о клеточном дыхании. Функция дыхания. | 14.10-19.10 | Комбинированный урок, ИКТ | Клеточное дыхание, анаэробная (гликолиз) и аэробная стадии дыхания. П. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал. К. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. Л- Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | § 12, вопросы на повторение темы. | 4.7 Обмен веществ и превращение энергии в организме. 1.2.1 Понимать обмен веществ и превращение энергии. 2.5 Уметь сравнивать биологические объекты и делать выводы. |
10. 14 | Обобщение по теме «Клетка». | 14.10-19.10 | Обобщение, ИКТ | Клетка – основная структурная и функциональная единица живого. П. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал. К. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. Л- Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Индивидуальные задания. | 2.1.Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. 4.7 Обмен веществ и превращение энергии в организме. 1.2.1 Понимать обмен веществ и превращение энергии. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
Размножение и индивидуальное развитие организмов – онтогенез (5 ч). Л/р. № 2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток». | ||||||
1. 15 | Размножение живых организмов. Половое и бесполое размножение. | 21.10-26.10 | Урок ознакомления с новым материалом Коллективное взаимообучение | Половое размножение, гаметы, зигота, спермий, сперматозоид, яйцеклетка, конъюгация. Бесполое размножение, почкование, вегетативное размножение, фрагментация, спорофит. спорообразование, гаметофит. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат. П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К. Приводят аргументы, подтверждая их фактами. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | § 13, вопрос 1,2. | 2.1. Гены и хромосомы 1.2.1 Понимать развитие , размножение , наследственность и изменчивость. 3.3 Размножение растений 3.4. Размножение животных |
2. 16 | Митоз. Понятие о делении клетки.. Роль митоза. Л/р. № 2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток». | 21.10-26.10 | Комбинированный урок, ИКТ | Митоз, центромера, хроматиды, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, интерфаза. Гаплоидные и диплоидные наборы хромосом. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему . П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.. К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки | § 14, вопросы после § | 2.1. Гены и хромосомы 1.2.1 Понимать развитие , размножение , наследственность и изменчивость. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
3. 17 | Образование половых клеток. Мейоз как особый тип деления клетки. Фазы мейоза. Роль в природе. | 28.10-2.11 | Комбинированный урок | Мейоз І и ІІ, соматические и половые клетки, гаплоидный и диплоидный набор хромосом. Гомологичные хромосомы, бивалент, кроссинговер, сперматогенез, овогенез (оогенез). Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат. П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К. Приводят аргументы, подтверждая их фактами. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки | § 15, вопрос в тетради и вопрос 2. | 2.1. Гены и хромосомы 1.2.1 Понимать развитие , размножение , наследственность и изменчивость. |
4. 18 | Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. | 28.10-2.11 | Комбинированный урок, ИКТ | Периоды онтогенеза: зародышевый, молодости, зрелости, старости. Метаморфоз. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. К. Приводят аргументы, подтверждая их фактами. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки | § 16, вопросы на повторение темы. | 2.1. Гены и хромосомы 1.2.1 Понимать развитие, размножение, наследственность и изменчивость. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
5. 19 | Обобщение по теме: «Онтогенез». | 2четверть 11.11-16.11 | Обобщение, коллективное взаимообучение | Биологическая роль полового и бесполого размножения. Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. П: сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. К: участвовать в коллективном обсуждении проблем. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | Индивидуальные задания. | 1.2.1 Понимать развитие, размножение, наследственность и изменчивость. |
Основы генетики (9 ч). Л/р. № 3 «Решение генетических задач». | ||||||
1. 20 | Генетика. Предыстория. Начало генетических исследований. Значение, основоположники. | 11.11-16.11 | Урок ознакомления с новым материалом | Генетика, гены, селекция, биотехнология. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат. П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде таблиц, схем. Структурирование знаний, Поиск и выделение необходимой информации. К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 17, вопросы в тетради | 2.1.1Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. 1.2.1. Знать рост, развитие , размножение, наследственность и изменчивость. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
2. 21 | Основные понятия генетики. | 18.11- 23.11 | Комбинированный урок | Наследственность и изменчивость, фенотип и генотип, локус, аллеи, гетерозиготные и гомозиготные организмы. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат. П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде таблиц, схем. Структурирование знаний. К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 18, выучить термины. | 2.2 Наследственность и изменчивость – свойства организмов. 1.2.1. Знать рост, развитие , размножение, наследственность и изменчивость. |
3. 22 | Генетические опыты Г. Менделя. Методы исследования Менделя. Законы наследственности Менделя: единообразия первого поколения, закон расщепления. | 18.11- 23.11 | Комбинированный урок | Скрещивание, гибриды 1 и 2 поколения, моно - дигибридное скрещивание. Гетеро- и гомозиготные организмы, доминантные и рецессивные признаки, чистота гамет. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат. П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде таблиц, схем. Структурирование знаний. К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 19, задания в тетради, выучить термины. | 2.2 Наследственность и изменчивость – свойства организмов. 1.2.1. Знать рост, развитие , размножение, наследственность и изменчивость. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
4. 23 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Л/р. № 3 «Решение генетических задач». | 25.11-30.11 | Комбинированный урок, проблемное обучение | Дигибридное скрещивание, рекомбинация, анализирующие скрещивание, таблица Пинетта. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат. П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде таблиц, схем. Структурирование знаний. К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 20, вопрос 1, задачи в тетради. | 2.2 Наследственность и изменчивость – свойства организмов. 1.2.1. Знать рост, развитие , размножение, наследственность и изменчивость. |
5. 24 | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | 25.11-30.11 | Комбинированный урок, ИКТ | Сцепленные гены, закон сцепления или Моргана, кроссинговер. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат. П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде таблиц, схем. Структурирование знаний. К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 21, вопросы в тетради. | 2.1. Гены и хромосомы . 2.2 Наследственность и изменчивость – свойства организмов. 1.2.1. Знать рост, развитие , размножение, наследственность и изменчивость. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
6. 25 | Взаимодействие генов и их множественное действие. Понятие о гене. Типы влияния генов. Условия проявления признаков. | 2.12-7.12 | Комбинированный урок, критическое мышление | Ген, аллельные и неаллельные гены, локус. Полимерия, плейотропия, генотип, фенотип, среда генотипическая, степень выраженности признака. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат. П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде таблиц, схем. Структурирование знаний. К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 22, задачи в тетради. | 2.1.Гены и хромосомы . 2.2 Наследственность и изменчивость – свойства организмов. 1.2.1. Знать рост, развитие , размножение, наследственность и изменчивость. |
7. 26 | Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни, сцепленные с полом. | 2.12-7.12 | Комбинированный урок, ИКТ | X- и Y- хромосомы, аутосомы, кариотип, сцепленное с полом наследование. Наследование, сцепленное с полом; дальтонизм, гемофилия, болезнь Дауна, моно - и полисомия, мутагены. Генные болезни и аномалии. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат. П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 23, задачи в тетради. § 26, задачи в тетради. | 2.1.Гены и хромосомы . 2.2 Наследственность и изменчивость – свойства организмов. 1.2.1. Знать рост, развитие , размножение, наследственность и изменчивость. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, пед. технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
8. 27 | Наследственная изменчивость. Закон Н. И. Вавилова Л/р. №4 «Выявление проявлений генотипических и фенотипических у растений разных сортов». | 9.12-14.12 | Комбинированный урок, коллективное взаимообучение | Изменчивость: генотипическая, комбинативная, мутационная. Мутагены, естественные и искусственные мутации. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Вавилова Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат. П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 24, вопросы в тетради. | 2.1.Гены и хромосомы . 2.2 Наследственность и изменчивость – свойства организмов. 1.2.1. Знать рост, развитие , размножение, наследственность и изменчивость. |
9. 28 | Модификационная и онтогенетическая изменчивость. Норма реакции. Генофонд и генетическое разнообразие. Л/р. №5 «Изучение изменчивости у организмов». | 9.12-14.12 | Комбинированный урок, ИКТ | Модификационная и онтогенетическая изменчивость, норма реакции, модификации, приспособительные адаптации. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат. П - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 25, вопросы на повторение темы | 2.1.Гены и хромосомы . 2.2 Наследственность и изменчивость – свойства организмов. 1.2.1. Знать рост, развитие , размножение, наследственность и изменчивость. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
Основы селекции растений и животных (5 ч). | ||||||
1. 29 | Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. | 16.12-21.12 | Урок ознакомления с новым материалом ИКТ | Селекция, искусственный отбор, гибридизация, гетерозис, мутагенез, естественные и искусственные мутации, полиплоидия. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат. П - Представлять информацию в виде таблиц, схем. Работать с различными источниками информации. Выделять главное. Структурировать учебный материал. Давать определения понятиям. К. умение слушать и вступать в диалог. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 27, вопрос 1,2 | 2.1.Гены и хромосомы . 2.2 Наследственность и изменчивость – свойства организмов. 1.2.1. Знать рост, развитие , размножение, наследственность и изменчивость. 2.2 Приемы выращивания и размножения домашних животных. |
2. 30 | Особенности селекции растений. Методы и достижения селекции растений. Достижение селекционеров нашей страны. | 16.12-21.12 | Комбинированный урок, коллективное взаимообучение | Полиплоидия, искусственная гибридизация, тритикале. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат. П - Представлять информацию в виде таблиц, схем. Выделять главное. Структурировать учебный материал. Представлять информацию в виде таблиц и схем К. Учиться критично относиться к своему мнению. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 28 вопросы в тетради. | 2.1.Гены и хромосомы . 2.2 Наследственность и изменчивость – свойства организмов. 1.2.1. Знать рост, развитие , размножение, наследственность и изменчивость. 2.2 Приемы выращивания и размножения растений. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
3. 31 | Центры происхождения культурных растений. | 23.12-28.12 | Лекция ИКТ | Центры происхождения культурных растений. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат. П - Представлять информацию в виде таблиц, схем. Выделять главное. Структурировать учебный материал. Представлять информацию в виде таблиц и схем К. Учиться критично относиться к своему мнению. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 29, вопросы в тетради. | 2.5 Умение сравнивать биологические объекты |
4. 32 | Особенности селекции животных. Из истории одомашнивания. Методы селекции животных. | 23.12-28.12 | Комбинированный урок, проблемное обучение | Доместикация, инбридинг, аутбридинг, искусственное осеменение клонирование. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат. П - Представлять информацию в виде таблиц, схем. Выделять главное. Структурировать учебный материал. Представлять информацию в виде таблиц и схем К. Учиться критично относиться к своему мнению. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 30, вопросы 1,2. | 2.2 Наследственность и изменчивость –свойства организмов. 1.2.1. Знать рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость. 2.2 Приемы выращивания и размножения животных. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
5. 33 | Основные направления селекции микроорганизмов. Использование микробов человеком. Методы селекции микроорганизмов: генная и клеточная инженерия. | 3 четверть 13.01-18.01 | Комбинированный урок, ИКТ | Индуцированный мутагенез, биотехнология, генная и клеточная инженерия. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать результат. П - Представлять информацию в виде таблиц, схем. Выделять главное. Структурировать учебный материал. Представлять информацию в виде таблиц и схем К. Учиться критично относиться к своему мнению. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 31, вопросы на повторение темы. | 2.2 Наследственность и изменчивость – свойства организмов. 1.2.1. Знать размножение, наследственность и изменчивость. |
Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч). Экскурсия №2 «Приспособительные черты организмов к наземной жизни». | ||||||
1. 34 | Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотезы происхождения жизни. | 13.01-18.01 | Урок изучения нового материала. Проблемное обучение | Биогенез и абиогенез, панспермия. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Составлять план и последовательность действий. Осознавать качество и уровень усвоения. П. Работать с различными источниками информации. Выделять главное. Структурировать учебный материал. Представлять информацию в виде таблиц и схем. К.. Уметь слушать и вступать в диалог. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 32, вопросы после § | 3.5 Учение об эволюции органического мира. 2.1.1 Уметь объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
2. 35 | Современные представления о возникновении жизни на земле. Биохимическая гипотеза А. И. Опарина. Условия возникновения жизни на Земле. Коацерваты как предшественники организмов. | 20.01-25.01 | Комбинированный урок, ИКТ | Коацерваты, теория эволюции живой материи, генетическая теория происхождения жизни. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Составлять план и последовательность действий. Осознавать качество и уровень усвоения. П. Работать с различными источниками информации. Выделять главное. Структурировать учебный материал. Представлять информацию в виде таблиц и схем. К.. Уметь слушать и вступать в диалог. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 33, вопросы после § | 3.5 Учение об эволюции органического мира. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. 2.1.1 Уметь объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира |
3. 36 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород, формирование почв. | 20.01-25.01 | Комбинированный урок, коллективное взаимообучение | Гетеротрофы, автотрофы. Брожение, фотосинтез, дыхание, биологический круговорот веществ в природе, биосфера. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Составлять план и последовательность действий. П. Работать с различными источниками информации. Выделять главное. Представлять информацию в виде таблиц и схем. К.. Уметь слушать и вступать в диалог. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 34, вопросы 1,2,3. | 1.2.1 Понимать обмен веществ и превращение энергии 2.1.1 Уметь объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
4. 37 | Этапы развития жизни на Земле. Общее направление эволюции жизни. | 27.01-1.02 | Комбинированный урок, ИКТ | Эры, периоды, эпохи. Катархей, архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Составлять план и последовательность действий. П. Работать с различными источниками информации. Выделять главное. Представлять информацию в виде таблиц и схем. К.. Уметь слушать и вступать в диалог. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 35, вопросы на повторение темы. | 3.5 Учение об эволюции органического мира. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. 2.1.2. Уметь объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. |
5. 38 | Экскурсия №2 «Приспособительные черты организмов к наземной жизни». | 27.01-1.02 | Урок применения знаний и умений, коллективное взаимообучение | Эволюция, приспособленность, абиотические факторы. Р. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Составлять план и последовательность действий. П. Работать с различными источниками информации. Выделять главное. Представлять информацию в виде таблиц и схем. К.. Уметь слушать и вступать в диалог. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | Отчет об экскурсии | 5.1 Влияние экологических факторов на организмы . Приспособления организмов к различным экологическим факторам. 2.1.4 Уметь объяснять взаимосвязи организмов и среды. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
Учение об эволюции (11 ч). | ||||||
1. 39 | Идея развития органического мира в биологии. Появление идей об эволюции. Теория эволюции Ж-Б Ламарка. | 3.02-8.02 | Урок изучения нового материала, ИКТ | Эволюционное учение, креационизм, эволюция. Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. П. искать и выделять необходимую информацию. Применять методы информационного поиска. Структурировать знания. К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 36, вопросы 1,2,3 | 3.5 Учение об эволюции органического мира. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. 2.1.2. Уметь объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. |
2. 40 | Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции органического мира. Исследования Ч. Дарвина | 3.02-8.02 | Лекция, ИКТ | Дивергенция, адаптация изменчивость, наследственность, борьба за существование, естественный отбор. Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. П. искать и выделять необходимую информацию. Структурировать знания. К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 37, вопросы 1,2 | 3.5 Учение об эволюции органического мира. Ч . Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. 2.1.2. Уметь объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
3. 41 | Движущие силы эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за существование. | 10.02-15.02 | Комбинированный урок, проблемное обучение | Изменчивость, наследственность, борьба за существование, конкуренция. Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. П. искать и выделять необходимую информацию. Применять методы информационного поиска. Структурировать знания. К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 37, вопросы в тетради. | 3.5 Учение об эволюции органического мира. 1.2.1 Знать наследственность и изменчивость. 2.1.2. Уметь объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. |
4. 42 | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность к среде обитания. | 10.02-15.02 | Комбинированный урок. ИКТ | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность к среде обитания. Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. П. искать и выделять необходимую информацию. Применять методы информационного поиска. К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | Вопросы в тетради. | 3.5 Учение об эволюции органического мира. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. 1.2.1 Знать наследственность и изменчивость. 2.1.2. Уметь объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
5. 43 | Современные представления об эволюции органического мира. Популяция как элементарная единица эволюции. Важнейшие понятия СТЭ. | 17.02-22.02 | Лекция, проблемное обучение | Популяция, дивергенция, наследственная изменчивость, факторы эволюции: естественный отбор, мутационный процесс, популяционные волны, изоляция. Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. П. искать и выделять необходимую информацию. Структурировать знания. К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 38, выучить термины | 3.5 Учение об эволюции органического мира. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. 2.1.2. Уметь объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. |
6. 44 | Вид, его критерии. Популяционная структура вида. | 17.02-22.02 | Комбинированный урок, коллективное взаимообучение | Вид, критерий вида: морфологический, физиолого-биохимический, географический, экологический, репродуктивный. Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. П. искать и выделять необходимую информацию. Структурировать знания. К. Отстаивать свою точку зрения. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 39, вопросы в тетради. | 2.2 Признаки организмов . Наследственность и изменчивость – свойства организмов . 5.1. Знать популяцию . 2.1.2. Уметь объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
7. 45 | Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции. Видообразование в результате географической изоляции. Видообразование в пределах одного вида. | 24.02 – 1.03 | Изучение нового материала, ИКТ | Микроэволюция, видообразование, аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. П. искать и выделять необходимую информацию. Применять методы информационного поиска. Структурировать знания. К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 40, вопрос 1. | 2.2 Признаки организмов . Наследственность и изменчивость – свойства организмов . 5.1. Знать популяция . 2.1.2. Уметь объяснять родство, эволюцию растений и животных. |
8. 46 | Макроэволюция – результат микроэволюций. | 24.02 – 1.03 | Комбинированный урок, коллективное взаимообучение | Макроэволюция, надвидовые группы. Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. П. искать и выделять необходимую информацию. Применять методы информационного поиска. Структурировать знания. К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 41, вопросы после § | 3.5 Учение об эволюции органического мира. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. 2.1.2. Уметь объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
9. 47 | Основные направления эволюции. Направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Соотношение направлений эволюции. | 3.03-8.03 | Комбинированный урок. ИКТ | Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. П. искать и выделять необходимую информацию. Применять методы информационного поиска. Структурировать знания. К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 42, вопросы в тетради. | 3.5 Учение об эволюции органического мира. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. 2.1.2. Уметь объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. |
10. 48 | Основные закономерности биологической эволюции. | 3.03-8.03 | Комбинированный урок, проблемное обучение | Эволюция – необратимый непрограммированный процесс исторического развития. Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. П. искать и выделять необходимую информацию. К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 43, индивидуальные задания. | 3.5 Учение об эволюции органического мира. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. 2.1.2. Уметь объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
11. 49 | Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяции. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биоразнообразия в устойчивом развитии природы. | 10.03-15.03 | Комбинированный урок | Биоразнообразие, экология, национальные парки, заповедники, заказник. Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. П. искать и выделять необходимую информацию. Применять методы информационного поиска. Структурировать знания. К. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | Вопросы на повторение темы. | 5.3. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. 2.1.6 Уметь объяснять необходимость защиты окружающей среды. |
Происхождение человека (6 ч). | ||||||
1. 50 | Эволюция приматов. Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными. | 10.03-15.03 | Урок ознакомления с новым материалом, коллективное взаимообучение | Дриопитеки, Человек разумный, рамапитеки. П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал, разрабатывать схему объединения органов в системы. Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты. К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 44, вопросы в тетради. | 4.1 Сходство человека с животными и отличие от них . 4.13. Биологическая природа и социальная сущность человека . 3.5 Учение об эволюции органического мира. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
2. 51 | Доказательства эволюционного происхождения человека. Накопление фактов об происхождении человека. | 17.03-22.03 | Комбинированный урок, ИКТ | Рудименты, антропогенез, социальные и биологические факторы антропогенеза. П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал, разрабатывать схему объединения органов в системы. Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты. К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 45, вопросы 1,2 | 4.1 Сходство человека с животными и отличие от них . 4.13. Биологическая природа и социальная сущность человека . 3.5 Учение об эволюции органического мира. |
3. 52 | Ранние этапы эволюции человека. Австралопитеки. Стадии антропогенеза. | 17.03-22.03 | Комбинированный урок, проблемное обучение | Австралопитеки, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец. П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал, разрабатывать схему объединения органов в системы. Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты. К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 46, вопросы в тетради. | 4.13. Биологическая природа и социальная сущность человека . 3.5 Учение об эволюции органического мира. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
4. 53 | Поздние этапы эволюции человека. Ранние неоантропы. Современные люди. Человеческие расы, их родство и происхождение | 4 четверть 31.03-5.04 | Комбинированный урок, коллективное взаимообучение | Кроманьонец, человек разумный, социальные факторы, культурная среда. Раса, расы: негроидная, европеоидная, монголоидная. П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал, разрабатывать схему объединения органов в системы. Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты. К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | § 47. вопросы в тетради. § 48, вопросы 1-3. | 4.13. Биологическая природа и социальная сущность человека . 3.5 Учение об эволюции органического мира. |
5. 54 | Человек как житель биосферу и его влияние на природу Земли. | 31.03-5.04 | Комбинированный урок, ИКТ | Биосфера, сельскохозяйственная , промышленная, научно- техническая революции. П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал, разрабатывать схему объединения органов в системы. Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты. К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь. Л – нравственный выбор. | § 49, повторить тему по вопросам. | 5.3. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. 2.1.6 Уметь объяснять необходимость защиты окружающей среды. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
6. 55. | Обобщение по теме: «Антропогенез». | 7.04-12.04 | Урок обобщения и систематизации знаний, ИКТ | Биосоциальная природа человека, антропогенез. П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал, разрабатывать схему объединения органов в системы. Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты. К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь. Л - возможности познаваемости мира и объяснимости на основе достижений науки. | Индивидуальные вопросы. | 4.13. Биологическая природа и социальная сущность человека . 3.5 Учение об эволюции органического мира. |
Основы экологии (13 ч). Л/р. №6 «Приспособленность организмов к среде обитания». Л/р. №7 «Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего стола». Экскурсия №3 «Весна в жизни живых организмов и оценка состояния окружающей среды». | ||||||
1. 56 | Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. | 7.04-12.04 | Урок ознакомления с новым материалом, ИКТ | Экология, экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные; среды: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Гидробионты, аэробионты, эдафобионты, эндобионты, симбионты. П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал. Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты. К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь. Л - Осознавать целостность окружающего мира. | § 50, вопросы в тетради | 5.2 Экосистемная организация живой природы . 5.1 Влияние экологических факторов на организмы . Приспособления организмов к различным экологическим факторам. 2.1.4 Уметь объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
2. 57 | Общие факторы действия факторов среды на организм. Законы. Учет действия факторов в хоз-ве | 14.04-19.04 | Комбинированный урок, коллективное взаимообучение | Законы: оптимума, ограничивающего фактора, комплексного действия факторов, экологической индивидуальности. Периодичность, фотопериодизм. П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал. Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты. К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь. Л - Осознавать целостность окружающего мира. | § 51, вопросы в тетради. Индивидуально: приспособленность к температуре и влажности. | 5.1 Влияние экологических факторов на организмы . Приспособления организмов к различным экологическим факторам. 2.1.4 Уметь объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. 2.4 Уметь выявлять изменчивость организмов , приспособления организмов к среде обитания. |
3. 58 | Приспособленность организмов к действию факторов среды. Адаптации: морфологические, экологические, физиологические. Л/р. №6 «Приспособленность организмов к среде обитания». | 14.04-19.04 | Комбинированный урок. Коллективное взаимообучение | Адаптации, планктон, экологические группы, пойкилотермные и гомойотермные организмы. Суточные, сезонные и приливно-отливные ритмы. Адаптации. П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал. Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты. К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь. Л - Осознавать целостность окружающего мира. | § 52, вопросы индивидуальные | 5.1 Влияние экологических факторов на организмы . Приспособления организмов к различным экологическим факторам. 2.1.4 Уметь объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. 2.4 Уметь выявлять изменчивость организмов , приспособления организмов к среде обитания. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
4. 59 | Биотические связи в природе. | 21.04-26.04 | Комбинированный урок, ИКТ | Хищничество, паразитизм, собирательство, пастьба. Конкуренция, взаимовыгодные связи: мутуализм, симбиоз. П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал. Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты. К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь. Л - Осознавать целостность окружающего мира. | § 53, вопросы1-3. | 5.1. Взаимодействия разных видов ( конкуренция , хищничество , симбиоз , паразитизм ) 2.3. Уметь выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме |
5. 60 | Основные понятия экологии популяций. Взаимосвязь организмов в популяции. Демографические и пространственные характеристики: | 21.04-26.04 | Комбинированный урок, проблемное обучение | Популяция: плотность, численность рождаемость, смертность, выживаемость. Структура: демографическая, возрастная, пространственная, этологическая. П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал. Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты. К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь. Л - Осознавать целостность окружающего мира. | § 54, вопросы в тетради. | 5.1. Популяция. 2.1.4 Уметь объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. |
6. 61 | Функционирование популяции во времени. Регуляция численности популяции. | 28.04- 3.05 | Комбинированный урок, коллективное обучение | Суммарный коэффициент, биотический потенциал, емкость среды. Популяция как биосистема. П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал. Р-Уметь определять цель работы. К-Уметь работать в составе творческих групп. Л - Осознавать целостность окружающего мира. | § 55, вопросы в тетради | 5.1. Популяция. 2.1.4 Уметь объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
7. 62 | Сообщества. Структура сообщества живых организмов. Экологические ниши. Роль видов в биоценозах. | 28.04- 3.05 | Комбинированный урок. ИКТ | Сообщества, биоценоз, видообразователи или эдификаторы, экологические ниши, доминанты. П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал. Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты. К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь. Л - Осознавать целостность окружающего мира. | § 56, составить вопросы. | 5.2 Экосистемная организация живой природы. Роль производителей , потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. 2.1.4 Уметь объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды |
8. 63 | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Учение В. И. Вернадского и В. Н. Сукачева. Структура экосистемы. | 05.05-10.05 | Комбинированный урок, проблемное обучение | Биогеоценоз, экосистема и биосфера, абиотические компоненты, редуценты, продуценты, консументы. Трофические связи и уровни, правило 10 %. П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал. Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты. К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь. Л - Осознавать целостность окружающего мира. | § 57, вопросы 1-3. | 5.2 Экосистемная организация живой природы. Роль производителей , потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. 2.1.4 Уметь объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды |
9. 64 | Развитие и смена биогеоценозов. Саморазвитие биоценозов. Значение знания о смене сообществ. | 05.05-10.05 | Комбинированный урок, ИКТ | Саморазвитие биоценозов, первичные и вторичные сукцессии, пионерные (незрелые) и зрелые сообщества. П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал. Р-Уметь определять цель работы. К-Уметь работать в составе творческих групп, Л - Осознавать целостность окружающего мира. | § 58, вопросы 1-3 | 5.2 Экосистемная организация живой природы. Роль производителей , потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. 2.1.4 Уметь объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
10. 65 | Основные законы устойчивости живой природы. | 12.05-18.05 | Комбинированный урок, ИКТ | Цикличность в экосистемах, отрицательные обратные связи, биоразнообразие, взаимная дополняемость и заменяемость. П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал. Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты. К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь. Л - Осознавать целостность окружающего мира. | § 59, вопросы1-2. | 5.2 Экосистемная организация живой природы. Роль производителей , потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. 2.1.4 Уметь объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды |
11. 66 | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Отношение человека к природе. Л/р. №7 «Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего стола». | 12.05-18.05 | Комбинированный урок, коллективное взаимообучение | Антропогенное воздействие: Истощение природных ресурсов, снижение биологического разнообразия. Рациональное использование природных ресурсов и охраны природы. П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал. Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты. К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска. Л – нравственный выбор. | § 60. Повторить тему по вопросам | 5.3. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. 2.1.6 Уметь объяснять необходимость защиты окружающей среды. |
№ | Тема урока, содержание. | Дата | Тип урока, технология | Основные понятия УУД | Домашнее задание | Подготовка ГИА |
12. 67 | Экскурсия №3 «Весна в жизни живых организмов и оценка состояния окружающей среды». | 19.05-24.05 | Урок применения знаний и умений, коллективное взаимообучение | Приспособленность к факторам среды, сезонные изменения в природе. П-Уметь давать определение понятиям, структурировать учебный материал. Р-Уметь определять цель работы, алгоритм ее выполнения, представлять результаты. К-Уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками поиска, оказывать взаимопомощь. Л - Осознавать целостность окружающего мира. | Отчет по экскурсии. | 5.1. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособление организмов к различным экологическим факторам. Связи в живой природе. Взаимодействия разных видов в природе. Сезонные изменения в природе. 2.2.2 Умение описывать биологические объекты |
Заключение (1 ч). | ||||||
1. 68 | Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. | 19.05-24.05 | Урок обобщения и систематизации знаний | Биологическое разнообразие, охрана природы, экологически чистые производства. П-Уметь структурировать учебный материал. Р-Уметь определять цель работы. К-Уметь работать в составе творческих групп, Л - Осознавать целостность окружающего мира |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...