Вирусы и их значение для человека.
презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме
Знакомство с вирусами, особенностями их строения и их распространения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virusy.ppt | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Открытие бактерий Многообразие и среды жизни Размеры и формы бактерий Строение бактерий Питание и дыхание бактерий Размножение бактерий Уникальная приспособленность к выживанию Значение бактерий Сенсорные функции и поведение План:
Впервые бактерии были обнаружены и описаны в 1683 г. Антони ван Левенгуком. Первые открытия микроскоп Левенгука Что увидел Левенгук.
Бактерии выделены в самостоятельное царство Monera. В настоящее время известно около 3 000 видов бактерий.
На земном шаре нет мест, где бы они ни обитали.
Самая насыщенная бактериями среда обитания – почва. В 1 г пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий.
Даже в 1 г льда Антарктиды можно найти до 100 бактерий.
К концу первых суток в организме новорожденного ребенка живет 12 видов бактерий.
Бактерии – это мельчайшие прокариотические организмы, имеющие клеточное строение. Величина большинства бактерий колеблется от 0,2 до 1,3 мкм. Форма бактерий достаточно разнообразна.
Выделяют следующие группы бактерий : А - кокки (более или менее сферические), Б,В,Г,Д - бациллы (палочки или цилиндры с закругленными концами), Ж - спириллы (жесткие спирали) Е - спирохеты (тонкие и гибкие волосовидные формы). Формы бактерий
Организмы с таким строением клеток называются прокариотами («доядерными»). Строение бактерий
Большинство бактерий питается готовыми органическими веществами: бактерии - сапрофиты питаются мёртвым органическим веществом; бактерии - паразиты питаются органическими веществами живых организмов; Бактерии синтезируют органические вещества из неорганических - автотрофные бактерии – используя для этого энергию света ( фотосинтезирующие пурпурные и зеленые бактерии) или химическую энергию ( хемосинтезирующие бактерии). Хемосинтез впервые был открыт русским микробиологом Виноградским в конце XIX в. Хемосинтезирующие бактерии с помощью ферментов окисляют неорганические вещества (аммиак, сероводород, серу, закись железа и т.д.), – в ходе этих реакций выделяется энергия. Есть бактерии, которые переводят в связанную форму газообразный азот воздуха. Питание бактерий
Бактерии, нуждающиеся в свободном кислороде, называются аэробными , а те, которые могут без него обойтись, – анаэробными . Факультативные анаэробные бактерии могут жить как в кислородсодержащей среде, так и в бескислородной (например, молочнокислые бактерии). А для облигатных анаэробных бактерий (маслянокислые бактерии, бактерии столбняка) свободный кислород ядовит. Дыхание бактерий
В благоприятных условиях бактерии размножаются очень быстро – путем прямого деления (амитоза) на две клетки примерно каждые 40–60 мин. Если бы такому делению ничто не мешало, то одна бактерия за 5 суток размножилась бы так, что ее потомство заняло бы все моря и океаны нашей планеты. Этого не происходит : из-за недостатка пищи, накопления продуктов обмена веществ, гибели от неблагоприятных условий, поедания бактерий другими организмами. В последнее время у бактерий обнаружены вещества, которые регулируют их численность и «не разрешают» размножаться свыше определенного предела. Размножение бактерий
Небольшая группа бактерий – бациллы – способна образовывать споры. При этом бактериальная клетка претерпевает ряд существенных биохимических и морфологических изменений: в ней уменьшается количество свободной воды, снижается ферментативная активность, клетка сжимается и покрывается очень плотной оболочкой. Споры обеспечивают бактериям возможность переносить неблагоприятные условия. Они выдерживают длительное высыхание, нагревание свыше 100 °С и охлаждение почти до абсолютного нуля. Приспособления к неблагоприятным условиям
Благодаря их жизнедеятельности происходит разложение и минерализация органических веществ отмерших растений и животных. Образовавшиеся при этом простые неорганические соединения (аммиак, сероводород, углекислый газ) вовлекаются в общий круговорот веществ, без которого невозможна жизнь на Земле. Бактерии принимают участие в почвообразовательных процессах. Значение бактерий
Особую роль в природе играют бактерии, способные связывать свободный молекулярный азот, совершенно недоступный для высших растений. Населяя почву, такие свободно живущие бактерии обогащают ее азотом. Значение бактерий
Другая группа азотфиксаторов – клубеньковые бактерии поселяются в корнях бобовых растений. Проникая через их корневой волосок в корень, клубеньковые бактерии вызывают сильное разрастание ткани корня в виде клубеньков. Получая от растения углеводное питание, бактерии начинают фиксировать азот с образованием аммиака, а из него – нитритов и нитратов. Образовавшихся азотистых веществ достаточно и для бактерий, и для растения. Кроме того, часть азотистых соединений выделяется в почву, повышая ее плодородие. Здесь мы встречаемся с явлением симбиоза – взаимовыгодным сожительством двух организмов: бактерии получают от своего хозяина необходимые для питания углеводы, образующиеся при фотосинтезе, а сами снабжают растение аминокислотами и другими продуктами связывания молекулярного азота.
Бактерии играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека. Молочнокислые бактерии, питаясь молочным сахаром (лактозой), выделяют молочную кислоту, благодаря которой происходит сквашивание. Эта их особенность используется для получения и приготовления разнообразных пищевых продуктов из молока (сметаны, простокваши, кефира, масла, йогурта, сыра), а также при квашении и мочении овощей, при силосовании кормов.
Бактерии играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека. Многие отрасли промышленности не могут обходиться без таких продуктов жизнедеятельности бактерий, как этиловый спирт, уксусная кислота, бутиловый спирт, ацетон.
Бактерии играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека. Без бактерий не обходятся сушка листьев табака, дубление кожи, производство какао, кофе. В процессе жизнедеятельности бактерий образуются биологически активные вещества – антибиотики, витамины, аминокислоты. Спороносные анаэробные бактерии, вызывающие разрушение пектиновых веществ в процессе брожения при мочке льна, конопли, разрушают межклеточное вещество и способствуют освобождению прядильных волокон. Человек использует бактерии и для обработки сточных вoд: сообщество самых разнообразных бактерий разрушает и окисляет все вещества, поступающие с отходами и образовавшаяся после высушивания масса используется как удобрение. С помощью генной инженерии в геном бактерий внедряют гены, кодирующие нужные человеку вещества, например инсулин или гормон роста.
Многие бактерии вызывают порчу самых разных материалов и пищевых продуктов. Наряду с выделением углекислого газа, аммиака и энергии, избыток которой вызывает нагревание субстрата (например, навоза, влажного сена, зерна) вплоть до его самовоспламенения , бактерии образуют целый ряд ядовитых веществ. Отрицательная роль бактерий
Велика роль паразитических и патогенных бактерий. Они способны проникать в ткани растений, животных и человека и выделять при этом токсичные вещества, отравляющие организм хозяина. Продукты жизнедеятельности многих патогенных микроорганизмов ( дифтерийная и столбнячная палочки, стафилококк, холерный вибрион и др.) особо ядовиты. Они вызывают такие опасные для человека заболевания, как дифтерия, туберкулез, коклюш, гонорея, сифилис, тиф, столбняк, холера . Отрицательная роль бактерий
Возбудители этих заболеваний унесли человеческих жизней во много раз больше, чем все войны вместе взятые. Русские летописи донесли до нас боль и горечь людскую. «Только выйдоша из города пять человек, город затвориша» – так повествует летопись об эпидемии чумы в Смоленске в 1387 г. Отрицательная роль бактерий
Поражая растения, бактерии вызывают у них так называемые бактериозы: пятнистость, увядание, ожоги, мокрые гнили, опухоли. Отрицательная роль бактерий
Условные рефлексы у бактерий неизвестны, но определенного рода примитивная память у них есть. Сенсорные функции и поведение.
Многие бактерии обладают химическими рецепторами, которые регистрируют: - изменения кислотности среды; - концентрацию различных веществ, например сахаров, аминокислот, кислорода и диоксида углерода. Для каждого вещества существует свой тип таких «вкусовых» рецепторов, и утрата какого-то из них в результате мутации приводит к частичной «вкусовой слепоте». - многие подвижные бактерии реагируют также на колебания температуры, а фотосинтезирующие виды – на изменения освещенности. Некоторые бактерии воспринимают направление силовых линий магнитного поля, в том числе магнитного поля Земли, с помощью присутствующих в их клетках частичек магнетита (магнитного железняка – Fe3O4). В воде бактерии используют эту свою способность для того, чтобы плыть вдоль силовых линий в поисках благоприятной среды. Сенсорные функции и поведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""
Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...
Урок биологии в 8 классе "Витамины и их значение для человека"
Содержание урока: Понятие о витаминах.Историческая справка.Классификация витаминов (составление схемы на доске «Водо- и жирорастворимые витамины»).Важнейшие представители витаминов. Значение вита...
Сценарий урока " Строение и значение кожи человека"
Сценарий урока...
Методическая разработка конспекта урока в11классе «Царство Вирусы: разнообразие и значение»
Урок биологии 11 класса характеризует представителей особого царства "Вирусы", раскрывает строение и происхождение вирусов, особенности размножения вирусов; сообщает об опасно...
Йод в природе и его значение для человека
Исследование содержания йода в продуктах питания, его значимость для человека....
Проектирование урока географии в соответствии с требованиями ФГОС. Тема: « Атмосфера Земли и ее значение для человека».
Базовый учебник: География. Землеведение. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией О.А.Климановой.Тип учебного занятия: урок отработки умений и рефлексии.Цель урока: формировать понят...
Горные породы и их значение для человека
Цель: использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродныхпроблем и проектирования путей их решения: 1. Находить в различных источниках, анализироват...