НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. НАРИСУЕМ ПОРТРЕТ ВИРУСОВ
презентация к уроку по биологии (10 класс) по теме

Белецкая Татьяна Владимировна

Урок   биологии в   10  классе  ( учебник В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова) с   элементами    технологии    обучения    в    группах,  с     применением информационных  технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  по теме

«НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. НАРИСУЕМ ПОРТРЕТ ВИРУСОВ.»

Учебник « Общая биология  10 – 11 класс»

.

Авторы В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин.

Учитель МБОУ СОШ № 96 им. М. В. Нагибина

Белецкая Татьяна Владимировна

Урок   биологии в   10  классе  ( учебник В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова)

С   элементами    технологии    обучения    в    группах,  с     применением информационных  технологий.

ТЕМА :     «Неклеточные формы жизни. Нарисуем портрет вируса».

ЦЕЛИ :     Познакомить учащихся со строением  вирусов, их  многообразием,

                  жизнедеятельностью     вирусов   во   взаимодействии    с   клеткой,

                  сообщить сведения об опасности заражения различными вирусами,

                  в том числе вирусами СПИДа, вирусного гепатита, бешенства и др.  

                  Познакомить учащихся   с   мерами   по   профилактике   вирусных

                  заболеваний.

                  Познакомить    детей   с  наукой   вирусологией, с   ролью   вирусов

                  в   природе  и  жизни  людей;   раскрыть   особенности   внутрикле-

                  точного   паразитизма    вирусов   и   бактериофагов;        

                  Сообщить    учащимся  как   о   последних    новинках   в    области                                                                                                                

                  фармакологии,   применяемых    при   лечении вирусных  заболева-

                  ний, так и о нетрадиционных   методах лечении  при  ОРЗ,  гриппе.

                  Продолжать    знакомить    учащихся    с   историей  отечественной

                  и мировой медицины,   с   достижениями   Ростовских вирусологов

                  (работами З. В. Ермольевой).

                  Продолжать   знакомить  детей с такими науками,  как медицина и

                  фармакология.

                  Познакомить   учеников   с   эпидемиологической   обстановкой по

                  вирусным   заболеваниям   в   Ростове - на - Дону   и   области.

                  Помочь   каждому   ребенку   в   овладении знаниями,   умениями и

                  навыками   с   учетом   его   индивидуальных  способностей.

                  Развивать  грамотную  устную речь детей, умение выступать перед

                  аудиторией.

                  Продолжать   формировать   у    учащихся  культуру общения, ком-

                  муникативные   навыки  и  умения, способность работать в группе.  

                  Развивать   интеллектуальные   способности   детей,   расширять их

                  кругозор,   прививать  интерес  к   познанию   и   саморазвитию.

                  Воспитывать   чувство   патриотизма и  гордости по   отношению к

                  России,  к   родному   донскому   краю   и   его великому наследию.

ОБОРУДОВАНИЕ :

                   

                   Учебники   « Биология 10 – 11 класс»,   тетради,  портреты ученых  

                  И. И. Мечникова,  Л. Пастера, Э. Дженнера. Рефераты    учащихся-

                  историков с  иллюстрациями   на  тему  эпидемий    в средние века,

                  стенд   «Здоровье для всех»   с  заметками     об  эпидобстановке  в

                  Ростовской  области   по  различным    вирусным  заболеваниям  за

                     прошлый  год.  Карточки  различных цветов ( цвет – символ групп-

                  пы)  по количеству   уч-ся.  Инструктивные  карточки-задания  для

                  групп с подробными указаниями .                                                                                        

                  Программный     комплекс   «Библиотека  электронных  наглядных

                  пособий.  БИОЛОГИЯ    6-9  класс»  для демонстрации анимацион-

                  ного  клипа  «Бактериофаг»,«1-С  Репетитор, биология» для демон-

                  страции изображений вирусов , объектов,   пораженных  вирусами.

                  Презентация «Вирусы».

                  Стенгазета   « Скажем СПИДу - нет!», таблица вирусных болезней.

                  Рекламные   буклеты    для   населения   с различной  информацией

                  о   лекарственных    препаратах,   статьи  из журнала «Фармацевт».

                  дополнительная литература по теме,   принесенная самими детьми.

                  Пластилин,  подставка,  салфетки,   клеенка   для  изготовления мо-

                  дели вируса.

                  Костюмы  врача(или белая бумажная шапочка с красным крестом).

                  Таблички-бейджи с названиями ролей участников команд.

                  Лист ватмана, маркер  для подведения  итогов («рисования портре-

                  та» вируса ).

                  Ящички с названиями команд для голосования . Различные призы.

                  (пакетики бумажных носовых платочков, влажных салфеток, ка-

                   рандаши, фломастеры, блокнотики, леденцы и т. д.)

                                               ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. Учитель   объявляет детям тему и цели уро-

ка,   подробно   разъясняет   его этапы,  выражает   уверенность   в  удаче,

      создает   «ситуацию успеха»   и   положительный  настрой на урок.

  1. Проверка знаний по теме    « Строение   и   функции   клеток »   в   виде

цифрового диктанта. На доске под номерами записаны ключевые термины

темы.  Учитель читает  расшифровку этих терминов ( не всех ), дети долж-

ны   соотнести   эти   понятия.  В   результате   получается   цифровой  ряд.

 

                                  Ответы (записаны на доске ) :

  1. Клетка.
  2. Митохондрии, пластиды, центриоли, базальные тельца.
  3. Диплоидный набор хромосом.
  4. Гаплоидный набор хромосом.
  5. Эукариоты.
  6. Прокариоты.
  7. Включения.
  8. Органоиды.
  9. Ядро.
  10. Прочная клеточная стенка, пластиды, вакуоли.
  11. Кольцевая хромосома.
  12. Митохондрии.
  13. Рибосомы.
  14. Кариотип.
  15. Митоз.
  16. Мейоз.
  17. Р.Гук.
  18. Т. Шванн.

                                    Вопросы ( читает учитель ) :

1.Какой   ученый  в   1839  году  сформулировал и опубликовал клеточную теорию? ( 18 )

2.Соматические клетки содержат этот набор хромосом. ( 3 )

3.Способ   деления   клеток,   при  котором   генетический материал между клетками распределяется равномерно,  каждая   получает   по   диплоидно-

му набору хромосом. (15 )

4.Эти органоиды характерны только для растительной клетки. ( 10 )

5.Совокупность качественных и количественных признаков хромосомного набора клетки.  ( 14 ).

6.Эти органоиды способны к самовоспроизведению. ( 2 ).

7.Постоянно  присутствующие  в цитоплазме клетки строго специализиро-

ванные структуры. (8 )

8.Органоид,   отвечающий   за   хранение и воспроизведение  генетической

информации, регуляцию  обменных процессов в клетке. (9)

9.Структурная и функциональная единица всего живого. (1).

10.Наследственный материал прокариотической клетки. ( 11).

Так выглядит правильный ответ :

18, 3, 15, 10, 14, 2, 8, 9, 1, 11.

 Проверка осуществляется в  парах  (дети меняются работами, учитель объяв-

 ляет    правильные    результаты  и  критерии оценивания; дети ставят оценки

 в тетради соседа карандашом).

  1. Изучение нового материала.

Вступительное   слово   учителя :   Ребята, сегодня вы узнаете о неклеточных

формах жизни   –  вирусах   и   бактериофагах. Чтобы  узнать их получше, мы рассмотрим вирусы  с разных точек  зрения, сделаем   зарисовки к их портре-

ту и составим полное представление об этих формах жизни.

Учитель  раздает   учащимся  карточки    разных цветов (их количество равно

количеству учащихся ) . Затем  формируются   группы  по     признаку   цвета карточки(например, зеленые  карточки у « историков», красные у «медиков»,

синие у «фармацевтов».)  «Скульпторов» учитель назначает сам или по жела-

нию учащихся. После  распределения   по командам учащиеся   получают ин-

структивные карточки, в них название команды, задание,   которое предстоит

выполнить команде, время   выполнения задания, очередность выступления и

возможные варианты  распределения   ролей  в  команде (писарь, оратор, кон-

сультанты ). Количество участников в команде зависит от количества детей в

классе.

Пример инструктивной карточки :

КОМАНДА  « И С Т О Р И К И ».

Необходимо    выбрать   капитана (оратора )  -  он будет делать обобщения  и выводы ,  организовывать   работу     всей  команды ;   писаря   –   он   должен составить  краткий   конспект  и   записать  черты  к  портрету   вируса   после выступления     команды ;    консультанты  занимаются   составлением  самих сообщений,   подбором   иллюстраций,    выступают     перед    классом  и  де-монстрируют иллюстрации.

Задача    вашей   команды  –  подготовить  интересные сообщения по истории

открытия вирусов, о масштабах эпидемий  и  их последствиях в средние века.

Кол-во сообщении – 3. Время каждого сообщения – 1- 3 минуты.

Время подготовки 15-20 минут.

Ваше выступление будут первым.

В   процессе  выступления  или   сразу  после его окончания писарь делает за-

пись   на   листе   ватмана   «штрихи к портрету» в виде тезиса или ключевой мысли каждого выступления, его главной  идеи.  Учитель  предлагает   детям вместе с писарем команды записывать  «черты портрета»  у  себя  в  тетрадях.

Далее учащиеся расходятся по рабочим местам, получают необходимую   для составления сообщений литературу и начинают подготовку. В случае возник-

новения  затруднений один из консультантов   просит помощи у учителя  или

у консультантов  из других команд. Некоторые  учащиеся приносят материал из дома или школьной библиотеки.

По истечении   15 – 20 минут обсуждение прекращается, начинаются выступ-

ления команд.

УЧИТЕЛЬ :  Первые   штрихи   к  портрету вируса сделают ученые-историки,

которые      поведают     нам     о  том,   как   вирусы    вели   себя   во  времена  средневековья   и    какие неприятности   доставляли    человечеству.

Выходит    группа   « ИСТОРИКИ»    и начинают  чтение  своих   сообщений.

 ИСТОРИК – 1   « С самого  начала существования   человеческого рода   ему

угрожали    серьезные враги.    Нападали   без   предупреждения,  разили    без промаха, сеяли смерть. Враги эти – болезнетворные бактерии и вирусы. Более 2000 лет назад  «отец медицины» Гиппократ описал   около тысячи болезней, многие из них известны как заразные, т. е. инфекционные,  передающиеся  от

больного человека к здоровому.

В   18 веке   в   Западной  Европе   ежегодно от оспы умирало около 400тысяч человек. Ею   заболевало  2/3  родившихся,  из  восьми  трое умирало. Особой приметой в те времена служило отсутствие оспенных рубцов.  Я  покажу вам,

как выглядят оспенные высыпания ( демонстр. слайдов )

Самая  большая и катастрофическая эпидемия гриппа вспыхнула в 1918-1922

годах. Она охватила весь мир. Этот грипп известен под названием «испанка».

Им переболело 500 млн человек, 15 млн умерло. Эпидемия азиатского гриппа  

1957  -  1958  годов охватила   почти   все  страны,   но  была менее тяжелой.»

ИСТОРИК  –  2      «   В   1942   году    в    американской    армии    во    время  профилактических прививок было заражено инфекционным гепатитом  более

28 тысяч солдат ( 62 из них умерло ).

В 1981 году Центром по контролю за болезнями в Атланте ( штат Джорджия, США.) были  получены сведения о заболевании молодых мужчин-гомосексу-

алистов  необычной   пневмонией. Она была вызвана   пневмоцистами,  прос-

тейшими, которые при   обычных условиях  не вызывали у человека болезни.

При  обследовании  этих пациентов выяснилось, что в основе их заболевания лежит  подавление иммунитета. В 1982 году это заболевание получило назва-

ние Acquired immunodeficinci syndrome – AIDS , в русском переводе  - «синд-

ром  приобретенного иммунодефицита» - СПИД. По данным ВОЗ,    вирусом иммунодефицита   каждый день в мире заражается от 8 до 10 тыс человек. Из всех зараженных до наших дней не дожил каждый четвертый.» Демонстрация слайдов.

Желательно,  чтобы сообщения  не зачитывались, а пересказывались  своими словами, близко к  тексту. Такое   сообщение более эмоционально, а следова-

тельно,  более   интересно.   Один  из  участников   команды   рассказывает   о работах    Донских    ученых   в   области    инфекционных   болезней.   После выступления    всех   участников   команды   учитель  предлагает всем слуша-

телям   сделать  выводы  из  выступлений,  озвучить  главную  мысль,   а   пи-   сарь фиксирует   на   листе   ватмана основную мысль докладов :

«Вирусы  поражают  человечество на протяжении всей его истории, вызывая

эпидемии  и  пандемии,  унося  миллионы  человеческих жизней.  Не дремлет вирус и в наше время».

УЧИТЕЛЬ :  Мы   только   начали   составлять портрет вируса, а уже поняли,

что  перед  нами   жестокий   и  коварный убийца. А как он выглядит,  каково

его  строение   нам расскажут скульпторы, которые вылепили для нас модель вируса из пластилина,  покрыли  его  сначала меловой пудрой, затем гуашью.

Дети могут по заданию учителя изготовить модель вируса дома, заранее. Тог-

да    команда     ограничится     только     выступлением    и     демонстрацией изготовленной ими модели.

Выходит   группа   «СКУЛЬПТОРЫ»,  выносит модель вируса, вылепленную

из   пластилина. С одного бока  у  модели  срез  и  хорошо  видно  внутреннее строение   вируса. Белки  капсида  и  нить   РНК   окрашены в   разные  цвета.

Учащиеся  рассказывают   строение   вируса,    показывают  его   строение на изготовленной   модели.   Писарь   команды   подходит к листу   ватмана,   на котором  уже  есть   запись историков и оставляет следующую информацию :

«Вирусы  организованы    просто. Геном  вируса   представлен   нуклеиновой кислотой   (однонитчатой   молекулой   РНК    или    двунитчатой    ДНК )    и белковой оболочки – капсида. Иногда капсид  содержит   углеводы   и   липо-

протеиды.   Капсид   является   частью   оболочки    поражаемой   клетки».

Модель   вируса выставляется на обозрение учащихся, после урока ее можно покрыть   клеем  ПВА  или мебельным лаком и пользоваться ею как учебным пособием.

УЧИТЕЛЬ:        Ребята,  теперь   мы   знаем   изучаемый   нами   объект ,   что называется,   в    лицо;    видим,    как   он   устроен. А  как  вы думаете,  какая особенность в строении вируса позволяет ему обманом проникнуть в клетку?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ :  Капсид   вируса  имитирует   фрагмент ядерной или цито-

плазматической   мембраны, а  следовательно,  клетка  воспринимает   его как

то, что ей близко и пропускает вирус в клетку.

УЧИТЕЛЬ : Продиктуйте капитану скульпторов, какие еще черты вируса мы

добавим к его портрету ?

УЧАЩИЕСЯ :  Белковая оболочка - капсид, геном  -  РНК или ДНК.

Капитан команды записывает данные термины на лист, где составляется пор-

трет.

УЧИТЕЛЬ :   Каковы механизмы проникновения вируса в клетку, как начина-

ется  и   протекает   инфекционный    процесс,  да еще много интересного вам расскажут ребята из команды «МЕДИКИ»  -  вирусологи, иммунологи, врачи.

Выходит  команда   «МЕДИКИ»   и проводит презентацию своих сообщений.

ВИРУСОЛОГ - 1   приготовил доклад о  механизмах проникновения вируса в клетку   и  этапах   инфекционного   процесса,    о   происхождении    вирусов.

«   Вирусы   -  интересный  и  необычный  объект    для    исследований.   Они относятся к живой природе, т. к. обладают   свойствами   живого,   а именно – могут размножаться. Но вне организма хозяина вирус не активен  и   напоми- нает объект неживой природы.

Специальные белки на поверхности вируса «узнают» рецептор на поверхнос-

ти клетки происходит  связывание.  Участок  поверхности клетки, к которому

присоединился вирус, погружается в цитоплазму и превращается   в  вакуоль.

Вакуоль сливается с другими вакуолями или с ядром. Так вирус доставляется в любой участок клетки.   Рецепторный  механизм    проникновения  вируса в клетку   обеспечивает   специфичность   инфекционного процесса. Так,  вирус

гепатита   проникает   исключительно в клетки печени, вирус гриппа – клетки

эпителия слизистой верхних дыхательных путей.»

ВИРУСОЛОГ – 2 :

«Инфекционный  процесс начинается,  когда   проникшие   в   клетку  вирусы начинают   размножаться, т. е. происходит  редупликация вирусного генома и самосборка капсида.  Накопившиеся   вирусы разрывают  оболочку   клетки и выходят   наружу.  Клетка  при этом   погибает. Другие   вирусы  выделяются способом,   напоминающим   почкование. При  этом  клетка  долго  сохраняет свою  жизнеспособность.    Предполагают,   что   вирусы  –   это обособивши-

еся      генетические    элементы    клеток,    эволюционировавшие    вместе   с клеточными формами жизни. Вирусы    поражают  клетки  животных и расте-

ний. Паразиты бактерий называются бактериофагами».

Далее следует демонстрация  изображений различных вирусов и последствий поражений вирусами человека  и  растений ( больной  оспой,  вирусные забо -левания растений) с комментариями (демонстр. слайдов ).

ЭПИДЕМИОЛОГ  рассказывает   о    закономерностях    распространения ин-

фекционных заболеваний.

« Возбудители болезней ведут себя по-разному в разных организмах. Иногда они     вызывают   заболевания    отдельных   людей.  Когда    заболеваемость приобретает   массовый    характер,  говорят  об  эпидемии.   Если   эпидемия распространяется   на   население   нескольких   стран,   говорят  о  пандемии. Наука, занимающаяся   изучением массовых заболеваний , называется  эпиде-

миологией.

Попав организм, вирус сначала размножается, это инкубационный (скрытый) период. Явных признаков болезни еще нет. У различных болезней этот период

разный ( у гриппа – несколько часов,   у лепры – года и десятилетия). По ме –ре   того,   как   возбудитель   размножается,   начинают   появляться    первые признаки (симптомы) болезни с последующим нарастанием (разгар болезни).

Каждое   заболевание   имеет  симптомы  общие   (характерные   для   многих заболеваний)  –  это  головная  боль,  слабость,   недомогание,   боль  в  горле, подъем  температуры. Так  может  начинаться  и грипп и   вирусный  гепатит.

Но есть  такие симптомы,  которые заставляют думать о каком-то конкретном заболевании. Они называются специфическими. Например, при   заболевании вирусным гепатитом наряду с  общими симптомами появляется желтушность кожных   покровов  и  склер.  Моча  больного  приобретает  темный цвет,  кал обесцвечивается.   По  мере  действия защитных сил организма все симптомы стихают.   В  этом   периоде   сохраняются    остаточные   явления ( кашель  и насморк при гриппе).  Если  организм ослаблен или лечение не  проводилось, возникают   осложнения   (воспаление легких при гриппе, цирроз печени при гепатите).По мере   исчезновения   всех симптомов наступает выздоровление.

Скорость  всех  этих  процессов  и составит общую продолжительность  забо-левания .»

Будет уместным привести статистику заболеваемости вирусными болезными

в ростовской области за прошедший год(грипп и ОРЗ, ВИЧ-инф.,вир.гепатит)

ИММУНОЛОГ   рассказывает  о   науке   иммунологии, о  создании   первых вакцин.

« В   настоящее   время  изучением   иммунитета   занимается  целая   наука – иммунология. Корни этой науки лежат в глубокой древности. Еще за 1000 лет

до нашей эры китайские и индийские врачи знали, что переболевший оспой и выживший человек больше не заболевал. Желая предотвратить оспу, китайцы

втягивали с  воздухом   высушенные  и  измельченные корочки оспенных ран больных.  Такой метод, названный вариоляцией, долгое время был известен в природе.  В   1796   году   английский   врач  Эдуард   Дженнер   доказал,   что прививки  людям коровьей оспы предохраняют их от человеческой. Благодаря этому   открытию   с   1979 года в мире не зарегистрировано ни одного случая оспы. Предложенный Дженнером  метод  назвали вакцинацией(от лат.«вакка» - корова ). Демонстрация слайдов.

День   6   июля   1885   года   вошел   в   историю   науки.  Именно в этот день разработанной   Луи  Пастером    вакциной   против   бешенства  был   привит мальчик,   искусанный   бешеной   собакой.    Ребенок   первым    получил   13 инъекций  вакцины  и  выжил.   А   ведь  и  по сей день бешенство не лечится, смертность от него – 100%.Бешенствоможно только предотвратить. А. П. Че-

хов   говорил,   что   нет   страшнее  и мучительнее смерти, чем от бешенства.

За  разработку   учения   об иммунитете  И. И. Мечникову и П. Эрлиху в 1908

году была присуждена Нобелевская премия.  Наука иммунология  привлекает   внимание не только врачей и биологов, но и химиков, математиков, генетиков и даже физиков.»

Иммунолог – 2 :

Проблема прививок знакома детям   всех возрастов, так как делают прививки детям с раннего возраста. Для них и написал свое стихотворение С. Михалков

Две сестренки Катя с Варей

Докторов почти не знали :

Не лечились, не болели,

Потихонечку взрослели.

Пригласили на прививку,

Пошли весело, с улыбкой.

В поликлинику вошли,

К кабинету подошли,

Посмотрели друг на друга

Задрожали от испуга.

Врач сестренок приглашает :

- Заходите, кто желает.

- Ты иди, а я потом, -

Молвит Катя шепотком.

-Ты же старше, ты иди,

И пример мне покажи.

Так стоят, в глазах тревога.

А войти никто не может.

И чего боятся детки,

Ведь не ставят здесь отметки?

Прививок   не   стоит   бояться,   ведь   они   дают   организму     способность противостоять смертельным заболеваниям.

ИНФЕКЦИОНИСТ     расскажет      о    механизме    выработки   иммунитета.

« За  миллионы лет эволюции  естественный  отбор  обеспечил  животным  и человеку появление ряда механизмов, которые помогают организму успешно бороться    с    инфекцией.    Во - первых,     это     повышение     температуры. Активизируется  работа   нужных ферментов, да и сам возбудитель чувствует себя некомфортно,  перестает  размножаться  и погибает. Во вторых – внутри организма существует целый комплекс  «оборонных объектов». Это – иммун-

ная система  организма. Главная  роль в  защитных   процессах   принадлежит

лейкоцитам.     Захватывают  и  убивают  всех,  кто  по  их   мнению  является чужаком для организма. Именно иммунная система организма получает  удар

при заражении ВИЧ. Вирус разрушает Т-лимфоциты, обуславливая беззащитность организма перед многообразной  микрофлорой   и   ростом новообразований ( опухолей ). Больные  СПИДом   страдают от заболеваний, вызванных различными   бактериями,  вирусами,  простейшими,  грибами,  гельминтами; погибают, как правило, от   злокачественных опухолей  или  пневмонии. Проникновение вируса в кровь происходит  при половых контактах, переливании крови,   различных  манипуляций,  пересадки органов,  от больной   матери  к ребенку как при беременности, так и при кормлении. СПИД не  вылечить, его можно только предотвратить. Относись серьезно к выбору полового партнера

и используй средства индивидуальной защиты. Твоя  жизнь и жизнь близкого тебе человека в твоих руках. При малейших подозрениях на наличие  призна- ков    СПИДа,   нужно   обратиться   в   Центр   по  профилактике  и борьбе со СПИДом,  находящимся  по   ул. Станиславского   91.   Телефон   –  2633-240.

БАКТЕРИОЛОГ   делает  сообщение  о  бактериофагах и демонстрирует ани-

мационный   клип  о  бактериофагах.

« У вирусов бактерий иной путь проникновения в клетку. Толстые клеточные стенки    бактерий   не   позволяют   погружаться    в   цитоплазму,   как     это происходит   при   инфицировании   клеток  животных. Бактериофаг вводит в бактерию полый стержень,   выталкивая через него ДНК или РНК, находящу-

юся  в  его   головке.   Геном   бактериофага   проникает в цитоплазму, капсид остается снаружи.   В  цитоплазме бактерии начинается редупликация генома бактериофага,   синтез  его   белков   и   формирование   капсида. Через время бактерия гибнет, а зрелые фаги выходят наружу.

Существуют  и  другие неклеточные  паразиты  клетки – вироиды . В отличии от   вирусов  они  не имеют капсида, а состоят лишь из нитки РНК(или ДНК), которая автономно  реплицируется  в зараженной клетке. При своей реплика-

ции  они  используют ферментную   систему хозяина. Открыты   в  1971 году.

Вироиды вызывают заболевания растений ( пальмы, хризантем, картофеля).»

Далее   можно   продемонстрировать   изображения   пораженных     растений    (Табл. 4 )

Капитан команды обращает внимание детей на  вывешенную на стенде перед уроком таблицу « Инфекционные заболевания ». Учитель   предлагает   детям сделать   выводы   и  обобщения после  выступлений  докладчиков,   а  писарь

перечисляет  пути  передачи  и   взаимодействия  вируса   и    клетки-хозяина,

перечисляет    заболевания,    вызываемые вирусом , происхождение вирусов:

« Вирусы – неклеточные формы   жизни, являющиеся паразитами эукариотов на генетическом уровне.  Бактериофаги –паразиты прокариотов на генетичес-

ком  уровне .   Их    применяют    при    лечении    бактериальных    инфекции.

Существует два пути передачи вирусов : горизонтальный  (внедрение-выход) и        вертикальный  ( из   поколения   в   поколение   через   геном   хозяина).

Вирусы  вызывают у человека такие заболевания, как :  оспа,     полиомиелит,

коревая      краснуха ,      СПИД ,     вирусный   гепатит ,   бешенство  ,  грипп,

корь,   эпидпаротит ( свинка).   Предполагают,  что вирусы – это обособивши-

еся      генетические    элементы    клеток,    эволюционировавшие    вместе   с клеточными формами жизни».

УЧИТЕЛЬ : Итак,  ребята,  мы   узнали  о  вирусах  очень  много интересного.

Узнали,   какие  заболевания   вызывают вирусы   у человека , как происходит заражение   и    развивается    болезнь.  Но      как   противостоять    вирусным инфекциям, что  предлагает   нам  современная   фармакология,   как   должен

вести себя заболевший человек – нам расскажут фармацевты.

ФАРМАЦЕВТЫ делают свои сообщения.

ФАРМАЦЕВТ – 1 читает доклад   « Лечение простуды от фараонов до наших дней».

«Вирусы жили на  нашей  планете  задолго   до  появления   людей и за время своего существования успели  приспособиться к неблагоприятным условиям.

Во все времена человек пытался дать   им  достойный отпор  и   разрабатывал самые    разнообразные    меры   борьбы  и  способы   лечения инфекционных заболеваний.

Медики Древнего Египта считались лучшими врачевателями своего времени.

В отношении простудных заболеваний они были категоричны –  болезни  вы-

зывают   злые   духи,   которые   боятся   запаха   чеснока.   Именно чесноком пользовали   всех   простуженных.   Современные   доктора  считают,   что   в качестве профилактического средства чеснок хорош, но если ты уже заболел,

одного  чеснока  мало. Легендарный греческий доктор Гиппократ считал, что

лучшим  средством  от   простуды является кровопускание.  Авиценна считал простуду   серьезным   заболеванием  и  думал, что при насморке происходит истечение   жидкости из мозга.   Он   предлагал лечить простуду  голоданием, пить как можно меньше жидкости и по возможности не спать.

Существовали   и   вовсе  экзотические  рецепты. Например, в Древнем Риме медики полагали,   что   лучшее средство от боли в горле – поцеловать морду волосатой   мыши. Болезнь перейдет к грызуну, а  человек   выздоровеет.  Им вторили и русские знахари. Но вместо поцелуев с мышью полагалось дышать на     лягушку,  которая  и  должна  была  взять  болезнь  на  себя.   Некоторые древние  эскулапы  предлагали   быстро   справиться   с   простудой   немного жестоким  способом  -  надрать    пациенту  уши. Современные врачи,  как ни странно, вполне одобряют   этот способ – ведь на мочке уха находятся  точки,

активизирующие   работу   иммунной   системы.   Я   продемонстрирую    вам

схемы  точечного массажа при гриппе,  рините,  гайморите,  лихорадке (пока-

зывает детям   таблицу  5  и  демонстрирует изображенные там точки  на ком-то из участников команды ).

Но есть рецепты, которые с древних времен практикуют для лечения острых респираторных   заболеваний  –  это   горячие  ножные  ванны , русская баня, горячее  молоко  с   медом,   отвары  лекарственных трав. При кашле хорошо помогают   отвары   трав,   произрастающих   на   Дону  :  цветки ромашки  и календулы, трава   мяты,  череды,  фиалки,  душицы,  корни   солодки .Также очень полезно делать ингаляции с отварами  этих трав.

Любителям    экзотики   предлагаем  старый  лечебный   рецепт африканских бабушек. Они готовят  такую смесь : Один банан размять до состояния пюре, добавить сок  одного лимона,  стакан  белого сухого вина. Эту смесь довести

до  кипения и проварить 1-2 минуты. Добавить гвоздику. Употребить теплой».

ФАРМАЦЕВТ – 2 « К   счастью,  медицина  не  стоит  на  месте, и  в арсенале современных   медиков  есть  немало   по-настоящему  эффективных  средств борьбы с вирусами.  К  ним можно  отнести  препараты ,  которые  подавляют воспроизведение  вируса   в  клетке и   предотвращают его распространение в организме.  Возьмем   к   примеру  такое   заболевание ,  как  грипп.  В России ежегодно     регистрируется     до   41  млн     случаев   заболевания   гриппом. Экономический   ущерб    от   эпидемий  гриппа  превышает  10 млрд рублей.

Вирус  гриппа  устойчив  к    холоду  и  при  температуре   -75 С он сохраняет

жизнеспособность   годами.  Распространяется    воздушно-капельным путем.

Резервуаром вируса является больной человек, а по последним данным пере-

дача вируса возможна и от животных.

В оболочке   вируса   гриппа  различают два   вида белков – гемагглютинин и нейраминидаза. Первый обеспечивает способность вируса   присоединяться к клетке, второй  обеспечивает  проникновение в клетку и выход после размно-

жения.  Изменение  в структуре этих белков  в   результате   мутации  обусла-

вливает   появление новых   штаммов  вируса с усовершенствованными свой-

ствами для выживания.

Недавно   в   Швейцарии   был  создан  уникальный  препарат  для  борьбы   с вирусом гриппа - Тамифлю. Он   относится к ингибиторам нейроминидазы   и подавляет репликацию вируса. Процесс тормозится в самом начале. Этот препарат активен против всех штаммов вируса,   птичьего   гриппа  в том числе».

ФАРМАЦЕВТ – 3 «Если вы попросите фармацевта в аптеке порекомендовать

вам надежное и эффективное средство от гриппа, он вам посоветует препарат

Арбидол .Он   обладает   прямым  противовирусным   действием  и   является индуктором интерферона, то есть заставляет организм вырабатывать  особый белок – интерферон, который борется  с   вирусом в  организме.   Встречается

также    и  готовый   интерферон  в  сухом   виде.   Его   разбавляют  водой   и закапывают   в нос в целях профилактики. Применение Арбидола в лечебных и   профилактических  целях  снижает   заболеваемость   гриппом   в 7,5  раза.

Но что же делать, если ты все-таки заболел? Запомни эти правила :

  1. Ложись в постель и не геройствуй, осложнения очень опасны.
  2. Увлажняй воздух в квартире.
  3. Пей много жидкости – чай с медом и малиной, морсы, отвары лекарственных трав.
  4. Ваши  близкие  подвергаются  опасности заражения с 1 по 9 день твоей болезни. Обязательно ношение маски, влажная уборка и проветривание.
  5. Обязательно  обратись  к  врачу  и  строго   выполняй   его  назначения. Помни, что твое здоровье в твоих руках!»

ФАРМАЦЕВТ – 4 «Весной начинается вторая  волна эпидемии   гриппа. Как же избежать болезни? Эти простые советы помогут тебе и твоим близким  не заболеть.

Совет №1 : Старайся избегать мест  скопления людей – магазинов,  кинотеат-

ров, общественного транспорта.

Совет №2 : Одевайся   продуманно,    чтобы  не   замерзнуть   на  улице  и  не вспотеть в помещении.

Совет №3 : Принимай   витамины  и  полноценно  питайся,   диеты оставь на потом. Побольше   фруктов, овощей. Ешь мед, орехи, творог, бобовые, рыбу.

Совет №4 : Не  забывай про лук и чеснок! А от  неприятного запаха после их употребления  ты легко избавишься, прополоскав рот и выпив чашечку кофе.

Совет №5 : Ешь шоколад, он содержит много магния, дефицит которого при-

водит к сбоям иммунной системы.

Совет №6 : Постарайся  не  переутомляться,  хорошо высыпаться и гулять на свежем воздухе, занимайся спортом.

Не позволь простуде и гриппу одержать победу над собой!

КОСМЕТОЛОГ : « Вирусом герпеса заражается практически каждый человек

в первые часы жизни. При стрессовых ситуациях, переохлаждения организма

на губах могут появиться пузырьки герпетических высыпаний. От них можно избавиться,  смазывая   высыпания  мазями  «Зовиракс» или «Ацикловир».  В холодное   время   года тюбик  с  такой мазью должен быть  всегда под рукой.

А   еще   я   хочу   предложить   вашему    вниманию    новинку   из   Европы : тончайший  пластырь   Compeed,   который   не  только скроет  герпетические

высыпания   на   губах,   но  и   заживляет   образующиеся    ранки.     С   этим пластырем можно пользоваться даже помадой. Никто   не заметит  проблему.

Пластырь вложен в  футляр  с  зеркальцем,  а   удобный  аппликатор поможет

легко его наклеить на губу». Демонстрация табл. 6.

Писарь  команды  завершает   работу    над    портретом     вируса     записью :

«Вирусные   заболевания   сегодня   можно  лечить. При    первых   признаках заболевания    обращайся   к   врачу  и   выполняй  все  его  назначения.  Веди здоровый    образ   жизни,   закаляй   иммунную систему,  соблюдай   правила личной гигиены, пользуйся индивидуальными средствами защиты  и никакие вирусы тебе не страшны!»

 

  1. Закрепление изученного материала.

Учитель   предлагает   детям   прочесть  получившийся  «портрет» про себя, а через     1 - 2   минуты   просит    перечислить   свойства    вируса.   Учащиеся обмениваются мнениями, повторяют свойства вирусов.

Наступает  момент  голосования. Учитель  предлагает детям проголосовать за каждую команду  с  помощью   розданных   ранее цветных карточек, которые

собираются   в  ящички  для  голосования. Команда не может голосовать сама за себя.

Подведение   итогов  голосования,   объявление  команды победителя. Победитель по своему   усмотрению  раздает  призы, при  этом комментирует свой выбор ( например: « Нам очень понравилось выступление  скульпторов ,

они   сделали  прекрасный   макет   вируса,  поэтому  они получают в подарок   пачку   фломастеров;  интересные  новинки   нам   предложил  косметолог, он получает пакетик  влажных гигиенических салфеток и т. д. ).

Выставление оценок.

   5. Задание на дом . 

Устно :     прочесть   параграф   5.6  учебника,  составленный    на    уроке конспект   и   ответить   на   вопросы   для   повторения   на   стр. 186.

Письменно : выполнить  задание   «терминология»   на 186 стр.

Индивидуальное задание:

Некоторым   учащимся  можно предложить по желанию сделать реферат-рас-

суждение, используя вопросы для обсуждения на стр.188.

   

                   

                           г. Ростов – на – Дону

                                      2 0 0 7  г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "« Вирусы – неклеточная форма жизни"

Урок для обучающихся 9 класса.  На уроке  учащихся  расширяют знания  о неклеточных формах жизни,   у них формируется  представление о внутриклеточных паразитах...

Урок биологии для 10 класса по теме: "Неклеточные формы жизни - вирусы"

Разработка содержит подробное описание хода урока и презентацию...

Урок в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы" (конспект урока + презентация)

Представлен конспект урока в 10 классе с презентацией  по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"!. Рассмотрены особенности строения и размножения вирусов, представлена их классификация....

Неклеточные формы жизни.Вирусы

Неклеточные формы жизни.Вирусы. Урок в 10 классе....

Презентация к уроку: Неклеточные формы жизни.Вирусы.

Презентация к уроку: Неклеточные формы жизни.Вирусы....

Урок "Вирусы как неклеточная форма жизни"

На данном уроке учащиеся получают  знания о строении вирусов и знакомятся с различными вирусными заболеваниями....