Мастер-класс: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Данная тема помогает активизировать деятельность учащихся на уроках биологии, развивает их познавательную деятельность и интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс.
Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроках биологии»
Учитель: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество. Протягивая вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня. (прием обратной связи "Ладошки").
Спасибо за поддержку.
Учитель: Природа. Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. Предлагаю Вам, в течение двух минут, на предложенных вам для работы творческих листах, отобразить свое видение природы. (прием «Ассоциации»)
Учитель: А теперь попрошу всех показать свои работы. Неудивительно, что нет ни одного повторяющегося рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим. Для кого-то это волшебный мир цветка или бег волны, для другого - таинственный лес, а в образах третьих - наша уникальная планета.
( Слайды 1 - 5).
- А чем неповторима наша планета?
(Ответы участников, что только на нашей планете есть жизнь).
- А как бы вы ответили на вопрос, что такое природа?
- А теперь давайте заслушаем определение, которое даёт Большой Энциклопедический Словарь.
(Слайд 6).
Человек - неотъемлемую часть природы. И, безусловно, мы не можем не знать мир, частью которого являемся, чтобы установить с ним гармоничные отношения. Поэтому с давних времён человек изучает и постигает тайны этого загадочного и неповторимого мира.
(Слайд7).
Отправимся в путь без сомнений и муки
Чтоб тайны освоить любимой науки
Её изучали до нас очень многие
Но всё же она молода, как всегда
Красавица в мире наук – биология
Наука о жизни!
Вперёд же друзья!
А сколько волшебных творений нам подарила природа! Вот только некоторые из них:
Приём "Самый-самый".
- самое большое сооружение, построенное живыми организмами - Большой барьерный риф в Квинсленде, на северо-восточном побережье Австралии. Он простирается на 2027 км, при ширине до 72 км.
(Слайд 8)
- самый большой цветок- раффлезия Арнольди, диаметр цветка около метра, растёт на островах Суматра, Ява и Калимантан.
( Слайд 9)
- самое большое животное - синий кит, размер 33метра, масса 140 т, сердце весит 600-700 кг
(Слайд10 )
- самые быстрым наземным млекопитающим является гепард, догоняя добычу, он может развить скорость до 120 км/час
(Слайд11)
- самое толстое дерево-баобаб. При высоте-20м и обхвате ствола-20м, в дереве может скапливаться до 120 тыс. л воды.
(Слайд12)
- самая длинная змея - анаконда, был зарегистрирован экземпляр длиной 11м 43 см
(Слайд 13)
Учитель: Список этот можно продолжать и продолжать. Мы его будем пополнять, изучая волшебную науку-Биологию.
Приём "Четвёртый - лишний".
Как и в любой науке у неё есть свои объекты. Найти объекты изучения Биологии поможет Вам моя подсказка: из предложенных мной объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете.
(Слайд 14)
Камень - гриб-вода-облако
Гладиолус-клён - пшеница-крокодил
Бактерии - вода-воздух-снег
- Иголка - книга-мимоза-шкаф.
Учитель: Что же у нас получилось? Мы собрали всех представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии.
(Слайд: 15).
Как вы думаете, почему все они стали объектами изучения биологии? И что изучает, на ваш взгляд, эта наука?
(Все названные объекты-живые организмы, наука, изучающая живую природу - Биология.)
Приём "Что бы это значило?"
Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок и чтобы познать их мы должны быть очень наблюдательными. Я предлагаю провести небольшой конкурс " Что бы это значило?"
(Слайд 16,17,18)
- 16-папоротник
- 17-лишайник
- 18-палочник
Учитель: Почему все увиденные существа мы можем назвать живыми? Предложите ваши гипотезы
(Работа с творческими листами, выдвижение гипотез).
Признаки живых организмов:
- растут
- размножаются
- питаются
- дышат
- состоят из клеток
(Слайд 19)
Учитель: Проникнуть в тайны всех этих процессов помогает нам наука Биология.
Приём "Аукцион идей".
Учитель: А теперь друзья, предлагаю вам стать участниками аукциона, победителями будет та группа, которая выдвинет как можно больше идей, где можно применить биологические знания.
Приём "Мозаика".
- Придумать три самых интересных вопроса, для эрудитов биологии.
Приём "Фантастическая гипотеза".
- Одним предложением представить науку биология.
(Все участники работают с творческими листами.)
Учитель: На правах ведущего, хочу представить вам моё видение современной биологии, которое я выразила так:
(Слайд 20).
Биология? - Таит ещё много тайн и загадок.
Биология! - Удивительны и восхитительны творения Природы.
Биология - Путь этой науки долог и неостановим…..
Итог занятия:
- На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите мне плод вашего совместного труда и ваши портретики, показывающие как вы, чувствовали себя на нашей встрече.
Прошу на ваших творческих листах нарисовать:
1. Какими Вы были в начале нашей встречи
2. В конце встречи.
(Слайд 21).
Из предложенных далее предложений я очень попрошу Вас выбрать 2-наиболее значимых для вас и дополнить их своими мыслями:
- На мастер - классе я……
- Самым интересным для меня сегодня было…..
- В своей дальнейшей работе я…..
- Я пожелал бы ведущему урок учителю….
- Я бы хотел посоветовать……
(Слайд 22).
Предлагаю сравнить два цветка, которые я держу в руках - живой цветок и искусственный. Что вызывает у Вас большее восхищение? Безусловно, живой цветок.
Учитель: Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу и очень хочу подарить этот цветок самому активному участнику встречи. Кто он? Подскажите мне.
Думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы помогут Вам в работе.
Успехов Вам и творчества! До свидания! (Слайд 23).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильно...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием
стастья по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием"...
Тема самообразрвания "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование дидактического ресурса личностно-ориентированного образования"
Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инновац...
Доклад "Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии"
Доклад по теме самообразования...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.
В данной статье описаны основные принципы, методы активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....
Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."
В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...
«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильн...