Технологическая карта урока биологии
план-конспект урока (биология, 5 класс) по теме

Голикова Екатерина Владимировна

Открытый урок по теме "Как человек изменил Землю"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_kak_chelovek_izmenil_zemlyu.docx206.86 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА БИОЛОГИИ

"Как человек изменил Землю"

ФИО

Голикова Екатерина Владимировна

Место работы

МОУ СОШ № 2

ЗАТО Светлый Саратовской области

Должность

учитель химии

Предмет

биология

Класс

5 "Б"

Тема и номер урока в теме

 "Как человек изменил Землю", 26 урок

 

Тип урока

Урок методологической направленности

Базовый учебник

Биология.  5 класс И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова

Цели: 

  • систематизировать и обобщить знания учащихся по темам главы 4 "Человек на планете Земля";
  • выявление причинно-следственных связей влияния человека на природу, возникновение экологических проблем;
  • продолжить  воспитание эстетических чувств к живой природе, бережного и рационального отношения к ней.

10. Задачи:

  • помочь в осознании и осмыслении причин возникновения экологических проблем;
  • способствовать включению учащихся в активную учебную деятельность;
  • способствовать самовыражению и развитию чувств и эмоций учащихся;
  • способствовать созданию атмосферы открытости и ответственного сотрудничества на уроке. 
  • развивать логическое мышление, память, речь, навыки работы в парах и группах.
  • расширить кругозор учащихся о живой природе.

11. Планируемые результаты.

Личностные – осознание значимости проблемы охраны живого на Земле. Оценивать свою деятельность в природе и общении с живыми организмами. Уметь приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным.  

Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
  • Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре и группе, а также оказывать взаимопомощь.

Предметные – знать основные этапы развития человека, уметь характеризовать деятельность древнего и современного человека, знать созидательные действия человека по отношению к природе.  

12. Формы работы учащихся – индивидуальная, фронтальная, групповая.

13. Необходимое техническое оборудование: презентация, компьютер, листы формата А3.

14. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время

(мин)

1

2

3

4

5

6

7

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

слайд 1 презентации

Мотивирует учащихся на работу.

Настрой на положительные эмоции и плодотворную работу на уроке.

Приветствуют учителя.

Ребята, поворачиваясь к соседу по парте, приветствуют друг друга улыбкой и желают хорошей работы на уроке.

-самоопределение;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, оценивание настроя на работу.

1

2.

Формулирование темы урока

слайд 2, 3 презентации

На слайде размещена подборка фотографий по теме: изображения человека со времен его появления и до сегодняшних дней. Иллюстрации подобраны таким образом, что на них должно прослеживаться развитие человека и его связь с природой, использованием ее богатств. Учитель просит провести мысленный анализ имеющихся фотографий и постараться сказать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Выслушав мнение учащихся, учитель просит одного ученика написать тему на слайде презентации.

Ребята активно включаются в процесс рассмотрения фотографий. Высказывают свое мнение. Данный вид работы с начала урока позволит им кратко вспомнить все, о чем шла речь при изучении тем главы 4.

- умение анализировать и делать выводы по фотографиям

- умение выделить главное из многообразия изображений.

1

3.

Постановка цели.

слайд 4 презентации

Исходя из темы урока предположите, что каждый из вас должен выяснить сегодня на уроке?

Высказывают предположения, основываясь на тему урока и ранее изученный материал.

- построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез;

- умение формулировать и высказывать мысли.

2

4.

Обобщение материала главы 4 учебника " Человек на планете Земля"

слайд 5, 6, 7  презентации

слайд 8-10    презентации

слайд 11 - 22    презентации

  1. этап.

"От обезьяны к современному человеку".

  1. этап.

"Этапы развития человека" (на слайде изображены все этапы развития человека от дриопитека и до человека разумного)

  1. этап

"Современный человек"

(учитель читает письмо Земли)

Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда – то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка.

Как же я была прекрасна в то время.

Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг, оказался направлен не только на создание...

Вопрос учителя: Чье это письмо и почему?

Давайте подробнее выясним влияние человека на природу.

Учитель раздает на парту листки формата А4 с заготовкой скелета рыбы (прием фишбоун). (Приложение 1)

Выполнение теста, состоящего из 6 вопросов. Вопросы теста позволят учащимся вспомнить основные этапы развития человека на Земле.

По рисункам, представленным на слайдах, учащиеся дают характеристику развития и деятельности древнего человека. Его отношение к природе по мере развития. Ребята с помощью учителя на каждом этапе делают вывод о том, что развиваясь, человек не замечая того уничтожал природу вокруг себя.

По рисункам, представленным на слайдах (развитие сельского хозяйства, животноводства, вырубка лесов и распашка, развитие химической промышленности, загрязнение вод и т.д.) учащиеся все вместе заполняют верхнюю часть скелета рыбы. Работая в парах, происходит заполнение нижней части скелета, хвостового отдела.

- поиск и выделение необходимой информации на основе изученного материала

- самоконтроль и самооценка полученных результатов.

- описывают внешний вид каждого представителя этапов развития человека,

- характеризуют его особенности: строение тела, условия жизни, поведение;

- приводят примеры деятельности человека на каждом этапе и дают сравнительную характеристику.

- анализ рисунков с целью выделения главного: характеристика деятельности современного человека;

- сравнение полученных результатов с анализом деятельности древнего человека;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, корректировать ответы одноклассников;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;

- составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

7

7

2

15

5.

Заключительный этап урока.

Учитель организует работу в группах (23 человека, 7 групп)

  1. Создание двух моделей Земли (2 группы).

2. Составление пословиц о Земле (1 группа) или создание эмблем заповедников.

3. Составление синквейна на темы:

- человек (2 группы)

- природа (2 группы)

Ребята выполняют индивидуальную работу в группах.

- самостоятельно создают модели Земли, на основе знаний, полученных на уроке (одна модель – цветущая и полная жизни и энергии Земля, другая – заполоненная и задымленная заводами, среди мусора и вырубленных лесов, безжизненная и серая Земля". Данные работы были оформлены и вывешены в школе в течение предметной недели естественнонаучного цикла).

- составляют целые пословицы из предложенных частей (Приложение 2); (рисуют эмблемы заповедников);

- составляют синквейны по предложенным темам.

 - выделение и осознание учащимися того, что усвоено с помощью речевого высказывания и  устной формы.

10

6.

Домашнее задание

слайд 24 презентации

Повторить §3,4 стр. 12, 15 (стр. 18, обратить внимание на правила работы с микроскопом).

Учащиеся закрепляют знания о методах изучения природы. Вспоминают устройство увеличительных приборов, правила работы с ними.

- отработка навыков работы с микроскопом с целью закрепления

1

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

слайд 25 презентации

Вопросы учителя.

1.Сегодня я работал на уроке …

2. Урок для меня показался…

3. Я зарядился настроением …

4. Домашнее задание мне кажется.

Спасибо за работу на уроке, мне понравилось, как вы работали. (Выставление оценок)

Ответы детей.

Замечательно, отлично

Так себе, могло быть лучше.

Ужасно. Бесполезный для меня урок.

(Приложение 3, распечатывается на цветной бумаге в соответствии с настроением)

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности

-самооценка на основе критерия успешности

-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ;

- осознание качества усвоения материала;

-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

3

Приложение 1

Деятельность современного человека

Приложение 2

Был бы лес,               соловьи прилетят.

Не беречь поросли,                   не видать и дерева.

Кто не сажал дерева,                тому не лежать в тени

В недрах нашей страны можно найти много полезных ископаемых,

         а на поверхности - много вредных.

      Велика Россия,                       а ступить некуда.

Кто с дерева кору снимает,                тот его убивает.

 

И у березки слезки текут,                   когда с нее корку дерут.

 

Умей охотиться,                        умей и о дичи заботиться.

Не мудрено срубить,                       мудрено вырастить.

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»

Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...