Технологическая карта урока биологии
план-конспект урока (биология, 5 класс) по теме
Открытый урок по теме "Как человек изменил Землю"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_kak_chelovek_izmenil_zemlyu.docx | 206.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ
"Как человек изменил Землю"
ФИО | Голикова Екатерина Владимировна | |
Место работы | МОУ СОШ № 2 ЗАТО Светлый Саратовской области | |
Должность | учитель химии | |
Предмет | биология | |
Класс | 5 "Б" | |
Тема и номер урока в теме | "Как человек изменил Землю", 26 урок
| |
Тип урока | Урок методологической направленности | |
Базовый учебник | Биология. 5 класс И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова | |
Цели: |
- систематизировать и обобщить знания учащихся по темам главы 4 "Человек на планете Земля";
- выявление причинно-следственных связей влияния человека на природу, возникновение экологических проблем;
- продолжить воспитание эстетических чувств к живой природе, бережного и рационального отношения к ней.
10. Задачи:
- помочь в осознании и осмыслении причин возникновения экологических проблем;
- способствовать включению учащихся в активную учебную деятельность;
- способствовать самовыражению и развитию чувств и эмоций учащихся;
- способствовать созданию атмосферы открытости и ответственного сотрудничества на уроке.
- развивать логическое мышление, память, речь, навыки работы в парах и группах.
- расширить кругозор учащихся о живой природе.
11. Планируемые результаты.
Личностные – осознание значимости проблемы охраны живого на Земле. Оценивать свою деятельность в природе и общении с живыми организмами. Уметь приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным.
Метапредметные:
- Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
- Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
- Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре и группе, а также оказывать взаимопомощь.
Предметные – знать основные этапы развития человека, уметь характеризовать деятельность древнего и современного человека, знать созидательные действия человека по отношению к природе.
12. Формы работы учащихся – индивидуальная, фронтальная, групповая.
13. Необходимое техническое оборудование: презентация, компьютер, листы формата А3.
14. Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время (мин) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | слайд 1 презентации | Мотивирует учащихся на работу. Настрой на положительные эмоции и плодотворную работу на уроке. | Приветствуют учителя. Ребята, поворачиваясь к соседу по парте, приветствуют друг друга улыбкой и желают хорошей работы на уроке. | -самоопределение; -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, оценивание настроя на работу. | 1 |
2. | Формулирование темы урока | слайд 2, 3 презентации | На слайде размещена подборка фотографий по теме: изображения человека со времен его появления и до сегодняшних дней. Иллюстрации подобраны таким образом, что на них должно прослеживаться развитие человека и его связь с природой, использованием ее богатств. Учитель просит провести мысленный анализ имеющихся фотографий и постараться сказать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. Выслушав мнение учащихся, учитель просит одного ученика написать тему на слайде презентации. | Ребята активно включаются в процесс рассмотрения фотографий. Высказывают свое мнение. Данный вид работы с начала урока позволит им кратко вспомнить все, о чем шла речь при изучении тем главы 4. | - умение анализировать и делать выводы по фотографиям - умение выделить главное из многообразия изображений. | 1 |
3. | Постановка цели. | слайд 4 презентации | Исходя из темы урока предположите, что каждый из вас должен выяснить сегодня на уроке? | Высказывают предположения, основываясь на тему урока и ранее изученный материал. | - построение логической цепи рассуждений; - выдвижение гипотез; - умение формулировать и высказывать мысли. | 2 |
4. | Обобщение материала главы 4 учебника " Человек на планете Земля" | слайд 5, 6, 7 презентации слайд 8-10 презентации слайд 11 - 22 презентации |
"От обезьяны к современному человеку".
"Этапы развития человека" (на слайде изображены все этапы развития человека от дриопитека и до человека разумного)
"Современный человек" (учитель читает письмо Земли) Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда – то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка. Как же я была прекрасна в то время. Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг, оказался направлен не только на создание... Вопрос учителя: Чье это письмо и почему? Давайте подробнее выясним влияние человека на природу. Учитель раздает на парту листки формата А4 с заготовкой скелета рыбы (прием фишбоун). (Приложение 1) | Выполнение теста, состоящего из 6 вопросов. Вопросы теста позволят учащимся вспомнить основные этапы развития человека на Земле. По рисункам, представленным на слайдах, учащиеся дают характеристику развития и деятельности древнего человека. Его отношение к природе по мере развития. Ребята с помощью учителя на каждом этапе делают вывод о том, что развиваясь, человек не замечая того уничтожал природу вокруг себя. По рисункам, представленным на слайдах (развитие сельского хозяйства, животноводства, вырубка лесов и распашка, развитие химической промышленности, загрязнение вод и т.д.) учащиеся все вместе заполняют верхнюю часть скелета рыбы. Работая в парах, происходит заполнение нижней части скелета, хвостового отдела. | - поиск и выделение необходимой информации на основе изученного материала - самоконтроль и самооценка полученных результатов. - описывают внешний вид каждого представителя этапов развития человека, - характеризуют его особенности: строение тела, условия жизни, поведение; - приводят примеры деятельности человека на каждом этапе и дают сравнительную характеристику. - анализ рисунков с целью выделения главного: характеристика деятельности современного человека; - сравнение полученных результатов с анализом деятельности древнего человека; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, корректировать ответы одноклассников; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; - составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | 7 7 2 15 |
5. | Заключительный этап урока. | Учитель организует работу в группах (23 человека, 7 групп)
2. Составление пословиц о Земле (1 группа) или создание эмблем заповедников. 3. Составление синквейна на темы: - человек (2 группы) - природа (2 группы) | Ребята выполняют индивидуальную работу в группах. - самостоятельно создают модели Земли, на основе знаний, полученных на уроке (одна модель – цветущая и полная жизни и энергии Земля, другая – заполоненная и задымленная заводами, среди мусора и вырубленных лесов, безжизненная и серая Земля". Данные работы были оформлены и вывешены в школе в течение предметной недели естественнонаучного цикла). - составляют целые пословицы из предложенных частей (Приложение 2); (рисуют эмблемы заповедников); - составляют синквейны по предложенным темам. | - выделение и осознание учащимися того, что усвоено с помощью речевого высказывания и устной формы. | 10 | |
6. | Домашнее задание | слайд 24 презентации | Повторить §3,4 стр. 12, 15 (стр. 18, обратить внимание на правила работы с микроскопом). | Учащиеся закрепляют знания о методах изучения природы. Вспоминают устройство увеличительных приборов, правила работы с ними. | - отработка навыков работы с микроскопом с целью закрепления | 1 |
7. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | слайд 25 презентации | Вопросы учителя. 1.Сегодня я работал на уроке … 2. Урок для меня показался… 3. Я зарядился настроением … 4. Домашнее задание мне кажется. Спасибо за работу на уроке, мне понравилось, как вы работали. (Выставление оценок) | Ответы детей. Замечательно, отлично Так себе, могло быть лучше. Ужасно. Бесполезный для меня урок. (Приложение 3, распечатывается на цветной бумаге в соответствии с настроением) | -контроль и оценка процесса и результатов деятельности -самооценка на основе критерия успешности -адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; - осознание качества усвоения материала; -следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | 3 |
Приложение 1
Деятельность современного человека
Приложение 2
Был бы лес, соловьи прилетят.
Не беречь поросли, не видать и дерева.
Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени
В недрах нашей страны можно найти много полезных ископаемых,
а на поверхности - много вредных.
Велика Россия, а ступить некуда.
Кто с дерева кору снимает, тот его убивает.
И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут.
Умей охотиться, умей и о дичи заботиться.
Не мудрено срубить, мудрено вырастить.
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...
Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»
Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...
Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".
Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник
Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...