ЗООЛОГИЯ: "Характеристика простейших"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
В данной работе информация о амебе, эвглене зеленой и инфузории-туфельке представлена в виде татаблицы. При таком изложении материала, учащимся легче сравнивать этих животных и находить черты сходства и отличия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kharakteristika_prosteyshikh.docx | 843.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТЕЙШИХ
СИСТЕМА | АМЕБА | ЭВГЛЕНА- ЗЕЛЕНАЯ | ИНФУЗОРИЯ-ТУФЕЛЬКА |
0,2-0,5 мм, тонкая оболочка, нет постоянной формы тела. Имеет выпячивание тела – ложноножки. Внутри находятся – ядро, цитоплазма, пищеварительная и сократительная вакуоль | Тело эвглены вытянутое, длиной около 0,05 мм. Его передний конец притуплён, а задний заострен. Наружный слой цитоплазмы эвглены плотный, он образует вокруг ее тела оболочку. Форма тела эвглены мало изменяется при движении. На переднем конце тела находится тонкий нитевидный вырост цитоплазмы — жгутик. В теле на переднем конце находится красный светочувствительный глазок, 20 хлоропоастов, ядро, сократительная вакуоль и зерна запаса питательных веществ. | Тело ее вытянуто и внешне напоминает туфельку-лодочку: передний конец более узкий. Все тело инфузории покрыто ресничками, их примерно 10—15 тысяч. У инфузории-туфельки имеются два ядра: большое и малое.Большое ядро регулирует все жизненные процессы, маленькое — играет важную роль в размножении туфельки. Две сокоатительные вакуоли, множество пищеварительных вакуолей, на внутренней стороне расположен рот. На переднем конце, отверстие – порошица. | |
ДВИЖЕНИЕ | Передвигается за счет перетекания цитоплазмы | Эвглена вращает жгутиком, как бы ввинчиваясь в воду, и благодаря этому плывет тупым концом вперед. | Совершая ресничками волнообразные движения, туфелька передвигается (плывёт тупым концом вперёд |
ПИЩЕВАРЕНИЕ | Ложноножками обхватывает пищевой комок и образуется пищеварительная вакуоль. Происходит переваривание и всасывание питательных веществ, а затем во время перетекания все непереваренные остатки выбрасывается во внешнюю среду | В хлоропластах находится хлорофилл. Питается эвглена на свету, как зеленые растения, строя свое тело из органических веществ, образующихся на свету путем фотосинтеза. В цитоплазме скапливаются мелкие зернышки запасного питательного вещества. Если поместить эвглену на длительное время в темноту, хлорофилл у нее исчезает, она становится бесцветной. Вследствие этого фотосинтез прекращается, и эвглена начинает усваивать растворенные органические вещества, образующиеся при разложении различных отмерших организмов. Эвглена может питаться двумя различными способами: на свету - как зеленые растения, в темноте - как животные, усваивая готовые органические вещества. | Питается инфузория бактериями, водорослями и некоторыми простейшими. С помощью колебаний ресничек пища попадает в ротовое отверстие, затем — в глотку, на дне которой образуются пищеварительные вакуоли, они движутся по всему телу , происходит переваривание пищи и всасывание питательных веществ. Непереваренные остатки удаляются через особый орган — порошицу. |
ДЫХАНИЕ | Через всю оболочку тела в клетку поступает кислорода, а из организма в среду- углекислый газ (газообмен) | ||
ВЫДЕЛЕНИЕ | Вредные, ядовитые вещества растворенные в воде удаляются через сократительную вакуоль | ||
РАЗМНОЖЕНИЕ | Делением клетки пополам | Продольное деление клетки пополам | Размножается и бесполым путем (поперечным делением надвое) и половым (путем конъюгации). |
РАЗДРАЖЕНИЕ | Раздражимость – свойство всех живых организмов отвечать на действия раздражителей – света, тепла, влаги, химических веществ, механических воздействий. Благодаря раздражимости одноклеточные животные избегают неблагоприятных условий, находят пищу, особей своего года. | ||
Если в каплю воды, где находятся амеба, поместить кристалл соли, то амеба сжимается.
| У эвглены имеется ярко-красный чувствительный к свету глазок. Эвглена всегда плывет к освещенной части водоема, где условия для фотосинтеза наиболее благоприятны. | Инфузории-туфельки собираются к скоплениями бактерий в ответ на действие выделяемых ими веществ, но уплывают от такого раздражителя, как поваренная соль. | |
ПЕРЕНЕСЕНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ | Осенью при наступлении холодов амёба, эвглена зеленая и инфузория туфелька перестают питаться, тело их становится округлым, на его поверхности выделяется плотная защитная оболочка - образуется циста |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по физике в 7 классе "Простые механизмы. КПД простых механизмов"
Разработка урока по физике с применением интерактивных технологийШилова Лариса Петровна, учитель физики ГБОУ СОШ №583 Приморского района Санкт-ПетербургаТема: Простые механизмы,.КПД простых...
Стихотворение "Просто девочки, просто мальчики"
Год 2002. Мой первый выпуск. Мой замечательный 11 «Б»! Я взяла их в 5 классе и все десять лет школьной жизни старалась быть им не только хорошим учителем, но и другом. На выпускном прочитала сти...
« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».
Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...
Настоящее простое, будущее простое, прошедшее простое времена
УМК М.З. Биболетова “Enjoy English”, 4th grade.Подготовка к контрольной работе ”Времена английского глагола”.Present Simple, Past Simple, Future Simple.При изучении времен английского язык...
«Простые числа. Разложение числа на простые множители»
Разработка урока математики в 6 классе с использованием ЦИОР, соответствут требованиям ФГОС второго поколения....
2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"
Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...
Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"
Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности...