Игры без правил или плохие новости из белковой упаковки
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Проблемно-поисковый урок по теме "Вирусы", 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_bez_pravil_ili_plokhie_novosti_iz_belkovoy_upakovki.doc | 52.5 КБ |
virusy.ppt | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Игры без правил или плохие новости из белковой упаковки»
Тип урока: урок изучения нового материала
В режиме технологии проблемного обучения: проблемно-поисковый урок
Цель: изучить состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов
Задачи:
Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о неклеточных формах жизни – вирусах; дать представление о специфическом механизме взаимодействия вируса и клетки.
Развивающие: развитие познавательных процессов: памяти – через работу с новыми понятиями; логического мышления – через построение умозаключений; внимания – через умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные: формирование ответственного отношения к своему здоровью, как ценности; формирование толерантного восприятия фактов, явлений; навыков работы в группе.
Оборудование: видеопроектор, 3 ноутбука, мобильный интернет, компьютерная презентация «Вирусы», «бортовые журналы», текст о вирусах, информационный образовательный ресурс - интерактивный модуль «Неклеточные формы жизни».
Структура урока
- Энергизатор (деление на группы)
- Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы.
- Поиск решения проблемы (групповая работа)
- Выражение решения проблемы (ПОПС-формула)
- Творческое применение «открытых» знаний
- Рефлексия
- Домашнее задание
Ход урока:
1. Энергизатор, деление на группы. («Фруктовый салат»)
2. Мотивация.
Когда-то, миллионы лет назад
На нашей замечательной планете
Возникла жизнь, и начался парад
Невиданных существ на этом свете
Все хорошо! Но, видимо, Природа
Иль просчиталась где, иль что недоучла,
Но в этой распрекрасной бочке меда
И ложку дегтя нам преподнесла!
Иль существа, а может, вещества
Об этом долгий спор не утихает,
Но СПИД и грипп – и все об этом знают
Среди других живут и процветают
Печальная реальность такова!
Учитель: О какой «ложке дегтя» идет речь?
Верно, вирусы и именно они – вирусы будут темой нашего сегодняшнего урока.
- Как вы считаете, эта тема актуальна? Имеет ли она отношение к каждому из нас? (ответы учащихся)
- А вот еще работа вирусов, но не страшная, а прекрасная. Такая необычная окраска тюльпанов возникла благодаря вирусам.
Учитель: Нобелевский лауреат Питер Медовар дал вирусам очень остроумное определение «плохие новости из белковой упаковки». И я предлагаю так же назвать наш урок, но с небольшим дополнением «Игры без правил или плохие новости из белковой упаковки».
-Почему жизнь вирусов называют “игрой без правил”? В чём их особенность? (проблемный вопрос)
- Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны узнать? (Ответы учащихся)
Цель урока: изучить состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов.
- На ваших столах, имеются бортовые журналы, возьмите их. И запишите все, что вы знаете или думаете о вирусах. Все ваши ассоциации фиксируйте в первой графе бортового журнала. Времени на эту работу - 2 минуты.
По окончании работы учащиеся озвучивают свои варианты, а учитель без каких – либо комментариев фиксирует их на доске.
- Верно ли вы охарактеризовали вирусы на данном этапе? Все ли вам известно о вирусах? Для того чтобы ответить на эти вопросы, вам нужно сравнить свои знания (они оформлены в журнале и на доске) и информацию, которая предложена в различных источниках. Предлагаю изучить материал, проанализировать его и результаты анализа записать во вторую графу “Бортового журнала”.
Работа групп (время работы 7 минут):
- с текстом учебника,
- с текстом, предложенным учителем
- с интерактивным модулем «Неклеточные формы жизни»
- интернетом
Учитель: Ребята на основе новых сведений вам нужно кратко и всесторонне выразить позицию по изученной теме и ответить на проблемный вопрос нашего урока. Предлагаю написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС-формулы:
П — позиция
О — обоснование
П — пример
С — суждение.
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов - «Мы считаем, что вирусы...».
Второе предложение (обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что...»
Третье предложение, ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике, начинается со слов: «Мы можем это доказать тем, что...».
И, наконец, четвертое предложение (суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что…..
Время на работу – 7 минут.
Выступление команд.
- Итак, жизнь вируса – это «игра без правил». У вирусов всё не так! Вирусы не любят жить в мире ни друг с другом, ни с окружающими. Живут, пока сражаются, и погибают от бездействия. Очень прихотливы к пище, живут «взаймы» за счет клеток животных, растений и даже бактерий. Приносят в основном вред и очень редко пользу, если можно так выразиться, пользу через вред. Нуклеиновую кислоту вируса выделяют с помощью фенола и хранят в спирту. Хотя раствор фенола (карболка) люди использовали для борьбы с инфекциями с давних пор. Антибиотики, убивающие бактерий, безвредны для вирусов. Клетку, расчленённую на составные структуры, невозможно восстановить. А вирусы возможно! В 1957 г два немецких исследователя разрушили вирус табачной мозаики, выделили по отдельности нуклеиновую кислоту и белок. Затем они смешали эти части снова и получили исходный жизнеспособный вирус. Впоследствии были поставлены опыты по гибридизации вирусов. Смешивали нуклеиновую кислоту одного вируса с белками другого вируса и при этом получался жизнеспособный гибрид. Оказалось, что такие гибриды образуются естественным путём, вызывая хронические вирусные инфекции.
- А теперь давайте сравним ваши знания в начале урока (возвращаемся к записям на доске) и сейчас. Что вы можете сказать по этому поводу? Можно начать так: Вначале урока я знал(а) , что….., а сейчас знаю, что……
- Скажите, кроме биологического вируса, с каким вирусом мы еще в жизни встречаемся? (компьютерным)
Что у них общего? (размножение, саморепликация)
-Вирусы – ярчайшая иллюстрация диалектики природы, пробный камень для шлифовки таких понятий, как живое и неживое, часть и целое, форма и функция.
Перед нами нынче 21 век,
Пусть будет мудр и славен человек
Разумное творение природы
«Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека». (Всемирная хартия о природе»,
принята Генеральной Ассамблеей ООН, 1982)
- Подведем итоги урока
- Домашнее задание по теме сегодняшнего урока будет зависеть от того, насколько качественно вы сегодня поработали. Для всех – конспект, составленный вами на уроке; для желающих - дополнительно – подготовить сообщения о вирусных заболеваниях человека, животных, растений.
-Спасибо за работу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игры без правил плохие новости из белковой упаковки или
Проблемный вопрос Почему жизнь вирусов называют “игрой без правил”? В чём их особенность? Цель: изучить состав , строение и особенности жизнедеятельности вирусов
Бортовой журнал Что известно по теме (кластер) Что узнал(а) нового ВИРУСЫ
Бортовой журнал Что известно по теме (кластер) Что узнал(а)нового ВИРУСЫ
Бортовой журнал Что известно по теме (кластер) Что узнал(а) нового ВИРУСЫ
Распределите роли в группе Руководитель группы. Консультант-координатор. Докладчик(и). Хронометражист, учетчик времени
Правила работы в группе: Высказав свое мнение, спроси остальных : “ Ты согласен?”, “ Ты не возражаешь?”, “ А как ты думаешь?”. Если все согласны, можете действовать . Если есть разные мнения, спросите друг друга .
ПОПС-формула П — позиция - «Мы считаем, что вирусы…… О — обоснование - «Потому что...» П — пример - «Мы можем это доказать тем, что...». С — суждение - « Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что...» Почему жизнь вирусов называют “игрой без правил”? В чём их особенность?
В начале урока я знал(а) , что….., а сейчас знаю, что……
Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека». «Всемирная хартия о природе», принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)
Домашнее задание для всех – конспект, составленный вами на уроке; для желающих - дополнительно – подготовить сообщения о вирусных заболеваниях человека, животных, растений .
СПАСИБО ЗА РАБОТУ! ИЛОНА ЕВГЕНЬЕВНА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная игра "Азбука права: права ребенка"
Игра по правам ребенка в виде командных конкурсов для 6-8 классов...
Деловая игра по праву "Я - человек! Мои права и обязанности"
Краткое описание деловой игры по праву...
«Волейбол». История игры. Основные правил игры волейбол. Передача мяча двумя руками сверху.
Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)Предмет: физическая культура Тема: «Волейбол». История игры. Основные правил игры волейбол...
«Волейбол». История игры. Основные правила игры в волейбол. Передача мяча двумя руками сверху. Эстафеты с элементами волейбола
Тема: «Волейбол». История игры. Основные правила игры в волейбол. Передача мяча двумя руками сверху. Эстафеты с элементами волейбола. Цель урока: Дать представление о занятиях волейболом, т...
Интеллектуальная игра по праву "Своя игра"
Методическая разработка интеллектуальной игры по праву...
Деловая игра "Мои права и права других людей"
Деловая игра "Мои права и права других людей"...
Правовая игра о правах играя!
Интересная игра для школьников....