Игры без правил или плохие новости из белковой упаковки
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Танковид Илона Евгеньевна

Проблемно-поисковый урок по теме "Вирусы", 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_bez_pravil_ili_plokhie_novosti_iz_belkovoy_upakovki.doc52.5 КБ
Office presentation icon virusy.ppt2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Игры без правил или плохие новости из белковой упаковки»

Тип урока: урок изучения нового материала

В режиме технологии проблемного обучения: проблемно-поисковый урок

Цель: изучить состав, строение и особенности  жизнедеятельности  вирусов

Задачи:

Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о неклеточных формах жизни – вирусах; дать представление о  специфическом механизме взаимодействия вируса и клетки.

Развивающие:  развитие познавательных процессов: памяти – через работу с новыми понятиями; логического мышления – через построение умозаключений; внимания – через умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные: формирование ответственного отношения к своему здоровью, как ценности; формирование толерантного восприятия фактов, явлений;  навыков работы в группе.

Оборудование:  видеопроектор, 3 ноутбука, мобильный интернет, компьютерная презентация «Вирусы», «бортовые журналы», текст о вирусах, информационный образовательный ресурс - интерактивный модуль «Неклеточные формы жизни».

Структура урока

  1. Энергизатор (деление на группы)
  2. Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы.
  3. Поиск решения проблемы (групповая работа)
  4. Выражение решения проблемы (ПОПС-формула)
  5. Творческое применение «открытых» знаний
  6. Рефлексия
  7. Домашнее задание

 

Ход урока:

1. Энергизатор,  деление на группы. («Фруктовый салат»)

2. Мотивация.

Когда-то, миллионы лет назад

На нашей замечательной планете

Возникла жизнь, и начался парад 
Невиданных существ на этом свете

Все хорошо! Но, видимо, Природа
Иль просчиталась где, иль что недоучла,
Но в этой распрекрасной бочке меда
И ложку дегтя нам преподнесла!
Иль существа, а может, вещества
Об этом долгий спор не утихает,
 

Но СПИД и грипп – и все об этом знают
Среди других живут и процветают
Печальная реальность такова
!

Учитель: О какой «ложке дегтя» идет речь?

Верно, вирусы и именно они – вирусы будут темой нашего сегодняшнего урока.

- Как вы считаете, эта тема актуальна? Имеет ли она отношение к каждому из нас? (ответы учащихся)

- А вот еще работа вирусов, но не страшная, а прекрасная. Такая необычная окраска тюльпанов возникла благодаря вирусам.

Учитель: Нобелевский лауреат Питер Медовар  дал вирусам очень остроумное определение «плохие новости из белковой упаковки». И я  предлагаю так же  назвать наш урок, но с  небольшим дополнением  «Игры без правил или плохие новости из белковой упаковки».

-Почему жизнь вирусов называют “игрой без правил”? В чём их особенность? (проблемный вопрос)

- Чтобы ответить на этот вопрос,  что мы должны узнать? (Ответы учащихся)

 Цель урока: изучить состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов.

- На ваших столах, имеются бортовые журналы, возьмите их. И запишите все, что вы знаете или думаете о вирусах.  Все ваши ассоциации фиксируйте в первой графе бортового журнала. Времени на эту работу - 2 минуты.

По окончании работы   учащиеся озвучивают свои варианты, а учитель без каких – либо комментариев фиксирует их на доске.

- Верно ли вы охарактеризовали вирусы на данном этапе? Все ли вам известно о вирусах? Для того чтобы ответить на эти вопросы, вам нужно сравнить свои знания (они  оформлены в  журнале и на доске) и информацию, которая предложена в различных источниках.  Предлагаю изучить материал, проанализировать его и результаты анализа записать во вторую графу “Бортового журнала”.

 Работа групп (время работы 7 минут):

  • с текстом учебника,
  • с текстом, предложенным учителем
  • с интерактивным модулем «Неклеточные формы жизни»
  •  интернетом

Учитель: Ребята на основе новых сведений вам нужно кратко и всесторонне выразить  позицию по изученной теме и ответить на  проблемный вопрос нашего урока. Предлагаю написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС-формулы:

П — позиция

О — обоснование

П — пример

С — суждение.

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов - «Мы считаем, что вирусы...».

Второе предложение (обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что...»

Третье предложение, ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике, начинается со слов: «Мы можем  это доказать тем, что...».

        И, наконец, четвертое предложение (суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что…..

Время на работу – 7 минут.

Выступление команд.

-  Итак, жизнь вируса – это «игра без правил». У вирусов всё не так! Вирусы не любят жить в мире ни друг с другом, ни с окружающими. Живут, пока сражаются, и погибают от бездействия. Очень прихотливы к пище, живут «взаймы» за счет клеток животных, растений и даже бактерий. Приносят в основном вред и очень редко пользу, если можно так выразиться, пользу через вред. Нуклеиновую кислоту вируса выделяют с помощью фенола и хранят в спирту. Хотя раствор фенола (карболка) люди использовали для борьбы с инфекциями с давних пор. Антибиотики, убивающие бактерий, безвредны для вирусов. Клетку, расчленённую на составные структуры, невозможно восстановить. А вирусы возможно! В 1957 г два немецких исследователя разрушили вирус табачной мозаики, выделили по отдельности нуклеиновую кислоту и белок. Затем они смешали эти части снова и получили исходный жизнеспособный вирус. Впоследствии были поставлены опыты по гибридизации вирусов. Смешивали нуклеиновую кислоту одного вируса с белками другого вируса и при этом получался жизнеспособный гибрид. Оказалось, что такие гибриды образуются естественным путём, вызывая хронические вирусные инфекции.

- А теперь давайте сравним  ваши знания в начале урока (возвращаемся к записям на доске) и сейчас. Что вы можете сказать по этому поводу? Можно начать так: Вначале урока я знал(а) , что….., а сейчас знаю, что……

-  Скажите, кроме биологического вируса, с каким вирусом  мы еще в жизни встречаемся? (компьютерным)

Что у них общего? (размножение, саморепликация)

 -Вирусы – ярчайшая иллюстрация диалектики природы, пробный камень для шлифовки таких понятий, как живое и неживое, часть и целое, форма и функция. 

Перед нами нынче 21 век,

Пусть будет мудр и славен человек

Разумное творение природы

«Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека». (Всемирная хартия  о природе»,

принята Генеральной Ассамблеей ООН, 1982)

- Подведем итоги урока

- Домашнее задание по теме сегодняшнего урока будет зависеть от того, насколько качественно вы сегодня поработали. Для всех – конспект, составленный вами на уроке; для желающих - дополнительно – подготовить сообщения о вирусных заболеваниях человека, животных, растений.

-Спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Игры без правил плохие новости из белковой упаковки или

Слайд 4

Проблемный вопрос Почему жизнь вирусов называют “игрой без правил”? В чём их особенность? Цель: изучить состав , строение и особенности жизнедеятельности вирусов

Слайд 5

Бортовой журнал Что известно по теме (кластер) Что узнал(а) нового ВИРУСЫ

Слайд 6

Бортовой журнал Что известно по теме (кластер) Что узнал(а)нового ВИРУСЫ

Слайд 7

Бортовой журнал Что известно по теме (кластер) Что узнал(а) нового ВИРУСЫ

Слайд 9

Распределите роли в группе Руководитель группы. Консультант-координатор. Докладчик(и). Хронометражист, учетчик времени

Слайд 10

Правила работы в группе: Высказав свое мнение, спроси остальных : “ Ты согласен?”, “ Ты не возражаешь?”, “ А как ты думаешь?”. Если все согласны, можете действовать . Если есть разные мнения, спросите друг друга .

Слайд 11

ПОПС-формула П — позиция - «Мы считаем, что вирусы…… О — обоснование - «Потому что...» П — пример - «Мы можем это доказать тем, что...». С — суждение - « Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что...» Почему жизнь вирусов называют “игрой без правил”? В чём их особенность?

Слайд 12

В начале урока я знал(а) , что….., а сейчас знаю, что……

Слайд 13

Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека». «Всемирная хартия о природе», принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)

Слайд 14

Домашнее задание для всех – конспект, составленный вами на уроке; для желающих - дополнительно – подготовить сообщения о вирусных заболеваниях человека, животных, растений .

Слайд 15

СПАСИБО ЗА РАБОТУ! ИЛОНА ЕВГЕНЬЕВНА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная игра "Азбука права: права ребенка"

Игра по правам ребенка в виде командных конкурсов для 6-8 классов...

Деловая игра по праву "Я - человек! Мои права и обязанности"

Краткое описание деловой игры по праву...

«Волейбол». История игры. Основные правил игры волейбол. Передача мяча двумя руками сверху.

Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)Предмет: физическая культура          Тема: «Волейбол».  История игры. Основные правил игры волейбол...

«Волейбол». История игры. Основные правила игры в волейбол. Передача мяча двумя руками сверху. Эстафеты с элементами волейбола

Тема: «Волейбол». История игры. Основные правила игры в волейбол. Передача мяча двумя руками сверху. Эстафеты с элементами волейбола.  Цель урока: Дать представление о занятиях волейболом, т...

Интеллектуальная игра по праву "Своя игра"

Методическая разработка интеллектуальной игры по праву...

Деловая игра "Мои права и права других людей"

Деловая игра "Мои права и права других людей"...

Правовая игра о правах играя!

Интересная игра для школьников....