урок биологии 8 класс
видеоурок по биологии (8 класс) на тему

Наталья Ивановна Кочурова

опорно-двигательная система

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1

Ф.И.О.

Кочурова Наталья Ивановна

2

Место работы

Бахиловский филиал ГБОУ СОШ с. Александровка м.р. Ставропольский

3

Должность

Учитель

4

Предмет

Биология и химии

5

Класс

8

6

Номер урока.Тема

 №11 тема: «Опорно-двигательная система»

7

Базовый учебник

Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев

Скелет человека. Осевой скелет.

Цели урока: 

  • образовательные:

    повторить функции опорно-двигательной системы, макро-и       микроскопическое строение костей и их классификацию;

познакомить обучающихся со строением опорно-двигательной системы; раскрыть связь строения скелета с его функциями; выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путем сравнения скелетов человека и других млекопитающих;

  • развивающие:

   активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов;

продолжить формировать информационную компетентность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы;

  • воспитательные:

прививать обучающимся ценностное отношение к скелету и собственному здоровью.

Оборудование: проектор, компьютеры, таблицы «Опорно-двигательная система», презентация , модели скелетов человека и млекопитающих, карточки с заданиями –рисунками.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

 I. Организационный момент.

          II. Актуализация опорных знаний. 

Как избежать заболеваний опорно-двигательного аппарата. Строение и функции скелета человека. Строение кости. Формирование и развитие костной системы. Позвоночник – “основа” нашего здоровья. Мышечная система. Значение физических упражнений для здоровья организма.

          Прочитать слова

Нередко приходится видеть сочетание развитой умственной деятельности с весьма слабым телом, но такое нарушение гармонии... не остается безнаказанным, – оно влечет неизбежно за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии...

                                                      П.Ф. Лесгафт

III. Проверка домашнего задания:  Тест

1.Костная ткань относится:

а) эпителиальной                         в) мышечной

             б) соединительной                       г) нервной

2. Выберите правильный ответ:

 а) Трубчатые кости имеют вид цилиндров с утолщенными краевыми концами.

 б)  Трубчатые кости имеют на поверхности тонкое компактное вещество, под которым находится губчатое вещество с красным костным мозгом.

3. Рост кости в длину происходит за счет:

а) надкостницы                            б) хрящевой ткани

в) плотного вещества                  г) губчатого вещества

4. Выберите 3 правильных ответа:

а) двигательную                           б) транспортную

в) опорную                                    г) энергетическую

д) защитную                                  е) выделительную

5. Заполните пропуски в предложении:

 а) органические вещества придают костям______________________

б) неорганические вещества придают костям_____________________

IV. Переход к изучению нового материала. 

В настоящее время в современном обществе большинство людей ведут малоподвижный образ жизни. Если в начале столетия человек за жизнь проходил пешком около 75 тысяч километров, то теперь едва осиливает 25 тысяч километров. Втрое меньше!

Развитие городского, автомобильного транспорта и таких средств передвижения, как лифты, эскалаторы и другие достижения эпохи научно-технической революции приводит к появлению гиподинамии – это состояние малоподвижности.

Между тем человеческий организм устроен так, что регулярно требует физической нагрузки. Действительно, вся жизнь человека связана с движением: если люди и не перемещаются в пространстве, в их органах, тканях и клетках все равно постоянно происходит движение атомов и молекул.

От повседневных нагрузок зависят и сила мышц, и эластичность связочного аппарата, прочность костей, активность обмена веществ, состояние и работа многих органов и систем нашего организма. Ограничение же физической активности неблагоприятно отражается на здоровье. Например, когда мышцы мало задействованы в работе, кровь с кислородом и питательные вещества в меньшем количестве поступают к ним, они становятся тоньше и слабее.

Из-за уменьшения мышечной массы уменьшается емкость всей сосудистой системы, сокращается число работающих капилляров в скелетных и сердечной мышцах. Поэтому человек не в состоянии справиться даже с небольшой физической нагрузкой.

 Развиваются различные заболевания опорно-двигательного аппарата, слабость скелетных мышц и нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. Одновременно происходит перестройка костей, деформация позвоночника, нарушение обмена веществ, накопление в организме жира, понижение устойчивости к инфекционным заболеваниям. У тех, кто мало находится в движении из костей и зубов вымывается кальций – кости становятся ломкими, а зубы приходится слишком часто лечить. Из-за гиподинамии ускоряется процесс старения организма.

Первым в истории народом, осознававшим роль физической активности в формировании здоровья человека, были древние греки. Они начали эпоху олимпийских игр, которые считались столь важными, что на время их проведения прекращалось ведение войн!

Теперь давайте рассмотрим опорно-двигательный аппарат, его структуру и функции, и определим, какое внимание надо уделять, чтобы обеспечить ему нормальное функционирование. Невозможно себе представить человека без опорно-двигательного аппарата. Скорее всего, он напоминал бы бесформенную массу неспособную к активному передвижению, а любая травма повреждала внутренние органы.

Тема сегодняшнего урока «Скелет человека. Осевой скелет» (запись в тетрадь).

                              Эпиграф к уроку (запись на доске)

                                                                                       «Из всех приключений,    

                                                                                     уготовленных нам жизнью,

                                                                                     самое важное и интересное,

                                                                                     отправиться внутрь самого себя,

                                                                                     исследовать неведомую часть

                                                                                     себя самого».

                                                                                                                    Ф. Феллини

 V. Изучение нового материала

Значение скелета. Скелет человека (от греческого skeletos – высохший, высушенный) является опорой тела.

У взрослого человека скелет состоит примерно из 200.

  1. Строение скелета.

Схема на доске

Скелет

Осевой

        

 

  1. Череп: функции и строение.

Скелет головы - череп состоит из двух частей: мозговой и лицевой. Кости мозговой части - лобная, две височные и затылочная - прочно соединены между собой. Они создают надежную защиту мозгу. Затылочная кость имеет большое отверстие. Сквозь него проходит спинной мозг. Через множество мелких отверстий в костях проходят нервы и кровеносные сосуды.

В лицевой части черепа наиболее крупные кости - это неподвижная верхнечелюстная и подвижная нижнечелюстная. На этих костях находятся зубы.


Рассмотрим скелет черепа на рисунках сайта единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02/85157/?interface=pupil&class=50&subject=29

Запись в тетрадь: Внесите название костей черепа в рисунок  карточки №1.

3.  Скелет туловища: строение и функции

    Теперь рассмотрим позвоночник – основу скелетной, мышечной и нервной систем. Он придает телу нужную форму, обеспечивает определенное расположение тела в пространстве и удерживает его в вертикальном положении.

   Как же построен позвоночник? Это столб, состоящий из 33-34 позвонков, расположенных от основания черепа до таза. Он имеет 4 изгиба: шейный, грудной, поясничный и крестцовый, – обеспечивающих ему упругость, что особенно важно при ходьбе, беге и прыжках. При резких движениях позвоночник пружинит, чему способствуют физиологические изгибы вперед и назад, и предохраняет спинной мозг от сотрясения.

Позвоночник в организме человека выполняет следующие функции:

1. Является опорой нашего тела, поэтому он должен быть крепким, чтобы выдержать нагрузки.

2. Обеспечивает двигательную активность головы и шеи, а также верхних и нижних конечностей, то есть всего тела.

3. Обеспечивает статику, что связано с нервно-мышечным аппаратом.

4. Защищает спинной мозг, от которого отходят нервы, обеспечивающие согласованную работу скелетно-мышечной системы и внутренних органов.

      Рассмотрим скелет туловища на рисунках сайта единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Запись в тетрадь: Внесите название костей туловища в рисунок  карточки №2.

VI. Закрепление знаний:

     А)    В рабочей тетради выполнить задание 9 и 12 стр.21

     Б) Каковы особенности осевого скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

    В)    Найдите и покажите на себе место расположения костей черепа и туловища.





VII. Итоги урока. Рефлексия.

     Обучающиеся формулируют итоги урока: что узнали нового и важного для себя? Чему научились? Какие выводы сделали?

VIII. Домашнее задание:

параграф 11, ответить на вопросы, на странице 30 рабочей тетради ответить на вопросы теста по теме урока, работать с сайтом http://www.bestreferat.ru/referat-124243.html

     

       Осевой

Добавочный

     Череп

Скелет туловища туловищ

Позвоночник

Грудная клетка

Пояса конечностей конечностей

Свободные конечности

Плечевой

пояс

Тазовый

пояс

Скелет

руки

Скелет ноги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

урок биологии "Класс Земноводные или «Лягушачьи секреты»"

План  конспект  урока  биологии,  технологическая  карта  урока....

Конспект урока биологии "Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых". 7 кл.

Методическая разработка урока биологии по учебнику Биология 7 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, Москва, изд-во "Вентана-Граф", 2004...

презентация урока биологии "Класс Пресмыкающиеся"

данная презентация позволит изучить с учащимися Класс пресмыкающиеся в полном объеме...

Конспект урока биологии "Классы Однодольные и Двудольные растения"

Конспект содержит технологическую карту и приложения для организации работы на уроке....

Открытый урок биологии "Класс Птицы"

Конспект открытого урока биологии в 7 классе на тему "Внешнее строение птиц"...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...