Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников , созданных под руководством В,В,Пасечника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._pr.9_a_kl.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО | Зам. директора по УВР | Директор ГБОУ средней школы № 314 |
Председатель МО |
|
|
___________ | « » г | « » г |
Протокол № | ||
от « » г |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №314
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2013-2014 учебный год
по биологии в 9а классе
Составитель программы:
учитель биологии
Васильева М.Ю.
_______________________
Санкт-Петербург
2013г.
Пояснительная записка
Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по биологии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам основной школы, определённым государственным стандартом основного общего образования по биологии. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы общеобразовательных учреждений по биологии. Авторы программы Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.
Данная программа опубликована в учебном издании «Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы». Составитель Г.М. Пальдяева. — М.: Дрофа, 2010.-92с.
Количество часов: по программе за год — 68часов
по учебному плану — 68часов ( 2 часа в неделю)
Практическая часть: за год
контрольных работ –3 ,
лабораторных работ - 5
Реализация программы обеспечивается учебно-методическими пособиями:
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник Биология введение в общую биологию и экологию 9 класс, М., Дрофа, 2011 г.
Дополнительная литература:
- О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова «Поурочные разработки по общей биологии 9 класс». — М.: ВАКО, 2006.
- А.А. Кириленко, С.И. Колесников Биология 9 класс подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на Дону, изд. «Легион» 2009- 160 с.
- Г.Н.Панина «Диагностические работы 6-9 классы, СПб, «Паритет» 2006, - 160 с.
- И.Н. Фасевич и др. Биология 6-11 классы. Конспекты уроков:семинары, конференции, формирование ключевых компетенций – Волгоград: Учитель, 2009.-223с
- Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. 8-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.
- Я иду на урок биологии: Экология: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
Интернет - ресурсы:
(свой сайт и др. )
Учебник для 9 класса входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год под номером 1004, согласно приложению №1 к приказу Минобрнауки России № 2885 от 27 декабря 2011 года. (http://www.rg.ru/2012/03/07/uchebniki-dok.html)
Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих основных целей:
|
|
Практическая направленность курса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Применяемые технологии связаны в основном с групповыми методами работы при изучении и закреплении нового материала и индивидуальной работе при отработке материала, связанного с пробелами в знаниях.
Проверка усвоения материала будет производиться с помощью самостоятельных работ, тестовых работ, тематических сообщений, контрольных работ.
Настоящая учебная программа учитывает направленность общеобразовательного класса, в котором будет осуществляться учебный процесс (класс имеет хороший уровень подготовки по предмету, часть учащихся проявляют интерес к предмету , часть имеет низкую познавательную активность. В целом класс работоспособен.)
Особенности изучения материала
В курсе общей биологии обобщаются знания о жизни и уровнях ее организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Содержание обучения
Введение (2 часа)
РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы (48 часов)
Тема 1. Молекулярный уровень (10 часов)
Тема 2. Клеточный уровень (14 часов)
Тема 3. Организационный уровень (14 часов)
Тема 4. Популяционно-видовой уровень (2 часа)
Тема 5. Экосистемный уровень (5 часов)
Тема 6. Биосферный уровень (3 часа)
РАЗДЕЛ 2. Эволюция органического мира (10 часов)
Тема 7. Основы учения об эволюции (6 часов)
Тема 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (4 часа)
Лабораторных, практических работ – 5
Количество учебных часов – 68
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета учащиеся должны:
Называть:
- общие признаки живых организмов;
- признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
- причины и результаты эволюции.
Приводить примеры:
- усложнения растений и животных в процессе эволюции;
- природных и искусственных сообществ;
- изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
- наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных.
Характеризовать:
- строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
- деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
- строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;
- обмен веществ и превращение энергии;
- роль ферментов и витаминов в организме;
- особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
- дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
- иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
- размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
- вирусы как неклеточные формы жизни;
- среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
- природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
- искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.
Обосновывать:
- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
- родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
- роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
- влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
- меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
- влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
- роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.
Распознавать:
- организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
- клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
- наиболее распространенные виды растений и животных своего региона.
Сравнивать:
- строение и функции клеток растений и животных;
- организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
- семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы.
Соблюдать правила:
- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
- проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Поурочно-тематическое планирование
№ урока | Содержание материала | Коли-чество часов | Учебный материал | Вид контроля | Примерные сроки изучения материала | |
для урочной деятельности учащегося | для внеурочной деятельности учащегося | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Тема 1 Введение | 2 | |||||
1 | Биология- наука о жизни. Методы | 1 | Учебник: стр. 4-9, составление схемы
| Стр. 4-9, основные понятия | Устный опрос | |
2 | Сущность жизни и свойства живого | 1 | Стр 10-13 | Стр 10-13 | тест | |
Тема 2 Уровни организации живой природы | 48 | |||||
3 | Уровни организации. Молекулярный уровень | 1 | Характеристика уровня | Стр 16-18 | Устный опрос | |
4 | Углеводы | 1 | презентация | Стр 18-21, вопросы | Устный опрос | |
5 | Липиды | 1 | презентация | Стр 21-23 | тест | |
6 | Состав и строение белков | 1 | презентация | Стр 23-27 | Устный опрос | |
7 | Функции белков | 1 | презентация | Стр 27-29 | Самостоятельная работа | |
8 | Нуклеиновые кислоты | 1 | Презентация, задачи | Стр 29-32, таблица | Устный опрос | |
9 | АТФ и другие органические соединения | 1 | презентация | Стр 33-35 | Самостоятельная работа | |
10 | Биологические катализаторы | 1 | Учеб. Стр. 33-35, Лаб. Раб. «Расщепление пероксида водорода каталазой» | Стр 35-37, задачи | Устный опрос | |
11 | Вирусы | 1 | презентация | Стр. 37-39,сообщения | Устный опрос | |
12 | Обобщение | 1 | Основные термины | Строение клетки | тест | |
13 | Основные положения клеточной теории | 1 | презентация | Стр.42-43, знать положения | Устный опрос | |
14 | Клеточная мембрана | 1 | Лаб. Раб. «Рассматривание разнообразных клеток» | Стр.43-45 | Устный опрос | |
15 | Ядро | 1 | Работа по таблице | Стр. 46-49 | Устный опрос | |
16 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы | 1 | Составление таблицы | Стр. 49-51 | тест | |
17 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды | 1 | таблица | Стр 52-55 | Устный опрос | |
18 | Клеточный центр. Включения | 1 | презентация | Стр. 56-58 | Устный опрос | |
19 | Строение клеток эукариот и прокариот | 1 | в\ф, таблица | Стр. 58-60, таблица | Самостоятельная работа | |
20 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | 1 | схема | Стр. 60-61 | Устный опрос | |
21 | Энергетический обмен в клетке | 1 | презентация | Стр. 62-65 | Устный опрос | |
22 | Фотосинтез и хемосинтез | 1 | презентация | Стр. 65-70 | тест | |
23 | Синтез белков. Генетический код | 1 | презентация | Стр. 70-73 | Самостоятельная работа | |
24 | Транспортные РНК. Трансляция | 1 | в\ф | Стр. 73-76 | тест | |
25 | Деление клетки. Митоз | 1 | презентация | Стр. 77-81, повтор. понятия | Устный опрос | |
26 | Контрольно- обобщающий урок | 1 | Отработка основных понятий | Понятия : размножение, развитие, оплодотворение | Контрольная работа | |
27 | Развитие организмов. Оплодотворение | 1 | презентация | Стр. 84-86, вопросы | Устный опрос | |
28 | Мейоз | 1 | таблица | Стр. 87-93 | Устный опрос | |
29 | Биогенетический закон | 1 | Учебник стр. 93 | Стр.93-99 | тест | |
30 | Моногибридное скрещивание | 1 | Решение задач | Стр. 100-102, термины | Устный опрос | |
31 | Закон чистоты гамет | 1 | Решение задач | Стр. 103-104, задачи | Самостоятельная работа | |
32 | Неполное доминирование | 1 | Решение задач | Стр. 105-107 | Самостоятельная работа | |
33 | Дигибридное скрещивание | 1 | Решение задач | Стр. 107-110, задачи | Самостоятельная работа | |
34 | Сцепленное наследование | 1 | Решение задач | Стр.110-114, задачи | Устный опрос | |
35 | Генетика пола | 1 | Решение задач | Стр.115-117 | Устный опрос | |
36 | Модификационная изменчивость | 1 | Лаб. Раб. «Выявление изменчивости организмов» | Стр. 117-118 | Устный опрос | |
37 | Мутационная изменчивость | 1 | презентация | Стр.119-122 | Устный опрос | |
38 | Основы селекции | 1 | Таблица «Центры происхождения» | Стр.122-126 | тест | |
39 | Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов | 1 | схема | Стр. 126-130 | Устный опрос | |
40 | Обобщение | 1 | Основные термины | Стр.130-132 | Контрольная работа | |
41 | Вид. Критерии вида | 1 | презентация | Стр. 134-137 | Устный опрос | |
42 | Популяция | 1 | схемы | Стр. 138-141 | Устный опрос | |
43 | Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз | 1 | схемы | Стр.146-149 | Устный опрос | |
44 | Состав и структура сообщества | 1 | таблица | Стр. 149-157 | тест | |
45 | Потоки вещества и энергии в экосистеме | 1 | Уч. стр. 158-160 | Стр.158-163 | Устный опрос | |
46 | Саморазвитие экосистемы | 1 | схема | Стр.164-170 | Устный опрос | |
47 | Обобщение | 1 | Основные понятия | Стр.170, понятия | тест | |
48 | Биосфера. Среды жизни | 1 | таблица | Стр. 172-177 | Устный опрос | |
49 | Круговорот веществ в биосфере | 1 | Составление схем | Стр.180-184 | Устный опрос | |
50 | Обобщение | 1 | Уч. стр. 185, термины | Стр.185 | тест | |
Тема 3 Эволюция органического мира | 11 | |||||
51 | Развитие эволюционного учения | 1 | Составление таблицы | Стр.188-192 | Устный опрос | |
52 | Изменчивость организмов | 1 | презентация | Стр. 193-197 | Устный опрос | |
53 | Борьба за существование. Естественный отбор | 1 | таблица | Стр.201-209 | Самостоятельная работа | |
54 | Видообразование | 1 | презентация | Стр.210-217 | Устный опрос | |
55 | Макроэволюция | 1 | презентация | Стр.217-225 | Устный опрос | |
56 | Обобщение | 1 | Основные термины | Стр.225-226 | тест | |
57 | Гипотезы возникновения жизни | 1 | Учебник стр. 228-234 | Стр.228-238 | Устный опрос | |
58 | Основные этапы развития жизни. Эра древней жизни | 1 | таблица | Стр.238-246 | Устный опрос | |
59 | Развитие в протерозое и палеозое | 1 | Лаб. Раб. «Изучение палеонтологических доказательств» | Стр.247-252 | Самостоятельная работа | |
60 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | 1 | таблица | Стр.252-259 | Устный опрос | |
61 | Обобщение | 1 | Работа с таблицей | Стр. 260-261 | Контрольная работа | |
Тема 4 Основы экологии | 6 | |||||
62 | Экологические факторы | 1 | презентация | Стр.264-270 | Устный опрос | |
63 | Адаптация организмов | 1 | Учебник стр. 272-274 | Стр.272-276 | Самостоятельная работа | |
64 | Межвидовые отношения | 1 | Составление таблицы | Стр.277-279 | Самостоятельная работа | |
65 | Эволюция биосферы | 1 | Учебник стр. 288- 290 | Стр.288-293, сообщения | Устный опрос | |
66 | Антропогенное воздействие на биосферу | 1 | Сообщения учащихся | Стр.294-299 | Устный опрос | |
67 | Обобщение | 1 | Стр. 299-300, работа с тестом | Основные понятия | тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...