Скелет человека
методическая разработка (биология, 8 класс) по теме

Ипатова Наталья Владимирона

Урок разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Конвенции о правах ребенка», требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Содержание урока соответствует требованиям типовых программ министерства образования РФ. Согласно современным тенденциям образования урок разработан с применением системно - деятельностного подхода.

На уроке используются различные методы обучения, формы организации учебной деятельности. Целью урока является создание условий для формирования стойкого представления об ОДС как механической системе. Содержание урока раскрывает личностные способности ребенка, приобщает к миру красоты природы, творчеству, здоровому образу жизни.

Материал может быть использован учителями биологии при проведении урока по теме «Скелет человека».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_office_word.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта урока (ИКУ)

Целеполагание для учащихся

Целеполагание для учителя

  1. Выявление значения Опорно-двигательной системы (ОДС), знакомство с особенностями строения скелета, связанными с трудовой деятельностью и прямохождением.
  2. Изучение особенностей строения отделов скелета и выполняемых ими функций.
  3. Развитие умений показывать отделы скелета и их составляющие.

Цель: Создание на уроке условий для формирования стойкого представления об ОДС как механической системе.

Задачи:

  1.  Сформировать представления о роли  ОДС  в прямохождении и её особенностях в связи с этим.
  2. Создать условия для успешной творческой самостоятельной работы и осмысления информации.
  3. Продолжить формирование представления о здоровьесбергающей роли ОДС.

Тип урока: Закрепление знаний и способов деятельности.

Основное содержание урока:

  1. Значение ОДС.  
  2. Система скелета - составная часть  опоры, функции скелета.
  3. Основные отделы скелета: скелет головы (черепа), скелет туловища, скелет поясов конечностей, собственно конечности.
  4. Особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Основные  понятия: опорно-двигательный аппарат, осевой скелет, скелет, пояса конечностей, мозговой отдел, лицевой отдел, грудная  клетка., позвоночник, позвонки, череп, пояс конечностей, таз, копчик, фаланги.

Организация учебно-познавательной и проектной деятельности на уроке.

Организационный этап урока

Деятельность учителя

(содержание, формы, методы)

Деятельность учащихся

(содержание, формы, методы)

Ожидаемый результат

Организационный этап урока

Подготовить учащихся к работе на уроке, мотивация учащихся на изучение данной темы, внутренняя готовность, психологическая организация внимания. Стимуляция деятельности учащихся, её  целенаправленность

Взаимное приветствие, готовность к уроку.

Выраженная волевая направленность деятельности учащихся к восприятию материала.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Постановка учебной цели и задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; показ их практической значимости, постановка перед учащимися учебных проблем:

Какие функции выполняет ОДС?

Как скелет человека приспособлен к выполнению  опорной, двигательной, защитной функций?

Обсуждение название проекта «Двигатели человеческого тела». Инструкция по организации проекта «Двигатели человеческого тела».

Деление класса на группы.  Выбор направления работы. Определение задач и методов исследования. Выбор формы отчётности.

Методы исследования: работа с учебным пособием, научно-популярной литературой, электронными пособиями.

Активность познавательной деятельности на последующих этапах; вариативность восприятия и осмысление нового материала.

Этап усвоения новых знаний

Постановка проблемы, гипотезы. Учитель учит разными способами выражать свои мысли, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

«Жить для движения или движение для жизни??»

Беседа «Значение ОДС» с  использованием «Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология. «Анатомия, физиология, человек».  «Скелет», Москва, Просвещение, 2003

2.Биология. 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособи. Министерство образования РФ «Кирилл и Мефодий», 2003 год.

Выявление вопросов, подлежащих исследованию.

В каких направлениях нужно искать подтверждение положений гипотез

(дискуссия).

Определение направлений работы. Распределение ролей и обязанностей в группе.

 

Определение объекта исследования – ОДС.

Постановка проблемных вопросов.

Дети включаются в конструктивную деятельность.

Выявление вопросов, подлежащих исследованию в группах.

 (дискуссия)

Направления исследования (работа в группах):

Группа 1. Виды костей.

  1. Основываясь на знаниях по физике, определите, чем являются все кости, имеющие некоторую свободу движения.
  2. Описать виды костей в скелете человека.
  3. Установить различия костей по форме.
  4.  Привести примеры.

Группа. 2. Соединения костей.

  1. Рассмотреть рисунок  на стр. 102 учебника, модель скелета человека.
  2. Основываясь на знаниях по физике о простых механизмах, дать определение понятию «рычаг». Определить виды соединений костей.
  3. Показать разные виды рычагов и соединений костей  на модели скелета человека.
  4. Объяснить строение сустава. Основываясь на знании физики определить, рычагом какого рода является локтевой сустав.  Для чего необходима суставная жидкость?

Группа 3. Скелет головы.

  1. Изучить текст учебника стр. 108.
  2. Назвать   и показать на модели скелета отделы скелета головы.  Сравнить относительные размеры лицевой и мозговой частей черепа.
  3. Указать   из каких костей состоит каждая из них. Объяснить значение  каждого отдела.
  4.  Определить, что является точкой опоры для черепа, что обеспечивает повороты головы.

Группа 4. Скелет туловища.

  1. Изучить текст учебника стр. 109.
  2.  Рассмотреть позвоночник в целом. Какие механические функции выполняет скелет.
  3. Определить форму, число изгибов. Объяснить значение изгибов позвоночника.
  4.  Назвать  кости, которыми образована грудная клетка.  Чем обеспечивается  подвижность грудной клетки?

Группа 5.Скелет конечностей.  

  1. Изучить текст учебника стр. 108-110.
  2. Показать и рассказать о строении конечностей, используя модель скелета.
  3. Выявить связь между отделами скелета и выполняемыми ими функциями.
  4. Определить меры по оказанию первой медицинской помощи при переломах костей.

Утверждение темы проекта.

Самостоятельная работа групп с текстовым материалом, моделью скелета человека.

Определение значения ОДС, отделов скелета, состава, функций отделов, первая помощь при переломах. В ходе работы выясняют, что скелет человека – механическая система.

Физкультминутка.

Профилактика и пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) среди учеников.

А у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись, 

А теперь назад прогнулись.

Наклоны вперёд и назад

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Рывки руками перед грудью. 

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

 Вращение головой.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

 Дети садятся за парты.

Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса.

Профилактика развития таких заболеваний как: нарушение осанки - сутулость, сколиоз, асимметрии плеч, заболеваний сердечнососудистой системы и д.р.

Этап закрепления нового материала

Взаимообучение.

Слушают. Анализируют. Запоминают.

Защита работы по заданным направлениям.

Этап обобщения и подведения итогов.

Выступление представителей 5-й группы.

Обучающиеся должны показать всему классу, что скелет действительно имеет все признаки механической системы.

Подведение итогов урока.

Вырабатываются общие способы действий в той или иной ситуациях (меры по оказанию первой медицинской помощи).

Этап оценивания.

Все участники урока получают оценку за проделанную работу. Учитель вместе с учащимися оценивает проделанную работу.

Самодиагностика уровня усвоенных знаний, взаимопроверка в группах.

Работа с электронным пособием

Выполнение тестового задания, самодиагностика

Домашнее задание

Организация консультации по вопросам опережающего задания.  

Изучение содержание параграфа, ответ на вопросы, составление своего или решение заданного кроссворда.

Возможность самостоятельного выбора задания из предложенных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скелет человека. Осевой скелет.

Разработка  урока  по  теме  скелет  в  8  классе...

Обобщающий урок биологии 8 класс "Скелет человека"

Это урок своего рода папка-накопитель, т.е.в презентации есть ссылки на различные методы, используемые на уроке обобщения. Здесь и игровы моменты, и игральные карты, и пазлы, и карточки, и презентации...

Методическая разработка по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека"

В данной методической раработке рассмотрено 2 урока по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека" для учащихся 8 класса. По учебнику  М.Р.Сапина, Н. Сонина Биология  Человек 8 клас...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Аппарат опоры и движения. Его функции. Скелет человека, его значение, строение скелета

Урок биологии в 8классе по теме "Аппарат опоры и  движения, его функции. Скелет человека, его значение. Строение скелета"  В урок включены цифровые образовательные ресурсы практического, инф...

Урок биологии в 8 классе по теме: "Скелет человека. Осевой скелет"

Конспект урока биологии по теме: "Скелет человека. Осевой скелет" в 8 классе...

Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Скелет человека. Осевой скелет" по программе Д.В. Колесова,Р.Д. Маша,И. Н. Беляева.

Данная презентация предназначена для проведения комбинированного урока по биологии в 8 классе по теме "Скелет человека. Осевой скелет". При проведении урока выделяется время для самостоятельной работы...