Рабочие программы по биологии
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Мои рабочие программы составлены в соответствии УМК под редакцией В.В.Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по биологии 6 класс УМК под редакцией В.В.Пасечника | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Данная рабочая программа по биологии 6 класса базового уровня составлена на основании:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии 2004 г.
- Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова, сборник « Биология. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. – Москва, издательство «Дрофа», 2010 г. стр.20-23.
- в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма ОГАОУ ДПО БелИРО «О преподавании предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году».
В курсе биологии 6 класса изучение живой природы начинается с рассмотрения организменного уровня с позиций системно-структурного подхода. Это позволяет рассматривать строение и жизнедеятельность организма каждого царства в комплексе, а не в отдельности. При этом вначале раскрываются общие признаки, присущие всем организмам, а затем особенности организма каждого из царств живой природы.
В 6 классе обучающиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Обучающиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации, практическом использовании.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений. Для понимания обучающимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, в соответствии с примерной программой, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Выше перечисленное создает условия для реализации учащимися умений и навыков учебно-познавательной компетентности обучающихся, обучая приемам самостоятельной учебной деятельности.
Цели программы:
- Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.
- Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.
- Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе её устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.
З а д а ч и программы:
– Ознакомление обучающихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.
– Освоение обучающимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.
– Овладение обучающимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.
– Формирование и развитие у обучающихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.
Обучающиеся в 6 классе должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологии о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии, об их применении.
Авторская программа рассчитана на 35 часов, в объёме 1 час в неделю, а в учебном плане школы предусмотрено 1,5 часа в неделю. Базисным учебным планом в 6 классе предусмотрено 1 час в неделю. За счет часов школьного компонента выделено 0,5 часа на изучение обучающимися содержания краеведческой направленности.
Часы регионального компонента в объеме 17 часов, в неделю 0, 5 часа, модуля «Биологическое краеведение» включены в тематическое планирование.
Он включает разнообразные практические работы по темам курса 6 класса с привлечением краеведческого материала и выполнением практических работ на местности.
Следует отметить, что за счет введения регионального компонента, количество часов, предложенное программой на изучение крупных разделов, несмотря на их сжатие, в некоторых случаях увеличено:
Название темы | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
Введение | 2 | 3 |
Раздел 1 Клеточное строение организмов | 4 | 5 |
Раздел 2 Царство Бактерии и Грибы | 4 | 6 |
Раздел 3 Царство Растения | 5+1 | 10 |
Раздел4 Строение и многообразие покрытосеменных растений | 8 | 8 |
Раздел 5 Жизнь растений | 7 | 7 |
Раздел 6 Природные сообщества | 3+1 | 4 |
Особо охраняемые природные объекты, расположенные на территории проживания. | - | 9 |
Резерв:1 час отводится на раздел «Царство растений» и 1час на тестирование за курс 6 класса | 2 | |
ВСЕГО: 52 часа | 35+17 | 52 |
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- 1.В.В. Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс» - Москва, издательство «Дрофа», 2007
- В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова «Уроки биологии» 6 класс Пособие для учителя М.: «Просвещение» 2008
- В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко. Биология. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. 6 класс» - Москва, издательство «Дрофа», 2009
Рабочая программа рассчитана на 52 часа
Всего 52 часов; в неделю 1,5 часа
Лабораторных работ – 12, практических работ – 11
Формы организации учебного процесса: урок, урок – практикум, урок – путешествие, урок – игра.
Основная форма организации учебного процесса – урок, где большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, позволяющим повышать уровень познавательной активности учеников.
Методы здоровьесберегающих технологий способствуют эмоциональной уравновешенности школьников, уверенности в собственных возможностях.
Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья обучающихся.
Осуществляется текущий, промежуточный, итоговый контроль. Основным объектом текущего контроля будут умения и навыки, полученные при изучении темы. В процессе текущего контроля используются задания, характерные для формирования практических умений и навыков, индивидуальный и фронтальный опрос, вопросы с кратким или развернутым ответом, практические задания.
Промежуточный контроль проводится после занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Объектом контроля в этом случае будут умения объяснять причинно-следственные связи явлений, используя различные источники, а также опираясь на знания, полученные в этой теме. Формами промежуточного контроля являются тесты, биологические диктанты Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс или тему, и выполняет оценочную функцию, основан на тестовых заданиях разного уровня.
Контрольных работ по биологии программой не предусмотрено, поэтому контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися самостоятельных работ, лабораторных и практических работ, решение логических задач, тестовых заданий.
- Календарно – тематическое планирование в 6 « » классе
№ п/п | Наименование раздела, темы | Сроки прохождения программы | Примечание | |
план | факт | |||
Введение | ||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Программная тема: Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных | стр. 9-12, вопрос 1-5 | ||
2 | Программная тема: Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. | |||
3 | Краеведение. Тема: Растения и животные территории проживания Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» | |||
Клеточное строение организмов | ||||
4 | Программная тема: Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1. «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы»
| § 1,2 вопрос 1-4 КОД 2.1 | ||
5 | Программная тема:. Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Тест | |||
6 | Программная тема:. Лабораторная работа № 2. «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» | |||
7 | Краеведение. Тема: Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1. «Методы полевых исследований (ботанические исследования)» | КОД 2.2 | ||
8 | Программная тема:. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку, рост, развитие и деление. Понятие «ткань» Тест | § 3, повт. § 1,2 | ||
Царство Бактерии и Грибы | ||||
9 | Программная тема:. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. | § 5,6 КОД 3.1 | ||
10 | Программная тема:. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. | § 7 | ||
11 | Программная тема:. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы паразиты . Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3. «Изучение строения плесневых грибов» | §8 | ||
12 | Программная тема:. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Тест | §9,10 КОД 3.2 § 13 вопрос 1-4 | ||
13 | Краеведение. Тема: Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2. «Описание и определение растений, произрастающих на территории проживания» | |||
14 | Краеведение. Тема: Живые организмы, занесенные в Красную Книгу Белгородской области и обитающие на территории проживания | |||
Царство Растения | ||||
15 | Программная тема:. Растения. Ботаника-наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. | § 11-12 | ||
16 | Краеведение. Тема: Представители растений и животных природной зоны территории проживания и их приуроченность к ней. | |||
17 | Краеведение. Тема: Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3. «Методы полевых исследований (зоологические исследования)» | |||
18 | Программная тема:. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания.Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4. «Строение зеленых водорослей» | |||
19 | Программная тема:. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5. «Изучение строения мха» | КОД 3.3 | ||
20 | Программная тема:. Папоротники. Плауны. Хвощи, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения папоротника | § 14 вопрос 1-3 | ||
21 | Программная тема:. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Изучение строения и многообразия голосеменных» | § 15 вопрос 1-3 КОД 3.3 | ||
22 | Программная тема:. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений» | § 15, принести хвою. шишки КОД3.3 | ||
23 | Краеведение. Тема: Инструктаж по ТБ. Практическая работа №4. «Описание и определение животных, обитающих на территории проживания» | |||
24 | Краеведение. Тема: Лекарственные растения Белгородской области, произрастающие на территории проживания | КОД 3.3 | ||
Строение и многообразие покрытосеменных растений | ||||
25 | Программная тема:. Строение семян однодольных растений. Тест | § 18 вопрос 1-6 | ||
26 | Программная тема:. Строение семян двудольных растений | |||
27 | Программная тема:. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней. | КОД 3.3 | ||
28 | Программная тема:. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. | § 19 вопрос 1-4 | ||
29 | Программная тема:. Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видиоименение побегов. Тест | § 20 вопрос 1-9 | ||
30 | Программная тема:. Цветок и его строение Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 9 «Изучение строения цветка» | § 22 вопрос 1-5 | ||
31 | Программная тема:. Соцветия. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 10 «Ознакомление с различными видами соцветий» | § 24 заполнить таблицу | ||
32 | Программная тема:. Плоды и их классификация. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 11 «Ознакомление с сухими и сочными плодами» | § 26, повт. 1-2 КОД 3.3 | ||
Жизнь растений | ||||
33 | Программная тема:. Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). | § 32, 33 Повт. § 1,3 | ||
34 | Программная тема:. Минеральное и воздушное питание растений. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 12 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | § 34 | ||
35 | Программная тема:. Фотосинтез. Тест | |||
36 | Программная тема:. Дыхание растений | § 35 | ||
37 | Программная тема:. Испарение воды . Рост растений. Тест | § 36 повт.§32,33 | ||
38 | Программная тема:. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение | § 37 повт. § 19,26 | ||
39 | Программная тема:. Размножение растений Инструктаж по ТБ. Практическая работа№5 «Размножение комнатных растений» | §38 повт. §18 | ||
Природные сообщества | ||||
40 | Программная тема: Основные экологические факторы и их влияние на растения. | § 54-56, тест КОД 5.1 | ||
41 | Программная тема: Характеристика основных экологических групп растений. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 13 «Изучение особенностей строения растений различных экологических групп» | |||
42 | Программная тема: Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества. | |||
43 | Тестирование за курс «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс» | |||
Особо охраняемые природные объекты, расположенные на территории проживания. | ||||
44 | Краеведение. Тема: Особо охраняемые природные объекты, расположенные на территории проживания. | |||
45 | Краеведение. Тема: Памятники природы, национальные парки, заповедники Белгородской области. Тест | |||
46 | Краеведение. Тема: Инструктаж по ТБ. Практическая работа №6. «Описание памятников природы, заповедников Белгородской области» | |||
47 | Краеведение. Тема: Инструктаж по ТБ. Практическая работа №.7 «Описание памятников природы, заповедников Белгородской области | |||
48 | Краеведение. Тема: Инструктаж по ТБ. Практическая работа №8. «Возможно ли пронаблюдать и предсказать изменения природных сообществ» | |||
49 | Краеведение. Тема: Инструктаж по ТБ. Практическая работа №9. Специфика влияния факторов городской среды на растения | |||
50 | Краеведение. Тема: Инструктаж по ТБ. Практическая работа №10 «Что мы знаем об экологических проблемах нашей области» | |||
51 | Краеведение. Тема: Практическая работа №11. «Что мы знаем об экологических проблемах нашего посёлка» « | |||
52 | Итоговое занятие «Наш посёлок на карте России» |
Обобщенный план контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений (в новой форме) по биологии
Порядко-вый № задания | Обозначение задания в работе | Проверяемые элементы содержания и виды учебной деятельности | Коды проверяемых элементов содержания | Уровень сложности | Время выполнения (мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Часть 1 | |||||
1 | А1 | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. И практической деятельности людей | 1.1 | Б | 1,5 |
2 | А2 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы | 2.1 | Б | 1,5 |
3 | А3 | Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство Бактерии. Царство Грибы | 2.2 3.1 3.2 | Б | 1,5 |
4 | А4 | Царство Растения | 3.3 | Б | 1,5 |
5 | А5 | Царство Растения | 3.3 | Б | 1,5 |
6 | А6 | Царство Животные | 3.4 | Б | 1,5 |
7 | А7 | Царство Животные | 3.4 | Б | 1,5 |
8 | А8 | Сходство человека с животными и отличия от них | 4.1 | Б | 1,5 |
9 | А9 | Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Размножение и развития организма человека | 4.1 4.10 | Б | 1,5 |
10 | А10 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма | 4.2 | Б | 1,5 |
11 | А11 | Опора и движение | 4.11 | Б | 1,5 |
12 | А12 | Внутренняя среда | 4.5 | Б | 1,5 |
13 | А13 | Транспорт веществ | 4.6 | Б | 1,5 |
14 | А14 | Питание. Дыхание | 4.3 4.4 | Б | 1,5 |
15 | А15 | Обмен веществ. Выделение. Покровы тела | 4.7 4.8 4.9 | Б | 1,5 |
16 | А16 | Органы чувств | 4.12 | Б | 1,5 |
17 | А17 | Психология и поведение человека | 4.13 | Б | 1,5 |
18 | А18 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ | 4.14 | Б | 1,5 |
19 | А19 | Приемы оказания первой доврачебной помощи | 4.15 | Б | 1,5 |
20 | А20 | Влияние экологических факторов на организмы | 5.1 | Б | 1,5 |
21 | А21 | Экосистемная организация живой природы. Биосфера – глобальная экосистема | 5.2 5.3 | Б | 1,5 |
22 | А22 | Умение интерпретировать результаты научных исследований, представленные в графической форме | 2,3,4,5 | Б | 1,5 |
23 | А23 | Умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого | 2,3,4,5 | П | 1,5 |
24 | А24 | Учение об эволюции органического мира | 3,5 | П | 1,5 |
Часть2 | |||||
25 | В1 | Умение проводить множественный выбор | 2,3,4,5 | П | 8 |
26 | В2 | Умение устанавливать соответствие | 1,2,3,4,5 | П | 8 |
27 | В3 | Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов | 2,3,4,5 | П | 8 |
28 | В4 | Умение включать в текст пропущенные биологические термины | 1,2,3,4,5 | П | 8 |
Часть 3 | |||||
29 | С1 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ | 4.14 | П | 15 |
30 | С2 | Умение работать с текстом биологического содержания | 1,2,3,4,5 | П | 13 |
31 | С3 | Умение работать со статистическими данными, представленные в табличной форме | 1,2,3,4,5 | П | 17 |
- Содержание программы
Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. В структурном отношении курс состоит из трех основных частей:
- Введение – 3 часа
- Раздел 1 – «Клеточное строение организмов» (5часа)
- Раздел 2 – «Царство Бактерии и Грибы» (6 часа)
- Раздел 3 - «Царство Растения» (10 часов)
- Раздел 5 – «Строение и многообразие покрытосеменных растений» (8 часов)
- Раздел 6 – «Жизнь растений» (7 часов)
- Раздел 7 – «Природные сообщества» (4 часов)
- Раздел 8 – «Особо охраняемые природные объекты, расположенные на территории проживания» (9 часов)
Первый раздел «Клеточное строение организмов» включает в себя темы, которые знакомят ученики с устройством увеличительных приборов, строением, составом и процессами жизнедеятельности клетки, вводится понятие «ткань».
Второй раздел «Царство бактерии» рассматривает роль бактерий в природе и жизни человека, их строение и жизнедеятельность, способы размножения и их разнообразие.
В разделе «Царство грибы» дается общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность, обучающиеся знакомятся с видами грибов: дрожжи, плесневые грибы, грибы – паразиты, шляпочные грибы, роль грибов в природе и жизни человека. Также в этом разделе рассматриваются лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания, значение в природе и жизни человека.
Раздел «Царство Растения» рассматривает многообразие растений, их связь со средой обитания. В этом разделе дается характеристика растительного царства и основным группам растений: водорослям, мхам, папоротникам, хвощам, плаунам, голосеменным и цветковым растениям.
Раздел «Строение и многообразие покрытосеменных растений» рассматривает строение семян однодольных и двудольных растений, виды корней и типы корневых систем. Обучающиеся получают знания о побеге, типах листорасположения, о почках и их строении. В этот раздел включены темы, которые знакомят с внешним строением, жилкованием и клеточным строением листа; многообразием стеблей и видоизменением побегов; цветком, его строением, типами соцветий; плодами и их классификацией.
В разделе «Жизнь растений» рассматриваются основные процессы жизнедеятельности растений, условия прорастания семян и питание проростков. При изучении этого раздела обучающиеся знакомятся с процессами, происходящими в растении: фотосинтез, испарение воды, обмен веществ и энергии, рост и размножение.
Знакомство с классификацией цветковых растений и основными систематическими категориями: вид, род, семейство, класс, отдел, царство происходит при изучении раздела «Классификация растений».
В разделе «Природные сообщества» ученики получают общие представления об основных экологических группах растений и экологических факторах, влияющих на них. Рассматриваются типы растительных сообществ, вопросы взаимосвязей, развития и смены в растительном сообществе.
Заключительный раздел «Особо охраняемые природные объекты, расположенные на территории проживания» предполагает обобщение знаний краеведческого плана по проблеме взаимоотношений человека с окружающей средой.
- Формы и средства контроля
Ведущими составляющими контроля выступают практические умения в области биологии. Различают следующие виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый. .
В процессе текущего контроля используются задания, характерные для формирования практических умений и навыков, индивидуальный и фронтальный опрос, вопросы с кратким или развернутым ответом, практические задания, биологические диктанты, беседы, отчеты по тематическим наблюдениям и экспериментам.
Промежуточный контроль проводится после занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Формами промежуточного контроля являются тесты, биологические диктанты (взяты из сборника «Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс/Сост. Н.А.Артемьева. – М.: ВАКО, 2010.-110 с. и Т.С. Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 классы.- Москва, издательство «Дрофа», 2010 г./; лабораторные работы, соответствующие этапу обучения.
Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс или тему, и выполняет оценочную функцию. В ходе проверки базового уровня в основном используются преимущественно тесты, с одним вариантом ответа. При контроле же практических умений проявляется способность обучаемых мыслить и устанавливать причинно-следственные связи, поэтому эти умения могут проверяться с помощью тестов со свободно конструируемым ответом.(Взяты из сборника Галушкова Н.И. «Проверочные работы за курс биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс» Издательство «Учитель»,2010 79 с.
- Перечень учебно-методических средств обучения
№п/п | Средства обучения | % оснащенности |
Литература основная | ||
1. | В.В. Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс» - Москва, издательство «Дрофа», 2007 | 100 |
2. | В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко. Биология. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. 6 класс» - Москва, издательство «Дрофа», 2009 | 100 |
дополнительная | ||
3. | Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова, сборник « Биология. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. – Москва, издательство «Дрофа», 2010 г. стр.20-23. | 100 |
4. | М.А. Гуленкова. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике.- Москва, «Творческий центр», 2005 | 100 |
5. | Т.С. Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 классы.- Москва, издательство «Дрофа», 2001 | 100 |
6. | Д.И. Трайтак. Книга для чтения по ботанике для учащихся 5-6 классов – Москва, издательство «Просвещение», 1985 | 100 |
7. | Н.Ф. Реймерс. Популярный биологический словарь. – Москва, «Наука», 1991 | 100 |
8. | А.С. Петин, Л.Л. Новых. Учебник «География Белгородской области» - издательство МГУ, 2003. | 100 |
9. | Л.А. Багрова. Я познаю мир: Растения. Детская энциклопедия. – Москва, ООО «Издательство АСТ», 2002 | 100 |
10. | Журнал. Биология в школе. | 100 |
11. | Э.Ф. Илларионов. Поурочные разработки по биологии. 6 класс.- Москва, издательство «Вако», 2009 | 100 |
12. | М.А. Гуленкова. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике.- Москва, «Творческий центр», 2008 | 100 |
13. | Т.С. Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 классы.- Москва, издательс | 100 |
Оборудование и приборы Объекты натуральные | ||
14 | гербарий «Основные группы растений» (4 шт.) | 88 |
15. | коллекция «Вредители поля» (2 шт) | 100 |
16 | коллекция «Вредители огорода» (1 шт.) | 100 |
17. | коллекция семян (3 шт) | 100 |
Информационные источники | ||
18. | Таблицы комплексные: «Многообразие растений» (6 шт) «Части растений» (13 шт.) «Корневые системы» (5 шт) «Лист» (9 шт) «Цветок» (3 шт.) «Плод» (2 шт.) | 93 |
19. | Портреты учёных биологов | 100 |
Модели, макеты, муляжи | ||
20. | муляжи плодов и овощей (6 наборов) | 100 |
Приборы | ||
21. | лабораторные - лупа, микроскоп, микролаборатории (4 шт.) | 80 |
22. | средства ИКТ - универсальный настольный компьютер, проектор, интерактивная доска. | 100 |
Цифровые образовательные ресурсы | ||
23. | учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс» | 100 |
24. | Мультимедийный диск «Биология» | 100 |
25 | Мультимедийный диск «Репетиторы Кирилл и Мифодий. Растения. Бактерии. Грибы.» | 100 |
26. |
| |
27. |
| |
28. |
| |
29. |
| |
30. |
|
Минимальные требования к оснащению общеобразовательных учреждений для реализации ООП (для выполнения лабораторных работ по биологии)
Практические и лабораторные работы, рекомендованные в соответствии с программами по биологии базового уровня для 6-9 классов (стандарт основного общего образования)
Класс | Темы лабораторных и практических работ | Необходимый минимум ( в расчете 1 комплект на 2 обучаемых) |
6 | Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы» | Микроскоп -1, лук, припаровальная игла, предметное стекло, покровное стекло, пипетка, вода. |
Лабораторная работа №2«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» | Лупа, игла,пинцет,лук. | |
Лабораторная работа № 3 Изучение строения плесневых грибов» | Микроскоп, гриб мукор, влажный препарат по теме, лупа | |
Лабораторная работа№ 4 «Строение зеленых водорослей»
| Микроскоп, зеленые водоросли, влажный препарат по теме, лупа | |
Лабораторная работа № 5 «Изучение строения мха» | Микроскоп, кукушкин лён, влажный препарат по теме, лупа | |
Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения папоротника | Микроскоп, гербарий папоротника, влажный препарат по теме, лупа | |
Лабораторнаяработа№7 «Изучение строения и многообразия голосеменных» | Микроскоп, влажный препарат по теме, лупа лапник хвойного растения, шишки разного возраста | |
Лабораторная работа№, 8 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений» | Микроскоп,сорные и культурные растения , влажный препарат по теме, лупа | |
Лабораторная работа№9 «Изучение строения цветка» | Цветки растений, игла, лупа. | |
Лабораторная работа №10 «Ознакомление с различными видами соцветий» | Соцветия растения, игла, лупа. | |
Лабораторная работа №11 «Ознакомление с сухими и сочными плодами» | Сухие и сочные плоды, лупа. | |
Лабораторная работа № 12 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | Свежие корнеплоды, ПК, рисунки по теме | |
Лабораторная работа № 13 «Изучение особенностей строения растений различных экологических групп» | Живые экспонаты, лупа, игла. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...