Валеологическое сопровождение проблемных детей
статья по биологии по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon valeologicheskoe_soprovozhdenie_problemnykh_detei.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 455

с углублённым изучением английского языка

Доклад на тему:

Валеологическое сопровождение

проблемных детей

                                                                   Учитель биологии  1 категории

                                                                   ГОУ СОШ № 455 Чикичёва И.В.

Санкт-Петербург

2010

       

          Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, — такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Учителя они “не слышат”, все теряют, все забывают. Между тем эти дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающим.

        При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции проблемного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка. Поэтому необходима система последовательных мер направленных на поддержание, сохранение, укрепление психофизического статуса детей через определение таких ресурсов, как валеологическое сопровождение на разных этапах развития и обучения.

         Основной   организационной   формой   образовательного   процесса   в   современной   школе является урок.   От того, как он построен, чем насыщен, сколь активен, интересен, динамичен, зависит коэффициент его полезного действия.   Поэтому,   необходимо   разработать   пути   и   средства,   влияющие   на   повышение   интереса проблемных детей, повышение их   учебной   мотивации   и   на   улучшение   качества   получаемого   образования   школьниками   без   ущерба   для   их   здоровья.  Компоненты здоровьесберегающей направленности урока включают в себя:

  1. Активизацию познавательного интереса учащихся.
  2. Создание условий для совместной деятельности учащихся (работа в группах, парах).
  3. Соответствие содержания и методов обучения индивидуальным особенностям учащихся.
  4. Обеспечение доброжелательных взаимоотношений между учителем и учениками.
  5. Оказание учителем помощи и поддержки учащимся.
  6. Соблюдение требований к общему объёму учебной нагрузки, в том числе и задания на дом.
  7. Создание положительного эмоционального настроя на урок.
  8. Увеличение двигательной активности учащихся.

            При   проведении   урока   важным   является   привлечение   возможно   большего    числа   органов   чувств   учащихся:  слуха,  зрения,   осязания,  обоняния, так как для проблемного ребенка характерно многоканальное восприятие информации. Многократность   поступления   информации   обеспечивает   лучшую   активность   мозга,   более   прочное   запоминание.   Необходимо   также   учитывать,   что   ученики   имеют   свои   индивидуальные   доминирующие   каналы   восприятия. Так    трудным детям нужны, прежде всего, визуальные и тактильные опоры в получении информации,   реже   в   восприятии   доминирует   слух   (аудиальный   канал),   у   некоторых   преобладает   кинестетический   канал   восприятия   (через   осязание,   манипулирование   с   предметами).   Именно    поэтому   новые   термины   нужно   не   только   внятно   произносить,   но   и   записывать   их   на   доске,   а   также   предлагать   учащимся   зафиксировать   их   в   тетради.        

        Длительность основных видов учебной деятельности школьников можно определять в связи с развитием утомления, неблагоприятным воздействием на органы чувств. Для этого можно использовать диагностику начального состояния утомления учащихся на уроке по внешним признакам и невербальным способам общения.

Методика определения утомления по внешним признакам

Объекты наблюдения


УТОМЛЕНИЕ

незначительное

значительное

резкое

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует

Поза

Непостоянная, потягивания ног и выпрямление туловища

Частая смена поз, повороты головы в стороны, облокачивание, подергивание головы руками

Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула

Движения

Точные

Неуверенные, замедленные

Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)

Интерес к новому материалу

Живой интерес, задавание вопросов

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия

Невербальные способы общения

Выраженный жест

Характеристика жеста

Кисти рук лежат спокойно друг на друге или

с переплетенными пальцами

ученик спокоен и уверен в себе.

Руки сжаты или пальцы впиваются в стол

и перебирают

что-то

ученик нервничает или напуган

Руки закрывают глаза

ученик защищает себя от учителя.

Голова склонена набок

ученик внимательно слушает.

Голова склонилась вперед

ученик вспоминает информацию

Ученик встречает взгляд учителя глазами

он уверен в себе и заинтересован

Ученик потирает нос или дергает себя за

ухо или за

волосы

он не уверен, что понимает,

что говорит учитель.

Ученик пожимает плечами

признак безразличия

Тело скособочено

демонстрация невнимания

        Одним из наиболее эффективных способов снятия динамического напряжения являются физкультминутки и динамические паузы. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять. Упражнения должны быть направлены на снятие утомления с разных групп мышц.

Примерный   комплекс   упражнений физкультминуток

(разработан   в   Научном   центре здоровья  детей РАМН)

Упражнения для   улучшения   мозгового   кровообращения

1.      Исходное   положение  (и.п.)  -  сидя  на  стуле.

         1- голову  наклонить  вправо; 2- и.п.; 3- голову  наклонить  влево;

         4- и.п.; 5- голову  наклонить  вперёд,  плечи  не  поднимать; 6- и.п.;

         Повторить   3-4   раза.  Темп   медленный.

  1. И.п. – сидя,  руки  на  поясе.

          1- поворот  головы  направо; 2- и.п.; 3- поворот  головы   налево;

          4- и.п.;

          Повторить   4-5   раза.  Темп   медленный.

Упражнение для   снятия   утомления  с   мелких   мышц   кисти

1.        И.п. -  сидя,  руки  подняты   вверх.

           1- сжать  кисти  в  кулак; 2-  разжать  кисти.  

           Повторить   6-8   раза,  затем  руки   расслаблено   опустить   вниз   и   потрясти  кистями.  Темп   средний.

Упражнение для   снятия  утомления   с   мышц  туловища

1.        И.п. -  стойка,  ноги  врозь,  руки  на  поясе.

           1-  повернуть  туловище  направо;

           2-  повернуть  туловище  налево.  Во  время  поворота  ноги  остаются  неподвижными.  

           Повторить   4-6   раза.  Темп   средний.

Упражнение для   глаз

1.        Широко  открыть  глаза.  Посмотреть  до  предела  вверх,   задержать  взгляд  на  одну  секунду.  Затем  перевести  глаза  до  предела  вправо,  зафиксировав  это  положение  на  секунду.  Дале  глаза  до  предела  вниз,  зафиксировав  на  секунду,  а  затем  до  упора  влево,  также  зафиксировав  на  секунду.  Глаза  держать  широко  открытыми.   Выполнить  упражнение  10  раз  по  направлению  часовой  стрелки  и  столько  же  раз  против  часовой  стрелки.

       Немаловажным звеном в валеологическом сопровождении учебного процесса являются занятия на компьютерных тренажёрах Биологической обратной связи. Это курс оздоровительной дыхательной гимнастики. В нашей школе такие занятия проводились в течении нескольких лет и давали неплохие результаты.  Наши   наблюдения   показали,   что   занятия   оздоровительной   дыхательной   гимнастикой   по   методу   БОС,   положительно   повлияли   на   поведение, внимание  и   память   трудных детей. Эти занятия помогают вырабатывать навык расслабления. Такой навык означает умение быть более спокойным, придаёт уверенности в себе, что особенно важно для проблемных детей.  Поэтому мы считаем, что эти занятия целесообразно возобновить, особенно при работе с проблемными детьми.

 

        В заключении нужно отметить, что здоровьесберегающая     деятельность    педагога   в работе с проблемными детьми должна включать в себя:

-   оптимальный   синтез   методов,    форм,    средств   обучения,   их   соответствие   способностям,   возрастным   и   индивидуальным   особенностям   личности;

-  соблюдение    двигательной   активности,   единства   двигательной   и   статичной   нагрузки;

-   замену   авторитарного   стиля   общения   на   стиль   сотрудничества;

-    создание   эмоционально   -   благоприятной    атмосферы   обучения;

-   формирование   у   школьников   позитивной   мотивации   обучения;

-    повышение   интереса   учащихся   к   учебной   деятельности;

-  формирование   у   детей   и   их   родителей    понимание   ценности   здоровья,   культивирование   знаний   о   здоровье,   здоровом   образе   жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Валеологическая направленность образовательного процесса"

Материал содержит конспект педагогического совета "Валеологическая направленность образовательного процесса" и презентацию к данному педсовету....

Валеологический аспект работы учителя географии, формирование благоприятного морально-психологического климата на уроках.

Валеологический аспект работы учителя географии, формирование благоприятного морально-психологического климата на уроках.Сегодня, как никогда, остро стоит проблема здоровья школьников. Решать ее пытаю...

Валеологические рекомендации для родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому с использованием компьютера

Содержание1. Вводная частьНадомное образование.Понятие о дистанционном обучении. 2.  Здоровье человека как основная ценность.3.  Ребенок, обучающийся на дому с использование...

Дистанционное обучение.Валеологические рекомендации для родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому с использованием компьютера

Содержание1. Вводная частьНадомное образование.Понятие о дистанционном обучении. 2.  Здоровье человека как основная ценность.3.  Ребенок, обучающийся на дому с использованием комп...

Статья на тему "Дистанционное обучение детей с ОВЗ. Валеологические требования."

СтатьяДистанционное обучение детей с ОВЗ (родителям на заметку)Для успешного осуществления обучения с использованием дистанционных технологий необходимо создать условия для работы ребенка с компьютеро...

Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни «Ступени к здоровью» для детей среднего школьного возраста, попавших в сложную жизненную ситуацию

«Ступени здоровья»  Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизнидля детей  среднего школьного возраста, попавших в ...

Конспект проведения валеологического занятия в средней группе (дети 4-5 лет) на тему: «Здоровая пища»

Закрепить знания детей о продуктах питания и их значении для человека, о понятиях "питательные вещества", "правильное", или "здоровое питание".Воспитывать желание вести з...