Урок по биологии 7 класс "Многообразие млекопитающих"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Урок по модульной технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_modulnoi_tekhnologii.doc | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
Модульная технология.
« Многообразие млекопитающих» урок по биологии 7 класс
Работу выполнила:
учитель биологии
МОУ СОШ №149
г.Нижнего Новгорода
Алесар Любовь Владимировна
Нижний Новгород
2013
Тема: « Многообразие млекопитающих».
Программа: программа по биологии для общеобразовательных школ. – М., Дрофа 2009. Биология Многообразие живых организмов. 7 класс. Авторы: Захаров В.Б., Сонин Н.И.
Тип урока: комбинированный.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся
7 «Г» класса.
7 «Г» - класс, обучающийся по традиционной программе.
В классе 25 учеников: 13 мальчиков и 12 девочек. Второгодников и неуспевающих нет. Подростковый возраст повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.
Основные задачи развития в этот период:
- формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
- формирование интереса к другому человеку как личность;
- развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях и поступков;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников;
- развитие и укрепление чувства взрослости.
С учащимися класса были проведены социометрические исследования межличностных отношений по методике «Социометрия» /сб. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. Л.М. Фридман, Т.А.Пушкина, П.Я. Каплунович, М., Пр., 1988.
По данным социометрии и наблюдениям коллектив средний по показателю сплоченности, ребята существуют в группах. Требуется дальнейшее развитие коллектива. Звезды» действительно являются лидерами в классе: могут повести за собой, организовать работу, пользуются авторитетом у одноклассников. Это использую в своей работе.
С группой «изолированных» стараюсь проводить работу по повышению их статуса в классе. Включаю их в групповую работу, подчеркиваю их положительные качества, развиваю навыки общения, уверенного поведения. Содержательная характеристика уровня умственного развития школьника, его индивидуальных особенностей необходима учителю, во-первых, для осуществления индивидуального подхода; во-вторых, для заданий, наиболее эффективно влияющих на развитие умственной деятельности. С учащимися класса была проведена диагностическая работа на определение уровня развития познавательных способностей. Исследовались следующие параметры: внимание /тест Бурдона/; развитие мышления /тест Равена/.
На основании наблюдений, анализа учебной деятельности, проведенной диагностики можно выделить условно в классе следующие 3 группы.
1 группа – высокий уровень развития – 7 человек. Учащиеся этой группы быстро включаются в работу. На любом этапе учебного процесса они показывают прочные знания ранее изученного материала, свободно пользуются ими при анализе и усвоении нового материала. Овладевают учебным материалом за более короткое время, чем другие учащиеся. Они легко разрешают проблемные ситуации. Самостоятельно, без помощи учителя, могут преодолевать трудности, находить ответы на поставленные вопросы. Внимание у них произвольное, большого объема, концентрации и устойчивости. Дети отличаются высокими параметрами сосредоточенности, внимания, углубленности в деятельность. Высокий уровень внимании, способны легко переключать внимание от одного вида деятельности к другому.
Эти дети владеют следующими операциями мышления: умеют выделять признаки, анализировать, сравнивать, находить различия, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи.
У этих ребят развиты все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная, логическая. Запоминание не механическое, а осмысленное, поэтому материал они запоминают прочно и быстро с хорошим воспроизведением изученного.
У них хорошо развиты и устная и письменная речь, богатый, эмоционально окрашенный словарный запас. Они умеют отвечать на вопросы, дают полные ответы, любят читать, умеют связно рассказывать, задавать интересные вопросы, успешно выполняют творческие задания.
Эти ребята усидчивы, самостоятельны. Они имеют ярко выраженную познавательную мотивацию: любят учиться и трудиться.
2 группа – 15 человек, среди которых 6 человек с уровнем развития выше среднего, 9 человек со средним уровнем развития. Эти учащиеся в большинстве ситуаций учебного процесса показывают хорошие знания, на которые они опираются при восприятии нового материала, усвоении знаний. У них хорошо развито механическое запоминание, но и логическое запоминание имеет большой удельный вес. Быстрота запоминания у этих детей ниже, чем у учащихся первой группы. Эти дети легче справляются с заданиями по образцу. По отработанному способу действия, чем с заданиями проблемного и творческого характера. Иногда испытывают затруднения при анализе материала. Они чаще, чем учащиеся 1-ой группы, прибегают к помощи учителя. Большинство учащихся этой группы обладают устойчивым произвольным вниманием. У остальных объем и концентрация и устойчивость средняя. Эти дети успешно работают, хотя темп работы чуть ниже, чем в 1-ой группе, тем не менее эти учащиеся справляются с тем объемом работы, который предлагается на уроке.
Эти дети читают меньше, чем у учащихся 1-ой группы, но речь у них тоже хорошо развита, они умеют рассказывать и отвечать на вопросы. Отношение к учебе у них положительное, они трудолюбивы, но наряду с познавательным интересом велика значимость отметки.
3 группа – ниже среднего уровня – 3 человека.
Это учащиеся с относительно активным уровнем познания. Они проявляют заинтересованность только в определенных учебных ситуациях. Включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Они с желанием приступают к новым видам работы, но при затруднении теряют интерес. У них отмечается слабость произвольного внимания, поэтому требуется предварительная мотивация на деятельность /поощрение, похвала/. Устойчивость внимания небольшая, поэтому дети часто отвлекаются, теряют интерес к работе, испытывают трудности при совместном выполнении различных видов деятельности /слушаю и пишу/. Склонность к механическому запоминанию развита хорошо, но эти дети слабо владеют способами смыслового запоминания. Логическая память представлена менее сильно, чем у детей двух предыдущих групп. Отсюда вытекает и более слабое воспроизведение материала.
Уровень мышления у этих детей средний и ниже среднего. Конкретно- образное мышление преобладает над абстрактно-логическим. Эти дети могут анализировать, сравнивать, различать, но при этом они часто испытывают трудности и им требуется помощь учителя при решении учебных задач. Они затрудняются при выполнении творческих заданий. У этих детей темп работы на уроке снижен, они способны выполнить меньший объем работы, чем учащиеся 1-2 групп. Речь развита слабо, маловыразительна. Для этих учащихся этой группы свойственна неустойчивость познавательной мотивации. Отношение к учебе ситуативное. Преобладающий мотив - интерес к отметке.
Диагностика урока
Тема «Многообразие млекопитающих» является заключительной при изучении темы: «Класс Млекопитающие».
На предыдущих уроках учащиеся знакомились с основными особенностями млекопитающих ; их средой обитания, особенностями внешнего строения, приспособлениями к жизни к воде и на суше, особенностями внутреннего строения и работой систем внутренних органов, особенностями размножения, происхождением млекопитающих. К моменту проведения урока учащиеся имеют навыки активного слушания объяснения учителя с выделением главных частей текста, умеют правильно заполнять таблицы, схемы, активно участвуют в любых видах беседы, могут представить презентацию, свободно работать с комьютером, работать с учебником.
Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют практически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии.
Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих.
Задачи:
Образовательная:
- Учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их отрядами и экологическими особенностями их основных представителей.
- У учащихся формируется представление о значении млекопитающих и их роли в биоценозе.
- Учащиеся закрепляют знания по теме «Многообразие млекопитающих».
Развивающая:
- Учащиеся продолжают развивать умение логически мыслить, анализировать и обобщать полученную информацию.
- Учащиеся продолжают развивать творческие способности и образное мышление.
- Учащиеся развивают навыки работы с текстом, иллюстрациями учебника, компьютером.
Воспитательная:
- Учащиеся формируют научное мировоззрение, расширять биологическую картину мира и биоэтические взгляды на примере значения млекопитающих в природе и жизни человека, а так же их роли в биоценозе.
Оборудование урока:
- Компьютер;
- Мультимедийная установка;
- Фотографии млекопитающих;
- Таблицы – многообразие млекопитающих.
Ход урока «Многообразие млекопитающих»
До начала урока класс делится на 5 групп и выбираются консультанты в каждой группе.
Приложение №1
Правильные ответы
В яичниках самок млекопитающих развиваются яйцеклетки. В семенниках самцов млекопитающих развиваются сперматозоиды. Оплодотворенные яйцеклетки поступают в матку. Оболочка зародыша вместе со стенками матки образует детское место. Зародыш получает питательные вещества и кислород из организма матери. У млекопитающих хорошо развит инстинкт заботы о потомстве. Детеныши белок, кроликов, мышей рождаются беспомощными. Детеныши оленей, лошадей рождаются зрячими и способны вскоре после рождения следовать за матерью.
Приложение №2
Сравнительная характеристика основных отрядов млекопитающих
Название отряда | Характерные признаки | Представители |
Насекомоядные | Зубы недифференцированные, головной мозг небольшой, полушария переднего мозга без извилин, мордочка с вытянутым хоботком | Ёж, крот, землеройка |
Рукокрылые | Зубы слабо дифференцированы, крылья образованы кожистой перепонкой, натянутой между передними и задними конечностями и хвостом, на грудине развит киль, обладает эхолокацией. | Крылан, рыжая вечерница |
Грызуны | Хорошо развиты резцы (1пара верхних и 1 пара нижних), клыки отсутствуют, коренные зубы имеют плоскую поверхность. Имеют длинный кишечник с сильно развитой слепой кишкой | Суслик, сурок, хомяк |
Зайцеобразные | То же, что и у грызунов, только верхних резцов 2 пары. | Заяц-русак |
Хищные | Резцы мелкие, клыки крупные. Среди коренных зубов выделяются величиной 4 хищных зуба. Кишечник короткий. Ключицы отсутствуют. Головной мозг хорошо развит, много извилин. | Лиса, тигр, бурый медведь |
Ластоногие | Обтекаемое тело покрыто редкими грубыми волосами. Конечности видоизменены в ласты. Под кожей толстый слой жира. Ушные и носовые отверстия при нырянии закрываются. | Морж, тюлень |
Китообразные | Торпедовидное тело. Волосы в основном сохранились только около рта. Передние конечности видоизменены в ласты, задние отсутствуют. Орган передвижения – мощный хвостовый плавник. Под кожей толстый слой жира. | Голубой кит, кашалот. |
Парнокопытные | Конечности имеют по два или четыре пальца, покрытых у большинства видов копытами. Ключицы отсутствуют. Желудок однокамерный (у нежвачных) или многокамерный (жвачные). | Северный олень, зубр, бегемот. |
Непарнокопытные | Хорошо развит третий палец, конец которого покрыт роговым копытом. Остальные пальцы отсутствуют или слабо развиты. Желудок однокамерный, сильно развита слепая кишка. | Зебра, носорог |
Хоботные | Массивная голова, короткая шея, большие столбообразные ноги. Верхняя губа, сросшаяся сильно вытянутым носом, образует хобот, многофункциональный орган. | Индийский слон |
Приматы | Значительную часть черепа составляет черепная коробка. Сильно развитые полушария переднего мозга имеют большое число извилин. Конечности хватательного типа, большой палец противопоставлен остальным. На пальцах ногти. Глаза направлены вперед. | Мартышка, орангутан, шимпанзе, гарилла |
Приложение №3
Задание №2
«четвертый лишний»
Группа №1
Группа №2
Группа №3
Группа №4
Группа №5
Ответы «четвертый лишний»
Группа №1
Три представителя из отряда хищные (лиса, леопард, белый медведь)четвертый представитель отряда парнокопытные (косуля).
Группа №2
Три представителя из отряда китообразные (дельфин, касатка, кашелот) четвертый представитель отряда ластоногие (тюлень)
Группа №3
Три представителя из отряда зайцеобразные (кролик, заяц-русак, пищуха) четвертый представитель отряда грызуны (белка)
Группа №4
Три представителя из отряда парнокопытные (жираф, косуля, олень) четвертый представитель отряда непарнокопытные (зебра)
Группа №5
Три представителя из отряда насекомоядные (кутора, крот, ёж) четвертый представитель отряда грызуны (крыса домашняя).д
Приложение №4
Биологические задачи
Группа №1
Задача №1
Каковы различия зубов грызунов и хищников?
Задача№2
Загадка гласит:
«В одёжке богатой,
Да сам слеповатый,
Живёт без оконца,
Не видывал солнце».
Какой зверек нашел отражение в загадке? Каковы особенности его меха в связи с образом жизни?
Группа №2
Задача№1
В «чёрном ящике» находится фотография полуводного зверька, которого К. Линней назвал «мускусным бобром» . Он обитатель тихих стариц, протоков и заводей пойм рек Дона, Днепра, Волги и Урала. Длина его тела 20-22 см, а хвоста -18-20 см. высушенные хвосты зверька использовали прежде в купеческих домах. Ими перекладывали бельё в комодах для придания ему приятного запаха.
Какой зверёк изображен на фотографии?
Какими особенностями обладает хвост этого зверька?
Задача №2
Волки живут стаями , а лисицы и рыси нет Объясните поведение этих животных.
Группа №3
Задача №1
Летучие мыши не реагируют на свет , однако часто залетают в освещенные помещения, на открытые веранды, где находятся люди и горит свет. Объясните причину такого поведения животных.
Задача №2
Вот хрустнули сухие ветки –
Ночные бдения зверей:
Охотятся хорьки и белки
На зазевавшихся мышей.
А.Пружанский
Какую ошибку допустил поэт?
Группа №4
Задача №1
Бежали два зайца: один – на гору, второй – под гору. Какому зайцу было легче бежать? Почему?
Задача №2
Народная мудрость утверждает: «Там, где водится куница, белка не родится». Каков её биологический смысл?
Группа №5
Задача №1
Известно, что бобры перегрызают толстые деревья. Почему зубы бобра не тупятся?
Задача №2
Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут?
Приложение №5
Ответы на биологические задачи
Группа№1
- Зубы млекопитающих разделяются на резцы, клыки, предкоренные и коренные. Так как звери питаются разнообразной пищей, то количество зубов, их форма и функции неодинаковы у различных систематических групп. Грызуны, питаясь растительной пищей, имеют сильно развитые резцы, которые непрерывно растут и стачиваются. Клыков они не имеют. Резцы отделяются от коренных зубов диастемой. Крупные хищники – плотоядные животные, которые вначале убивают жертву, а затем разрывают её на куски. В связи с этим у них слабо развиты резцы, но наиболее выражены клыки и хищные зубы.
- Крот обыкновенный. Мех крота состоит из одного подшёрстка. Он очень густой, короткий и бархатистый. Волосы его растут только прямо, что не мешает кроту двигаться в любом направлении.
Группа №2
- Выхухоль. Хвост выхухоли чешуйчатый, плоский и сжат с боков. У основания хвоста располагается крупная кожная железа, которая вырабатывает маслянистую жидкость с сильным мускусным запахом. Одна особь, если надавить на железу, выделяет 1г секрета. Выхухоль секретом смачивает мех и метит территорию. В старину секрет использовали в парфюмерии как закрепитель духов.
- Лиса и рысь могут подкрасться к добыче на близкое расстояние и неожиданно на неё наброситься. Для такой охоты нет необходимости соединяться в стаи волки же загоняют добычу сообща, а затем окружают её. Особенно это важно зимой, когда пищу волкам добывать труднее.
Группа №3
- Свет лампы привлекает ночных бабочек и других насекомых, которыми питаются летучие мыши.
- Белка – представитель отряда грызунов, а не хищных. Ночью белка спит в дупле. Активна она только днем, особенно ранним утром и перед наступлением вечера.
Группа №4
- Зайцу легче бежать на гору, потому что передние конечности у него короткие, а задние длинные.
- Куница – кровожадный хищник. Взаимоотношение между куницей и белкой зависят от наличия мышевидных грызунов – основного корма куницы. В годы, когда численность мышевидных грызунов не велика, происходит резкое снижение поголовья белок.
Группа №5
- Зуб бобра состоит из слоев различной твердости. Когда бобр грызёт дерево, прочная эмаль, покрывающая верхний участок зуба, испытывает большую нагрузку, а остальная , более мягкая ткань – меньшую. В результате весь зуб стачивается равномерно и угол заострения остается неизменным.
- Лось имеет на каждой ноге два копыта, между которыми натянута перепонка. Когда он бежит, то копыта раздвигаются, перепонка натягивается, давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет.
Приложение №6
Цветовой тест
Вопросы
Зеленый
Представители какого отряда приспособлены к полету, питаются кровью теплокровных животных.
Красный
Представители этого отряда: ежи, кроты, землеройки.
Синий
У этого отряда длинный кишечник, с сильно развитой слепой кишкой.
Зеленый
У представителей какого отряда зубы подразделяются на резцы и коренные.
Красный
Где в челюстях располагаются зубы млекопитающих.
Зеленый
Где располагаются голосовые связки?
Красный
Как называются роговые образования кожи?
Красный
Как называется разновидность волос в шерстном покрове млекопитающих.
Красный
К какой группе животных относятся млекопитающие – с постоянной или непостоянной температурой тела.
Синий
Какой основной продукт белкового обмена удаляется через почки у млекопитающих?
Зеленый
Где происходит развитие зародыша млекопитающих?
Синий
Как называется структура, через которую происходит дыхание и питание эмбриона?
красный
Какая кровь в левой половине сердца млекопитающих?
синий
Как называется оплодотворенная яйцеклетка?
красный
Через какую систему эмбрион получает питание для своего развития?
Приложение №6
Цветовой тест (ответы)
Вопросы
Зеленый
Представители какого отряда приспособлены к полету, питаются кровью теплокровных животных.(рукокрылые)
2. Красный
Представители этого отряда: ежи, кроты, землеройки.(насекомоядные)
3.Синий
У этого отряда длинный кишечник, с сильно развитой слепой кишкой. (грызуны)
4. Зеленый
У представителей какого отряда зубы подразделяются на резцы и коренные. (зайцеобразные)
Красный
Где в челюстях располагаются зубы млекопитающих.(альвеолах)
Зеленый
Где располагаются голосовые связки? (в гортани)
Красный
Как называются роговые образования кожи? (ногти, иглы)
Красный
Как называется разновидность волос в шерстном покрове млекопитающих. (вибриссы)
Красный
К какой группе животных относятся млекопитающие – с постоянной или непостоянной температурой тела. (гомойотермные)
Синий
Какой основной продукт белкового обмена удаляется через почки у млекопитающих? (мочевина)
Зеленый
Где происходит развитие зародыша млекопитающих? (матка)
Синий
Как называется структура, через которую происходит дыхание и питание эмбриона? (плацента)
красный
Какая кровь в левой половине сердца млекопитающих? (артериальная)
синий
Как называется оплодотворенная яйцеклетка? (зигота)
красный
Через какую систему эмбрион получает питание для своего развития? (кровообращение)
I вариант
плацента | гомойотермные | вибриссы |
матка | грызуны | зайцеобразные |
II вариант
рукокрылые | грызуны | мочевина |
насекомоядные | артериальная | матка |
III вариант
кровообращение | зигота | альвеолы |
гортань | ногти, иглы | зайцеобразные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по биологии на тему "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"
Задачи:1. продолжить знакомство учащихся с многообразием млекопитающих;2. дать общую характеристику отрядов парнокопытных и непарнокопытных,3....
Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме: " Класс Млекопитающие".
Урок по теме: Класс Млекопитающие проводится после изучения всей темы, способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Форма: урок -игра "Счастливый случай" . также используется при ...
Конспект урока по биологии по теме "Отряды млекопитающих"
Конспект урока можно использовать на уроках биологии в 7 классе.Данный урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов млекопитающих на основе выявления сущ...
конспект урока по биологии "Млекопитающие" 7 кл
Конспект урока биологии в 7 классе. С использованием ИКТ....
Тесты по биологии к урокам "Класс Птицы" , "Класс Млекопитающие".
Тесты содержат задания с выбором одного правильного ответа , задания на соответствии. Задания соответствуют программным требованиям. Материал можно...
Урок по биологии "Значение млекопитающих в природе и жизни человека"
Урок обобщения. Используются разнообразные методы : викторина , тестирование , исследовательская работа, кроссворд . К уроку подготовлены три презентации. Урок способствует...
Модульные уроки по биологии в 7 классе «Класс Млекопитающие, или Звери», «Многообразие зверей»
Модульные уроки по биологии 7 класс; рабочая программа по биологии для 6-9 классов (авторы В.В. Пасечник и др.) - ку...