План урока по теме "Дыхание - это жизнь"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Урок биологии в 8 классе из раздела "Дыхание". Урок посвящен изучению механизмов вдоха и выдоха, имеет здоровьесберегающую направленность с использованием личностно-ориентированного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dyhanie_-_eto_zhizn.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии. 8-й класс.
Тема: "Дыхание – это жизнь".
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с механизмами входа и выдоха и раскрыть отрицательное влияние вредных факторов на работу органов дыхания; углубить и оценить знания учащихся по теме, закрепить навыки работы с текстом учебника и наглядным материалом.
Воспитательные: продолжить формирование навыков работы в коллективе и воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
Развивающие: продолжить развитие творческой активности учащихся, формирование интереса к предмету.
Планируемые результаты: учащиеся изучают механизм дыхательных движений.
Личная значимость урока: сохранение собственного здоровья.
Методы обучения: проблемный
- в чем секрет механизма вдоха и выдоха? Почему не имеющие мышцы легкие следуют за движениями грудной клетки? Какие факторы негативно влияют на дыхательную систему?
Формы работы: групповая.
Оборудование: самодельная модель Дондерса, таблицы изображающие систему органов дыхания, модель торса человека, презентации, ЦОР.
Ход урока:
- Вводная беседа
Звучит фрагмент песни В.Высоцкого «Баллада о любви» (слайд)
-Ребята, как вы понимаете слова прозвучавшей песни.
(жизнь невозможна без дыхания.)
- Верно. Мы знаем, что без пищи и воды человек может прожить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут.
- Какие крылатые слова приходят вам на память в связи с нашим разговором?
(Нужен, как воздух. Дышать, значит жить.) (слайд)
-Действительно, дыхание это та драгоценная и тонкая ниточка, от которой зависит наше земное существование.
2. Актуализация знаний учащихся
- Мы с вами уже третий урок работаем по теме дыхание. Давайте вспомним, что нам уже известно.
(Учащиеся получают разноуровневые тестовые задания. На выполнение заданий дается 3 минуты. Затем проводится взаимопроверка и выставление оценок в оценочный лист). (слайд)
Приложение 1
- Молодцы, вы хорошо справились с заданиями.
3. Изучение новой темы
- Как воздух попадает в воздухоносные пути?
(мы делаем вдох и выдох)
-Итак, дыхание обычно ассоциируется с вдохом и выдохом.
- Проблемный вопрос: В чем секрет вдоха и выдоха? Почему не имеющие мышц легкие следуют за движением грудной клетки? (слайд)
Чтобы ответить на проблемный вопрос, давайте проведем опыт.
Опыт 1.
-Попробуйте вдохнуть или выдохнуть так, чтобы диафрагма и грудные мышцы не сокращались. Почему это не возможно? (Потому что не изменяется объем грудной клетки)
-Теперь попробуйте задержать дыхание, блокируя выход из дыхательных путей и сократить мышцы живота и груди. Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Вывод. Чтобы дыхательные движения были возможны, необходимо, чтобы мышцы могли изменять объем грудной полости и чтобы вдох/выдох воздуха через воздухоносные пути был свободен.
- Рассмотрим, как происходит механизм вдоха и выдоха на модели Дорденса.
(Двум учащимся класса заранее давалось задание изучить и изготовить модель Дондерса. Демонстрация учащимися модели).
Вместе с учителем учащиеся выясняют, что причина такого явления кроется в движении диафрагмы, поднятии и опускании грудной клетки. (слайд)
Если межрёберные мышцы сокращаются, то грудная клетка поднимается, диафрагма задвигается, места в грудной полости становится больше, и лёгкие расширяются - происходит вдох.
При расслаблении межрёберных мышц грудная клетка опускается, диафрагма выдвигается, места в грудной полости становится меньше, и легкие сжимаются – происходит выдох. (демонстрация ЦОР)
Опыт 2.
- Положите руку себе на область грудной клетки и сделайте несколько вдохов и выдохов. Что вы чувствуете?
(грудная клетка то поднимается, то опускается)
Одно дыхательное движение состоит из вдоха и выдоха
- Какую роль в дыхании играет диафрагма?
- Роль межреберных мышц при дыхании?
Учащихся делают вывод по этому этапу урока.
(Вывод: вдох и выдох происходят из-за разности давления в плевральной полости и атмосфере.)
- Для дыхания необходим чистый кислород или воздух? (воздух).
- Из каких газов состоит атмосферный воздух?
(кислорода, азота, углекислого газа).
- Как вы думаете, отличается ли состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха? (да, содержанием кислорода и углекислого газа)
- Давайте проверим это экспериментально.
Опыт 3. Влияние выдыхаемого воздуха на известковую воду.
- Ребята как вы думаете, что регулирует процесс дыхания?
Учащихся высказывают предположения.
-Нервная и гуморальная система
Самостоятельная работа в группах.
1 группа. Нервная регуляция.
Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге. Он состоит из центров вдоха и выдоха, которые регулируют работу дыхательных мышц. Спадение легочных альвеол, которое происходит при выдохе, рефлекторно вызывает вдох, а расширение альвеол рефлекторно вызывает выдох.
2 группа: Гуморальная регуляция
Кроме нервной регуляции дыхательную систему контролирует и гуморальная система. Гуморальная система поддерживает на определенном уровне количество углекислого газа и кислорода.
При избытке в крови углекислого газа повышается активность центра дыхания и человек начинает чаще и глубже дышать. Если концентрация углекислого газа в крови понижается работа дыхательного центра тормозится и происходит непроизвольная задержка дыхания.
Опыт 4
- Сделайте ряд глубоких и частых вдохов и выдохов. Почему после них происходит непроизвольная задержка дыхания?
3 группа: Чихание и кашель.
Учащиеся работают в группах с текстом учебника. От каждой группы один учащийся представляет изученный материал.
Физминутка. (Дыхательная гимнастика. Укрепляет иммунитет)
- «Наклон вперед». ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом).
- ИП - выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох, присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш , походить на носочках. Повторить 3 – 4 раза.
- Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
- А сейчас давайте вернемся к словам замечательной песни, которую мы с вами прослушали в начале урока. О чем еще в ней поется?
(Жизнь невозможна без любви)
-А как вы понимаете, что значит любить?
(заботиться, оберегать)
- А нужно ли любить себя?
(В этом смысле слова, конечно. Мы должны заботиться о своем организме, беречь его от негативных влияний, болезней)
Проблемный вопрос: Какие факторы могут негативно повлиять на деятельность дыхательной системы человека.
(Учащимся заранее давались задания по данным темам)
Сообщения учащегося о действии никотина на дыхательную систему. (компьютерная презентация)
Сообщение учащегося о воздушной среде.
- Как можно определить степень загрязнения воздушной среды?
(индикаторами загрязнения воздушной среды могут быть лишайники, листья деревьев и т.д.)
-Одним из доступных способов является индикация чистоты снежного покрова. Я пригласила на урок ученицу 5 класса, которая в прошлом году провела исследовательскую работу по определению загрязненности атмосферы.
Презентация исследовательской работы «Экологическое состояние снежного покрова села Донского».
-А в классе, чем у нас загрязнен воздух?
-Пылью.
- Предложите самый простой способ поддерживать высокую работоспособность и умственные способности учащихся в течении учебного дня. (Проветривать классы, т.к. количество углекислого газа к концу 6 урока увеличивается, что сказывается на умственных способностях и работоспособности учащихся)
3. Закрепление учебного материала.
Самостоятельная работа.
Далее проводится самостоятельная работа
- учащиеся считают дыхательные движения в течение минуты и записывают показания в таблицу у себя в тетради.
Вывод: в состоянии покоя в норме дыхательных движений – 16-20.
- затем учащимся предлагается встать с мест, выйти из-за стола и сделать всем по 15 приседаний, после чего подсчитать количество дыхательных движений и внести число в таблицу.
Влияние физических упражнений на частоту дыхательных движений
Количество дыхательных движений при нормальном состоянии | Количество дыхательных движений после физической нагрузки |
- Вывод: …………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………
(учащиеся приходят к выводу, что физическая нагрузка влияет на частоту дыхательных движений)
4. Рефлексия. (Приложение 3)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по теме:«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
Урок по "Основам безопасности жизнедеятельности" отражает работу по методической теме "Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс". В ходе урока сочетаются элементы...
План конспект урока: "Значение осанки в жизни человека"
Формирование красивой осанки, походки, красоты движений. Научить обучающихся заботиться о правильном положении тела. Показать упражнения для формирования правильной осанки....
план-конспект урока по теме "Сущность жизни и свойства живого" 9 класс
Задачи: выяснить, существует ли конкретное понятие "жизнь"; рассмотреть общие признаки живого; сформировать представление об уровнях организации живой природы. Оборудование: таблицы по общей биол...
План урока по теме " Здоровый образ жизни"
Цель урокаСовершенствовать навыки говорения и письма при подготовке учащихся к ЕГЭ. Задачи урока1) обучающаяОвладение речевыми структурами для ведения диалога и монологаРазвитие навыка гово...
план - конспект урока "Виктор Гюго, его жизнь и творчество"
На уроке учащиеся вспоминают биографию В.Гюго, выполняют тест на знание биографии писателя, знакомятся со стихами и романами В.Гюго, подробнее останавливаясь на романе "Notre - Dame de Paris", д...
План- конспект к уроку в 7 классе.Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве
План- конспект к уроку изобразительного искусства в 7 классе и презентации к урокам в 6 и 7 классах.резентации...
План-конспект урока географии на тему: «Жизнь в Мировом океане» с рабочей тетрадью к уроку
Серия уроков построена на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданным комплексом рабочих тетрадей к уро...