План урока по теме "Дыхание - это жизнь"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Бабак Елена Владимировна

Урок биологии в 8 классе из раздела "Дыхание". Урок посвящен изучению механизмов вдоха и выдоха,  имеет здоровьесберегающую направленность с использованием личностно-ориентированного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dyhanie_-_eto_zhizn.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии. 8-й класс.

Тема: "Дыхание – это жизнь".

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с механизмами входа и выдоха и раскрыть отрицательное влияние вредных факторов на работу органов дыхания;  углубить и оценить знания учащихся по теме, закрепить навыки работы с текстом учебника и наглядным материалом.

Воспитательные: продолжить формирование навыков работы в коллективе и  воспитание чувства ответственности за свое здоровье.

Развивающие:  продолжить развитие творческой активности учащихся,  формирование интереса к предмету.

Планируемые результаты: учащиеся изучают механизм дыхательных  движений.

Личная значимость урока: сохранение собственного здоровья.

Методы обучения:  проблемный

 - в чем секрет механизма вдоха и выдоха?  Почему не имеющие мышцы легкие следуют за движениями грудной клетки? Какие факторы негативно влияют на дыхательную систему?

Формы работы: групповая.

Оборудование: самодельная модель Дондерса, таблицы изображающие систему органов дыхания, модель торса человека, презентации,  ЦОР.

Ход урока:

  1. Вводная беседа

Звучит фрагмент песни В.Высоцкого «Баллада о любви» (слайд)

-Ребята,  как вы понимаете слова прозвучавшей песни.

(жизнь невозможна без дыхания.)

- Верно. Мы знаем, что без пищи и воды человек может прожить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут.

- Какие крылатые слова приходят вам на память в связи с нашим разговором?

(Нужен,  как воздух.  Дышать,  значит жить.) (слайд)

-Действительно, дыхание это та драгоценная и тонкая ниточка, от которой зависит наше земное существование.

         

 2. Актуализация знаний учащихся

- Мы с вами уже третий урок работаем по теме дыхание.  Давайте вспомним, что нам уже известно.                                                                                  

(Учащиеся получают разноуровневые тестовые задания. На выполнение заданий дается 3 минуты. Затем проводится взаимопроверка и выставление оценок в оценочный лист). (слайд)

Приложение 1

- Молодцы, вы хорошо справились с заданиями.

           3. Изучение новой темы

- Как воздух попадает в воздухоносные пути?

(мы делаем вдох и выдох)

-Итак, дыхание обычно ассоциируется с вдохом и выдохом.

- Проблемный вопрос:  В чем секрет вдоха и выдоха? Почему не имеющие мышц легкие следуют за движением грудной клетки?  (слайд)

Чтобы ответить на проблемный вопрос, давайте проведем опыт.

Опыт 1. 

-Попробуйте вдохнуть или выдохнуть так, чтобы диафрагма и грудные мышцы не сокращались. Почему это не возможно? (Потому что не изменяется объем грудной клетки)

-Теперь попробуйте задержать дыхание, блокируя выход из дыхательных путей и сократить мышцы живота и груди. Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Вывод. Чтобы дыхательные движения были возможны, необходимо, чтобы мышцы могли изменять объем грудной полости и чтобы вдох/выдох воздуха через воздухоносные пути был свободен.

- Рассмотрим, как происходит механизм вдоха и выдоха на модели Дорденса.                                                  

(Двум учащимся класса заранее давалось задание изучить и изготовить модель Дондерса. Демонстрация учащимися модели).

Вместе с учителем учащиеся выясняют, что причина такого явления кроется в движении диафрагмы,  поднятии и опускании грудной клетки. (слайд)

Если межрёберные мышцы сокращаются, то грудная клетка поднимается, диафрагма задвигается, места в грудной полости становится больше, и лёгкие расширяются  - происходит вдох.

При  расслаблении межрёберных мышц  грудная клетка опускается, диафрагма выдвигается, места в грудной полости становится меньше, и легкие сжимаются – происходит выдох. (демонстрация ЦОР)

Опыт 2.

- Положите руку себе на область грудной клетки и сделайте несколько вдохов и выдохов. Что вы чувствуете?

 (грудная клетка то поднимается, то опускается)

Одно дыхательное движение состоит из вдоха и выдоха

- Какую роль в дыхании играет диафрагма?

- Роль межреберных мышц  при дыхании?

Учащихся делают вывод по этому этапу урока.

(Вывод: вдох и выдох происходят из-за разности давления в плевральной полости и атмосфере.)

-   Для дыхания необходим чистый кислород или воздух?  (воздух).

- Из каких газов состоит атмосферный воздух?

(кислорода, азота, углекислого газа).

- Как вы думаете, отличается ли состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?                    (да, содержанием кислорода и углекислого газа)

- Давайте проверим это экспериментально.

Опыт 3. Влияние выдыхаемого воздуха  на известковую воду.

- Ребята как вы думаете, что регулирует процесс дыхания?

Учащихся высказывают предположения.

-Нервная и гуморальная система

Самостоятельная работа в группах.

1 группа. Нервная регуляция.

Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге. Он состоит из центров вдоха и выдоха, которые регулируют работу дыхательных мышц. Спадение легочных альвеол, которое происходит при выдохе, рефлекторно вызывает вдох, а расширение альвеол рефлекторно вызывает выдох.

2 группа: Гуморальная регуляция

Кроме нервной регуляции дыхательную систему контролирует и гуморальная система. Гуморальная система поддерживает на определенном уровне количество углекислого газа и кислорода.

При избытке в крови углекислого газа повышается активность центра дыхания и человек начинает чаще и глубже дышать. Если концентрация углекислого газа в крови понижается работа дыхательного центра тормозится и происходит непроизвольная задержка дыхания.

Опыт 4

- Сделайте ряд глубоких и частых вдохов и выдохов. Почему после них происходит непроизвольная задержка дыхания?

3 группа: Чихание и кашель.

Учащиеся работают в группах с текстом учебника. От каждой группы один учащийся представляет изученный материал.

 Физминутка. (Дыхательная гимнастика.  Укрепляет иммунитет)

  1. «Наклон вперед». ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом).
  2. ИП - выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох, присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш , походить на носочках.  Повторить 3 – 4 раза.
  3. Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
     

- А сейчас давайте вернемся к словам замечательной песни, которую мы с вами прослушали в начале урока. О чем еще в ней поется?

(Жизнь невозможна без любви)

-А как вы понимаете, что значит любить?

(заботиться, оберегать)

- А нужно ли любить себя?

(В этом смысле слова, конечно.  Мы должны заботиться о своем организме, беречь его от негативных влияний, болезней)

Проблемный вопрос: Какие факторы могут негативно повлиять на деятельность дыхательной системы человека.

(Учащимся заранее давались задания по данным темам)

Сообщения учащегося о действии никотина на дыхательную систему. (компьютерная презентация)

Сообщение учащегося о воздушной среде.

- Как  можно определить степень загрязнения воздушной среды?

(индикаторами загрязнения воздушной среды могут быть лишайники, листья деревьев и т.д.)

-Одним из доступных способов является индикация чистоты снежного покрова. Я пригласила на урок ученицу 5 класса, которая в прошлом году провела исследовательскую работу по определению загрязненности атмосферы.

Презентация исследовательской работы «Экологическое состояние снежного покрова села Донского». 

-А в классе, чем у нас загрязнен воздух?

-Пылью.

- Предложите самый простой способ поддерживать высокую работоспособность и умственные способности учащихся в течении учебного дня. (Проветривать классы, т.к. количество углекислого газа к концу 6 урока увеличивается, что сказывается на умственных способностях и работоспособности учащихся)

3. Закрепление учебного материала.

Самостоятельная работа.

Далее проводится самостоятельная работа

  1. учащиеся считают дыхательные движения в течение минуты  и записывают показания в таблицу у себя в тетради.

Вывод: в состоянии покоя в норме дыхательных движений – 16-20.

  1. затем учащимся предлагается встать с мест, выйти из-за стола и  сделать всем по 15 приседаний, после чего подсчитать количество дыхательных движений и внести число в таблицу.                    

Влияние физических упражнений на частоту дыхательных движений

Количество дыхательных движений при нормальном состоянии

Количество дыхательных движений после физической нагрузки

 

  1. Вывод:   …………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………

(учащиеся приходят к выводу, что физическая нагрузка влияет на  частоту  дыхательных движений)

4. Рефлексия. (Приложение 3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по теме:«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Урок по "Основам безопасности жизнедеятельности" отражает работу по методической теме "Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс". В ходе урока сочетаются  элементы...

План конспект урока: "Значение осанки в жизни человека"

Формирование красивой осанки, походки, красоты движений. Научить обучающихся заботиться о правильном положении тела. Показать упражнения для формирования правильной осанки....

план-конспект урока по теме "Сущность жизни и свойства живого" 9 класс

Задачи: выяснить, существует ли конкретное понятие "жизнь"; рассмотреть общие признаки живого; сформировать представление об уровнях организации живой природы. Оборудование: таблицы по общей биол...

План урока по теме " Здоровый образ жизни"

Цель урокаСовершенствовать навыки говорения  и письма при подготовке учащихся к ЕГЭ. Задачи урока1) обучающаяОвладение речевыми структурами для ведения диалога и монологаРазвитие навыка гово...

план - конспект урока "Виктор Гюго, его жизнь и творчество"

На уроке учащиеся вспоминают биографию В.Гюго, выполняют тест на знание биографии писателя, знакомятся  со стихами и романами В.Гюго, подробнее останавливаясь на романе "Notre - Dame de Paris", д...

План- конспект к уроку в 7 классе.Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве

План- конспект к уроку изобразительного искусства в 7 классе и презентации к урокам в 6 и 7 классах.резентации...

План-конспект урока географии на тему: «Жизнь в Мировом океане» с рабочей тетрадью к уроку

Серия уроков построена на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданным комплексом рабочих тетрадей к уро...