Учебный проект "Что в образе тебе моём?"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Зайцева Елена Владимировна

Данный учебный проект осуществляется с учащимися при изучении темы " Отдел Покрытосеменные".Дидактическими целями данного проекта являются развитие познавательного интереса , исследовательских и творческих способностей учащихся.  Разработка содержит методические материалы, которые помогут подготовить учебный проект по любой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_uchitelya.rar1.72 МБ

Предварительный просмотр:

 «Визитная карточка» проекта

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Зайцева  Елена  Владимировна

Город, область

г. Смоленск

Номер, название школы

МБОУ  СОШ  № 40

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

Что в образе тебе моём?

Краткое содержание проекта

Проект предполагает изучение многообразие покрытосеменных растений. Актуальность темы в том, что она связывает теорию с практикой, раскрывает возможность применение и использование изученного материала. Качественные проблемные вопросы развивают интерес к предмету. Работа  над проектом  проводится  в виде объяснения  с последующим проведением лабораторных работ по  определению и подбору  материала о систематических группах цветковых растений. Каждому ученику класса предлагается  выбрать  творческое домашнее задание, провести лабораторное исследование по определению растений и предоставить отчет. Исследовательская работа поможет учащимся ориентироваться в мире растений. Используя гербарный материал  и комнатные растения ребята  научатся  определять виды относящиеся к  классу  двудольных  и однодольных. По морфологическим признакам научатся проводить  сравнительную характеристику.  Данный проект позволяет развивать творческое  мышление  школьников, ученики приобретают знания  из разных  источников; приобретают умения анализировать факты, проводить исследования, делать  обобщения, выводы из собственных суждений, легко ориентироваться  в мире растений.


Предмет(ы)

биология

Класс(-ы)

7 класс

Приблизительная продолжительность проекта

Например: 4  урока, 2 недели, и т.д.

Основа проекта

Образовательные стандарты

Система органического мира

Царства живой природы

Растения. Процессы жизнедеятельности. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принцип их классификации. Значение растений в природе и жизни человека. Основные растительные сообщества. Усложнения растений в процессе эволюции.

Планируемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

организовывать свою проектную деятельность, определять цели и задачи;

взаимодействовать в группе;

оценивать  достигнутые результаты;

работать с различными источниками информации;

 пользоваться определителями для распознавания растений;

соотносить  собственные интересы и способности;

воспитание нравственного отношения к окружающей  действительности;

формирование патриотического  отношения к родному краю;

умение презентовать  итоги  творческой  деятельности;

повышение эстетической культуры  личности;

развитие творческого потенциала личности.

Работа над  проектом направлена на  достижение обучающимися следующих

Личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.);
  • совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; 
  • использовать для решения  познавательных и коммуникативных задач различных источников информации(словари, энциклопедии, определители, интернет-ресурсы и другое).

Метапредметными результатами являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературы, биологических словарях и справочниках, определителях растений), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку, отстаивать свою позицию;
  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и  письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные 


Царства живой природы Знать процессы жизнедеятельности: рост, развитие и размножение.  Знать морфологические признаки класса однодольных и двудольных. Иметь представления о многообразии растений и принципах их  классификации, значении растений в природе и жизни человека. Указывать усложнения растений в процессе эволюции. Уметь  проводить сравнительную характеристику на примере гербарного материала и комнатных растений.


Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Как не заблудиться в мире цветковых растений?

Проблемные вопросы учебной темы

Почему подорожник  не пшеница?

Кто они, растения, живущие в наших домах?

Почему покрытосеменные  такие  разные?

Учебные вопросы

  1. Что относится к внешним признакам?
  2. Каковы признаки классов и семейств покрытосеменных?
  3. Каково строение подорожника и пшеницы?
  4.  Каковы сходства подорожника и пшеницы?  
  5. Чем отличаются подорожник и пшеница?
  6. Какие растения мы выращиваем в наших домах?
  7. Как составить визитную карточку комнатного растения?
  8. Какие растения  семейства Мотыльковые  произрастают в Смоленской области?

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Вводная презентация, карта ЗИУ

Контрольный лист по продвижению в проекте,

карта ЗИУ

Критерии оценивания презентации, буклета, отзыв от сверстников, журнал наблюдения, карта ЗИУ

Описание методов оценивания

Для выявления интересов и опыта самих учащихся  используется  карта ЗИУ, заполняется  на протяжении всего проекта.

Постановка учебных задач осуществляется  во время  мозгового штурма.

Контрольный лист по продвижению в проекте позволяет вести  наблюдения за успехами, анализом сделанной работы .

Продуктами учебной деятельности учащихся являются:

презентация «Мотыльковые Смоленской области» ( оценивается учителем по « Критериям оценки презентаций»).

Буклет «Как составить визитную карточку комнатного растения?» (оценивается учителем по

« Критериям оценки буклета»).

 Публикация « Почему подорожник не пшеница?» (оценивается учителем)

Выставка «Визитка комнатного растения» (оценивается сверстниками, см. «Отзыв сверстника»)

Рефлексия осуществляется по листу Самооценки совместной работы.


Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Знать морфологические признаки класса двудольных и однодольных.  Уметь проводить сравнительную характеристику, делать выводы; работать с дидактическим материалом; создавать презентации в Microsoft PowerPoint, работать с поисковыми системами, находить и обрабатывать информацию.

Учебные мероприятия

На первом уроке выдвигается  проблема « Как не заблудиться в мире цветковых растений?».  Методом мозгового штурма ученики выделяют основные  направления своей  творческой деятельности . Ребята делятся на группы. Группа «Биологи» решают вопрос «Почему подорожник не пшеница?» , осуществляют исследования на  сравнению растений по гербарным листам, составляют журнал наблюдений , чтобы определить сходства и  отличия растений. Группа «Краеведы» ,собирая материал для презентации о многообразии растений семейства Мотыльковые Смоленской области, выясняют какими общими признаками эти растения обладают. Группа «Фитодизайнеры», изучая многообразие комнатных растений, определяют  видовой состав , выделяют отличительные признаки растений, собирают информацию об оформлении визитной карточки растения , оформляют буклет «Как составить визитную карточку комнатного растения?»  и выставку образцов на примере комнатных растений кабинета биологии. 

В процессе работы над проектом учащиеся научаться анализировать различные  источники информации; собирать, обобщать и оценивать факты; формулировать и представлять собственную точку зрения; работать в группе, сотрудничать; презентовать  результат своей работы; осуществлять  сравнения между растениями и определять общие признаки, то есть хорошо ориентироваться в мире растений.

Материалы для дифференцированного обучения

Одаренный ученик

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Ведение журнала наблюдений, определение комнатных растений и coздание визитных карточек для них.

Ведение журнала наблюдений, определение комнатных растений и coздание визитных карточек для них.

Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты)

Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер(ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, конференц-оборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор

Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM

Материалы на печатной  основе


Учебник «Биология. Многообразие живых организмов», 7 класс, Захаров В.Б., Сонин Н.И., издательство «Дрофа», 2007 год.

Определитель травянистых растений по цветкам. Растения лесов. Боголюбов А.С., Лазарева Н.С., Васюкова О.В., Жданова О.В. Учебное издание. Москва, Издательский центр "Вентана-Граф", 2003

Атлас комнатных растений Автор: А.Ю.Лимаренко, Т.В.Палеева, Издательство: АСТ / Сова,2003

Интернет-ресурсы

http://dl.stimultvfall.com/size20971520/Атлас%20определитель%20высших%20растений_028465-.zip.exe

http://dl.stimultvfall.com/size20971520/Атлас%20комнатных%20растений.%20300%20самых%20распространенных%20видов_088465-.zip.exe

http://www.virssoft.newmail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные и воспитательные задачи интегрированного курса по литературе на основе использования учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…»

Решить вопрос литературного образования и воспитания обучающихся помогает использование УМК "Вокруг тебя - Мир..." Данное пособие разработано для обучающихся 5-8 классов. Его материалы можно использов...

Интеграция на уроках по учебно-методическому комплексу "Вокруг тебя - Мир..."

Учебно-методический комплекс "Вокруг тебя - Мир..." для 5-8 классов является интегрированным пособием нового типа, так как наряду с задачами литературного образования он дает возможность обсуждать про...

Учебный проект "Поэтический образ в литературе"

Проект дает возможность увидеть, как можно выйти за рамки учебника и через практико-ориентированные задания лучше усвоить учебный материал, как совместить работу учителя с дополнительным образов...

Урок-мастерская "Что в образе тебе моем?" для 10-11 классов. Литература.

Урок - мастерская "Что в образе тебе моем?" - это один из уроков цикла, посвященного образу Петербурга.Старшеклассники знакомятся с современной рок-поэзией,где представлен очень ярко образ Петер...

Учебный проект «Здоровый образ жизни».

Автор проектаМальцева Валентина НиколаевнаПредмет, возраст учащихсяФизическая культура, учащиеся 5-8 классовКраткая аннотация проектаПроект направлен на воспитание у учащихся устойчивого интереса к зд...

Презентация "Что в образе тебе моём?"

Презентация рассчитана на использование наглядных средств на уроке литературы к учебнику Г.С. Меркина (1 часть)...

Рабочая программа учебного предмета "Всё, что тебя касается"

Пояснительная запискаРабочая программа учебного предмета «Все, что тебя касается» для учащихся9-10 класссов разработана на основе требований к предметным результатам ООП ООО МБОУ ЦО «...