сила трения в живом мире
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Урок по естествознанию, но можно использовать как интегрированный урок по биологии и физике, где рассматривается с биологической и физической точек зрения трение и значени его для живых организмов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 322.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Для того, кто не знает, все возможно.»
Христофор Виланд
Учебный предмет: естествознание
Уровень школьников: общеобразовательный класс
Форма учебной работы: классно- урочная с элементами самостоятельной работы
Тип урока: закрепления знаний с применением к биологическим объктам.
Тема: Проявление действия силы трения в растительном и животном мире.
Цель урока: Научиться применять знания о законах физики (силе трения) на биологических системах.
Место урока в разделе: Механика. Силы трения (физика), Бионика . (биология).
Задачи:
Образовательные: Закрепить полученные знания о силах в природе, актуализировать знания учащихся по изучаемой теме; показать специфику действия этих законов в физике, биологии. - применять теоретические законы для объяснения явлений; работать с различными информации.
Развивающие: развитие исследовательских умений и навыков, развитие умений преобразовывать информацию, показать всеобщность этого закона, используя межпредметные связи курсов физики, биологии, и познаваемость мира; формировать целостное восприятие мира; научить применять знания в новой ситуации.
Воспитательные: воспитывать внимание, стремление к достижению поставленной цели. создать условия для создания положительной мотивации учебной деятельности, научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения задач.
Методы: Cловесно- наглядный, демонстрационный, групповая форма работы
Оборудование: презентация, учебники по биологии, физике, таблица
Дидактические материалы: задачи, формулы
Дидактические принципы:
- научность;
- систематичность;
- доступность;
- последовательность;
- связь материала темы с другими темами.
Ход урока:
1Организационный момент:
У. здравствуйте! Надеюсь, что у вас рабочее настроение, и мы продуктивно поработаем.
Мир для человека существует в качественной и количественной определенности. Понимание мира достигается благодаря открытию единых устойчивых структур, которые лежат в основе многообразия изменяющихся явлений. Открыть эти структуры помогают законы физики, в этом их важнейшая роль в науке.
II. Актуализация знаний обучающихся.
Проверка ответов на проблемные вопросы данные учащимся в качестве домашнего задания, для обсуждение на этом уроке.
- У многих растений и животных имеются различные органы, служащие для хватания, которые должны иметь достаточный коэффициент трения. Как это достигается?
- Многие живые организмы имеют приспособления, которые по-разному изменяют сопротивление движению в разных направлениях. Назовите эти приспособления и эти организмы. Каким образом достигается увеличение и уменьшение силы трения?
- Что такое жидкое трение? Как его уменьшить?
Сначала повторим, что такое трение и сила трение
У. Как связаны силы трения с энергией
Ответ: Трение является одной из важнейших сил природы, связанное с превращением механической энергии в колебательную, внутреннюю и тепловую.
У. Что называется трением, силой трения.
О. Взаимодействие, возникающее в месте соприкосновения тел и препятствующее их относительному движению, называют трением, а характеризующую это взаимодействие силу – силой трения.
Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложения к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения
У. Какие виды трения бывают:
Трение скольжения
Трение скольжения
Приведите примеры.
У. Какой вид вид трения еще есть
- Жидкое трение – это сила сопротивления, возникающая при движении тела в жидкости или газе.
- Вывод: сила жидкого трения меньше силы сухого трения. Особенность жидкого трения состоит в том, что сила жидкого трения покоя равна нулю.
А к какому виду относятся трение покоя, качения и скольжения
Ответ: сухому трению- оно возникает только между твердыми телами.
У. Какова природа сил трения, то есть что влияет на силы трения:
Ответ:1 Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.
2 Молекулярное притяжение, действующее в местах контакта трущихся тел
III Изучение видов сил трения на примерах растительного и животного мира.
У. Как можно классифицировать природу
О. Живую и неживую.
У. На какие царства делится живая природа
О. Бактерии,грибы, растения и животные.
У. Рассмотрим зачем царствам живой природы необходимы силы трения ( работа в группах)
Воспользуемся учебниками по биологии и физике, чтобы к концу урока составить таблицу:
представители | Приспособление к существованию | Силы трения | Значение сил трения |
Сила трения в растениях | |||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
Сила трения у животных | |||
1 Сила трения в жизни растений
- Усики многих растений имеют удобную форму для навивания и шероховатую поверхность для увеличения коэффициента трения.
- У растений, имеющих корнеплоды, такие, как морковь, свекла, брюква, сила трения о грунт способствует удержанию их в почве. С ростом корнеплода давление окружающей земли на него увеличивается, а это значит, что сила трения тоже возрастает. Поэтому так трудно вытащить из земли большую свеклу, редьку или репу.
- Семена же гороха, орехи благодаря своей шарообразной форме и малому трению качения перемещаются легко сами.
- Некоторые растения распространяют семена при помощи колючек:
репейник; чертополох.
Силы трения в жизни животных
- У многих растений и животных имеются различные органы, служащие для хватания ( хобот слона, цепкие хвосты лазающих животных). Все они имеют шероховатую поверхность для увеличения силы трения.
- На конечностях насекомых имеются шероховатые волоски для увеличения силы трения. Они помогают им передвигаться, удерживать пищу.
- У многих живых организмов существуют приспособления, благодаря которым трение получается небольшим при движении в одном направлении и резко увеличивается при движении в обратном направлении. Это, например, шерсть и чешуйки, растущие наклонно к поверхности кожи. На этом принципе основано Движение дождевого червя. Щетинки, направленные назад, свободно пропускают тело червя вперед, но тормозят обратное движение. При удлинении тела головная часть продвигается вперед, а хвостовая остается на месте, при сокращении головная часть задерживается, а хвостовая подтягивается к ней.
- Водяной жук – вертячка
- изумительно быстро носится на поверхности воды. Чтобы захватить их сачком, требуется большая ловкость. Вертячка — лучший пловец среди водных жуков.
- Оказывается, быстроте передвижения он во многом обязан покрывающей тело жировой смазке, которая значительно уменьшает трение о воду.
- К передвижению в водной среде животные приспособлены по-разному. Активные пловцы (рыбы, дельфины и др.) имеют характерную обтекаемую форму тела и конечности в виде плавников. Их быстрое плавание облегчается также особенностями строения внешних покровов и наличием специальной смазки ( слизи, снижающей трение о воду). Таким образом, «мягкость» или «волнистость» кожи дельфинов помогают им значительно уменьшать трение при скольжении в воде, а потеря частиц кожи по всему телу создает в процессе движения водовороты воды, которые сглаживают трение с потоком вокруг дельфина
- Обтекаемая форма тела для уменьшения сил сопротивления воздуха( птицы)
- При помощи клюва птицы добывают пищу, лазают по деревьям.
- В отсутствии трения покоя ни люди, ни животные не могли бы ходить по земле.
Силы трения в организме человека
- У животных и человека образующие сустав кости не касаются друг друга; они покрыты суставным хрящом, который выполняет роль буфера между костными поверхностями.
А по краям хряща прикрепляется синовиальная оболочка, в которой имеется жидкость, уменьшающая трение между суставными поверхностями.
- Сердце - полый мышечный орган, весом 250 - 300 гр., находится в околосердечной сумке из соединительной ткани. Внутренняя поверхность сумки выделяет жидкость, увлажняющую и уменьшающую трение при сокращении.
- Основной орган дыхательной системы – легкие,вокруг которых имеется плевральная жидкость.
- При глотании пищи и ее движении по пищеводу трение уменьшается за счет предварительного дробления и пережевывания пищи, а также смачивания ее слюной.
- Стопа ноги. Oгромнoe преимущество нашей голой пятки и стопы в том, что они эластичны. Это дает им возможность «вписываться» в шероховатый рельеф, резко увеличивая площадь контакта с твердой поверхностью, а следовательно и сопротивление Особый мелкий гофр (волнистость) кожи на человеческой ступне также препятствует проскальзыванию ноги назад.
Проверка заполнения таблицы.
Выводы:
- Трение помогает растениям расти вверх, распространять семена;
- Птицы при помощи клюва и когтей добывают пищу;
- Хищники при помощи когтей преследуют, добывают пищу; устраивают норы;
- Рыбы могут уменьшать трение при помощи слизи, формы тела;
- Слаженная работа наших органов в организме.
- Хождение по земле
- Применение знаний силы трения в организме дает возможность в производстве бионики-техники ( самолеты….)
IV. Закрепление.
1. Распределите высказывания по видам трения.
2. Решение задач:
1. Почему овес мало страдает от ветра: почти никогда не ломается, не полегает?
2. С каким усилием выходит из почвы росток кукурузы?
3. Почему сильный ветер летом ломает деревья чаще, чем зимой?
Ответы:
1.Колос овса принимает такое положение, при котором он оказывает наименьшее сопротивление ветру, поэтому колосья поворачиваются в направлении ветра и обращаются к нему своими основаниями (рис. 55).
2. Наибольшее сопротивление крошечный зеленый росток испытывает вблизи почвенной корки.
3. Листва значительно увеличивает лобовую поверхность дерева, а в связи с этим возрастает и действующая сила ветра.
V. Инструктаж домашнего задания
Домашнее задание: §30-32.
Написать сочинение: «Если трение исчезнет»
VI. Подведение итога урока
В заключении учитель просит учащихся оценить, насколько он был успешен.
Раздаются карточки, в которых предлагается поставить галочку около выбранного утверждения.
Мне все понравилось____________
Мне ничего не понравилось______
Мне ничего не понятно__________
Мне было интересно____________
Мне было скучно_______________
Мне было легко________________
Мне было трудно_______________
Я узнал много нового____________
Я не узнал ничего нового_________
Информационные ресурсы:
- http://www.gosmed.ru/departments/miniinvaz.php
- http://class-fizika.narod.ru/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Трение
- http://allforchildren.ru/sci/perelman2-20.php
- \http://class-fizika.narod.ru/tren11.htm
- http://gimn-sov1.narod.ru/uroki/vinogor/_private/page25.htm
- http://allforchildren.ru/sci/perelman2-20.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».
Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие виды силы трения существуют; в...
Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»
Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...
Урок физики в 10 классе на тему "Сила трения и сопротивления в живых организмах"
Урок физики в 10 классе на тему "Сила трения и сопротивления в живых организмах"....
Конспект урока в 7 классе "Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя."
Цель: сила трения, причины возникновения силы трения, трение скольжения, трение качения, зависимость силы трения от веса тела, сравнение сил трения скольжения и трения качения....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ «СКАЗКА О ТРЕХ СИЛАХ:СИЛЕ ТЯЖЕСТИ, СИЛЕ УПРУГОСТИ, СИЛЕ ТРЕНИЯ».
Мероприятие театрализованное, ребята готовятся заранее, разучивают роли, готовят костюмы, глубже проникают в смысл физических явлений, учатся видеть в повседневной жизни проявления природных сил....
Элементы ТКМ урока «Сила трения. Виды силы трения»
Элементы ТКМ «Сила трения. Виды силы трения»...