Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.
Задачи урока:
Познавательные: формировать умений систематизировать изученное, раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни, расширение кругозора учащихся в познание окружающего мира через физику;
Развивающие: создание условий для приобретения мыслительных навыков (анализ, сравнение, обобщение, систематизация, целеполагание, самооценка); развитие критического мышления, учебно-интеллектуальных умений, коммуникативных навыков, учебно-информационных умений, способствовать развитию положительных эмоций
Воспитательные: формирование культуры общения.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_trenie.docx | 35.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей
Урок в 7 классе по теме:
«Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения.
Трение в природе и технике»
учитель физики высшей категории
Лучина Т.В.
Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.
Задачи урока:
Познавательные: формировать умений систематизировать изученное, раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни, расширение кругозора учащихся в познание окружающего мира через физику;
Развивающие: создание условий для приобретения мыслительных навыков (анализ, сравнение, обобщение, систематизация, целеполагание, самооценка); развитие критического мышления, учебно-интеллектуальных умений, коммуникативных навыков, учебно-информационных умений, способствовать развитию положительных эмоций
Воспитательные: формирование культуры общения.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: динамометр, набор грузов, наклонная плоскость, линолеум, динамометр, брусок деревянный, лист бумаги,
лист наждачной бумаги, карандаши круглые, мультимедийный проектор, проектор, интерактивная доска Interwrite Воаrd.
Ход урока:
№ п/п | Этапы урока | Время | Действие | Задачи |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Организационный момент | 2/ | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Владиславовна. Вы сегодня все такие нарядные, красивые и в ваших глазах я уже заметила искорки любопытства. Это очень здорово! Тема сегодняшнего урока знакома вам с детства. И мы сейчас окунемся в мир детства, внимание на экран. Показ мультфильмов. - Что общего и различного между фрагментами мультфильмов? (движение тел под действием сил трения). Сформулируйте тему урока… | Создание позитивного настроя, непринужденной доброжелательной атмосферы в классе. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. | Создание мотива к познанию | Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого. И как же она направлена? - Против движения. Почему вы так считаете? - Если бы она была направлена в сторону движения, то скорость тела возрастала бы. А так как скорость уменьшается, значит, сила направлена против движения. -Где находится точка приложения этой силы? (В месте контакта двух поверхностей.) Слайд 3. Зарисовываем в тетрадь. “Выяснение причин возникновения трения”. Эксперимент: Прошу взять листки бумаги и карандаши. Проведите на листке карандашом любую линию. А теперь то же самое попробуйте сделать на стекле. Что вы наблюдаете? - На бумаге остался след от карандаша, а на стекле нет. В чем тут дело? Давайте рассмотрим поверхности грифеля, бумаги и стекла в лупу. - Поверхность бумаги шероховатая, как и у грифеля. А стекло ровное. При движении карандаша по бумаге происходит скалывание частей карандаша о нервности бумаги, они остаются на бумаге. На стекле же таких неровностей нет. Значит, в чем же причина трения? - В шероховатости поверхностей соприкасающихся тел. Прижмите друг к другу посильнее два стеклышка и попробуйте перемещать одно относительно другого. Это очень легко сделать? Вам ничто не мешает? - Не так уж легко. Так в чем же дело? Ведь шероховатостей нет, а все же что – то мешает? - Притяжение молекул взаимодействующих тел. Слайд 4. Записываем в тетрадь. Можно выделить две причины возникновения силы трения: шероховатость поверхностей соприкасающихся тел и взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел. | Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности; актуализация опорных знаний и умений. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4. | Д/З Обратная связь | Ребята мы с вами сегодня рассмотрели силу трения – СИЛУ ЗНАКОМУЮ, Запишите домашнее задание Слайд 11. §30-32 Творческое задание «Мир без трения» Слайд 12-27 Шевели мозгами: - Почему мел оставляет след на классной доске? (Когда прижимают мел к доске, создают большую силу трения, которая и отрывает частичке мела – возникает след на доске). - Может ли велосипедист двигаться равномерно по горизонтальной дороге, не вращая педали? (Нет, так как действуют силы трения и сопротивления воздуха, уменьшающие его скорость) -Для чего «разводят» пилы (наклоняют в противоположные стороны соседние зубья)? (Чтобы уменьшить трение полотна пилы и предотвратить зажим его древесиной, зубья разводят, отгибая через один вправо и влево от плоскости полотна). - Почему медицинские иглы полируют до зеркального блеска? (Кроме требований гигиены инструмента, существенным является уменьшение силы трения иглы о кожу при уколе) -Почему трудно удержать в руках живую рыбу? (Тело рыбы покрыто слизью. Эта смазка уменьшает силу трения, и рыба выскальзывает из рук). - Почему после дождя грунтовая дорога становится скользкой? (Вода, как смазка, покрывает грунт, и сила трения колес автомобиля уменьшается) - Почему при росе косить траву легче? Какая пословица говорит об этом? (Роса увеличивает массу стебля. Поэтому при ударе косой он в меньшей степени изгибается, и коса сразу срезает его. Роса служит смазкой, что уменьшает силу трения, когда при обратном движении коса скользит по траве). -Почему шелковый шнурок развязывается быстрее шерстяного? (Шелковый шнур имеет более гладкую поверхность, значит, возникает меньшая сила трения) -Стеклянную бутылку с узким горлышком ученик быстро и чисто отмыл теплой водой, в которую добавил мелко накрошенную яичную скорлупу и кусочки газетной бумаги. Бутылку он все время встряхивал. Какое физическое явление помогло ему отмыть бутылку? (сила трения яичной скорлупы и бумаги о стенки бутылки) -Почему металлические ступеньки (лестницы, подножки трамвая, поезда и т.п.) не гладкие, а имеют рельефные выступы? (Чтобы увеличить силу трения скольжения подошв ног о ступеньки) -Почему при постройке электровозов не применяют легкие металлы или сплавы? (Уменьшать вес электровоза невыгодно, так как это уменьшит силу давления на рельсы, а следовательно, и силу трения между ведущими колесами и рельсами, что уменьшит силу тяги электровоза). -Автомашина с прицепом должна перевезти тяжелый груз. Куда его выгоднее поместить: в кузов автомашины или в прицеп? Почему? (В кузов автомашины. Это увеличит силу давления на задние (ведущие) колеса машины, а значит, увеличит сцепление с полотном дороги. Если поместить груз на прицеп, возможна пробуксовка машины на мокрой скользкой дороге и на подъеме) -Зачем при спуске телеги с крутой горы иногда одно колесо подвязывают веревкой так, чтобы оно не вращалось? (Чтобы увеличить силу трения) -Почему осенью у трамвайных линий, проходящих в районе парков, бульваров, садов и т.д., вывешивают надписи «Осторожно, листопад», «Берегись юза»? (Потому что лист на рельсах уменьшает трение и может помешать торможению). | Обеспечение усвоения новых знаний и формирования умений применять их в ходе своей деятельности. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. | Рефлексия | Логично вернуться к видеороликам, показанным в начале урока. Показывать ролики нужно в следующем порядке, (после просмотра каждого ролика его необходимо обсудить) Смогли вы найти ответы на вопросы поставленные в начале урока??? - Что узнали? - Довольны ли вы своей работой на уроке?? Благодарю вас за хорошую работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».
Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие виды силы трения существуют; в...
Урок по физике в 7 классе по теме "Сила трения. Трение в природе и технике."
Урок с использованием ЭОР...
урок - исследование по физике в 7 классе по теме: "Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя»
При разработке урока я использовала технологию проблемно-диалогического обучения. Постановка учебной проблемы - от пройденного материала, подводящий к теме диалог. Поиск решения - подводящие к з...
Разработка урока физики в 7 классе по теме "Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения"
Разработка урока составлена для изучения физики по учебнику А.В. Пёрышкина. Урок изучения новых знаний. В урок включены элементы исследовательской деятельности учащихся, использованы приёмы груп...
Конспект урока физики в 7 классе по теме "Сила трения. Трение покоя"
Тип урока: поисково-исследовательский урок.Цель. Изучение явления трения и выведение понятия сила трения на основе организации поисково-исследовательской деятельности учащихся с опорой на этапы цикла ...