тематическое планирование по биологии по учебнику Пасечника 6 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая модифицированная программа, составленная на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы В. В. Пасечника и др. «Бактерии. Грибы. Растения» (68 ч), предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы
Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды, востребованные в повседневной жизни и практической-деятельности.
Цели программы:
Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.
Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.
Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе её устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.
Задачи программы:
- Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.
- Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.
- Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.
- Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.
Учащиеся в. 6 классе должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологии о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии, об их применении.
Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации, практическом использовании.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены минимальное число лабораторных работ в соответствии с примерной программой, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Вышеперечисленное создает условия для реализации учащимися умений и навыков учебно-познавательной компетентности учащихся, обучая приемам самостоятельной учебной деятельности.
Содержание программы
Раздел 1. Введение (2ч)
Биология - наука о живой природе. Предмет изучения: царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль биологии в практической деятельности людей. Лабораторные работы Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений. Ведение дневника наблюдений.
Раздел 2. Клеточное строение организмов (5 ч)
Устройство увеличительных приборов
Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, деление клетки.
Ткани. Виды тканей и их функции.
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом.
Раздел 3. Царство бактерии и грибы (6 ч)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников
Лабораторные и практические работы
Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.
Изучение тел шляпочных грибов.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Раздел 4 Царство растений (8 ч)
Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Происхождение растений.
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека.
Голосеменные, их строение и многообразие. Среда обитания, значение в природе и жизни человека.
Демонстрация строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения водорослей
Изучение внешнего строения мхов
Изучение внешнего строения папоротника
Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений.
Виды корней и типы корневых систем. Клеточное строение корня.
Побег. Листорасположение. Почки и их строение.
Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа.
Строение стебля. Многообразие стеблей.
Цветок и его строение (околоцветник, тычинки и пестики). Соцветия.
Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек и расположения их на стебле, строения листьев, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов.
Лабораторные и практические работы
Изучение органов цветкового растения.
Раздел 6. Жизнь растений (16 ч)
Химический состав растений..Минеральное питание растений..Фотосинтез..Дыхание растений..Испарение воды..Передвижение минеральных веществ..Передвижение по стеблю органических веществ..Прорастание семян..Растительный организм как единое целое.
Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное - фотосинтез), дыхание, опыление, половое и бесполое (вегетативное) размножение, развитие, раздражимость. Растение - целостный организм.
Раздел 7. Классификация растений (6 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. Семейство Крестоцветные.Семейства Розоцветные и Пасленовые.Семейства Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые).Семейства класса Двудольные. Строение. Важнейшие сельскохозяйственные культуры.
Семейства класса Однодольные. Строение. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Демонстрация живых и гербарных растений семейств класса Однодольные и Двудольные.
Раздел 8. Природные сообщества (6 ч)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Приспособления растений. Видоизменения органов.
Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на природные сообщества. , Лабораторная работа
Изучение приспособлений растений различных экологических групп.
Раздел 9. Развитие растительного мира ( 4 ч)
Многообразие растений и их происхождение. Основные этапы развития растительного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.
Итоговый урок. Летние задания.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать:
- признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий.
- сущность биологических процессов: минеральное питание, фотосинтез, транспорт веществ,рост,
размножение растений.
уметь:
- объяснять: эволюцию растений (на примере сопоставления отделов), роль растений, бактерий и грибов в жизни человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых
микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные органы растений, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- выявлять: приспособления растений к среде обитания;
- сравнивать биологические объекты: растения основных отделов - и делать выводы на основе
сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе: царство, отдел, класс, семейство;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника
- отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых
организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Тематическое планирование уроков по курсу
«БИОЛОГИЯ. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс»
по учебнику В.В. Пасечника на 2012 – 2013учебный год
(2 часа в неделю; 68 часов)
Кол-во часов | Тема урока | Дата проведения |
2 5 6 8 15 16 6 6 4 | Введение Биология – наука о живой природе. Экскурсия: «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных». Клеточное строение организмов Устройство увеличительных приборов. Строение клетки. Строение клетки. Пластиды. Жизнедеятельность клетки. Ткани. Царства Бактерии и Грибы Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека. Царство Растения Разнообразие, распространение, значение растений. Одноклеточные водоросли. Многоклеточные водоросли. Лишайники. Мхи. Папоротники. Хвощи. Плауны. Голосеменные. Покрытосеменные. Строение и многообразие покрытосеменных растений Строение семян двудольных растений. Строение семян однодольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Видоизменение корней. Побег и почки. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Видоизмененные побеги. Строение цветка. Соцветия. Плоды. Распространение плодов и семян. Жизнь растений Химический состав растений. Минеральное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Передвижение минеральных веществ. Передвижение по стеблю органических веществ. Прорастание семян. Растительный организм как единое целое. Экскурсия: «Зимние явления в жизни растений». Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Оплодотворение у цветковых растений: образование семян и плодов. Опыление. Способы опыления у цветковых растений. Классификация растений Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. Семейство Крестоцветные. Семейства Розоцветные и Пасленовые. Семейства Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые). Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки. Природные сообщества Основные экологические факторы Характеристика основных экологических групп растений. Растительные сообщества. Взаимосвязи растений в сообществе. Экскурсия: «Влияние деятельности человека на природные сообщества». Обобщающий урок по теме «Природные сообщества» Развитие растительного мира Многообразие растений и их происхождение. Основные этапы развития растительного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. Итоговый урок. Летние задания. |
Литература
Пасечник, В. В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М: Дрофа, 2005.
Дополнительная литература
- Биологический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1986.
- Медников, Б. М. Биология: формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 2006.
Муниципальное образовательное учреждение
«Иловай - Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Утверждено приказом по школе
№____от ____ ____________
Рассмотрено Управляющим советом
Протокол №_____от _____ __________
Рабочая программа
по природоведению для 5 класса
на 2010-2011 уч.г.
(68 часов ;2 часа в неделю)
Учитель :Балашова Вера Михайловна
С.Иловай- Дмитриевское
2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочно-тематическое планирование по биологии для 10 - 11 классов.
Поурочно-тематическое планирование составлено на на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и прог...
Календарно-тематическое планирование по биологии в 6,9 классах коррекционной школы 8 вида на 2013-2014 учебный год
Календарно-тематическое планирование на год по биологии в коррекционной школе 8 вида в 6,9 классах...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 10-11 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочие программы и КТП составлены с учётом ФКГОС....
Развернутое календарно-тематическое планирования по биологии (ФГОС) 5-6 класс Сухова,Строганов
Развернутое календарно-тематическое планирование по ФГОС(прописаныУУД) по биологии 5-6класс, учебник авторы: Сухова, Строганова...
Календарно-тематическое планирование по "Биологии" для 5-9 классов
Календарно-тематическое планирование по "Биологии" для 5-9 классов...