рабочая программа биология 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
составлена на основе авторской программы по биологии Пасечника В.В
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_9_kl.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа №9
г .Клин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии
(базовый уровень)
9 класс
Составитель: Михалко Татьяна Леонидовна,
учитель биологии первой категории
2013 г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета биологии составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и основе авторской программы «Биология 6-9», разработанной Пасечником В.В, В. В. Латюшиным, В. М. Пакуловой, которая предназначена для работы по учебнику «Биология 9кл. введение в общую биологию и экологию» Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, М., «Дрофа».
9 класс
Введение в общую биологию (68 часов. 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1
Уровни организации живой природы (54 часа)
Тема 1.1.
Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды)- Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2.
Клеточный уровень (15 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение анергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстраций модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
- Лабораторная работа
Л\р № 1 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».
Тема 1.3.
Организмениый уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
- Лабораторная работа
Л\р №2 «Выявление изменчивости организмов»
Тема 1.4.
Популяционно-вндовой уровень (3 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция —форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
- Лабораторная работа
Л\Р №3 « Изучение морфологического критерия вида»
Тема 1.5.
Экосистемный уровень (8 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
- Экскурсия №1 в биогеоценоз.
Тема 1.6.
Биосферный уровень (4 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
РАЗДЕЛ 2
Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. М а к роэ во л ю ц и я.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
- Экскурсия №2
Причины многообразия видов в природе.
РАЗДЕЛ 3
Возникновение и развитие жизни (5 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
- Лабораторная работа
Л\р №4 « Изучение палеонтологических доказательств эволюции.»
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОГО ОПРОСА
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
-- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов;
-- учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу биологии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
-- владеет знаниями и умениями в объеме 95% - 100% от требований программы.
Оценка "4" ставится в следующем случае:
-- ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятии, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;
-- учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
-- объем знаний и умений учащегося составляют 80-95% от требований программы.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
-- большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку "4", но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
-- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
-- учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80 % содержания, соответствующего программным требованиям.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
-- ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
-- учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
-- учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку "3".
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Оценка "5" ставится в следующем случае:
-- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
-- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
Оценка "4" ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.
Оценка "3" ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка "2" ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Примечания.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.
Учебно – тематический план
Темы курса | Количество часов | Лабораторные работы | Экскурсии |
Введение | 2 ч | ||
Молекулярный уровень | 10 ч | ||
Клеточный уровень | 15 ч | 1 | |
Организменный уровень | 14 ч | 1 | |
Популяционно- видовой уровень. | 3 ч | 1 | |
Экосистемный уровень | 8 ч | 1 | |
Биосферный уровень | 4 ч | ||
Эволюция | 7 ч | 1 | |
Возникновение и развитие жизни | 5 ч | 1 | |
Итого | 68 | 4 | 2 |
1 триместр 1 лабораторная работа
2 триместр 2 лабораторные работы
3 триместр 1 лабораторная работа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
называть
общие признаки живых организмов;
признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
причины и результаты эволюции; приводить примеры
усложнения растений и животных в процессе эволюции;
природных и искусственных сообществ;
изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
вирусы как неклеточные формы жизни;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества, пищевые сняли в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;
сравнивать
строение и функции клеток растений и живот-
организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;
применять знания
о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
о клеточном строении организмов всех царств; о родстве и единстве органического мира;
об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
наблюдать
сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и с\х животных;
результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;
Календарно- тематическое планирование по биологии 9 класс
(2 часа)
№п\п | № в теме | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректиро- ванные сроки прохождения |
1 триместр | ||||
Введение 2 ч | ||||
1 | 1 | Биология - наука о жизни. Методы исследования в биологии. Значение биологии в деятельности человека. | ||
2 | 2 | Сущность жизни и свойства живого | ||
Молекулярный уровень 10 ч | ||||
3 | 1 | Молекулярный уровень: общая характеристика. | ||
4 | 2 | Углеводы. | ||
5 | 3 | Липиды. | ||
6 | 4 | Состав и строение белков | ||
7 | 5 | Состав и строение белков | ||
8 | 6 | Нуклеиновые кислоты. | ||
9 | 7 | АТФ и другие органические соединения клетки. | ||
10 | 8 | Биологические катализаторы. | ||
11 | 9 | Вирусы. | ||
12 | 10 | Обобщающий урок. | ||
Клеточный уровень 15 ч | ||||
13 | 1 | Основные положения клеточной теории. Л\р № 1 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом». | ||
14 | 2 | Химический состав клетки. | ||
15 | 3 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | ||
16 | 4 | Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. | ||
17 | 5 | Эндоплазма-тическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | ||
18 | 6 | Лизосомы. Метахондрии. Пластиды. | ||
19 | 7 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | ||
20 | 8 | Различия в строении клеток эукариот и прокариот. | ||
21 | 9 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | ||
2 триместр | ||||
22 | 10 | Энергетический обмен в клетке. | ||
23 | 11 | Типы питания клетки. | ||
24 | 12 | Фотосинтез и хемосинтез. | ||
25 | 13 | Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. | ||
26 | 14 | Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция. | ||
27 | 15 | Деление клетки. Митоз, мейоз. | ||
Организменный уровень 14 ч | ||||
28 | 1 | Размножение организмов. Оплодотворение. | ||
29 | 2 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение | ||
30 | 3 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | ||
31 | 4 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | ||
32 | 5 | Закон чистоты гамет. Цитологические основы наследования при моногибридном скрещивании. | ||
33 | 6 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | ||
34 | 7 | Дигибридное скрещивание. | ||
35 | 8 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. | ||
36 | 9 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | ||
37 | 10 | Модификационная изменчивость. Л\р №2 «Выявление изменчивости организмов» | ||
38 | 11 | Мутационная изменчивость | ||
39 | 12 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. | ||
40 | 13 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | ||
41 | 14 | Контрольно-обобщающий урок. | ||
Популяционно- видовой уровень. 3 ч | ||||
42 | 1 | Вид. Критерии вида. Л\Р №3 « Изучение морфологического критерия вида» | ||
3 триместр | ||||
43 | 2 | Структура вида. Популяция. | ||
44 | 3 | Экология как наука. Экологические факторы. | ||
Экосистемный уровень 8 ч | ||||
45 | 1 | Биоценоз. Экосистема. | ||
46 | 2 | Биогеоценоз. | ||
47 | 3 | Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. | ||
48 | 4 | Состав и структура сообщества | ||
49 | 5 | Потоки вещества и энергии в биогеоценозе. | ||
50 | 6 | Цепи питания. | ||
51 | 7 | Искусственные биоценозы. | ||
52 | 8 | Экскурсия №1 в биогеоценоз. | ||
Биосферный уровень 4 ч | ||||
53 | 1 | Биосфера, ее структура, свойства и закономерности. | ||
54 | 2 | Круговорот веществ в биосфере. | ||
55 | 3 | Круговорот энергии в биосфере. | ||
56 | 4 | Экологические кризисы. | ||
Эволюция 7 ч | ||||
57 | 1 | Положения теории эволюции. | ||
58 | 2 | Движущие силы эволюции. | ||
59 | 3 | Приспособленность и ее относительность . | ||
60 | 4 | Искусственный отбор. Селекция. | ||
61 | 5 | Микроэволюция. Видообразование. | ||
62 | 6 | Макроэволюция. | ||
63 | 7 | Экскурсия «2« Причины многообразия видов в природе» | ||
Возникновение и развитие жизни 5 ч | ||||
64 | 1 | Гипотеза возникновения жизни. | ||
65 | 2 | Развитие представлений о возникновении жизни. | ||
66 | 3 | Развитие жизни на Земле. | ||
67 | 4 | Развитие жизни на Земле. | ||
68 | 5 | Доказательства эволюции. Л\р №4 « Изучение палеонтологических доказательств эволюции.» |
Перечень учебно-методического обеспечения:
Учебник.
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. «Введение в общую биологию и экологию». М., «Дрофа», 2007 г.
Тематическое и поурочное планирование к учебнику.
В. В. Пасечник. «Введение в общую биологию и экологию». М., «Дрофа», 2007 г.
Правильные ответы на вопросы учебника «Введение в общую биологию и экологию».
В. В. Пасечник, Т. М. Ефимова, Г. Г. Швецов. «Готовые домашние задания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...
Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс
Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н...
Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...
Рабочая программа 5 класс «Биология. Введение в биологию»
Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельностиРабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным об...
Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина
Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...