рабочая программа биология 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Михалко Татьяна Леонидовна

составлена на основе авторской программы по биологии Пасечника В.В

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_biologiya_8_kl.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –


основная общеобразовательная школа №9


г .Клин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по биологии

(базовый уровень)

8 класс

Составитель: Михалко Татьяна Леонидовна,

учитель  биологии  первой категории

2013 г


Рабочая программа учебного предмета биологии составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и основе авторской программы «Биология 6-9», разработанной  Пасечником В.В, В. В. Латюшиным, В. М. Пакуловой, которая предназначена для работы по учебнику Биология 8 кл. Авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.

8 класс

Человек и его здоровье

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение  (1 час)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

РАЗДЕЛ  1

Происхождение человека (3 часа)

 Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

РАЗДЕЛ   2

Строение и функции организма (57 часов)

 Тема 2.1.

Общий обзор организма (1 час)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Тема 2.2.

Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

  • Лабораторная работа

ЛР. № 1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп».

Тема 2.3.

Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)

Центральная и периферическая части нервной системы . Спинной и головной мозг. Нервы и нерв узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

  • Лабораторные работы

Л\Р №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса  и условия его проявления и торможения.».

Тема 2.4.

Опорно-двигательная система (7 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице.

Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

  • Лабораторные работы

Л\Р №3 «Коленный рефлекс»

 Л\Р №4 «Микроскопическое строение кости»

Л\Р №5 «Мышцы человеческого тела».

 Л\р №6 «Самонаблюдение работы основных мышц.».

 Л\Р №7 «Утомление при статической и динамической работе».

Л\Р № 8 «Выявление нарушения осанки»

Л\Р № 9 «Выявление нарушения плоскостопия».

Тема 2.5.

Внутренняя среда организма (3 часа)

 Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

  • Лабораторная работа

Л\Р №10 «Рассматривание крови лягушки и человека под микроскопом».

Тема 2.6.

Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

  • Лабораторные работы

Л\р №11 «Функции венозных клапанов»

Л\р №12 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.»

Л\Р №13 «Определение скорости кровотока в сосудах ноктевого ложа»

Л\Р №14 «Функциональная проба. Реакция с-с системы на дозированную нагрузку.».

Тема 2.7.

Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

  •  Лабораторные работы

Л\Р №15 «Измерение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе»

Л\Р № 16 «Функциональные пробы с задержкой дыхания при вдохе и выдохе.»

Тема 2.8.

Пищеварительная система (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

  • Лабораторная работа

Л\Р № 17«Действие фермента слюны на крахмал»

Тема 2.9.

Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

  • Лабораторные работы

Л\Р №18 «Составление пищевого рациона».

Л\Р №19 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Тема 2.10.

Покровные органы. Тепло регуляция (3 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Тема 2.11.

Выделительная система (1 час)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Тема 2.12.

Нервная система человека (5 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий, Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

  • Лабораторные работы

Л\Р №20 «Пальценосовая проба и особенности движений,связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.».

Л\Р №21 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга»

Тема 2.13.

Анализаторы (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

  • Лабораторная работа

Л\р№22 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.»

Тема 2.14.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения; условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип .

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

  • Лабораторные работы

Л\р№23 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

 Л\р№24 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.»

Тема 2.15.

Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

РАЗДЕЛ 3

Индивидуальное развитие организма (5 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

Учебно – тематический план

Темы курса

Количество часов

Лабораторные работы

Науки, изучающие организм человека

1 ч

Происхождение человека

3 ч

Общий обзор организма

1 ч

Клеточное строение организма.

Ткани  

5 ч

1

Рефлекторная регуляция организма

        

1 ч  

2

Опорно-двигательная система

6

Внутренняя среда организма

Зч

1

Кровеносная и лимфатическая системы

6 ч

4

Дыхательная система

4 ч

2

Пищеварительная система  

6 ч

1

Обмен веществ и энергии

3 ч

2

Покровные органы. Теплорегуляция

3 ч

Выделительная система

1 ч

Нервная система

5 ч        

2

Анализаторы

5 ч

1

Высшая нервная деятельность. Повеление. Психика

5 ч

2

Эндокринная система

2 ч

Индивидуальное развитие организма

5 ч

Повторение материала

Итого

68

24

1 триместр       11  лабораторных работ

2 триместр     8 лабораторных работ

3 триместр        5 лабораторных работ


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8класса

В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:

Называть:

общие признаки живых организмов;

причины и результаты эволюции; приводить примеры

характеризовать:

деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

обмен веществ и превращение энергии;

роль ферментов и витаминов в организме;

дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

особенности размножения и развития человека;

обосновывать:

взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать:

клетки, ткани, органы и системы органов человека;

применять знания:

о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы:

о клеточном строении организмов всех царств; о родстве и единстве органического мира;

об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОГО ОПРОСА

Оценка "5" ставится в следующем случае:
- ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
-- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов;
-- учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу биологии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
-- владеет знаниями и умениями в объеме 95% - 100% от требований программы.

Оценка "4" ставится в следующем случае:
-- ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятии, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;
-- учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
-- объем знаний и умений учащегося составляют 80-95% от требований программы.

Оценка "3" ставится в следующем случае:
-- большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку "4", но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
-- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
-- учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80 % содержания, соответствующего программным требованиям.

Оценка "2" ставится в следующем случае:
-- ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
-- учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
-- учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку "3".


ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Оценка "5" ставится в следующем случае:
-- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
-- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;


Оценка "4" ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Оценка "3" ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка "2" ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Примечания.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.

Календарно- тематическое планирование по биологии 8 класс

(2часа в неделю)

№п\п

№ в теме

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Скорректиро-

ванные сроки прохождения

1 триместр

Науки, изучающие организм

человека 1 ч

1

1

Анатомия, физиология, психология и гигиена. Становление наук о человеке.

Происхождение человека 3 ч

2

1

Систематическое положение человека.

3

2

Этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.

4

3

Расы человека.

5

1

Общий обзор организма 1 ч

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Клеточное строение организма.

Ткани 5 ч 

6

1

Внешняя и внутренняя среды организма.

7

2

Строение клетки тела человека.

8

3

Жизненные процессы клетки.

9

4

Ткани. Виды тканей тела человека. Образование тканей.

10

5

ЛР. № 1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп».

Рефлекторная регуляция организма

 1 ч 

11

1

Отделы нервной системы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Л\Р №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса  и условия его проявления и торможения.».

 Л\Р №3 «Коленный рефлекс»

Опорно-двигательная система 7ч

12

1

Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей.

 Л\Р №4 «Микроскопическое строение кости»

13

2

Скелет и мышцы . Их функции.

14

3

Типы костей. Соединение костей .

15

4

Строение мышц и сухожилий.

 Л\Р №5 «Мышцы человеческого тела».  Л\р №6 «Самонаблюдение работы основных мышц.».

16

5

Работа скелетных мышц и их регуляция.  Л\Р №7 «Утомление при статической и динамической работе».

17

6

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Предупреждение плоскостопия.

Л\Р № 8 «Выявление нарушения осанки»

 Л\Р № 9 «Выявление нарушения плоскостопия».

18

7

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Внутренняя среда организма Зч

19

1

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Л\Р №10 «Рассматривание крови лягушки и человека под микроскопом».

20

2

Состав крови . Свертывание крови.

21

3

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

Кровеносная и лимфатическая системы 6 ч

22

1

Органы кровеносной и лимфатической систем и их роль в организме. .Л\р №11 «Функции венозных клапанов»

2 триместр

23

2

Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. 

Л\р №12 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.»

24

3

Строение и работа сердца.

Л\Р №13 «Определение скорости кровотока в сосудах ноктевого ложа»

25

4

Движение крови по сосудам . Регуляция кровоснабжения.

Артериальное давление крови, пульс.

 Л\Р №14 «Функциональная проба. Реакция с-с системы на дозированную нагрузку.».

26

5

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

27

6

Первая помощь при кровотечениях.

Дыхательная система 4 ч

28

1

Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути г

29

2

Газообмен в легких и тканях . Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.

30

3

Л\Р №15 «Измерение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе»

Л\Р № 16 «Функциональные пробы с задержкой дыхания при вдохе и выдохе.»

31

4

Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь.

Пищеварительная система  6 ч

32

1

Строение и функции пищ. системы.

33

2

Пищеварение в ротовой полости .

Л\Р № 17«Действие фермента слюны на крахмал»

34

3

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной  кишке.

35

4

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени.

36

5

Регуляция пищеварения.

37

6

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

Обмен веществ и энергии 3 ч

38

1

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен.

39

2

Витамины.

40

3

Энергозатраты человека и пищевой рацион Л\Р №18 «Составление пищевого рациона».

Л\Р №19 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки..

Покровные органы. Теплорегуляция 3 ч

41

1

Строение и функции кожи. Волосы ,ногти. Гигиена одежды и обуви.

42

2

Кожные заболевания и их профилактика.

43

3

Терморегуляция организма.

3 триместр

Выделительная система 1 ч

44

1

Строение и функции органов мочевыделительной системы.

Нервная система 5 ч

45

1

Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг.

46

2

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

47

3

Л\Р №20 «Пальценосовая проба и особенности движений,связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.».

48

4

Функции переднего мозга

49

5

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. Л\Р №21 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга»

Анализаторы 5 ч

50

1

Анализаторы и органы чувств .Их значение.

51

2

Зрительный анализатор.

Л\р№22 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.»

52

3

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

53

4

Слуховой анализатор.

54

5

Органы, равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.

Высшая нервная деятельность. Повеление. Психика 5 ч

55

1

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности .

56

2

Врожденные и приобретенные программы поведения.

 Л\р№23 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

57

3

Сон и сновидения.

58

4

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

59

5

Воля, эмоции, внимание. Л\р№24 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.»

Эндокринная система 2 ч

60

1

Железы внешней и внутренней секреции. Гормоны.

61

2

Функции желез внутренней секреции .

Индивидуальное развитие организма 5 ч

62

1

Жизненные циклы. Размножение.

63

2

Развитие зародыша и плода . Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

64

3

Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

65

4

Интересы, склонности, способности.

66

5

Здоровье - величайшая ценность для личности и общества.

67

1

Повторение материала: Клеточное строение организма.

68

2

Повторение материала: Дыхательная система


Перечень учебно-методического обеспечения:

Учебник.
Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. «Биология. Человек». М., «Дрофа»,  2007 г.
Тематическое и поурочное планирование к учебнику.
Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. «Биология. Человек». М., «Дрофа»,  2007 г.
Правильные ответы на вопросы учебника «Биология. Человек».

В. В. Пасечник, Ю. В. Брыкин, Т. А. Дмитриева. «Готовые домашние задания».



 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...

Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс

Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов  Н.Н...

Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...

Рабочая программа 5 класс «Биология. Введение в биологию»

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельностиРабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным об...

Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина

Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...