рабочая программа биология 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
составлена на основе авторской программы по биологии Пасечника В.В
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_8_kl.doc | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа №9
г .Клин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии
(базовый уровень)
8 класс
Составитель: Михалко Татьяна Леонидовна,
учитель биологии первой категории
2013 г
Рабочая программа учебного предмета биологии составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и основе авторской программы «Биология 6-9», разработанной Пасечником В.В, В. В. Латюшиным, В. М. Пакуловой, которая предназначена для работы по учебнику Биология 8 кл. Авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.
8 класс
Человек и его здоровье
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (1 час)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
РАЗДЕЛ 1
Происхождение человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
РАЗДЕЛ 2
Строение и функции организма (57 часов)
Тема 2.1.
Общий обзор организма (1 час)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Тема 2.2.
Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
- Лабораторная работа
ЛР. № 1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп».
Тема 2.3.
Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)
Центральная и периферическая части нервной системы . Спинной и головной мозг. Нервы и нерв узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
- Лабораторные работы
Л\Р №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.».
Тема 2.4.
Опорно-двигательная система (7 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице.
Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
- Лабораторные работы
Л\Р №3 «Коленный рефлекс»
Л\Р №4 «Микроскопическое строение кости»
Л\Р №5 «Мышцы человеческого тела».
Л\р №6 «Самонаблюдение работы основных мышц.».
Л\Р №7 «Утомление при статической и динамической работе».
Л\Р № 8 «Выявление нарушения осанки»
Л\Р № 9 «Выявление нарушения плоскостопия».
Тема 2.5.
Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
- Лабораторная работа
Л\Р №10 «Рассматривание крови лягушки и человека под микроскопом».
Тема 2.6.
Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
- Лабораторные работы
Л\р №11 «Функции венозных клапанов»
Л\р №12 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.»
Л\Р №13 «Определение скорости кровотока в сосудах ноктевого ложа»
Л\Р №14 «Функциональная проба. Реакция с-с системы на дозированную нагрузку.».
Тема 2.7.
Дыхательная система (4 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.
- Лабораторные работы
Л\Р №15 «Измерение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе»
Л\Р № 16 «Функциональные пробы с задержкой дыхания при вдохе и выдохе.»
Тема 2.8.
Пищеварительная система (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека.
- Лабораторная работа
Л\Р № 17«Действие фермента слюны на крахмал»
Тема 2.9.
Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
- Лабораторные работы
Л\Р №18 «Составление пищевого рациона».
Л\Р №19 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Тема 2.10.
Покровные органы. Тепло регуляция (3 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Тема 2.11.
Выделительная система (1 час)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
Тема 2.12.
Нервная система человека (5 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий, Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
- Лабораторные работы
Л\Р №20 «Пальценосовая проба и особенности движений,связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.».
Л\Р №21 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга»
Тема 2.13.
Анализаторы (5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
- Лабораторная работа
Л\р№22 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.»
Тема 2.14.
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения; условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип .
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
- Лабораторные работы
Л\р№23 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
Л\р№24 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.»
Тема 2.15.
Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.
РАЗДЕЛ 3
Индивидуальное развитие организма (5 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.
Учебно – тематический план
Темы курса | Количество часов | Лабораторные работы |
Науки, изучающие организм человека | 1 ч | |
Происхождение человека | 3 ч | |
Общий обзор организма | 1 ч | |
Клеточное строение организма. Ткани | 5 ч | 1 |
Рефлекторная регуляция организма
| 1 ч | 2 |
Опорно-двигательная система | 7ч | 6 |
Внутренняя среда организма | Зч | 1 |
Кровеносная и лимфатическая системы | 6 ч | 4 |
Дыхательная система | 4 ч | 2 |
Пищеварительная система | 6 ч | 1 |
Обмен веществ и энергии | 3 ч | 2 |
Покровные органы. Теплорегуляция | 3 ч | |
Выделительная система | 1 ч | |
Нервная система | 5 ч | 2 |
Анализаторы | 5 ч | 1 |
Высшая нервная деятельность. Повеление. Психика | 5 ч | 2 |
Эндокринная система | 2 ч | |
Индивидуальное развитие организма | 5 ч | |
Повторение материала | 2ч | |
Итого | 68 | 24 |
1 триместр 11 лабораторных работ
2 триместр 8 лабораторных работ
3 триместр 5 лабораторных работ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8класса
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
Называть:
общие признаки живых организмов;
причины и результаты эволюции; приводить примеры
характеризовать:
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
особенности размножения и развития человека;
обосновывать:
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать:
клетки, ткани, органы и системы органов человека;
применять знания:
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы:
о клеточном строении организмов всех царств; о родстве и единстве органического мира;
об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОГО ОПРОСА
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
-- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов;
-- учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу биологии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
-- владеет знаниями и умениями в объеме 95% - 100% от требований программы.
Оценка "4" ставится в следующем случае:
-- ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятии, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;
-- учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
-- объем знаний и умений учащегося составляют 80-95% от требований программы.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
-- большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку "4", но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
-- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
-- учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80 % содержания, соответствующего программным требованиям.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
-- ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
-- учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
-- учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку "3".
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Оценка "5" ставится в следующем случае:
-- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
-- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
Оценка "4" ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.
Оценка "3" ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка "2" ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Примечания.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.
Календарно- тематическое планирование по биологии 8 класс
(2часа в неделю)
№п\п | № в теме | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректиро- ванные сроки прохождения |
1 триместр | ||||
Науки, изучающие организм человека 1 ч | ||||
1 | 1 | Анатомия, физиология, психология и гигиена. Становление наук о человеке. | ||
Происхождение человека 3 ч | ||||
2 | 1 | Систематическое положение человека. | ||
3 | 2 | Этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. | ||
4 | 3 | Расы человека. | ||
5 | 1 | Общий обзор организма 1 ч Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. | ||
Клеточное строение организма. Ткани 5 ч | ||||
6 | 1 | Внешняя и внутренняя среды организма. | ||
7 | 2 | Строение клетки тела человека. | ||
8 | 3 | Жизненные процессы клетки. | ||
9 | 4 | Ткани. Виды тканей тела человека. Образование тканей. | ||
10 | 5 | ЛР. № 1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп». | ||
Рефлекторная регуляция организма 1 ч | ||||
11 | 1 | Отделы нервной системы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Л\Р №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.». Л\Р №3 «Коленный рефлекс» | ||
Опорно-двигательная система 7ч | ||||
12 | 1 | Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Л\Р №4 «Микроскопическое строение кости» | ||
13 | 2 | Скелет и мышцы . Их функции. | ||
14 | 3 | Типы костей. Соединение костей . | ||
15 | 4 | Строение мышц и сухожилий. Л\Р №5 «Мышцы человеческого тела». Л\р №6 «Самонаблюдение работы основных мышц.». | ||
16 | 5 | Работа скелетных мышц и их регуляция. Л\Р №7 «Утомление при статической и динамической работе». | ||
17 | 6 | Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Предупреждение плоскостопия. Л\Р № 8 «Выявление нарушения осанки» Л\Р № 9 «Выявление нарушения плоскостопия». | ||
18 | 7 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | ||
Внутренняя среда организма Зч | ||||
19 | 1 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Л\Р №10 «Рассматривание крови лягушки и человека под микроскопом». | ||
20 | 2 | Состав крови . Свертывание крови. | ||
21 | 3 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | ||
Кровеносная и лимфатическая системы 6 ч | ||||
22 | 1 | Органы кровеносной и лимфатической систем и их роль в организме. .Л\р №11 «Функции венозных клапанов» | ||
2 триместр | ||||
23 | 2 | Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Л\р №12 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.» | ||
24 | 3 | Строение и работа сердца. Л\Р №13 «Определение скорости кровотока в сосудах ноктевого ложа» | ||
25 | 4 | Движение крови по сосудам . Регуляция кровоснабжения. Артериальное давление крови, пульс. Л\Р №14 «Функциональная проба. Реакция с-с системы на дозированную нагрузку.». | ||
26 | 5 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. | ||
27 | 6 | Первая помощь при кровотечениях. | ||
Дыхательная система 4 ч | ||||
28 | 1 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути г | ||
29 | 2 | Газообмен в легких и тканях . Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. | ||
30 | 3 | Л\Р №15 «Измерение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе» Л\Р № 16 «Функциональные пробы с задержкой дыхания при вдохе и выдохе.» | ||
31 | 4 | Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. | ||
Пищеварительная система 6 ч | ||||
32 | 1 | Строение и функции пищ. системы. | ||
33 | 2 | Пищеварение в ротовой полости . Л\Р № 17«Действие фермента слюны на крахмал» | ||
34 | 3 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | ||
35 | 4 | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. | ||
36 | 5 | Регуляция пищеварения. | ||
37 | 6 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. | ||
Обмен веществ и энергии 3 ч | ||||
38 | 1 | Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. | ||
39 | 2 | Витамины. | ||
40 | 3 | Энергозатраты человека и пищевой рацион Л\Р №18 «Составление пищевого рациона». Л\Р №19 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.. | ||
Покровные органы. Теплорегуляция 3 ч | ||||
41 | 1 | Строение и функции кожи. Волосы ,ногти. Гигиена одежды и обуви. | ||
42 | 2 | Кожные заболевания и их профилактика. | ||
43 | 3 | Терморегуляция организма. | ||
3 триместр | ||||
Выделительная система 1 ч | ||||
44 | 1 | Строение и функции органов мочевыделительной системы. | ||
Нервная система 5 ч | ||||
45 | 1 | Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг. | ||
46 | 2 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. | ||
47 | 3 | Л\Р №20 «Пальценосовая проба и особенности движений,связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.». | ||
48 | 4 | Функции переднего мозга | ||
49 | 5 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. Л\Р №21 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга» | ||
Анализаторы 5 ч | ||||
50 | 1 | Анализаторы и органы чувств .Их значение. | ||
51 | 2 | Зрительный анализатор. Л\р№22 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.» | ||
52 | 3 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | ||
53 | 4 | Слуховой анализатор. | ||
54 | 5 | Органы, равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса. | ||
Высшая нервная деятельность. Повеление. Психика 5 ч | ||||
55 | 1 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности . | ||
56 | 2 | Врожденные и приобретенные программы поведения. Л\р№23 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. | ||
57 | 3 | Сон и сновидения. | ||
58 | 4 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | ||
59 | 5 | Воля, эмоции, внимание. Л\р№24 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.» | ||
Эндокринная система 2 ч | ||||
60 | 1 | Железы внешней и внутренней секреции. Гормоны. | ||
61 | 2 | Функции желез внутренней секреции . | ||
Индивидуальное развитие организма 5 ч | ||||
62 | 1 | Жизненные циклы. Размножение. | ||
63 | 2 | Развитие зародыша и плода . Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | ||
64 | 3 | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. | ||
65 | 4 | Интересы, склонности, способности. | ||
66 | 5 | Здоровье - величайшая ценность для личности и общества. | ||
67 | 1 | Повторение материала: Клеточное строение организма. | ||
68 | 2 | Повторение материала: Дыхательная система |
Перечень учебно-методического обеспечения:
Учебник.
Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. «Биология. Человек». М., «Дрофа», 2007 г.
Тематическое и поурочное планирование к учебнику.
Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. «Биология. Человек». М., «Дрофа», 2007 г.
Правильные ответы на вопросы учебника «Биология. Человек».
В. В. Пасечник, Ю. В. Брыкин, Т. А. Дмитриева. «Готовые домашние задания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...
Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс
Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н...
Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...
Рабочая программа 5 класс «Биология. Введение в биологию»
Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельностиРабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным об...
Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина
Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...