Класс Саркодовые (7 класс)
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Данный урок является первым уроком при изучении темы Простейшие. Урок состоит из следующих этапов: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, разрешение интриги. Основной целью урока является рассмотрение внешнего и внутреннего строения одноклеточных животных и их образе жизни на примере амебы. Тип урока: урок аналитического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._klass_sarkodovye._ameba.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Название материала: Преподавание биологии
Автор: Маслова Елена Васильевна
Класс Саркодовые. Амеба
Цель урок: рассмотрение особенностей внешнего и внутреннего строения простейших, на примере амебы.
Ход урока: (работа в группах, 4 группы)
- Мотивационная беседа.
Имя. Для каждого оно самое любимое. А вы знаете, что означают ваши имена? Анастасия — возрождение, Екатерина — чистота, Маргарита — жемчужина, Мария — любимая, Ольга — светлая, Виктория — победительница, Андрей — храбрый, Владислав — известный, Игорь — хранитель, Максим — величайший, Олег — святой, Семен — услышанный, Роман — римлянин, Руслан — лев.
- Интрига.
А вот в луже обитает Амеба простейшая, что означает это имя? Кто даст ответ на этот вопрос, тот получит бонус.
- Воспоминание:
- групповая работа. Подготовка ответов в группах
1. Почему клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов?
2. Расскажите о строении растительной и животной клетки
3. В чем главное отличие животной клетки от растительной?
4. Какие признаки характерны для животных?
- Индивидуальная работа (от каждой группы по одному представителю)
Из букв сложите слово и дайте пояснение или определение этому термину:
1. т, п, с, т, о, р, е, ш, и, е, т, й (простейшие)
2. г, ы, ф, е, е, т, т, р, о, р, о, (гетеротрофы)
3. о, н, о, к, д, е, о, ы, е, л, т, ч, н, (одноклеточные)
4. р, з, д, р, ж, м, с, т, ь, а, а, и, о, (раздражимость).
Так кто же догадался, что означает это имя?
- Изучение нового материала. (по ходу рассказа учителя, вы составляете план — конспект, выписывая термины)
На земле существует 1,5 млн видов животных. Царство животные делится на 2 подцарства: прстейшие и многоклеточные. Голландец Антони Ван Левенгук в капельке воды взятой из бочки обнаружил огромнейшее количество живых существ. Не зная, как их назвать, он назвал их «анималькули» - маленькими зверушками. Через полгода, желая узнать от чего зависит жгучий вкус перца, Левенгук попытался отделить мельчайшую частицу. Он размочил перец и залил его водой, через несколько дней под микроскопом он увидел невероятное количество звездочек, треугольников, колокольчиков, сидящих на ножках. «Да разве опишешь все то, что можно увидеть капле перечного настоя. Теперь я знаю способ разведения животных». Он назвал словом «наливка», все организмы, которые обитали в настое. Сейчас же это название закрепилось лишь за одной группой животных, с удлиненной, обтекаемой формой тела. А переливающими из одной стороны в другую называют саркодовыми. («саркос» - плазма).
Амеба — ее величина 0,5 мм.
У нее нет постоянной формы, она образует выросты — ложноножки. С их помощью амеба медленно передвигается. В организме амебы есть цитоплазма, покрытая цитоплазматической мембраной. Наружный слой прозрачный и плотный. В цитоплазме есть ядро, пищеварительная и сократительные вакуоли.
Передвигается амеба медленно, со скоростью 0,2 мм в минуту. Питается бактериями, одноклеточными водорослями, обволакивая их ложноножками. Вокруг добычи появляется пищеварительная вакуоль. Для переваривания пищи требуется от 12 часов до 5 суток.
Сократительная вакуоль участвует в выделении. В ней собираются растворимые вредные вещества. Кроме вредных веществ сократительная вакуоль выводит избыток воды. Дышит амеба растворенным в воде кислородом, всей поверхностью тела. Кислород необходим для окисления органических веществ. В результате выделяется энергия. Амебы размножаются бесполым путем — делением клетки надвое. Сначала делится ядро, а затем содержимое цитоплазмы.
При неблагоприятных условиях амеба образует цисту. При этом тело — округлое, а на ее поверхности образуется плотная защитная оболочка. Циста образуется осенью. В состоянии цисты амеба может переносить неблагоприятные условия. Как и все организмы амебы обладают раздражимостью — то есть способны реагировать на изменения окружающей среды.
- Действенное закрепление
Вставьте пропущенные слова:
Амеба имеет специальные выросты — ложноножки. Питание происходит благодаря пищеварительной вакуоли, а удаление ненужных веществ через сократительную вакуоль. При движении и пищеварении в теле расходуется энергия. Размножение амебы происходит путем простого деления. В случае наступления неблагоприятных условий амеба образует цисту.
Используя слова, которые вы вставили сформулируйте вывод.
Заполните таблицу:
Многообразие саркодовых
название | Место обитание | Особенности строения |
раковинные | На дне водоёмов в почве, болоте | Имеют наружный скелет раковина из рогоподобного вещества размножаются делением |
радиолярии | В тёплых морях и океанох | Капсула, имеют скелет |
фораминиферы | Донные морские организма | 20см наружный скелет раковинки из известкового вещества |
- Разрешение интриги
Амеба протей названа в честь морского греческого бога Протея, который мог менять облик, принимая образы всевозможных существ и предметов. Не имея постоянной формы, амеба является самостоятельным организмом, одна клетка способна к раздражению, питанию, размножению.
- Задание на дом: параграф 9.,зарисовать рисунок «Строение амебы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»
Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...
Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»
Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...
Урок по биологии для 7 класса на тему "Класс Саркодовые. Амеба обыкновенная"
Данный урок проводится с учащимися класса.Целью урока является создание условий для осмысления новой учебной информации, повышение мотивации учащихся.Презентация применяется на этапе объяснения нового...
Урок по биологии для 7 класса. Класс Саркодовые. Амеба обыкновенная.
Данный урок разработан и проведён с учащимися 7 класса общеобразовательной средней школы базового уровня. Накопляемость учащихся в классе - 27 человек, уровень подготовленност...
Тип саркодовые и жгутиконосцы. Класс саркодовые (амеба)
Урок логического мышления по технологии В.В. Шогана...
Урок биологии 7 класс. Тема: Общая характеристика Подцарства Простейшие. Класс Саркодовые.
На уроке учащиеся познакомятся с особенностями строения, жизнедеятельности одноклеточных, или простейших, организмов....
Сценарий классного часа разговоры о важном 23 октября 2023 для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-11 класса и СПО
Разговоры о важном 23 октября 2023 тема день подразделений специального назначения для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО. Скачать материалы вы можете ниже на сайт...