Плоды и их классификация
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
конспект урока по биологии в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._plody_i_ih_klassifikaciya.rar | 92.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Удовина Марина Сергеевна
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САМАРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС.
ТЕМА: ПЛОДЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
(ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО БИОЛОГИИ 6-9 КЛАССЫ. АВТОРЫ: В.В. ПАСЕЧНИК
В.В. ЛАТЮШИН, В.М. ПАКУЛОВА. 6 КЛАСС БАКТЕРИИ.
ГРИБЫ. РАСТЕНИЯ. )
ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
УДОВИНА МАРИНА СЕРГЕЕВНА
МБОУ «САМАРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БИРЮЧ, 2012
УРОК № 37. ПЛОДЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
Цель: воспитание биологического сознания, посредством изучения многообразия, строения и классификации плодов.
Задачи: сформировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосемянного растения, о его строении и значении, познакомить с многообразием плодов, учить распознавать плоды;
- развивать познавательные интересы, навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями;
- продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, мультимедиа.
Оборудование: таблицы: «Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений», «Типы плодов»; комнатные растения (по возможности с плодами), гербарии различных растений, коллекции сухих и сочных плодов, муляжи плодов, корнеплоды моркови, клубни картофеля, луковицы, компьютер, интерактивная доска, информационный носитель.
Ключевые слова и понятия: плод, семя, соплодие, околоплодник, простые и сборные плоды, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, вскрывающиеся и невскрывающиеся плоды; яблоко, ягода, костянка, многокостянка, зерновка, семянка, орех, желудь, коробочка, боб, стручок, крылатка, тыквина, земляничина (фрага), гесперидий (померанец).
План урока.
- Организационный момент.
Приветствие.
II. Проверка домашнего задания.
1.Работа по карточкам.
2.Фрольтальный опрос.
III. Изучение нового материала.
1.Решение проблемной ситуации.
2. Рассказ учителя с элементами беседы, сопровождающийся показом презентации.
Физкультминутка.
3. Продолжение рассказа учителя.
IV. Закрепление.
Вопросы.
Познавательная задача.
V. Подведение итогов.
Рефлексия.
Оценки.
Домашнее задание
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушаем стихотворение Николаю Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
II. Проверка домашнего задания.
- Работа по карточкам.
Вариант 1 1.Нарисуйте соцветия сложный колос и зонтик, напиши названия растений с такими соцветиями. 2.Почему соцветие головка так называется? 3.Сравни соцветия кисть и колос. | Вариант 2 1.Нарисуйте соцветия щиток и сложный зонтик, напиши названия растений с такими соцветиями. 2.Почему соцветие корзинка так называется? 3.Сравни соцветия початок и колос. |
Определите тип и название соцветия. 1 3 5 2 4 6 |
- Фронтальный опрос.
- Что называют соцветием?
- Чем различаются по размеру одиночные цветки и цветки, собранные в соцветия?
- Какова основная биологическая роль соцветий?
- Какие соцветия называют простыми?
- Приведите примеры простых соцветий.
- Какие соцветия называют сложными?
- Приведите примеры сложных соцветий.
III. Изучение нового материала.
Загадка:
Весной повис-
Всё лето кис,
А сладок стал –
На землю пал. (Плод)
Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос: «На месте чего образуются плоды, и какими признаками характеризуются они?»
1. Решение проблемной ситуации.
Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав?
(Ученики высказывают свои предположения.)
Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.
2. Рассказ учителя с элементами беседы, сопровождающийся показом презентации.
После того как цветок отцвел, наступает новый этап его развития – образование плода.
Плод – это генеративный орган цветкового растения. Важнейшие функции плода – защита и распространение семян (слайд №1).
Плод состоит из семян и околоплодника (слайд №2). Основная функция околоплодника – защита формирующихся семян от механических повреждений, пересыхания и различных неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Именно благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют покрытосемянными.
В природе существует огромное разнообразие плодов
(Демонстрация изображения и коллекции плодов различных растений.)
Плоды чаще всего образуются из завязей пестиков. В нем происходит образование и созревание семян.
Если в цветке только один пестик, то плод, который развивается из этого цветка, называют простым. Если же в цветке несколько пестиков, то формирующийся в результате плод называют сложным, или сборным (слайд №3).
У некоторых растений, таких, как инжир, ананас, ольха, в результате срастания нескольких плодов из целого соцветия образуется соплодие (слайд №4).
- По числу семян выделяют односемянные и многосемянные плоды (слайд №5).
- От чего зависит количество семян в одном плоде? (Ответы учащихся.)
Количество семян в плоде зависит от количества семязачатков в завязи.
- Приведите примеры растений с односемянными и многосемянными плодами. (Ответы учащихся.)
Кроме того, по характеру околоплодника плоды можно разделить на сухие и сочные.
- Какая часть плода может быть сочной? (Ответы учащихся.) Обычно у сочных плодов бывает сочный околоплодник. Но, например, у клубники и земляники семена расположены на сочном разросшемся цветоложе.
- Приведите примеры сухих и сочных плодов. (Ответы учащихся.) (слайд №6).
Плоды могут быть вскрывающиеся и невскрывающиеся. Вскрывающимися чаще всего бывают сухие плоды.
Физкультминутка.
3. Продолжение рассказа.
- Ягодовидные плоды – сочные плоды с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов много мелких семян (слайд №7).
Чаще всего многосемянные, но встречаются и односемянные ягоды, например, у барбариса (слайд №8.
Яблоко – в его образовании, кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в плёнчатых сухих камерах.
Тыквина – семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый.
Померанец – ягодный плод: апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут.
- Костянковидные: Костянка – это сочные плоды с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника – косточкой, внутри которой находится одно семя.
Многокостянка – на белом коническом сухом цветоложе расположены многочисленные сочные костянки. Такой плод у малины, ежевике, костянике, морошке (слайд №9).
- Ореховидные плоды – это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником (слайд №10).
Орех- околоплодник деревянистый, семя лежит свободно.
Желудь – Околоплодник менее жёсткий, чем у ореха, у основания плод окружён защитным покровом.
Семянка – Околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним.
Зерновка – Плёнчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени.
Крылатка – плод с кожистым околоплодником с выростом виде крыла.
Многоорешек (фрага) – с разрошимся при созревании мясистым цветоложем.
- Коробочковидные плоды – это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником (слайд №11).
Боб - плод вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена.
Стручок – Имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода.
Коробочки – Многочисленные семена высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенках коробочки.
IV. Закрепление.
- Что называют плодом?
- По каким признакам плоды разделяют на простые и сложные?
- Что называют соплодием?
- Какова роль плодов в жизни растений?
- Познавательная задача. Вы рассмотрели разнообразные плоды. На столах у вас находятся корнеплоды моркови, клубни картофеля, луковицы. Рассмотрите их, подумайте и подготовьте ответ на вопрос: Можно ли их назвать плодами?
V. Подведение итогов.
Давайте вспомним тот вопрос, который я задала в начале урока и ответим на него. Вопрос: На месте чего образуются плоды, и какими признаками характеризуются они?
- Плоды образуются на месте цветка.
- Внутри плодов находятся семена.
Оценки.
Рефлексия.
-У вас на партах лежат смайлики, но они без улыбочки, возьмите и дорисуйте им улыбку. Прикрепите их на доску.
Домашнее задание. Читать параграф 30, заполнить таблицу.
Название плода | Тип плода | Какие растения имеют такой плод | |
сочный или сухой | односемянный или многосемянный | ||
Список литературы.
- Ишкина И.Ф. Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника 6 класс. - Волгоград, 2002.
- Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии: 6 класс. – 3-е изд., перераб.,- М.: ВАКО, 2011. – 384с. – (В помощь школьному учителю.)
- Пальдяева Г.Н. Биология. 5-11 классы: программа для общеоьразоват. Учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. – 2-у изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 92 с.
- Пасечник В.В. Биология 6 класс Бактерии. Грибы. Растения. Учебник для общеобразовательных учреждений. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 272с.
- http://mirbiologii.ru
Методические советы на подготовительный период: урок необходимо сделать ярким, запоминающимся, познавательным. Заранее подобрать и подготовить наглядный материал.
Занятие лучше проводить в кабинете биологии, оборудованном компьютером и интерактивной доской.
Методические рекомендации для проведения урока в 6 классе «Строение цветка»
5.- Обычно эта тема приходится на зимнее время и показать цветки в природе невозможно, а качество гербариев оставляет желать лучшего, поэтому я рекомендую проводить урок и лабораторную работу с использованием ИКТ. Почему я выбрала именно проведение урока с помощью ИКТ?
Наверное потому, что на данную тему отводится только один час, а материал урока очень объёмный.
-применение на уроке ИКТ предполагает:
повышение уровня мотивации к учебному труду;
формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянно усложняющуюся деятельность
при активной поддержке учителя;
постоянное повторение, систематизация знаний, проговаривание вместе с учителем;
ведущая роль - формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику;
-компьютерная презентация делает урок и лабораторную работу визуально яркой и наглядной, плотность урока – высокой, обеспечивает прочное усвоение обучающимися учебного материала. Детям интересно на каждом этапе урока. А проверочные работы по данной теме показывают, что запоминание материала проходит у детей легче, так как работают сразу несколько видов памяти: словесная, письменная, визуальная.
- эту презентацию я использую уже несколько лет, она мобильна – материал можно изменять, вносить новый в зависимости от уровня образованности класса. Кабинет полностью оснащён необходимым оборудованием.
- мультимедийный проектор,компьютер,экран, презентация «Строение цветка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Плоды и их классификация", биология 6 класс
Урок биологии в 6 классе на тему «Плоды и их классификация» построен в соответствии с программой основного общего образования 5-9 классы авторов: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Это 13...
Разработка урока "Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян".
Урок формирования представлений о плоде как о важном генеративном органе цветковых растений.Учащиеся знакомятся с многообразием плодов и способами их распространения....
Презентация к уроку в 6 классе по теме "Плоды и их классификация"
Презентация к уроку в 6 классе по теме "Плоды и их классификация"...
Урок биологии в 6 классе по теме "Плоды и их классификация"
Урок биологии в 6 классе по теме "Плоды и их классификация"...
урок "Плоды и их классификация"
урок в 6 классе...
Презентация к уроку "Плоды и их классификация"
Презентация к уроку "Плоды и их классификация"...
План-конспект урока "Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян"
Урок рассчитан на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности, предусматривает работу с учебником, натуральными объектами, фиксацию информации в рабочих листах, выполнение лаборатор...