Применение укрупненных дидактических единиц
методическая разработка (биология) по теме

Бубновская Татьяна Владимировна

Работая в школе не один десяток лет, мы часто сталкиваемся с  проблемой  непонимания учащимися  взаимосвязей между различными науками естественного цикла, например, физики с биологией.

Добиться того, чтобы ученик овладел большим объемом  знаний за меньшее время   возможно, если на уроках использовать изложение материала укрупненными блоками - укрупненными дидактическими единицами (УДЕ).  Особенно актуально применение в нашей школе стало с момента принятия новых стандартов образования, согласно которым на преподавание физики отводится 2 часа в неделю, даже в старших классах; на изучение основ биологии в 6,10,11 классах - 1 час в неделю.

     В нашей статье мы приводим конкретные примеры применения УДЕ в ходе интегрированного урока "Звук. Источник звука. Голос"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение укрупненных дидактических единиц

Фролова Т.Р., учитель физики

Бубновская Т.В., учитель биологии

Школа № 355 Санкт-Петербург

 

        Работая в школе не один десяток лет, мы часто сталкиваемся с  проблемой  непонимания учащимися  взаимосвязей между различными науками естественного цикла, например, физики с биологией.

Добиться того, чтобы ученик овладел большим объемом  знаний за меньшее время   возможно, если на уроках использовать изложение материала укрупненными блоками - укрупненными дидактическими единицами (УДЕ).  Особенно актуально применение в нашей школе стало с момента принятия новых стандартов образования, согласно которым на преподавание физики отводится 2 часа в неделю, даже в старших классах; на изучение основ биологии в 6,10,11 классах - 1 час в неделю.

 "Укрупненная дидактическая единица - это клеточка учебного процесса, состоящая из логических различных элементов, обладающие в то же время информационной общностью. УДЕ обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлении в памяти." (П.М.Эрдниев, Б.П.Эрдниев. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. Москва "Просвещение"1986, с.6-7.).

Установление внутрипредметных и межпредметных связей   дает дополнительные возможности для формирования представлений учащихся об общей картине мира с его единством и многообразием свойств. Чтобы "навести межтемные мосты", в качестве УДЕ используются таблицы, позволяющие увидеть единство законов физики. Например: "Сравнение потенциальных полей - электростатического и гравитационного", "Колебания различной природы и их закономерности" и др. Подобные же таблицы очень эффективны при изучении биологии (например, эволюционные изменения различных систем органов по теме "Эволюция органического мира"  рассматриваются в виде систематизирующей таблицы).

        Для формирования единой картины мира, учитывая межпредметные связи, в качестве УДЕ нами  разработаны интегрированные уроки по ряду тем: "Зрение. Видимый и невидимый свет"; "Слух. Звуки слышимые и неслышимые"; "Излучение света. Виды излучения. Источники света"; "Диффузия"; "Реактивное движение" и др.

Так, например, при изучении диффузии, мы рассказываем об осмотическом давлении, транспортировке газов кровью, о кессонной болезни, о диализе и его применении в медицине.

        Рассматривая тему "Излучение света атомами. Виды излучения. Источники света", рассказываем о биолюминесценции, иллюстрируя это явление видеоматериалами по курсу биологии.

        Большой интерес вызывает урок, в ходе которого рассказывается о роли электромагнитных полей   в живой природе:   их влияние  на жизнедеятельность организмов, электромагнитные взаимодействия внутри организмов, электромагнитные связи между организмами, а также электромагнитные поля как средство локации.

        Эмоциональный отклик в сердцах учащихся вызывает интегрированный урок по теме "Голос", где используются знания по биологии, физике, литературе, музыке.  

 

План урока по теме: "Звук. Источник звука. Голос".

Цели и задачи: 

  •  формировать представление учащихся о единстве физических и биологических закономерностей в живых системах;
  •  установить взаимосвязь строения и выполняемых функций гортани,
  • формировать умение объяснять биологические процессы голосообразования на основе физических знаний о звуке;
  • получить представление о заболеваниях дыхательных путей, меры их профилактики;
  • обосновать гигиенические правила, способствующие охране голосового аппарата.

Ход урока

1. Актуализация знаний

а) Повторение материала по физике:

  •  Что является источником звука?
  •  Какие виды источников звука вы знаете?  
  •  Какие физические величины характеризуют звук?  
  •  От чего зависит высота звука?
  •  От чего зависит громкость звука?
  •  При  каком условии возникает резонанс?
  • Что такое тембр?

 

б) Повторение материала по биологии:

  • Значение дыхания
  • Органы дыхательной системы
  • Функции органов дыхания
  • Газообмен
  • Теплорегуляция
  •  Голосообразование
  • Строение и функции носовой полости
     

2. Изучение нового материала

а) Строение гортани

б) Голосообразование

в) Звук. Демонстрация осциллограммы звуковых колебаний и  взаимосвязи физических и физиологических характеристик звука:

г) Резонаторы. Роль резонаторов.

д) Формирование речи

е) Практическая работа  "Подружитесь со своим голосом"

ж) Сообщения учащихся:  Почему   только человек способен к членораздельной речи?

  Хронические заболевания дыхательных путей.

3. Д.З.        1. Параграф 26. Записать гигиенические правила, способствующие охране голосового аппарата.

         2. Записать частотный диапазон человеческого голоса.

        3. Сделать сообщение по теме "Голоса животных в природе" .

Литература:

1. Ц.Б. Кац "Биофизика на уроках физики" Москва "Просвещение"1988.

2. Я.И. Перельман "Занимательная физика" Издательство"Наука"Главная редакция физико-математической литературы Москва 1971.

3. Н.А. Пугал, Т.А. Козлова "Лабораторные и практические занятия по биологии: Человек и его здоровье.8 класс",М.,Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г.

4. Н.А. Пугал "Тематическое и поурочное планирование по биологии"( к учебнику Д.В. Колесова,Р.Д.Маша,И.Н.Беляев"Биология.Человек.8кл.")

5. О.А. Пепелева, И.В. Сунцова"Универсальные поурочные разработки по биологии (Человек)", М., Изд."ВАКО",2005 г.

Оборудование:

Таблица "Органы дыхания"

Таблица "Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании"

Модель гортани;

видео материалы по теме "Дыхание"

Воздушный шарик, микрофон, камертон, осциллограф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование целостных знаний по математики с помощью технологии укрупнения дидактических единиц.

Вся математика состоит из контрастных – парных знаний: прямые и обратные операции – сложение-вычитание, умножение - деление, показательная - логарифмическая функции, дифференцирование-инте...

Развитие познавательного интереса и навыков самостоятельной работы учащихся на основе технологии УДЕ (Укрупнение Дидактических Единиц)

Применение технологии УДЕ по Эрдниеву П.М. на примере рассмотрения темы "Модуль числа" в школьном курсе математики...

укрупнение дидактических единиц в химии

укрупнение дидактических единиц в химии...

Укрупненные дидактические единицы (гласные в корне).

Гласные в корне. Итоговый диктант....

Укрупненные дидактические единицы (согласные в корне).

Согласные в корне. Итоговый диктант....

Укрупненные дидактические единицы (приставки).

Три группы приставок. Итоговый диктант....

Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»

Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...