Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия.
методическая разработка по биологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Сценарный план урока русского языка в 5-м классе
по теме: «Буквы з и с на конце приставок»
Технологическая карта урока
Тема урока: правописание букв З и С на конце приставок
Класс: 5
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок
Задачи урока:
- Образовательные:
- выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;
- формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с;
- повторить морфемный разбор слов;
- развить умение формулировать определение понятий;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические и умения.
- Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения групповой и парной работы.
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к русскому языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
Личностные: 1) уважительное отношение к языку;
2) стремление к речевому самосовершенствованию;
3) пополнение словарного запаса;
4) способность к самооценке на основе критерия успешности;
Метапредметные: 1) овладение изучающим видом чтения;
2) умение воспроизводить прочитанный текст;
3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи,
участия в обсуждении;
Предметные: 1) развитие творческой самостоятельности;
2) владение разными видами речевой деятельности;
3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме
4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета
5) проведение морфемного анализа слов.
Основные понятия: приставка, морфема, звонкие и глухие согласные звуки, фонетика
Ресурсы: 1) М.Т.Баранов., Т.А.Ладыженская. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. М.: Просвещение, 2010.
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.
- Построение проекта выхода из затруднения и его реализация
- Первичное закрепление во внешней речи
- Промежуточная рефлексия
- Физкультминутка
- Самостоятельная работа с самопроверкой
- Включение в систему знаний и повторение
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.
- Информация о домашнем задании (комментирование).
№ п/п | Этапы урока | Формируемые УУД, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1. | Организационный этап | Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. УУД: личностные, коммуникативные. | -Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | Приветствие учащихся. Запись даты в тетрадях |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | ЦЕЛЬ: актуализировать знания детей по теме «Приставка» УУД: Регулятивные Коммуникативные | 1. Проверка домашнего задания через выявление затруднений учащихся, возникших в ходе его выполнения (употребление приставок с единообразным написанием). Упражнение 433.(Слайд 1) 2. Самостоятельная работа с новым материалом. (Слайд 2) Учащимся предлагается записать ряд слов (даны на доске) с пропущенными согласными в приставках. Слова необходимо сгруппировать (принцип группировки в слабом классе можно указать: с учётом собственных знаний о правописании приставок), вставить в них пропущенные буквы, в случае сомнения можно оставлять в слове «дырку», выделить приставки. О…дать, ра…смотреть, ра…жигать, бе…конечно, з…править, в…шёл, и…пугаться, …делать, бе…вкусный, по…держать. Обсудить предложенные варианты группировки слов. Должна получиться следующая запись: (Слайд 3) Отдать рассмотреть Заправить разжигать Вошёл бесконечно Поддержать испугаться Сделать безвкусный Фронтальная беседа по вопросам: - Сравните. Все согласны с таким делением слов на группы? Дополнения есть? - На какие группы разделили слова? - Что объединяет приставки слов первого столбика? - Что объединяет приставки слов второго столбика? - Все ли пропущенные буквы в приставках второго столбика вы вставили? | К доске выходит 1человек: - задача – распределить слова по группам - задача остальных – распределить по группам и записать в тетрадь Проверка работы. |
3. | Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности. | ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность УУД: познавательные коммуникативные | - Почему вы затруднялись вставлять пропущенные буквы? - Стоит ли выделять эти слова в отдельную группу и учиться писать? - Есть ли ещё слова с этими приставками? Приведите примеры. - Сформулируйте тему урока. - Какую цель можем поставить перед собой на уроке?( научиться правильно писать слова с приставками на –з, -с). -Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить? (1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с. 2. Потренироваться в написании слов с этими приставками.) -Давайте проверим, правы ли вы (Слайд 4) | Дети формулируют тему, цель и задачи урока После ответа детей открывается доска с названием темы урока Запись темы урока в тетради |
4. | Построение проекта выхода из затруднения и его реализация. | ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные | - Итак, что же нам предстоит выяснить? Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок. Необходимо вспомнить правила работы в группах. Для работы предлагается инструкция и текст. (Слайд 5) (См. Приложение 1). - Прочитайте инструкцию к тексту. Какое задание вам необходимо выполнить? Работаем с лексическим значением неизвестных ребятам слов с помощью толкового словаря. В результате выполнения работы должна получиться следующая запись: (Слайд 6) разносится беспрерывно низвергающейся рассыпается вздрагивает бесчисленные безмолвном растворяются чрезмерно производит безоблачные После демонстрации учащимися схематической записи правила учитель показывает схематический рисунок. (Слайд 7) | - В каких случаях на конце приставок пишется з-, а когда с-. Работа в группах Учащиеся перечисляют правила работы в группе: - Получив задание, разберись в нем. - Не пренебрегай опытом других - он твой помощник. - Определите, что вам понадобится в работе. - Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы. - Согласовывай свою работу с другими. - Вместе работали - вместе обсуждаем. Определение лексическо- го значения слов Выполнение заданий в тетрадях Выделяют приставки. Группы предлагают свои варианты схематичной записи правила, например: звон. согл. з гласный с глух. согл. |
5. | Первичное закрепление во внешней речи | ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания УУД: регулятивные, познавательные | - Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. Чтение правила (параграф 83). Возвращаемся к «дыркам», оставленным в словах на 2-м этапе урока, объясняем правописание приставок в словах второй колонки. (Слайд 8) | Учащиеся доказывают, в каких словах на конце приставок и почему пишется з-, а в каких – с-. |
6. |
Промежуточная рефлексия | ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка УУД: познавательные, регулятивные | - Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний. - Какие знания вас приблизили сегодня к открытию? - Давайте вспомним, какие согласные звонкие, какие – глухие. (Слайд 9) - Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось? - Как бы вы оценили работу группы и свою собственную? | Умение выделять приставки, т.е. знание морфемики; знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знания. Самооценка |
7. | Физкультминутка | |||
8. | Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов. | ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: личностные, Регулятивные, коммуникативные | Выполнение тестового задания с помощью интерактивной доски. (Слайд10)
Оцените свою деятельность: (Слайд 11) +-уверен ?-сомневаюсь - - трудно Теперь оцените работу своего соседа (Слайд 12) | Записи в тетрадях Самооценка Взаимопроверка работ по заранее определённым критериям, например: «5» - без ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки «2» - 5 и более ошибок |
9. | Включение в систему знаний и повторение. | ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные |
Задания: - вставить подходящие по смыслу слова; - что объединяет данные пословицы? - объясните смысл последней пословицы
Безбрежный простор, ранний рассвет, пышно расцвели, исследовать местность, бесчисленные богатства, взлетела на сосну, бескрайние поля.
| Выполняют задания, отвечают на вопросы Объясняют условия выбора орфограмм. Работают над своей устной речью. Отрабатывают правило «Буквы з и с на конце приставок» Комментированное письмо |
10. | Рефлексия. | ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка УУД: познавательные, регулятивные | - Какую цель мы поставили в начале урока? (Слайд 15) - Удалось ли нам достичь поставленных целей? Каким образом? - Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? - Над чем вы хотели бы поработать на следующем уроке? - Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)? - Кто доволен своей работой на уроке? - А кто не доволен? | Оценка работы класса Самооценка |
11. | Объяснение домашнего задания. | Слайд 15 Демонстрирует слайд с дифференцированным домашним заданием | Записывают задания в дневники |
Приложение 1
Инструкция
- Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.
- Выпишите найденные слова, распределяя их по группам:
а) слова с приставками, оканчивающимися на З,
б) слова с приставками, оканчивающимися на С.
3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С.
4. Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в приставках.
5. Графически обозначьте орфограмму.
6. Результаты своих наблюдений представьте в виде схемы.
Водопад.
Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы.
Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Соцветия, их значения в жизни растений. Виды соцветий цветущей флоры Кавказа»
Продолжать формировать у учащихся представления о цветке, как главном генеративном органе растения. Сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологи...
Открытый урок с элементами лабораторной работы по теме: "Цветок, его строение и значение. Соцветия"
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению материала о цветке, соцветии;совершенствовать умения работать с текстом учебника, натуральными об...
Открытый урок по биологии в 6 классе, тема "Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия"
Комбинированый урок для учащихся 6 класса, проводится в системе уроков по УМК Н.И. Сонина....
цветок, его строение и значение
цветок...
План-конспект урока биологии в 6 классе на тему "Цветок, его строение и значение. Соцветия".
План-конспект урока биологии в 6 классе на тему "Цветок, его строение и значение. Соцветия"....
«Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления».
Цель: ознакомить учащихся с понятием побега, с особенностями вегетативных и генеративных почек.Задачи:- Сформировать представление о побеге как сложном ...
Проверочные задания по теме «Стебель, его строение и значение», «Цветок, его строение и значение»
Проверочные задания на отработку материала «Стебель, его строение и значение», «Цветок, его строение и значение»...