Календарно-тематическое планирование 9 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник (программа "Линия жизни")
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) по теме

Свирская Елена Владимировна

Календарно-тематическое планирование "Введение в общую биологию и экологию. 9 класс". – А.А. Каменский,  Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Биология

9 класс

Количество часов по программе-68.

Количество часов по плану-68.

Количество – контрольных работ – 5

проверочных работ – 15

лабораторных работ – 5

Программа В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин,  Р.Д. Маш

Дрофа Москва 2009

Учебный комплекс для учащихся:

Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. – А.А. Каменский,  Е.А. Криксунов,

В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2005.

Методическая литература для учителя:

М.М. Боднарук: Занимательные материалы и факты по общей биологии. В.: Учитель, 2007.

Л.А. Гребеник: Тесты по биологии. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Цель:

Образовательная: Обобщить  знания учащихся о жизни и уровнях её организации, раскрыть мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщить и углубить знания об эволюционном развитии организмов, сформировать представление об основах экологии  и рационального природопользования.

Развивающая: Развивать у учащихся наблюдательность, трудолюбие, настойчивость, навыки культуры труда, культуры речи, формировать умение называть, характеризовать, обосновывать, определять различные объекты и процессы,  способности анализировать, выделять главное, систематизировать, обогащать словарный запас, развивать глазомер.

Воспитательная: Прививать бережное отношение к природе, к школьному оборудованию, культуру учебного труда, осуществлять гигиеническое, нравственное, эстетическое, патриотическое, трудовое и экологическое воспитание школьников.

№ урока

Тема, количество часов.

Тип урока

Триединая цель

Общеучебные умения и навыки

Форма организации обучения

Форма контроля

Оборудование

Межпредметные связи

Домашнее задание

1

Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии.

(1 час)

УФНЗ

Обучающая: Сформировать знания об учебном предмете; представление о современных проблемах общей биологии и понимание актуальности биологических исследований для человека и общества, об основных методах биологического исследования.

Воспитательная: Формировать интерес к изучению раздела общей биологии, любознательность.

Развивающая: обогащать словарный запас, развивать глазомер.

Знакомство с методическим аппаратом учебника, правилами работы с ним.

Инструктаж по технике безопасности.

Рассказ с элементами беседы.

Использование дополнительного материала заданий занимательного характера.

______

Таблицы

Физика, химия

&1,2

2

Сущность жизни и свойства живого.

(1 час)

УФНЗ

Обучающая: Расширить знания учащихся об основных свойствах живых организмов, чертах сходства и отличиях живой материи от неживой; Сформировать знания об уровнях организации живой природы

Воспитательная: воспитывать бережное отношения к природе, любознательность.

Развивающая: Развивать наблюдательность, трудолюбие, настойчивость.

Учить работать с текстом, составлять схемы и таблицы.

Вводная беседа.

Работа с терминами

Фронтальный опрос

Таблицы

Химия

& 3

3

Молекулярный уровень: общая характеристика.

(1 час)

УФНЗ

Обучающая:  Сформировать знания о молекулярном уровне, химическом составе клетки.

Воспитательная: Прививать культуру учебного труда, воспитывать бережливое отношение к школьному оборудованию.

Развивающая: обогащать словарный запас, развивать глазомер.

Развитие образного мышления, самостоятельного поиска знаний

Рассказ с элементами беседы.

Наблюдение, Фронтальная беседа.

Таблицы

Химия

&1.1

4

Углеводы. Липиды.

(1 час)

УФНЗ

Обучающая:  Сформировать знания об углеводах и липидах, познакомить с их строением и функциями.

Воспитательная: Воспитывать потребность к качественному выполнению работы.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память

Учить сравнивать, развивать внимание, наблюдательность.

Лекция с элементами беседы

Проверка домашнего задания

Таблицы

Химия

&1.2, 1.3

5

Состав и строение белков.

 (1 час)

Комбинированный урок

Обучающая:  Сформировать знания о белках, познакомить с их строением, свойствами.

 Воспитательная: Воспитание культуры учебного труда.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память, обогащать словарный запас

Развитие мышления на основе сравнения, анализа

Самостоятельная работа с учебником, составление и заполнение таблицы, работа с понятиями

Фронтальная беседа.

Проверочная работа

 Таблица

Химия

& 1.4

6

Функции белков.

(1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая:   Сформировать представления о белков.

Воспитательная: Формировать любознательнательность, интерес к предмету

Развивающая: развивать настойчивость, трудолюбие, словарный запас

Уметь составлять таблицы  и делать выводы

Частично-поисковый.

Беседа, рассказ.

Индивидуальный опрос

Таблица

Химия

&1.5

7

Нуклеиновые кислоты.

(1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая: Познакомить с видами нуклеиновых кислот, их строением и функциями. 

Воспитательная: Формировать любознательность, навыки коллективного труда

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать навыки культуры труда

Учить планово изучать материал.

Работа с понятиями

Фронтальная беседа.

Индивидуальный опрос.

Таблицы

Химия

&1.6

8

АТФ и другие органические соединения клетки.

 (1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая: 

Познакомить с АТФ и др. соединениями клетки, их строением и функциями. 

Воспитательная: Формировать любознательность, интерес к предмету

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать настойчивость

Развивать умения самостоятельного поиска знаний и навыков работы с учебной литературой.

Самостоятельная работа с учебником, составление и заполнение таблицы, работа с понятиями

Фронтальная беседа

Таблицы

Химия

& 1.7

9

Биологические катализаторы. Вирусы.

(1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая: Сформировать знания о биологических катализаторах, вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности.

Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение.

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер

Развитие наблюдательности и внимания.

Применение специальной терминологии

Фронтальный опрос

Таблица «Вирусы»

Химия, физика

&1.8,1.9

10

Обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы»

 (1 час)

УК(К)З

Обучающая: 

Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: « Молекулярный уровень организации живой природы»

Воспитательная: Формировать любознательность, интерес к предмету

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать настойчивость

Уметь обобщать и систематизировать полученные знания.

Актуализация знаний.

Самостоятельная работа

Разноуровневые задания

___

Повторение

11

Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

(1 час)

УФНЗ

Обучающая: Совершенствовать знания об истории создания клеточной теории, её современных положениях, методах изучения клетки и её органелл, сформировать знания о клеточной мембране. 

Воспитательная: Формировать интерес к предмету

Развивающая: развивать настойчивость, трудолюбие, словарный запас

Учить сравнивать, развивать внимание, наблюдательность, составлять таблицу

Рассказ с элементами беседы, составление таблицы

Фронтальная беседа

Портреты учёных, модель клеточной мембраны

Химия, физика, история

& 2.1

1

2

Ядро. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

(1 час)

УФНЗ

Обучающая: Сформировать знания о строении и функциях ядра, эндоплазматической сети, рибосомах, комплексе Гольджи.

Воспитательная: воспитывать ответственность и бережное отношение к труду.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память, обогащать словарный запас

Развитие образного и абстрактного мышления.

Составление схем, работа с понятиями, составление таблицы.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Модель ядра, таблица.

Химия

& 2.3,2.4

13

Лизосомы. МитохондрииПластиды.

 (1 час)

Комбинированный урок

Обучающая: Сформировать знания о строении и функциях лизосом, митохондрий, пластид.

 Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память

Учить сравнивать, развивать внимание, наблюдательность, составлять таблицу

Работа с учебником и другими источниками информации.

Индивидуальный опрос

Таблицы

Химия

& 2.5

14

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

(1 час)

УФНЗ

Обучающая:  Сформировать знания о строении и функциях клеточного центра. органоидах движения, клеточных включениях.

Воспитательная: Воспитывать трудолюбие.

Развивающая: навыки обобщать, анализировать, систематизировать.

Анализировать материал

Работа с учебником

Итоги фронтальной беседы.

Таблицы

Химия, физика

& 2.6

15

Различия в строении эукариот и прокариот. Л/р Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом. (1 час)

УФНЗ

Обучающая:  Совершенствовать знания о различиях в строении эукариот и прокариот.

Воспитательная: Формировать навыки работы с оборудованием, умение работать в группе.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память, обогащать словарный запас

Сравнивать вещества, делать выводы, выполнять лабораторную работу

Выполнение лабораторной работы.

Тест

Таблица, лабораторное оборудование, микроскоп

Химия, физика

& 2.7

16

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Л/ р Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках».

(1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая:  Сформировать представление о метаболизме как совокупности реакций обмена веществ в клетке.

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память

Анализ, сравнение и обобщение материала, выполнять лабораторную работу.

Анализ информации, выделение главного, выполнение лабораторной работы.

Беседа.

Таблица «Метаболизм», лабораторное оборудование

Химия, физика

&2.8

17

Энергетический обмен в клетке. Питание клетки.

(1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая:  Раскрыть сущность энергетического обмена – катаболизма, познакомить учащихся с характерными особенностями трёх этапов энергетического обмена, роль ферментов в реакциях обмена веществ, с питанием клетки.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, любознательность

Развивающая: развивать навыки культуры труда.

Логика происходящих событий

Составлять алгоритм процессов

Фронтальная беседа

Таблица «Схема энергетического обмена»

Химия, физика

&2.9, 2.10

18

Фотосинтез и Хемосинтез. Гетеротрофы. (1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая: Сформировать представления об особенностях процессов фотосинтеза и хемосинтеза, обосновать космическую роль зелёных растений, ввести понятие «гетеротрофы».

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение

Развивающая: Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать

Учить планово изучать материал.

Сравнивать процессы.

Индивидуальная работа. Использование алгоритмов по отношению к другим процессам.

Тестовый контроль знаний.

Таблицы

Химия

&2.11, 2.12

19

Синтез белков в клетке.

(1 час)

УФНЗ

Обучающая: Сформировать представление о важном процессе – синтезе белков в клетке.

Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер

Сравнивать процессы, составлять схемы.

Беседа

Фронтальный опрос

Таблицы, схемы

Химия

& 2. 13

20

Деление клетки. Митоз.

(1 час)

УФНЗ

Обучающая: Сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития и размножения клетки и организма в целом. 

Воспитательная: Формировать интерес к изучению раздела , любознательность.

Развивающая: обогащать словарный запас, развивать глазомер.

Учить работать с таблицами.

Лекция с элементами беседы.

Индивидуальный дифференцированный опрос.

Таблица «Деление клетки»

Химия, физика

& 2.14, повтор. темы

21

Обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень организации живой природы»

 (1 час)

УК(К)З

Обучающая: 

Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: «Клеточный уровень организации живой природы».

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие.

Уметь обобщать и систематизировать полученные знания.

Актуализация знаний

Контрольная работа

Разноуровневые задания

    ____

Повторение

22

Бесполое размножение организмов. (1 час)

УФНЗ

Обучающая: Углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе..

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Развивающая: развивать глазомер, формировать оперативную память

Учить систематизировать информацию, строить схемы, опр5еделять формы размножения.

Рассказ с элементами беседы

Фронтальная беседа

Таблицы, карточки

 

Химия

&3.1

23

Половое размножение организмов. Оплодотворение.

(1 час)

УФНЗ

Обучающая: Развить понятия о формах размножения организмов, сформировать представление о мейозе и его биологическом значении, процессе оплодотворения.

Воспитательная: Формировать любознательность, навыки коллективного труда

Развивающая: Формировать оперативную память

Учить анализировать, выделять главное

Работа с учебником и дополнительной литературой

Индивидуальный опрос

Таблицы

Химия, физика

&3.2, 3.3

24

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

(1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая: Сформировать знания об этапах индивидуального развития организмов, основных этапах эмбриогенеза, производных зародышевых листков, типов полиэмбрионального развития.

Воспитательная: продолжать формировать навыки работы с книгой.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие.

Обобщать,систематизировать делать выводы.

Беседа

Тест

Таблица «Индивидуальное развитие хордовых»

Математика

& 3.4

25

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. (1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая: Сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании организмов, познакомить с сущностью 1 и 2 законов Менделя.

Воспитательная: Формировать любознательность, интерес к предмету

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать настойчивость

Учить использовать знания основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем

Рассказ с элементами беседы.

Фронтальный опрос

Таблицы, портрет учёного.

Математика

& 3.5

26

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. (1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая: Сформировать  у учащихся понятие анализирующее скрещивание, познакомить их с сущностью неполного доминирования на примере промежуточного наследования признаков.

Воспитательная: Формировать любознательность, навыки коллективного труда

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать навыки культуры труда

Умение решать генетические задачи

Рассказ с элементами беседы.

Решение задач

Таблица

Математика

&3.6

27

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

(1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая: Сформировать знания о дигибридном скрещивании, закон независимого наследования признаков Г. Менделя.

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение.

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер

Учить использовать специальную систему записи результатов скрещивания при дигибридном скрещивании.

Беседа.

Решение задач

Таблица

Математика

& 3.7

28

Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Перекрест. Взаимодействие генов.

(1 час)

УФНЗ

Обучающая: Сформировать представление о  сцепленном наследовании, группах сцепления – расположенных в одной хромосоме, генах, о законе сцепленного наследования Моргана. Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер

Умение решать генетические задачи

Беседа.

Решение задач

Таблица

Математика

& 3.8, 3.9

29

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. (1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая: Сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах

Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер

Умение решать генетические задачи

Беседа.

Решение задач

Таблица

Математика

& 3.10

30

Закономерен. изменчивоси: модификационная изменчивостьНорма реакции. Закон. измен: мутационная изменчивость Л/ р: Выявление изменчивости организмов.

(1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая: Сформировать знания о модификационной изменчивости, причине её проявления, видах наследственной изменчивости – комбинативной и мутационной, их материальных основах.

Воспитательная: воспитывать культуру общения и бережного отношения  к своему организму

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать мышление

Работа с раздаточным материалом.

Рассказ с элементами поисковой деятеятельности.

Решение биологических задач

(по вариантам)

Таблицы

Химия

& 3.11, 3.12, работа с терминами

31

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.

(1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая: 

Сформировать знания о селекции, её задачах, породе и сорте

Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение.

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер

Обобщать и систематизировать материал

Объяснительно-иллюстративный метод с использованием  гербарных экземпляров, муляжей.

Фронтальная беседа.

Гербарные экземпляры, муляжи гибридных полиплоидных растений, карта

География

& 3.13, сообщение о методах селекции

32

Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов.

(1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая: 

Сформировать знания об основных методах селекции: гибридизации, искусственном отборе и его формах.

Воспитательная: Воспитывать ответственное и бережное отношение к природе..

Развивающая: развивать навыки культуры труда, глазомер, формировать оперативную память

Умение формулировать свои мысли  и доступно излагать материал

Выступление учащихся

Индивидуальный контроль знаний.

Таблицы

География

&3.14

33

Обобщающий урок по теме: «Организменныйуровень организации живой природы»

 (1 час)

УК(К)З

Обучающая: 

Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: Организменный уровень организации живой природы».

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие.

Уметь обобщать и систематизировать полученные знания.

Актуализация знаний

Контрольная работа

Разноуровневые задания

    ____

Повторение

34

Критерии вида. Л/р Изучение морфологического критерия вида.

УФНЗ

Обучающая: 

Сформировать у учащихся понятия «вид», «критерий», выяснить многообразие видов и рациональное использование их для сохранения этого многообразия.

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, воспитывать навыки коллективного труда целеустремлённость.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, оперативное мышление

Решение биологических задач.

Исследовательский метод. Лабораторная работа по инструктивной карточке.

Рассказ с элементами беседы.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Таблицы, гербарные образцы растений

География

& 4.1

35

Популяции. Биологическая классификация.

 (1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая: 

Сформировать понятие «популяция», показать что популяция – структурная единица вида и эволюции; показать микро- и макроэволюционные процессы в их единстве и взаимодействии.

Воспитательная: Формировать навыки работы с оборудованием, научное мировоззрение

Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, оперативное мышление

Работа с книгой, дополнительным материалом.

Объяснение с использованием таблиц, схем

Диктант

Таблицы, схемы

География

& 4.2, 4.3, работа с терминами

36

Сообщество, экосистема, биогеоценоз. (1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая:

Сформировать представление о биогеоценозе как устойчивой, надорганизменной экологической системы.

Воспитательная: : воспитывать чувства всего живого на Земле

Развивающая: навыки обобщать, анализировать, систематизировать

Работа с таблицами, схемой учебника

Объяснительно-иллюстративный метод.

Индивидуальный контроль.

Таблица

География, химия

& 5.1

37

Состав и структура сообщества. (1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая:

Сформировать знания  об обязательных компонентах биогеоценоза: производителях, потребителях, разрушителях органического вещества.

Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер

Работа с таблицами

Рассказ с использованием таблиц, рисунками учебника

Фронтальный и индивидуальный контроль знаний.

Таблицы

География, химия

& 5.2

38

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества.

Комбинированный урок.

Обучающая: 

Сформировать представление о потоке энергии в биогеоценозе, пищевых связях, выявить процесс потери энергии в цепях питания; рассмотреть зависимость изменения плодородия с/х участков в различных географических зонах Земли

Воспитательная: Формировать любознательность.

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать навыки культуры труда

Совершенствовать умение работать с коллекциями, таблицами, дополнительной литературой.

Рассказ, составление опорных схем

Тестовый контроль

Карта географических зон Земли, схемы экологических пирамид, таблицы.

география

& 5.3, 5.4, работа с терминами

39

Экскурсия в биогеоценоз

 (1 час)

УПЗУ

Обучающая: Обобщить и систематизировать знания учащихся о биогеоценозе, выделить объекты, находящиеся в биоценотической связи.

Воспитательная: Формировать интерес к изучению раздела, навыки коллективного труда.

Развивающая: обогащать словарный запас, развивать глазомер.

Развитие наблюдательности, умение применять полученные знания на практике

Работа в группах по инструктивным карточкам

Фронтальный опрос.

Инструктивные карточки

География, физика

Оформление отчёта по экскурсии.

40

Саморазвитие экосистемы. (1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая: 

Выявить причины изменения экосистем: катастрофы, сезонность, сукцессии.

Воспитательная: Формировать любознательность, навыки коллективного труда

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать навыки культуры труда

Развитие логического мышления путем решения проблемных вопросов.

Рассказ, беседа.

Постановка проблемных вопросов.

Проверка выполнения домашнего задания

Таблица

География, химия

& 5.5, решение биологических задач.

41

Обобщающий урок по темам: «Экосистемный и популяционно-видовой уровни организации живой природы»

 (1 час)

УК(К)З

Обучающая: 

Систематизировать и обобщить знания учащихся по темам:«Экосистемный и популяционно-видовой уровни организации живой природы»

Воспитательная: Формировать любознательность, интерес к предмету

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать настойчивость

Уметь обобщать и систематизировать полученные знания.

Актуализация знаний.

Самостоятельная работа

Разноуровневые задания

___

Повторение

42

Биосфера. Среды жизни. (1 час)

УФНЗ

Обучающая: 

Обобщить знания о биосфере, её границах, биомассе поверхности суши, изучить особенности существования организмов в различных средах биосферы.

Воспитательная: Формировать любознательность, интерес к предмету

Развивающая: развивать настойчивость, трудолюбие, словарный запас

Учить сравнивать процессы, делать выводы, решать биологические задачи.

Рассказ, беседа.

Постановка проблемных вопросов.

Индивидуальный контроль.

Таблицы

География, химия

& 6.1

43

Средообразующая деятельность организмов. (1 час)

УФНЗ

Обучающая: 

Выявить причины и виды воздействий живых организмах на среду обитания.

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, глазомер, формировать оперативную память

Учить сравнивать, анализировать, делать выводы.

Фронтальная беседа.

Решение биологических задач

Таблицы с изображением водных и почвенных животных

Химия, физика

& 6.2

44

Круговорот веществ в биосфере.

(1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая: Сформировать представление об круговороте основных химических элементов на примере круговорота углерода, азота и фосфора в биосфере.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, развивать трудолюбие.

Учить устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать.

Актуализация знаний. Беседа с использованием таблиц, рисунками учебника.

Фронтальная беседа, индивидуальный контроль.

Таблицы, схемы

химия

& 6.3

45

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.

(1 час)

УФНЗ

Обучающая: 

Раскрыть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина, созданного на основе учения Линнея, Ламарка; показать характеристику их трудов.

Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер

Учить работать с дополнительной литературой

Актуализация знаний. Проблемное изложение.

Беседа с использованием таблиц, рисунков учебника.

Таблицы

история

& 7.1

46

Изменчивость организмов. (1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая:

Сформировать представление о популяционной генетике, закрепить знания об изменчивости.

Воспитательная: воспитывать нравственное и эстетическое отношение к живым объектам, аккуратность, любознательность

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер

Учиться анализировать результаты, на их основе делать выводы.

Фронтальная беседа.

Фронтальный и индивидуальный контроль.

Таблицы

__

& 7.2

47

Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.

(1 час)

УФНЗ

Обучающая:

Сформировать представление о генетическом равновесии в популяциях и его нарушении.

Воспитательная: : воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, научного мировоззрения

Развивающая: навыки обобщать, анализировать, систематизировать.

Учить работать с формулой, решать биологические задачи.

Беседа

Тест

Таблица

Алгебра

& 7.3

48

Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора.

(1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая: 

Познакомить с видами борьбы существования, выявить что является следствием этой борьбы, рассмотреть формы естественного отбора.

 Воспитательная: Формировать, научное мировоззрение.

Развивающая: формировать оперативную память, обогащать словарный запас

Учить выделять главное, анализировать.

Беседа с решением проблемных вопросов

Фронтальный опрос.

Таблицы.

     ___

&7.4, 7.5

49

Изолирующие механизмы. (1 час)

УФНЗ

Обучающая:

Познакомить с изолирующими механизмами как факторами не направляющими эволюционный процесс

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение.

Развивающая:  формировать оперативную память, обогащать словарный запас

Учить составлять опорные схемы, работать над биологическими понятиями.

Актуализация знаний.

Беседа, составление опорных схем.

Индивидуальный контроль.

Таблицы

география

&7.6

50

Видообразование. Макроэволюция

(1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая: 

Показать образование новых популяций вида при географическом изменении ареалов; объяснить возможность экологического видообразования на основе дивергенции и естественного отбора в ходе микроэволюции; дать характеристику макроэволюции

Воспитательная: Формировать любознательность, любовь к природе

Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память.

Анализ, сравнение, выводы.

Беседа

Тест

Таблицы, карта географическая

география

& 7.7,7.8

51

Экскурсия «Причины многообразия видов в природе»

(1 час)

УПЗУ

Обучающая: Обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии видов в природе.

Воспитательная: Формировать интерес к изучению раздела, навыки коллективного труда.

Развивающая: обогащать словарный запас, развивать глазомер.

Развитие наблюдательности, умение применять полученные знания на практике

Работа в группах по инструктивным карточкам

Фронтальный опрос.

Инструктивные карточки

География

Оформление отчёта по экскурсии.

52

Основные закономерности эволюции. (1 час)

УФНЗ.

Обучающая: 

Рассмотреть основные типы эволюционных изменений, параллелизм, конвергенцию, дивергенцию.

Воспитательная: Формировать любознательность, интерес к предмету

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер

Учить сворачивать информацию, выделять главное, составлять факты  с изученным материалом

Лекция с элементами беседы

Проверка отчётов по экскурсии

Таблицы

география

&7.9

53

Обобщающий урок по теме: «Основы учения об эволюции»

 (1 час)

УК(К)З

Обучающая: 

Систематизировать и обобщить знания учащихся по  теме: «Основы учения об эволюции».

Воспитательная: Формировать любознательность, интерес к предмету

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать настойчивость

Уметь обобщать и систематизировать полученные знания.

Актуализация знаний.

Самостоятельная работа

Разноуровневые задания

___

Повторение

54

Гипотезы возникновения жизни.

(1 час)

УФНЗ

Обучающая: 

Сформировать представления о возникновении жизни на Земле, возникновении живого из неживого естественным путём в процессе длительного исторического развития, способствовать усвоению сущности современных взглядов на происхождение Земли и появление жизни на ней.

Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение.

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер

Учить сопоставлять и анализировать материал

Рассказ, беседа.

Сообщения.

Таблицы, портреты

История, химия

&8.1-8.3

55

Основные этапы развития жизни на Земле.

(1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая: 

Рассмотреть 3 эволюционных этапа.

Воспитательная: Формировать бережное отношение к природе.

Развивающая: развивать настойчивость, трудолюбие словарный запас.

Учить систематизации знаний.

Работа с новыми понятиями, с учебником.

Тест

___

химия

&8.4

56

Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое.

(1 час)

УФНЗ

Обучающая: 

Проанализировать крупнейшие ароморфозы произошедшие в архее, протезое, палеозое, выявить влияние деятельности живых организмов на изменение геологических оболочек Земли.

Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение.

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер

Учить составлять таблицу

Рассказ

Фронтальный опрос

 Таблицы,

История, химия

&8.5, 8.6

57

Развитие жизни в мезозое, кайнозое.

 (1 час)

УФНЗ

Обучающая:

Проанализировать крупнейшие ароморфозы, идиоадаптации, возникшие в мезозое, выявить, почему кайнозой называется эрой новой жизни и как повлиял человека на фауну и ландшафты четвертичного периода.

 Воспитательная: Воспитывать аккуратность, рациональное использование времени.

Развивающая: развивать умения обобщать, анализировать, развивать навыки учебной деятельности.

Учить сравнивать, анализировать, учить составлять таблицу.

Работа с таблицей, беседа

Самостоятельная работа.

Таблицы

История

& 8.7,8.8

58

Доказательства эволюции.

Л/р Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

(1 час)

УФНЗ

Обучающая: 

Раскрыть научное значение обнаружение в развитии зародышей следов далёкой истории систематических групп, выяснить значение для науки ископаемых переходных форм как палеонтологических доказательств.

Воспитательная: Воспитывать аккуратность, рациональное использование времени.

Развивающая: развивать умения обобщать, анализировать, развивать навыки учебной деятельности.

Учить находить отличительные признаки

Индивидуальный контроль.

Фронтальная беседа.

Индивидуальный опрос

Рельефная таблицы, раздаточный материал

История

Записи в тетради, сообщения

59

Экскурсия «История развития жизни на Земле»

(1 час)

УПЗУ

Обучающая: Обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии видов в природе.

Воспитательная: Формировать интерес к изучению раздела, навыки коллективного труда.

Развивающая: обогащать словарный запас, развивать глазомер.

Развитие наблюдательности, умение применять полученные знания на практике

Работа в группах по инструктивным карточкам

Фронтальный опрос.

Инструктивные карточки

География

Оформление отчёта по экскурсии.

60

Экологические факторы. Условия среды. Л/р Строение растений в связи с условиями жизни. (1 час)

УФНЗ

Обучающая:

Сформировать представление о экологических факторах и условиях среды.

Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Беседа, рассказ.

Систематизация знаний.

Индивидуальный опрос

Таблицы, гербарии, живые растения.

     ___

& 9.1

61

Общие закономерности влияния факторов на организм. Экологические ресурсы.

(1 час)

УФНЗ

Обучающая:

Сформировать представление о общих закономерностях влияния экологических факторов на организм, выявить значимость экологических ресурсов для жизнедеятельности организма.

Воспитательная: : воспитывать чувство взаимопомощи, бережного отношения к природе.

Развивающая: навыки обобщать, анализировать, систематизировать

Учить составлять схемы.

Рассказ с элементами беседы.

Составление схем.

Групповой метод проверки знаний по заданиям

 Таблицы

Химия, география

&9.2, 9.3

62

Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов. Л/ р Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума)

(1 час)

Комбинированный урок

Обучающая: 

Выявить соответствие между организмом и средой обитания; выяснить влияние основных биотических факторов друг на друга, дать характеристику межвидовым взаимодействиям.

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие.

Учить наблюдать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь.

Рассказ с элементами беседы.

Фронтальная беседа.

Таблицы

география

&9.4, 9,5

63

Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.

 (1 час)

УФНЗ

Обучающая: 

Выявить причины колебания численности видов и регуляторными механизмы

Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер

Учить давать характеристику происходящим явлениям.

Актуализация знаний.

Рассказ с элементами беседы.

Тестирование

Таблица «Популяция»

география

&9.6, сообщения

64

Эволюция биосферы.

(1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая: 

Показать роль человека как мощного фактора эволюции земли.

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, оказать словарный запас

Учить работать с дополнительной литературой

Актуализация знаний.

Поисковая беседа.

Индивидуальный опрос.

____

химия

& 10.1

65

Антропогенное воздействие на биосферу. (1 час)

Комбинированный урок.

Обучающая:

Обосновать влияние хозяйственной деятельности на биосферу и меры её охраны; выявить последствия деятельности человека в биосфере

 Воспитательная: : воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, научного мировоззрения

Развивающая: навыки обобщать, анализировать, систематизировать.

Учить анализировать, обобщать, делать выводы.

Рассказ с элементами беседа

Тест

Статьи, фотографии из журналов и газет, иллюстрирующие хозяйственную деятельность человека.

Химия

& 10.2, сообщения

66

Основы рационального природопользования.

Урок - конференция

(1 час)

УФНЗ

Обучающая: Рассмотреть глобальные экологические проблемы человечества и пути их решения

Воспитательная: : воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, научного мировоззрения

Развивающая: навыки обобщать, анализировать, систематизировать.

Уметь работать в группе

Актуализация знаний.

Рассказ с элементами беседы.

Индивидуальный контроль.

Таблицы, презентации.

География, химия

&10.3

67

Игра «Экологический эрудицион»

(1 час)

УПЗУ

Обучающая: 

Обобщить и систематизировать знания по экологии Воспитательная: Формировать любознательность, интерес к предмету

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать настойчивость

Учить анализировать, обобщать, делать выводы.

Игра

Беседа

-

__

Повторение

68

Заключительный урок по курсу Введение в общую биологию и экологию Летние задания

(1 час)

УПЗУ

Обучающая: Подвести изучения биологии 9 кл., познакомить учащихся с заданиями по проведению летом наблюдений.

Воспитательная: : воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, научного мировоззрения.

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать навыки культуры труда.

Формирование умения выбирать главные мысли, анализировать, делать выводы.

Рассказ с элементами беседы.

Фронтальная беседа

-

Биология

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование 10 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. (программа "Линия жизни")

Календарно-тематическое планирование Биология. Общая биология. 10-11 классы. А.А. Каменский,  Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....

Календарно-тематическое планирование 11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. (программа "Линия жизни")

Календарно-тематическое планирование Биология. Общая биология. 10-11 классы. А.А. Каменский,  Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....

Лабораторный практикум для 10 класса к учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник

Эти инструктивные карточки к лабораторным работам помогут учителю и ученикам лучше подготовится и провести лабораторный практикум. Тем самым усвоить изучаемый материал по темам....

Лабораторный практикум для 11 класса к учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник

Эти инструктивные карточки к лабораторным работам помогут учителю лучше подготовится и провести лабораторный практикум. Использовать для оформления рабочих программ. А для обучающихся  закрепить ...

рабочая программа по биологии фкгос 10-11 класс к учебнику А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник

Рабочая программа по биологии разработана на основе: 1)Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по биологии; 2) примерной программы по биологии основного общего образова...

Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 класс Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 классАвторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....

Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс. Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс.Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....