Календарно-тематическое планирование 9 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник (программа "Линия жизни")
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование "Введение в общую биологию и экологию. 9 класс". – А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование общая биология | 239.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
Биология
9 класс
Количество часов по программе-68.
Количество часов по плану-68.
Количество – контрольных работ – 5
проверочных работ – 15
лабораторных работ – 5
Программа В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш
Дрофа Москва 2009
Учебный комплекс для учащихся:
Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. – А.А. Каменский, Е.А. Криксунов,
В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2005.
Методическая литература для учителя:
М.М. Боднарук: Занимательные материалы и факты по общей биологии. В.: Учитель, 2007.
Л.А. Гребеник: Тесты по биологии. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Цель:
Образовательная: Обобщить знания учащихся о жизни и уровнях её организации, раскрыть мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщить и углубить знания об эволюционном развитии организмов, сформировать представление об основах экологии и рационального природопользования.
Развивающая: Развивать у учащихся наблюдательность, трудолюбие, настойчивость, навыки культуры труда, культуры речи, формировать умение называть, характеризовать, обосновывать, определять различные объекты и процессы, способности анализировать, выделять главное, систематизировать, обогащать словарный запас, развивать глазомер.
Воспитательная: Прививать бережное отношение к природе, к школьному оборудованию, культуру учебного труда, осуществлять гигиеническое, нравственное, эстетическое, патриотическое, трудовое и экологическое воспитание школьников.
№ урока | Тема, количество часов. | Тип урока | Триединая цель | Общеучебные умения и навыки | Форма организации обучения | Форма контроля | Оборудование | Межпредметные связи | Домашнее задание |
1 | Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Сформировать знания об учебном предмете; представление о современных проблемах общей биологии и понимание актуальности биологических исследований для человека и общества, об основных методах биологического исследования. Воспитательная: Формировать интерес к изучению раздела общей биологии, любознательность. Развивающая: обогащать словарный запас, развивать глазомер. | Знакомство с методическим аппаратом учебника, правилами работы с ним. Инструктаж по технике безопасности. | Рассказ с элементами беседы. Использование дополнительного материала заданий занимательного характера. | ______ | Таблицы | Физика, химия | &1,2 |
2 | Сущность жизни и свойства живого. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Расширить знания учащихся об основных свойствах живых организмов, чертах сходства и отличиях живой материи от неживой; Сформировать знания об уровнях организации живой природы Воспитательная: воспитывать бережное отношения к природе, любознательность. Развивающая: Развивать наблюдательность, трудолюбие, настойчивость. | Учить работать с текстом, составлять схемы и таблицы. | Вводная беседа. Работа с терминами | Фронтальный опрос | Таблицы | Химия | & 3 |
3 | Молекулярный уровень: общая характеристика. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Сформировать знания о молекулярном уровне, химическом составе клетки. Воспитательная: Прививать культуру учебного труда, воспитывать бережливое отношение к школьному оборудованию. Развивающая: обогащать словарный запас, развивать глазомер. | Развитие образного мышления, самостоятельного поиска знаний | Рассказ с элементами беседы. | Наблюдение, Фронтальная беседа. | Таблицы | Химия | &1.1 |
4 | Углеводы. Липиды. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Сформировать знания об углеводах и липидах, познакомить с их строением и функциями. Воспитательная: Воспитывать потребность к качественному выполнению работы. Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память | Учить сравнивать, развивать внимание, наблюдательность. | Лекция с элементами беседы | Проверка домашнего задания | Таблицы | Химия | &1.2, 1.3 |
5 | Состав и строение белков. (1 час) | Комбинированный урок | Обучающая: Сформировать знания о белках, познакомить с их строением, свойствами. Воспитательная: Воспитание культуры учебного труда. Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память, обогащать словарный запас | Развитие мышления на основе сравнения, анализа | Самостоятельная работа с учебником, составление и заполнение таблицы, работа с понятиями | Фронтальная беседа. Проверочная работа | Таблица | Химия | & 1.4 |
6 | Функции белков. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Сформировать представления о белков. Воспитательная: Формировать любознательнательность, интерес к предмету Развивающая: развивать настойчивость, трудолюбие, словарный запас | Уметь составлять таблицы и делать выводы | Частично-поисковый. Беседа, рассказ. | Индивидуальный опрос | Таблица | Химия | &1.5 |
7 | Нуклеиновые кислоты. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Познакомить с видами нуклеиновых кислот, их строением и функциями. Воспитательная: Формировать любознательность, навыки коллективного труда Развивающая: Формировать оперативную память, развивать навыки культуры труда | Учить планово изучать материал. | Работа с понятиями | Фронтальная беседа. Индивидуальный опрос. | Таблицы | Химия | &1.6 |
8 | АТФ и другие органические соединения клетки. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Познакомить с АТФ и др. соединениями клетки, их строением и функциями. Воспитательная: Формировать любознательность, интерес к предмету Развивающая: Формировать оперативную память, развивать настойчивость | Развивать умения самостоятельного поиска знаний и навыков работы с учебной литературой. | Самостоятельная работа с учебником, составление и заполнение таблицы, работа с понятиями | Фронтальная беседа | Таблицы | Химия | & 1.7 |
9 | Биологические катализаторы. Вирусы. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Сформировать знания о биологических катализаторах, вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности. Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение. Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер | Развитие наблюдательности и внимания. | Применение специальной терминологии | Фронтальный опрос | Таблица «Вирусы» | Химия, физика | &1.8,1.9 |
10 | Обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы» (1 час) | УК(К)З | Обучающая: Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: « Молекулярный уровень организации живой природы» Воспитательная: Формировать любознательность, интерес к предмету Развивающая: Формировать оперативную память, развивать настойчивость | Уметь обобщать и систематизировать полученные знания. | Актуализация знаний. | Самостоятельная работа | Разноуровневые задания | ___ | Повторение |
11 | Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Совершенствовать знания об истории создания клеточной теории, её современных положениях, методах изучения клетки и её органелл, сформировать знания о клеточной мембране. Воспитательная: Формировать интерес к предмету Развивающая: развивать настойчивость, трудолюбие, словарный запас | Учить сравнивать, развивать внимание, наблюдательность, составлять таблицу | Рассказ с элементами беседы, составление таблицы | Фронтальная беседа | Портреты учёных, модель клеточной мембраны | Химия, физика, история | & 2.1 |
1 2 | Ядро. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Сформировать знания о строении и функциях ядра, эндоплазматической сети, рибосомах, комплексе Гольджи. Воспитательная: воспитывать ответственность и бережное отношение к труду. Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память, обогащать словарный запас | Развитие образного и абстрактного мышления. | Составление схем, работа с понятиями, составление таблицы. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Модель ядра, таблица. | Химия | & 2.3,2.4 |
13 | Лизосомы. МитохондрииПластиды. (1 час) | Комбинированный урок | Обучающая: Сформировать знания о строении и функциях лизосом, митохондрий, пластид. Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие. Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память | Учить сравнивать, развивать внимание, наблюдательность, составлять таблицу | Работа с учебником и другими источниками информации. | Индивидуальный опрос | Таблицы | Химия | & 2.5 |
14 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Сформировать знания о строении и функциях клеточного центра. органоидах движения, клеточных включениях. Воспитательная: Воспитывать трудолюбие. Развивающая: навыки обобщать, анализировать, систематизировать. | Анализировать материал | Работа с учебником | Итоги фронтальной беседы. | Таблицы | Химия, физика | & 2.6 |
15 | Различия в строении эукариот и прокариот. Л/р Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Совершенствовать знания о различиях в строении эукариот и прокариот. Воспитательная: Формировать навыки работы с оборудованием, умение работать в группе. Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память, обогащать словарный запас | Сравнивать вещества, делать выводы, выполнять лабораторную работу | Выполнение лабораторной работы. | Тест | Таблица, лабораторное оборудование, микроскоп | Химия, физика | & 2.7 |
16 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Л/ р Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках». (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Сформировать представление о метаболизме как совокупности реакций обмена веществ в клетке. Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие. Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память | Анализ, сравнение и обобщение материала, выполнять лабораторную работу. | Анализ информации, выделение главного, выполнение лабораторной работы. | Беседа. | Таблица «Метаболизм», лабораторное оборудование | Химия, физика | &2.8 |
17 | Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Раскрыть сущность энергетического обмена – катаболизма, познакомить учащихся с характерными особенностями трёх этапов энергетического обмена, роль ферментов в реакциях обмена веществ, с питанием клетки. Воспитательная: воспитывать аккуратность, любознательность Развивающая: развивать навыки культуры труда. | Логика происходящих событий | Составлять алгоритм процессов | Фронтальная беседа | Таблица «Схема энергетического обмена» | Химия, физика | &2.9, 2.10 |
18 | Фотосинтез и Хемосинтез. Гетеротрофы. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Сформировать представления об особенностях процессов фотосинтеза и хемосинтеза, обосновать космическую роль зелёных растений, ввести понятие «гетеротрофы». Воспитательная: Формировать научное мировоззрение Развивающая: Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать | Учить планово изучать материал. Сравнивать процессы. | Индивидуальная работа. Использование алгоритмов по отношению к другим процессам. | Тестовый контроль знаний. | Таблицы | Химия | &2.11, 2.12 |
19 | Синтез белков в клетке. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Сформировать представление о важном процессе – синтезе белков в клетке. Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер | Сравнивать процессы, составлять схемы. | Беседа | Фронтальный опрос | Таблицы, схемы | Химия | & 2. 13 |
20 | Деление клетки. Митоз. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития и размножения клетки и организма в целом. Воспитательная: Формировать интерес к изучению раздела , любознательность. Развивающая: обогащать словарный запас, развивать глазомер. | Учить работать с таблицами. | Лекция с элементами беседы. | Индивидуальный дифференцированный опрос. | Таблица «Деление клетки» | Химия, физика | & 2.14, повтор. темы |
21 | Обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень организации живой природы» (1 час) | УК(К)З | Обучающая: Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: «Клеточный уровень организации живой природы». Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие. Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие. | Уметь обобщать и систематизировать полученные знания. | Актуализация знаний | Контрольная работа | Разноуровневые задания | ____ | Повторение |
22 | Бесполое размножение организмов. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе.. Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие. Развивающая: развивать глазомер, формировать оперативную память | Учить систематизировать информацию, строить схемы, опр5еделять формы размножения. | Рассказ с элементами беседы | Фронтальная беседа | Таблицы, карточки
| Химия | &3.1 |
23 | Половое размножение организмов. Оплодотворение. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Развить понятия о формах размножения организмов, сформировать представление о мейозе и его биологическом значении, процессе оплодотворения. Воспитательная: Формировать любознательность, навыки коллективного труда Развивающая: Формировать оперативную память | Учить анализировать, выделять главное | Работа с учебником и дополнительной литературой | Индивидуальный опрос | Таблицы | Химия, физика | &3.2, 3.3 |
24 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Сформировать знания об этапах индивидуального развития организмов, основных этапах эмбриогенеза, производных зародышевых листков, типов полиэмбрионального развития. Воспитательная: продолжать формировать навыки работы с книгой. Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие. | Обобщать,систематизировать делать выводы. | Беседа | Тест | Таблица «Индивидуальное развитие хордовых» | Математика | & 3.4 |
25 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности, моногибридном скрещивании организмов, познакомить с сущностью 1 и 2 законов Менделя. Воспитательная: Формировать любознательность, интерес к предмету Развивающая: Формировать оперативную память, развивать настойчивость | Учить использовать знания основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем | Рассказ с элементами беседы. | Фронтальный опрос | Таблицы, портрет учёного. | Математика | & 3.5 |
26 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Сформировать у учащихся понятие анализирующее скрещивание, познакомить их с сущностью неполного доминирования на примере промежуточного наследования признаков. Воспитательная: Формировать любознательность, навыки коллективного труда Развивающая: Формировать оперативную память, развивать навыки культуры труда | Умение решать генетические задачи | Рассказ с элементами беседы. | Решение задач | Таблица | Математика | &3.6 |
27 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Сформировать знания о дигибридном скрещивании, закон независимого наследования признаков Г. Менделя. Воспитательная: Формировать научное мировоззрение. Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер | Учить использовать специальную систему записи результатов скрещивания при дигибридном скрещивании. | Беседа. | Решение задач | Таблица | Математика | & 3.7 |
28 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Перекрест. Взаимодействие генов. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Сформировать представление о сцепленном наследовании, группах сцепления – расположенных в одной хромосоме, генах, о законе сцепленного наследования Моргана. Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер | Умение решать генетические задачи | Беседа. | Решение задач | Таблица | Математика | & 3.8, 3.9 |
29 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер | Умение решать генетические задачи | Беседа. | Решение задач | Таблица | Математика | & 3.10 |
30 | Закономерен. изменчивоси: модификационная изменчивостьНорма реакции. Закон. измен: мутационная изменчивость Л/ р: Выявление изменчивости организмов. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Сформировать знания о модификационной изменчивости, причине её проявления, видах наследственной изменчивости – комбинативной и мутационной, их материальных основах. Воспитательная: воспитывать культуру общения и бережного отношения к своему организму Развивающая: Формировать оперативную память, развивать мышление | Работа с раздаточным материалом. | Рассказ с элементами поисковой деятеятельности. | Решение биологических задач (по вариантам) | Таблицы | Химия | & 3.11, 3.12, работа с терминами |
31 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Сформировать знания о селекции, её задачах, породе и сорте Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение. Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер | Обобщать и систематизировать материал | Объяснительно-иллюстративный метод с использованием гербарных экземпляров, муляжей. | Фронтальная беседа. | Гербарные экземпляры, муляжи гибридных полиплоидных растений, карта | География | & 3.13, сообщение о методах селекции |
32 | Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Сформировать знания об основных методах селекции: гибридизации, искусственном отборе и его формах. Воспитательная: Воспитывать ответственное и бережное отношение к природе.. Развивающая: развивать навыки культуры труда, глазомер, формировать оперативную память | Умение формулировать свои мысли и доступно излагать материал | Выступление учащихся | Индивидуальный контроль знаний. | Таблицы | География | &3.14 |
33 | Обобщающий урок по теме: «Организменныйуровень организации живой природы» (1 час) | УК(К)З | Обучающая: Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: Организменный уровень организации живой природы». Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие. Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие. | Уметь обобщать и систематизировать полученные знания. | Актуализация знаний | Контрольная работа | Разноуровневые задания | ____ | Повторение |
34 | Критерии вида. Л/р Изучение морфологического критерия вида. | УФНЗ | Обучающая: Сформировать у учащихся понятия «вид», «критерий», выяснить многообразие видов и рациональное использование их для сохранения этого многообразия. Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, воспитывать навыки коллективного труда целеустремлённость. Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, оперативное мышление | Решение биологических задач. | Исследовательский метод. Лабораторная работа по инструктивной карточке. Рассказ с элементами беседы. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Таблицы, гербарные образцы растений | География | & 4.1 |
35 | Популяции. Биологическая классификация. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Сформировать понятие «популяция», показать что популяция – структурная единица вида и эволюции; показать микро- и макроэволюционные процессы в их единстве и взаимодействии. Воспитательная: Формировать навыки работы с оборудованием, научное мировоззрение Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, оперативное мышление | Работа с книгой, дополнительным материалом. | Объяснение с использованием таблиц, схем | Диктант | Таблицы, схемы | География | & 4.2, 4.3, работа с терминами |
36 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Сформировать представление о биогеоценозе как устойчивой, надорганизменной экологической системы. Воспитательная: : воспитывать чувства всего живого на Земле Развивающая: навыки обобщать, анализировать, систематизировать | Работа с таблицами, схемой учебника | Объяснительно-иллюстративный метод. | Индивидуальный контроль. | Таблица | География, химия | & 5.1 |
37 | Состав и структура сообщества. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Сформировать знания об обязательных компонентах биогеоценоза: производителях, потребителях, разрушителях органического вещества. Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер | Работа с таблицами | Рассказ с использованием таблиц, рисунками учебника | Фронтальный и индивидуальный контроль знаний. | Таблицы | География, химия | & 5.2 |
38 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. | Комбинированный урок. | Обучающая: Сформировать представление о потоке энергии в биогеоценозе, пищевых связях, выявить процесс потери энергии в цепях питания; рассмотреть зависимость изменения плодородия с/х участков в различных географических зонах Земли Воспитательная: Формировать любознательность. Развивающая: Формировать оперативную память, развивать навыки культуры труда | Совершенствовать умение работать с коллекциями, таблицами, дополнительной литературой. | Рассказ, составление опорных схем | Тестовый контроль | Карта географических зон Земли, схемы экологических пирамид, таблицы. | география | & 5.3, 5.4, работа с терминами |
39 | Экскурсия в биогеоценоз (1 час) | УПЗУ | Обучающая: Обобщить и систематизировать знания учащихся о биогеоценозе, выделить объекты, находящиеся в биоценотической связи. Воспитательная: Формировать интерес к изучению раздела, навыки коллективного труда. Развивающая: обогащать словарный запас, развивать глазомер. | Развитие наблюдательности, умение применять полученные знания на практике | Работа в группах по инструктивным карточкам | Фронтальный опрос. | Инструктивные карточки | География, физика | Оформление отчёта по экскурсии. |
40 | Саморазвитие экосистемы. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Выявить причины изменения экосистем: катастрофы, сезонность, сукцессии. Воспитательная: Формировать любознательность, навыки коллективного труда Развивающая: Формировать оперативную память, развивать навыки культуры труда | Развитие логического мышления путем решения проблемных вопросов. | Рассказ, беседа. Постановка проблемных вопросов. | Проверка выполнения домашнего задания | Таблица | География, химия | & 5.5, решение биологических задач. |
41 | Обобщающий урок по темам: «Экосистемный и популяционно-видовой уровни организации живой природы» (1 час) | УК(К)З | Обучающая: Систематизировать и обобщить знания учащихся по темам:«Экосистемный и популяционно-видовой уровни организации живой природы» Воспитательная: Формировать любознательность, интерес к предмету Развивающая: Формировать оперативную память, развивать настойчивость | Уметь обобщать и систематизировать полученные знания. | Актуализация знаний. | Самостоятельная работа | Разноуровневые задания | ___ | Повторение |
42 | Биосфера. Среды жизни. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Обобщить знания о биосфере, её границах, биомассе поверхности суши, изучить особенности существования организмов в различных средах биосферы. Воспитательная: Формировать любознательность, интерес к предмету Развивающая: развивать настойчивость, трудолюбие, словарный запас | Учить сравнивать процессы, делать выводы, решать биологические задачи. | Рассказ, беседа. Постановка проблемных вопросов. | Индивидуальный контроль. | Таблицы | География, химия | & 6.1 |
43 | Средообразующая деятельность организмов. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Выявить причины и виды воздействий живых организмах на среду обитания. Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие. Развивающая: развивать навыки культуры труда, глазомер, формировать оперативную память | Учить сравнивать, анализировать, делать выводы. | Фронтальная беседа. | Решение биологических задач | Таблицы с изображением водных и почвенных животных | Химия, физика | & 6.2 |
44 | Круговорот веществ в биосфере. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Сформировать представление об круговороте основных химических элементов на примере круговорота углерода, азота и фосфора в биосфере. Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе. Развивающая: развивать навыки культуры труда, развивать трудолюбие. | Учить устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать. | Актуализация знаний. Беседа с использованием таблиц, рисунками учебника. | Фронтальная беседа, индивидуальный контроль. | Таблицы, схемы | химия | & 6.3 |
45 | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Раскрыть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина, созданного на основе учения Линнея, Ламарка; показать характеристику их трудов. Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер | Учить работать с дополнительной литературой | Актуализация знаний. Проблемное изложение. | Беседа с использованием таблиц, рисунков учебника. | Таблицы | история | & 7.1 |
46 | Изменчивость организмов. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Сформировать представление о популяционной генетике, закрепить знания об изменчивости. Воспитательная: воспитывать нравственное и эстетическое отношение к живым объектам, аккуратность, любознательность Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер | Учиться анализировать результаты, на их основе делать выводы. | Фронтальная беседа. | Фронтальный и индивидуальный контроль. | Таблицы | __ | & 7.2 |
47 | Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Сформировать представление о генетическом равновесии в популяциях и его нарушении. Воспитательная: : воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, научного мировоззрения Развивающая: навыки обобщать, анализировать, систематизировать. | Учить работать с формулой, решать биологические задачи. | Беседа | Тест | Таблица | Алгебра | & 7.3 |
48 | Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Познакомить с видами борьбы существования, выявить что является следствием этой борьбы, рассмотреть формы естественного отбора. Воспитательная: Формировать, научное мировоззрение. Развивающая: формировать оперативную память, обогащать словарный запас | Учить выделять главное, анализировать. | Беседа с решением проблемных вопросов | Фронтальный опрос. | Таблицы. | ___ | &7.4, 7.5 |
49 | Изолирующие механизмы. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Познакомить с изолирующими механизмами как факторами не направляющими эволюционный процесс Воспитательная: Формировать научное мировоззрение. Развивающая: формировать оперативную память, обогащать словарный запас | Учить составлять опорные схемы, работать над биологическими понятиями. | Актуализация знаний. Беседа, составление опорных схем. | Индивидуальный контроль. | Таблицы | география | &7.6 |
50 | Видообразование. Макроэволюция (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Показать образование новых популяций вида при географическом изменении ареалов; объяснить возможность экологического видообразования на основе дивергенции и естественного отбора в ходе микроэволюции; дать характеристику макроэволюции Воспитательная: Формировать любознательность, любовь к природе Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память. | Анализ, сравнение, выводы. | Беседа | Тест | Таблицы, карта географическая | география | & 7.7,7.8 |
51 | Экскурсия «Причины многообразия видов в природе» (1 час) | УПЗУ | Обучающая: Обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии видов в природе. Воспитательная: Формировать интерес к изучению раздела, навыки коллективного труда. Развивающая: обогащать словарный запас, развивать глазомер. | Развитие наблюдательности, умение применять полученные знания на практике | Работа в группах по инструктивным карточкам | Фронтальный опрос. | Инструктивные карточки | География | Оформление отчёта по экскурсии. |
52 | Основные закономерности эволюции. (1 час) | УФНЗ. | Обучающая: Рассмотреть основные типы эволюционных изменений, параллелизм, конвергенцию, дивергенцию. Воспитательная: Формировать любознательность, интерес к предмету Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер | Учить сворачивать информацию, выделять главное, составлять факты с изученным материалом | Лекция с элементами беседы | Проверка отчётов по экскурсии | Таблицы | география | &7.9 |
53 | Обобщающий урок по теме: «Основы учения об эволюции» (1 час) | УК(К)З | Обучающая: Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: «Основы учения об эволюции». Воспитательная: Формировать любознательность, интерес к предмету Развивающая: Формировать оперативную память, развивать настойчивость | Уметь обобщать и систематизировать полученные знания. | Актуализация знаний. | Самостоятельная работа | Разноуровневые задания | ___ | Повторение |
54 | Гипотезы возникновения жизни. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Сформировать представления о возникновении жизни на Земле, возникновении живого из неживого естественным путём в процессе длительного исторического развития, способствовать усвоению сущности современных взглядов на происхождение Земли и появление жизни на ней. Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение. Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер | Учить сопоставлять и анализировать материал | Рассказ, беседа. | Сообщения. | Таблицы, портреты | История, химия | &8.1-8.3 |
55 | Основные этапы развития жизни на Земле. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Рассмотреть 3 эволюционных этапа. Воспитательная: Формировать бережное отношение к природе. Развивающая: развивать настойчивость, трудолюбие словарный запас. | Учить систематизации знаний. | Работа с новыми понятиями, с учебником. | Тест | ___ | химия | &8.4 |
56 | Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Проанализировать крупнейшие ароморфозы произошедшие в архее, протезое, палеозое, выявить влияние деятельности живых организмов на изменение геологических оболочек Земли. Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение. Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер | Учить составлять таблицу | Рассказ | Фронтальный опрос | Таблицы, | История, химия | &8.5, 8.6 |
57 | Развитие жизни в мезозое, кайнозое. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Проанализировать крупнейшие ароморфозы, идиоадаптации, возникшие в мезозое, выявить, почему кайнозой называется эрой новой жизни и как повлиял человека на фауну и ландшафты четвертичного периода. Воспитательная: Воспитывать аккуратность, рациональное использование времени. Развивающая: развивать умения обобщать, анализировать, развивать навыки учебной деятельности. | Учить сравнивать, анализировать, учить составлять таблицу. | Работа с таблицей, беседа | Самостоятельная работа. | Таблицы | История | & 8.7,8.8 |
58 | Доказательства эволюции. Л/р Изучение палеонтологических доказательств эволюции. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Раскрыть научное значение обнаружение в развитии зародышей следов далёкой истории систематических групп, выяснить значение для науки ископаемых переходных форм как палеонтологических доказательств. Воспитательная: Воспитывать аккуратность, рациональное использование времени. Развивающая: развивать умения обобщать, анализировать, развивать навыки учебной деятельности. | Учить находить отличительные признаки | Индивидуальный контроль. Фронтальная беседа. | Индивидуальный опрос | Рельефная таблицы, раздаточный материал | История | Записи в тетради, сообщения |
59 | Экскурсия «История развития жизни на Земле» (1 час) | УПЗУ | Обучающая: Обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии видов в природе. Воспитательная: Формировать интерес к изучению раздела, навыки коллективного труда. Развивающая: обогащать словарный запас, развивать глазомер. | Развитие наблюдательности, умение применять полученные знания на практике | Работа в группах по инструктивным карточкам | Фронтальный опрос. | Инструктивные карточки | География | Оформление отчёта по экскурсии. |
60 | Экологические факторы. Условия среды. Л/р Строение растений в связи с условиями жизни. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Сформировать представление о экологических факторах и условиях среды. Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер | Умение устанавливать причинно-следственные связи. | Беседа, рассказ. Систематизация знаний. | Индивидуальный опрос | Таблицы, гербарии, живые растения. | ___ | & 9.1 |
61 | Общие закономерности влияния факторов на организм. Экологические ресурсы. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Сформировать представление о общих закономерностях влияния экологических факторов на организм, выявить значимость экологических ресурсов для жизнедеятельности организма. Воспитательная: : воспитывать чувство взаимопомощи, бережного отношения к природе. Развивающая: навыки обобщать, анализировать, систематизировать | Учить составлять схемы. | Рассказ с элементами беседы. Составление схем. | Групповой метод проверки знаний по заданиям | Таблицы | Химия, география | &9.2, 9.3 |
62 | Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов. Л/ р Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума) (1 час) | Комбинированный урок | Обучающая: Выявить соответствие между организмом и средой обитания; выяснить влияние основных биотических факторов друг на друга, дать характеристику межвидовым взаимодействиям. Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность. Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие. | Учить наблюдать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь. | Рассказ с элементами беседы. | Фронтальная беседа. | Таблицы | география | &9.4, 9,5 |
63 | Колебания численности организмов. Экологическая регуляция. (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Выявить причины колебания численности видов и регуляторными механизмы Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер | Учить давать характеристику происходящим явлениям. | Актуализация знаний. Рассказ с элементами беседы. | Тестирование | Таблица «Популяция» | география | &9.6, сообщения |
64 | Эволюция биосферы. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Показать роль человека как мощного фактора эволюции земли. Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие. Развивающая: развивать навыки культуры труда, оказать словарный запас | Учить работать с дополнительной литературой | Актуализация знаний. Поисковая беседа. | Индивидуальный опрос. | ____ | химия | & 10.1 |
65 | Антропогенное воздействие на биосферу. (1 час) | Комбинированный урок. | Обучающая: Обосновать влияние хозяйственной деятельности на биосферу и меры её охраны; выявить последствия деятельности человека в биосфере Воспитательная: : воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, научного мировоззрения Развивающая: навыки обобщать, анализировать, систематизировать. | Учить анализировать, обобщать, делать выводы. | Рассказ с элементами беседа | Тест | Статьи, фотографии из журналов и газет, иллюстрирующие хозяйственную деятельность человека. | Химия | & 10.2, сообщения |
66 | Основы рационального природопользования. Урок - конференция (1 час) | УФНЗ | Обучающая: Рассмотреть глобальные экологические проблемы человечества и пути их решения Воспитательная: : воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, научного мировоззрения Развивающая: навыки обобщать, анализировать, систематизировать. | Уметь работать в группе | Актуализация знаний. Рассказ с элементами беседы. | Индивидуальный контроль. | Таблицы, презентации. | География, химия | &10.3 |
67 | Игра «Экологический эрудицион» (1 час) | УПЗУ | Обучающая: Обобщить и систематизировать знания по экологии Воспитательная: Формировать любознательность, интерес к предмету Развивающая: Формировать оперативную память, развивать настойчивость | Учить анализировать, обобщать, делать выводы. | Игра | Беседа | - | __ | Повторение |
68 | Заключительный урок по курсу Введение в общую биологию и экологию Летние задания (1 час) | УПЗУ | Обучающая: Подвести изучения биологии 9 кл., познакомить учащихся с заданиями по проведению летом наблюдений. Воспитательная: : воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, научного мировоззрения. Развивающая: Формировать оперативную память, развивать навыки культуры труда. | Формирование умения выбирать главные мысли, анализировать, делать выводы. | Рассказ с элементами беседы. | Фронтальная беседа | - | Биология | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование 10 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. (программа "Линия жизни")
Календарно-тематическое планирование Биология. Общая биология. 10-11 классы. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....
Календарно-тематическое планирование 11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. (программа "Линия жизни")
Календарно-тематическое планирование Биология. Общая биология. 10-11 классы. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....
Лабораторный практикум для 10 класса к учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник
Эти инструктивные карточки к лабораторным работам помогут учителю и ученикам лучше подготовится и провести лабораторный практикум. Тем самым усвоить изучаемый материал по темам....
Лабораторный практикум для 11 класса к учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник
Эти инструктивные карточки к лабораторным работам помогут учителю лучше подготовится и провести лабораторный практикум. Использовать для оформления рабочих программ. А для обучающихся закрепить ...
рабочая программа по биологии фкгос 10-11 класс к учебнику А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник
Рабочая программа по биологии разработана на основе: 1)Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по биологии; 2) примерной программы по биологии основного общего образова...
Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 класс Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 классАвторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....
Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс. Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс.Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....