Календарно-тематическое планирование 11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. (программа "Линия жизни")
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) по теме

Свирская Елена Владимировна

Календарно-тематическое планирование Биология. Общая биология. 10-11 классы. А.А. Каменский,  Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Биология

11 класс

Количество часов по программе-34

Количество часов по плану-34.

Количество – контрольных работ –

проверочных работ –

лабораторных работ –

Программа А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник  Дрофа Москва 2009

Учебный комплекс для учащихся: А.А. Каменский,  Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Биология. Общая биология. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2008. А.А. Каменский,  Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Методическая литература для учителя:

Т.А. Козлов Тематическое и поурочно-тематическое планирование по биологии к учебнику

А.А. Каменского,  Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. 10-11 классы»

М.М. Боднарук: Занимательные материалы и факты по общей биологии. В.: Учитель, 2007.

Л.А. Гребеник: Тесты по биологии. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Цель:

Образовательная: Обобщить  знания учащихся о жизни и уровнях её организации, раскрыть мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщить и углубить знания об эволюционном развитии организмов, сформировать представление об основах экологии  и рационального природопользования.

Развивающая: Развивать у учащихся наблюдательность, трудолюбие, настойчивость, навыки культуры труда, культуры речи, формировать умение называть, характеризовать, обосновывать, определять различные объекты и процессы,  способности анализировать, выделять главное, систематизировать, обогащать словарный запас, развивать глазомер.

Воспитательная: Прививать бережное отношение к природе, к школьному оборудованию, культуру учебного труда, осуществлять гигиеническое, нравственное, эстетическое, патриотическое, трудовое и экологическое воспитание школьников.


№ урока

Тема, количество часов.

Тип урока

 Цель

Общеучебные умения и навыки

Форма организации обучения

Форма контроля

Оборудование

Межпредметные связи

Домашнее задание

1

Развитие эволюционных  идей. Эволюционное учение Ч. Дарвина

УФНЗ

Напомнить учащимся смысл понятия эволюция, создать представления о накоплении и развитии биологических знаний, обеспечивающих основу эволюционного учении; сформировать знания о вкладе К. Линнея и Ж.Б. Ламарка в биологию

Умение анализировать, делать выводы, обобщать материал, работать с дополнительными источниками информации, раскрывать понятие и сущность процесса эволюции

Рассказ с элементами беседы.

Использование дополнительного материала заданий, занимательного характера, просмотр диафильма «Эволюция органического мира»

_____

Таблицы по общей биологии иллюстрирующие систему живой природы, портреты К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина, географическая карта мира, книги Ч. Дарвина, диафильм «Эволюция органического мира»

география

§ 52

2

Вид. Критерии вида.

Лаб. раб: «Описание особей вида по морфологическому критерию»

комбинированный  урок

Актуализировать знания учащихся об уровневой организации живой материи, видовом уровне, создать представление о виде как центральном звене эволюционного процесса, сформировать знания о критериях

 вида

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы,  описывать особей по морфологическому критерию

Рассказ с элементами беседы, выполнение лабораторной  работы, просмотр диафильма «Вид и видообразование»

Фронтальная беседа, индивидуальные задания

Таблицы, иллюстрирующие критерии видов растений и животных, комнатные растения, гербарии, диафильм  «Вид и видообразование»

экология

§ 53

3

Популяция – структурная единица вида

УФНЗ

Углубить и расширить знания  о виде на основе  формирования понятий о популяции как обязательной и структурной его единице, охарактеризовать особенности взаимоотношений организмов в популяциях

Умение анализировать, обобщать и систематизировать полученную информацию

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся

Фронтальная беседа, индивидуальные карточки,

Таблицы, иллюстрирующие популяции и виды, фотографии популяций некоторых видов растении и животных

экология

§ 54

4

Генетический состав популяции. Изменение генофонда популяции

УФНЗ

Углубить знания о популяционно-видовом уровне организации жизни на основе формирования знаний  о генофонде популяции и мутационных процессах в них; сформировать знания о начале эволюционных изменений вида, обусловленного направленными преобразованиями популяционного генофонда; охарактеризовать причины и результат нарушения генетического равновесия

Умение работать с информацией

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, просмотр презентации «Мутации в популяциях»

Фронтальная беседа, индивидуальные карточки

Таблицы, иллюстрирующие примеры популяций и генетические процессы в них

экология, генетика

§ 55, 56

5

Борьба за существование и ее формы.

Лаб. раб: Выявление адаптаций организмов к  окружающей среде

комбинированный урок

Сформировать знания об одном из центральных понятий теории эволюции – борьбе за существование, охарактеризовать особенности каждой формы борьбы за существование

Умение характеризовать формы борьбы за существование, выявлять адаптации организмов к окружающей среде

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, выполнение лабораторной работы

Фронтальная беседа, индивидуальные карточки

Таблицы и фотографии, иллюстрирующие проявление в органическим мире  борьбы за существование, изображение различных форм борьбы за существование

экология

§ 57

6

Естественный отбор и его формы

УФНЗ

Сформировать понятие о естественном отборе как главной  движущей силе  всего эволюционного процесса, раскрыть его связь с борьбой за существование и  возникновением адаптаций; формировать умение наблюдать проявление естественного отбора в данной местности, охарактеризовав разные формы такого отбора

Уметь наблюдать проявление естественного отбора, характеризовать формы естественного отбора, составлять таблицу

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, просмотр диафильма «Естественный отбор»

Фронтальная беседа, индивидуальные карточки, индивидуальный опрос

Диафильм «Естественный отбор», гербарные экземпляры и фотографии растений, приспособленных к экстремальным условиям существования

экология

§ 58

7

Изолирующие механизмы

УФНЗ

Сформировать понятия об эволюционной роли и значении изолирующих механизмов на основе изучения особенностей их двух основных типов, продолжить углубление понятия о естественном отборе как  о главном эволюционном факторе

Уметь объяснять эволюционное значение изолирующих механизмов, обобщать изученный материал,  делать выводы

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, работа по  карточкам

Таблицы, иллюстрирующие проявление в живой природе основных типов и различных групп изолирующих механизмов

экология

§ 59

8

Видообразование

УФНЗ

Углубить и расширить понятие видообразования как результата эволюции, закрепить знания о разных путях этого процесса на основе углубления знаний о группах изолирующих механизмов и видах изоляции, продолжить формирование умения составлять схемы определенных процессов (процесс видообразования)

Уметь составлять схемы, объяснять понятие «видообразование»

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся

Фронтальная беседа, работа с  карточками, индивидуальный опрос

Физическая карта мира, таблицы «Критерии вида», «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование»

экология, география

§ 60

9

Макроэволюция. Доказательства макроэволюции

УФНЗ

Сформировать понятие о макроэволюции как о надвидовой эволюции, углубить и расширить  знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции, сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции

Уметь использовать данные разных наук для доказательства эволюции

, просмотр презентации

Фронтальная беседа, работа с  карточками, индивидуальный опрос

Презентация «Доказательства эволюции», таблица «Гомологичные органы», коллекции «Гомология плечевого и тазового пояса позвоночных», «Гомология строения конечностей наземных позвоночных», «Рудиментарные органы позвоночных»

экология, анатомия

§ 61

10

Систематика растений и животных - отображение эволюции

УФНЗ

Углубить знания о макроэволюции, возобновив в памяти учащихся  знания о систематических группах; сформировать знания о принципах современной классификации

Уметь пользоваться определителями растений и  животных. Иметь представление о систематических категориях, обобщать и систематизировать материал    

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся

Фронтальная беседа, работа с  карточками, индивидуальный опрос

Определители растений и животных; таблицы, иллюстрирующие систематические группы растений и животных, гербарные экземпляры растений разных семейств, коллекции насекомых разных видов

ботаника, зоология

§ 62

11

Направления эволюции и органического мира

УФНЗ

Познакомить учащихся с основными типами эволюционных изменений, сформировать знания о главных направлениях эволюции и их показателях, конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса, охарактеризовать причины вымирания видов и условия сохранения видов , подчеркивая особую роль человека в этих процессах

Уметь приводить примеры проявления биологического прогресса и регресса

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, просмотр презентации «Основные направления эволюции»

Фронтальная беседа, работа с  карточками, индивидуальный опрос

презентация «Основные направления эволюции»,  таблицы «Ароморфоз и идиоадаптации у растений», «Ароморфоз и идиоадаптации у животных», схемы кровообращения у позвоночных, схемы строения головного мозга позвоночных, гербарные экземпляры растений, таблица «Развитие органического мира»

ботаника, зоология, экология

§ 63

1

2

Зачетно - обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции»

УК(К)З

Проверить и закрепить знания учащихся по теме «Основы учения об эволюции»

Уметь характеризовать основные понятия изученной темы, приводить примеры, составлять заполнять таблицы и схемы, анализировать, делать выводы

Контрольная работа

индивидуальные карточки

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие эволюционные процессы, карточки-задания для контрольной работы

экология

повторение

13

Основные методы селекции и биотехнологии

УФНЗ

Раскрыть сущность понятий «селекция», «сорт», «порода», «штамм», охарактеризовать методы селекции; сформировать знания о биотехнологии, клеточной  и генной инженерии

Уметь раскрывать понятия «селекция», «сорт», «порода», «штамм», приводить примеры методов селекции

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся

Фронтальная беседа, работа с  карточками, индивидуальный опрос

Таблицы, иллюстрирующие общие методы селекции, использование клеточной и генной инженерии, разнообразие сортов и пород культурных форм; фотографии сортов растений и пород животных, муляжи некоторых сортов растений

зоология, ботаника

§ 64

14

Селекция растений, животных и микроорганизмов

УФНЗ

Углубление знаний о методах селекции; сформировать представление о значении для селекции исследований Н.И. Вавилова, раскрыть сущность закона гомологичных рядов в наследственной изменчивости; познакомить учащихся с использованием методов клеточной инженерии, познакомить с технологией генной инженерии

Уметь сравнивать методы селекции растений и животных, составлять и заполнять таблицы

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, просмотр диафильма «Учение академика Н.И. Вавилова», презентации «Клонирование»

Фронтальная беседа, работа с  карточками, индивидуальный опрос

Таблицы, иллюстрирующие закон гомологичных рядов, таблицы с изображением перспективных сортов растений и пород животных, декоративных рыбок, диафильм «Учение академика Н.И. Вавилова», муляжи некоторых овощных растений, презентация «Клонирование»

ботаника, зоология, микробиология, химия, генетика

§ 65-67

15

Современное состояние и перспективы биотехнологии

УФНЗ

Познакомить учащихся с краткой историей биотехнологических процессов, опирающихся на биологические и другие естественные науки и отрасли производства, сформировать представление о перспективах развития биотехнологии

Уметь объяснять сущность биотехнологических процессов, рассказать о перспективах развития биотехнологии

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, презентация «Будущее за биотехнологиями»

Фронтальная беседа, работа с  карточками, индивидуальный опрос

Таблицы и схемы, иллюстрирующие этапы  биотехнологических процессов, презентация «Будущее за биотехнологиями»

генетика

§ 68

16

Положение человека в системе животного мира

Лаб. раб: «Описание особей вида по морфологическому критерию»

комбинированный урок

Познакомить учащихся с развитием взглядов на происхождение человека, сформировать знания  о систематическом положении человека на основе доказательств о сходстве и отличий человека и животных

Уметь определять систематическое положение человека

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся,  просмотр презентации «Систематическое положение человека»

Фронтальная беседа, работа с  карточками, индивидуальный опрос

Презентация «Систематическое положение человека», таблица «Рудименты и атавизмы», научно-популярная литература о проблеме происхождения человека и гипотезах появления людей

анатомия

§ 69

17

Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза

УФНЗ

Формирование знаний о происхождении человека на основе характеристики современных взглядов на стадии развития человека, раскрыть особенности каждой стадии антропогенеза; сформировать понятия о движущих силах антропогенеза, познакомить учащихся с современными проблемами человеческого общества

Уметь характеризовать стадии антропогенеза, заполнять таблицы, делать выводы

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, мультимедия «Кайнозойская эра», просмотр презентации «Предки человека»

Фронтальная беседа, работа с  карточками, индивидуальный опрос

мультимедия «Кайнозойская эра», презентация «Предки человека», научно-популярная литература о происхождении человека

История, антропология

§ 70, 71

18

Гипотезы возникновения человека. Прародина человека.

Лаб. раб: «Анализ гипотез возникновения человека»

комбинированный урок

Познакомить учащихся с некоторыми гипотезами происхождения человека и его прародины, оценивая степень их достоверности и научности; подвести к выводу о  наибольшей вероятности того, что прародиной  человека могла быть Африка

Уметь объяснять сущность основных гипотез происхождения человека и показать пути миграции человека прямоходящего и пути расселения неантропов

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, выполнение лабораторной работы

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос

Таблицы, иллюстрирующие основные гипотезы происхождения человека, географическая карта мира с изображением путей миграции человека прямоходящего и путей расселения неантропов на нашей планете

История, антропология, география

§ 72

19

Происхождение человеческих рас

УФНЗ

Сформировать знания о человеческих расах и их единстве, познакомить учащихся с гипотезами и факторами расогенеза, сформировать умение доказывать несостоятельность расизма на основе научных фактов

Уметь объяснять сущность гипотез расогенеза, доказывать несостоятельность расизма на основе научных фактов

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, просмотр презентации «Человеческие расы»

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, работа по карточкам

Презентация «Человеческие расы», научно-популярная литература по расовым проблемам, фотографии людей разных рас

антропология

§ 73

20

Экология как наука. Среда обитания организмов. Факторы среды

УФНЗ

Углубить знания об экологии как науке, познакомив с историей развития экологии, раскрыть важнейшую роль экологии в современном обществе; расширить знания о среде обитания, сформировать понятие об экологических факторах, их классификации; сформировать знания о многообразии адаптаций организмов к среде обитания

Уметь выделять действие экологических факторов на живую природу; заполнять таблицу в, соблюдая хронологию, делать выводы

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, просмотр презентаций «Ученые - экологи» и «Экологические катастрофы ХХ века», фильма «Типы взаимоотношений организмов»

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, работа по карточкам

Презентации «Ученые - экологи» и «Экологические катастрофы ХХ века», фильм «Типы взаимоотношений организмов», портреты ученых - экологов, научно-популярная литература об экологической ситуации в мире, России, Омской области, таблицы, иллюстрирующие воздействие различных факторов на организм

география, краеведение, ОБЖ

§ 74, 75

21

Местообитание организма. Экологические ниши

УФНЗ

Углубить и расширить понятие о местообитании организма на основе формирования знаний о сущности и особенностях экологической ниш и законе конкурентного исключения; формировать умение определять  конкретные экологические ниши некоторых видов и организмов

Уметь определять  конкретные экологические ниши некоторых видов и организмов; объяснять понятия «местообитание» и «экологическая ниша»

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, работа по карточкам

Таблицы, иллюстрирующие местообитания и экологические ниши некоторых видов растений, животных, грибов

ботаника, зоология

§ 76

22

Основные типы экологических взаимодействий. Конкуренция

УФНЗ

Сформировать понятия о шести группах биотических взаимоотношений в живой природе как проявлении совокупности биотических факторов среды обитания на основе углубления знаний об особенностях проявления в природе биотических факторов; углубить  знания о конкурентных взаимоотношениях в природе

Уметь характеризовать типы биотических взаимоотношений и особенности их проявления в природе, приводить примеры этих отношений

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, просмотр фильма «Типы взаимоотношений организмов»

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, работа по карточкам

Фильм «Типы взаимоотношений организмов», фотографии с изображением различных видов биотических взаимоотношений между живыми организмами  

ботаника, зоология

§ 77, 78

23

Экологические характеристики популяции. Динамика популяции

УФНЗ

Сформировать понятие о популяционных характеристиках, умение применять показатели популяций для оценки ее экологического  состояния и перспектив развития; углубление знания о популяции путем изучения динамики популяции

Уметь оценивать экологическое состояние популяции, используя ее характеристики

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, просмотр фильма «Динамика популяции»

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, работа по карточкам

Фильм «Динамика популяции», таблицы, демонстрирующие основные экологические  характеристики популяции

§ 79, 80

24

Экологические сообщества. Структура сообщества.

Лаб. раб: «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»

комбинированный урок

Углубить представление об уровневой организации природы на основе изучения уровня биоценозов – более высокого уровня организации, чем популяционно-видовой; сформировать понятие об экосистемах,  биогеоценозах и агроэкосистемах изучить принципы классификации экосистем; формировать умение вычленять и характеризовать признаки разных структур экологического сообщества на примерах разных биоценозов

 

Уметь классифицировать экосистемы, вычленять и характеризовать признаки разных структур экологического сообщества на примерах разных биоценозов, выявлять сходства и различия экосистем и агроэкосистем

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, просмотр фильма «Экосистемы Земли», выполнение лабораторной работы

Фронтальная беседа, работа по карточкам

Фильм «Экосистемы Земли», таблицы с изображением основных компонентов экосистем, типов экологических сообществ, таблицы с изображением дубравы и водоема, карточки-задания для лабораторной работы

география

§ 81, 82

25

Взаимосвязь организмов в сообществах. Цепи питания

Лаб. раб: «Составление трофических цепей»

комбинированный урок

Углубить знания о трофической структуре экосистемы на основе конкретизации понятий «пищевые цепи», «трофические уровни», о роли автотрофов и гетеротрофов  в пищевых цепях; углубление знаний о типах пищевых цепей на основе формирования понятия о пастбищных и детритных цепях; круговоротах веществ и роли в них биогенных элементов

Уметь раскрыть понятия «пищевые цепи», «трофические уровни»,  пастбищные и детритные цепи питания; составить цепи питания, схематично изображать круговороты основных элементов в природе (воды, кислорода, азота, фосфора)

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, просмотр фильмов «Цепи питания», «Круговорот воды в природе», «Круговорот кислорода в природе», «Круговорот азота в природе», «Круговорот фосфора в природе», выполнение лабораторной работы

Фронтальная беседа, работа по карточкам

Фильмы  «Цепи питания», «Круговорот воды в природе», «Круговорот кислорода в природе», «Круговорот азота в природе», «Круговорот фосфора в природе», таблицы с изображением обитателей лесов, степей, вод, гербарные экземпляры растений луга, леса, схемы пищевых сетей в некоторых экосистемах

химия

§ 83, 84

26

Экологические пирамиды

УФНЗ

Сформировать понятие об экологических пирамидах, их разнообразии на основе закономерностей уменьшения биомассы в каждом последующем звене пищевых цепей

Уметь объяснять уменьшения биомассы в каждом последующем звене пищевых цепей, строить экологические пирамиды

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, просмотр фильма «Экологические пирамиды»

Фронтальная беседа, работа по карточкам

Фильм «Экологические пирамиды»; таблицы, иллюстрирующие примеры экологических пирамид (пирамиды биомассы, численности, энергии, а также пирамид, типичных для наземных и морских экосистем)

§ 85

27

Экологическая сукцессия. Влияние загрязнителей на живые организмы. Рациональное природопользование

УФНЗ

Сформировать понятие о сукцессии, охарактеризовать виды сукцессий, причины устойчивости сообществ; углубить знания о загрязнении биоценозов; сформировать понятие о рациональном природопользовании; продолжить формирования ответственного отношения к природе

Уметь объяснить понятия «сукцессия», «рациональное природопользование», классифицировать природные ресурсы и приводить  примеры; приводить примеры промысловых животных Омской области, приводить примеры растений и животных, занесенных в международную, федеральную и региональную Красные книги; приводить примеры ООПТ, расположенных в Омской области

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, просмотр фильма «Промысловые животные Омской области», презентации «ООПТ Омской области»

Фронтальная беседа, работа по карточкам

Фильм «Промысловые животные Омской области», презентация  «ООПТ Омской области», интерактивная схема «Сезонные изменения в жизни растений»,  таблицы, иллюстрирующие смену сообществ и экологических сукцессий; таблицы, иллюстрирующие влияние токсичных веществ на живые организмы и их последствия;  научно-популярная литература об ООПТ, Красные книги

§ 86-88

28

Зачетно- обобщающий урок по теме «Основы экологии»

УК(К)З

Углубить, конкретизировать и закрепить знания о биоценозах, факторах среды, взаимоотношениях между организмами

Уметь характеризовать изученные понятия, приводить примеры, составлять пищевые цепи, схематично изображать круговороты основных элементов в природе

Экологический диспут

Сообщения по выбранной проблеме

Презентации учащихся

29

Гипотезы происхождения жизни. Современные представления о происхождении жизни

Лаб. раб: «Анализ гипотез возникновения жизни на Земле»

комбинированный урок

Познакомить учащихся с различными гипотезами о возникновении жизни на Земле; сформировать понятие об абиогенном возникновении органических молекул и дальнейших процессах, приведших к появлению первых, примитивных существ на Земле

Уметь анализировать, девать выводы, обобщать изученный материал

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, просмотр диафильма «Происхождение жизни на Земле», выполнение лабораторной работы

Фронтальная беседа, работа по карточкам, индивидуальный опрос

Портреты ученых, диафильм «Происхождение жизни на Земле», научно-популярная литература по проблеме происхождения жизни на Земле

§ 89, 90

30

Этапы развития жизни на Земле

УФНЗ

Расширить, углубить и систематизировать знания о развитии жизни на Земле на основе знаний о закономерностях и направлениях эволюции, сформировать знания о трех этапах формирования жизни, раскрыть сущность гипотезы о происхождении эукариот

Уметь раскрывать сущность гипотезы о происхождении эукариот; характеризовать основные этапы развития жизни на Земле, составлять таблицу

Рассказ с элементами беседы

Фронтальная беседа, работа по карточкам, индивидуальный опрос

Таблицы, иллюстрирующие основные этапы формирования жизни, симбиотического образования эукариотической клетки

цитология

§ 91

31

Эволюция биосферы

УФНЗ

Сформировать понятие о биосфере и ее компонентах, охарактеризовать вклад В.И. Вернадского в создание современного взгляда на биосферу, познакомить с основными этапами развития биосферы; охарактеризовать  влияние человека на эволюцию биосферы на основе формирования умения устанавливать причинно-следственные связи

Уметь устанавливать причинно-следственные связи

Рассказ с элементами беседы, просмотр презентации «Биосфера –оболочка жизни»

Фронтальная беседа, работа по карточкам, индивидуальный опрос

Презентация «Биосфера – оболочка жизни», схемы круговорота углерода на разных этапах эволюции жизни на нашей планете, таблицы и схемы, иллюстрирующие основные этапы развития биосферы, последствия безответного отношения человека к биосфере

§ 92

32

Урок-конференция «Антропогенное воздействие на Биосферу»

комбинированный урок

Углубление знаний о роли человека в сохранении экологического равновесия как необходимого условия существования биосферы и ответственного отношения к природе

Уметь характеризовать понятия «экологическая ситуация», «Экологическая катастрофа», решать экологические задачи

Рассказ с элементами беседы; Сообщения учащихся, решение экологических задач, просмотр презентаций

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, карточки-задания

Презентации «Экологические катастрофы ХХ-ХХI века»; Презентации учащихся, карточки-задания

§  93

33

Экскурсия в природный парк «Птичья гавань»

экскурсия

Познакомить учащихся с многообразием птиц, обитающих в Птичьей гавани, особенностях их питания,  приспособления к условиям обитания; формировать любознательность, научное мировоззрение;

формировать оперативную память, развивать глазомер

Умения определять систематическое положение птиц

Рассказ с элементами беседы; самостоятельная работа учащихся

Индивидуальный опрос, фронтальная беседа

Бинокль, фотоаппарат, блокнот, карандаш

_____

оформление отчета

34

Заключительный урок по курсу «Общая биология»

УПЗУ

Обучающая: Подвести итог изучения общей биологии ; проверить понимание учащимися большого научного и практического  общебиологических знаний; раскрыть перспективы возможного участия выпускников средних общеобразовательных учреждений в деятельности, связанной  с применением общебиологических знаний в научных и производственных условиях

Применять полученные знания на практике

Рассказ с элементами беседы

фронтальная беседа

Таблицы и схемы с перечнем тех профессий, где необходимы общебиологические знания, и таблицы по общей биологии, иллюстрирующие использование общебиологических знаний  в медицине, биотехнологии, сельском хозяйстве и охране природы

____

____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование 9 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник (программа "Линия жизни")

Календарно-тематическое планирование "Введение в общую биологию и экологию. 9 класс". – А.А. Каменский,  Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....

Календарно-тематическое планирование 10 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. (программа "Линия жизни")

Календарно-тематическое планирование Биология. Общая биология. 10-11 классы. А.А. Каменский,  Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....

Лабораторный практикум для 10 класса к учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник

Эти инструктивные карточки к лабораторным работам помогут учителю и ученикам лучше подготовится и провести лабораторный практикум. Тем самым усвоить изучаемый материал по темам....

Лабораторный практикум для 11 класса к учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник

Эти инструктивные карточки к лабораторным работам помогут учителю лучше подготовится и провести лабораторный практикум. Использовать для оформления рабочих программ. А для обучающихся  закрепить ...

рабочая программа по биологии фкгос 10-11 класс к учебнику А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник

Рабочая программа по биологии разработана на основе: 1)Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по биологии; 2) примерной программы по биологии основного общего образова...

Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 класс Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 классАвторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....

Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс. Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс.Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....