Календарно-тематическое планирование 10 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. (программа "Линия жизни")
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) по теме

Свирская Елена Владимировна

Календарно-тематическое планирование Биология. Общая биология. 10-11 классы. А.А. Каменский,  Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Биология

10 класс

Количество часов по программе-34

Количество часов по плану-34.

Количество – контрольных работ –

проверочных работ –

лабораторных работ –

Программа А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник  Дрофа Москва 2009

Учебный комплекс для учащихся: А.А. Каменский,  Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Биология. Общая биология. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2008. А.А. Каменский,  Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Методическая литература для учителя:

Т.А. Козлов Тематическое и поурочно-тематическое планирование по биологии к учебнику

А.А. Каменского,  Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. 10-11 классы»

М.М. Боднарук: Занимательные материалы и факты по общей биологии. В.: Учитель, 2007.

Л.А. Гребеник: Тесты по биологии. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Цель:

Образовательная: Обобщить  знания учащихся о строении, способах питания и размножении клетки, обобщить и углубить знания об эволюционном развитии организмов, сформировать представление о цитологии, генетике и их роли на современном на современном этапе развития человечества.

Развивающая: Развивать у учащихся наблюдательность, трудолюбие, настойчивость, навыки культуры труда, культуры речи, формировать умение называть, характеризовать, обосновывать, определять различные объекты и процессы,  способности анализировать, выделять главное, систематизировать, обогащать словарный запас, развивать глазомер.

Воспитательная: Прививать бережное отношение к природе, к школьному оборудованию, культуру учебного труда, осуществлять гигиеническое, нравственное, эстетическое, патриотическое, трудовое и экологическое воспитание школьников.


№ урока

Тема, количество часов.

Тип урока

 цель

Общеучебные умения и навыки

Форма организации обучения

Форма контроля

Оборудование

Межпредметные связи

Домашнее задание

1

Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии.

УФНЗ

Создать представление о науке как важнейшей сфере человеческой деятельности; Формировать интерес к изучению раздела общей биологии, любознательность; обогащать словарный запас, развивать глазомер.

Знакомство с методическим аппаратом учебника, правилами работы с ним.

Инструктаж по технике безопасности.

Рассказ с элементами беседы.

Использование дополнительного материала заданий занимательного характера

____________

Портреты ученых-биологов и естествоиспытателей, схемы «Исторические вехи биологии», статьи о биологических исследованиях

Химия, медицина

§ 1,2

2

Основные свойства жизни

УФНЗ

Сформировать понятия о сущности  жизни; продолжить углубление представлений и знаний о сущности жизни на основе изучения критериев живого; продолжить формирование умений вычислять  и характеризовать критерии живого при изучении живой природы

Развивать умения самостоятельного поиска знаний и навыков работы с учебной литературой; вычислять  и характеризовать критерии живого при изучении живой природы

Рассказ с элементами беседы.

Использование дополнительного материала заданий занимательного характера

Фронтальная беседа, индивидуальная работа с карточками

Таблицы, иллюстрирующие свойства живого (рост, развитие, наследственность и изменчивость, обмен веществ и энергии)

Химя, физика, медицина,

§ 3, сообщения

3

Уровни организации жизни

комбинированный  урок

Охарактеризовать уровни живого, показать их тесную взаимосвязь и иерархичность; сформировать умение вычленять уровни организации жизни в окружающей живой природе

Развивать умения самостоятельного поиска знаний и навыков работы с учебной литературой; вычленять уровни организации жизни в окружающей живой природе

Рассказ с элементами беседы.

Использование дополнительного материала заданий занимательного характера, обучающий фильм «Уровни жизни»

Фронтальная беседа, индивидуальная работа с карточками

Комплект таблиц «Уровни организации живого»

Химия, экология,

§ 4, повт. § 1-3

4

Зачетно- обобщающий урок

УК(К)З

Закрепить и углубить понимание учащимися особенностей современной биологической науки, основных направлений ее развития; проверить усвоение учащимися знаний о методах исследования в биологии, сущности жизни и свойствах живого; уровней организации живой материи

Уметь обобщать и систематизировать полученные знания

Актуализация знаний.

Самостоятельная работа

Индивидуальные задания

_______

повторение

5

Методы цитологии. Клеточная теория

УФНЗ

Познакомить учащихся с методами изучения клетки, раскрыть основные положения современной клеточной теории; закрепить умения применять эти положения для доказательства материального единства органического мира, показать роль научно-технических достижений в изучении клеток

Учить сравнивать, развивать внимание, наблюдательность, составлять таблицу; раскрывать основные положения клеточной теории

Рассказ с элементами беседы, составление таблицы

Фронтальная беседа, индивидуальная работа с карточками, обобщение изученного материала

Таблицы, иллюстрирующие многообразие и единство клеток, таблицы с изображением приборов, используемых  в цитологических исследованиях; научно-популярные статьи с использованием цитологических знаний в медицине и сельском хозяйстве

Химия, экология

§ 5

6

Химический состав клетки. Неорганические вещества в составе клетки и их роль

УФНЗ

Охарактеризовать химические элементы клетки, выделив особенности макро-  микро- и ультрамикроэлементов; сформировать знания о химическом составе клетки; продолжить формирование умения доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементарном составе клеток

Развитие образного и абстрактного мышления; доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементарном составе клеток

Рассказ с элементами беседы, составление таблицы

Фронтальная беседа, индивидуальная работа с карточками, составление таблицы

Таблицы с важнейшими химическими элементами клетки, перечнем веществ, входящих в состав живых организмов. Периодическая таблица химических элементов

химия

§ 6-8

7

Органические вещества в составе клетки и их роль в жизни человека

Комбинированный урок

Сформировать знания о строении органических веществах, входящих в состав клетки; сформировать умение устанавливать связи между строением и функциями  органических веществ

Учить сравнивать, развивать внимание, наблюдательность, составлять таблицу; устанавливать связи между строением и функциями  органических веществ

Рассказ с элементами беседы, составление таблицы

Фронтальная беседа, составление таблицы

Таблицы с изображением строения, функций органических веществ

химия

§ 9-13

8

Строение и функции основных частей клетки. Лаб. раб.: «Приготовление и описание микропрепарата растительной клетки»

Комбинированный урок

Сформировать знания о строении клетки, формирование умения выявлять взаимосвязь строения и функций органоидов клетки

Учить сравнивать, развивать внимание, наблюдательность, усидчивость, составлять таблицу, работать с микропрепаратами; выявлять взаимосвязь строения и функций органоидов клетки

Рассказ с элементами беседы, составление таблицы, выполнение лабораторной работы.

Фронтальная беседа, работа в группах

Таблицы «Строение клетки», микроскопы, микропрепараты

химия

§ 14-17

9

Особенности строения эукариотической и прокариотической клетки. Лаб. раб.: «Описание микропрепаратов животной и растительной клетки»

Комбинированный урок

Обеспечить усвоение учащимися знаний о строении прокариотических клеток в сравнении с эукариотическими, сформировать знания о строении бактерий, их роли в природе и жизни человека

Сравнивать вещества, делать выводы, выполнять лабораторную работу

Выполнение лабораторной работы, составление таблицы

Работа в группах

Таблицы «Строение прокариотической клетки», «строение эукариотической клетки», микроскоп, микропрепараты

химия

§ 18-19

10

 Особенности строения растительной, животной клетки и клетки грибов

УФНЗ

Углубить понятия о растительной, животной клетке, клетке гриба, роли растений, животных,. грибах в природе и жизни человека

Сравнивать вещества, делать выводы

Рассказ с элементами беседы, составление таблицы, выполнение лабораторной работы.

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, работа по карточкам

Таблицы  с изображением вирусов, научно-популярные статьи о вирусах и средствах борьбы с ними

химия

§

11

Вирус - неклеточная форма жизни. профилактика вирусных заболеваний

УФНЗ

Сформировать знания о неклеточной форме жизни – вирусах, их особой группе – бактериофагах;  специфических чертах строения этих форм жизни, особенностях их размножения, научном и практическом значении

Развивать наблюдательность, внимательность, правила личной гигиены

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, работа по карточкам

Таблицы  с изображением вирусов, научно-популярные статьи о вирусах и средствах борьбы с ними

химия

§20

1

2

Энергетический обмен в клетке

УФНЗ

Закрепить понятие гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обмена, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме

Анализировать, делать выводы; объяснять понятие «гомеостаз»

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, работа по карточкам

Таблицы, иллюстрирующие стадии энергетического обмена, схема «Пути метаболизма в клетке»

химия

§ 21, 22

13

Способы питания клетки. Хемосинтез. Фотосинтез

УФНЗ

Активизировать и углубить знания учащихся об особенностях питания клеток, метаболизме, хемосинтезе; сформировать знания о типах питания клеток, уметь различать клетки и организмы по способу питания; акцентировать внимание учащихся на роли фотосинтеза и хемосинтеза в природе

Анализировать, делать выводы; характеризовать типы питания клеток

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся,

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, работа по карточкам

Таблицы, иллюстрирующие различные способы питания клеток и организмов

химия

§ 23-25

14

Генетический код. Удвоение ДНК. Синтез белка в клетке

УФНЗ

Раскрыть сущность пластического обмена и одного из важнейших процессов жизнедеятельности клеток – биосинтеза белка сформировать знания о генетической информации, генетическом коде, его свойствах, матричных реакциях, особенностях транскрипции и трансляции

Анализировать, делать выводы, заполнять таблицу

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, просмотр фильма «Биосинтез белка»

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, работа по карточкам

Таблицы, кинофильм «Биосинтез белка»

химия

§ 26, 27

15

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.

УФНЗ

Напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле, охарактеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз, раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза, сформировать понятие об амитозе.

Анализировать, делать выводы, заполнять таблицу; уметь объяснить  и схематично зарисовать процесс митоза

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, просмотр диафильма «Митоз и мейоз»

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, работа по карточкам

Модель ДНК, фильм «Митоз и мейоз», таблица «Жизненный цикл клетки»

химия

§ 28, 29

16

Мейоз

УФНЗ

Формирование знаний о размножении, дать представление о мейозе, сформировать знания об изменении молекулы ДНК и хромосом в процессе мейоза, раскрыть биологическое значение мейоза

Анализировать, делать выводы, заполнять таблицу; уметь объяснить  и схематично зарисовать процесс мейоза

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, просмотр диафильма «Митоз и мейоз»

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, работа по карточкам

Диафильм «Митоз и мейоз», таблицы, иллюстрирующие стадии мейоза

химия

§ 30

17

Половое и бесполое размножение организмов

комбинированный урок

Возобновить в памяти учащихся общие сведения о размножении в живой природе, систематизировать эти сведения

Уметь обобщать и систематизировать полученные и имеющиеся знания, составлять таблицы

Рассказ с элементами беседы,

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос, работа по карточкам

Схемы и таблицы, иллюстрирующие особенности полового и бесполого размножения

§ 31-33

18

Значение оплодотворения. Особенности оплодотворения у животных и опыления у растений

комбинированный урок

Сформировать знания о сущности оплодотворения, объяснить особенности опыления и двойного оплодотворения у цветковых растений, формирование умения делать вывод о материальном единстве живой природы

Уметь обобщать и систематизировать полученные и имеющиеся знания, составлять таблицы; умения делать вывод о материальном единстве живой природы

Рассказ с элементами беседы

Фронтальная беседа, тест

Таблицы, иллюстрирующие процесс оплодотворения у животных и двойного оплодотворения у цветковых растений, модели цветков покрытосеменных растений

§ 34

19

Онтогенез.

 Лаб. раб. «Выявление признаков, свидетельствующих о родстве человека и приматов»

комбинированный урок

Сформировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития, познакомить учащихся с типами онтогенеза и его периодами - эмбриональным и постэмбриональным

Уметь обобщать и систематизировать полученные и имеющиеся знания, делать вывод, анализировать

Рассказ с элементами беседы, выполнение лабораторной работы

Фронтальная беседа, работа по карточкам, сообщения

Таблицы, иллюстрирующие основные стадии онтогенеза, таблица «Рудименты и атавизмы»

§ 35-37

20

Генетика. История развития генетики

комбинированный урок

Охарактеризовать генетику как науку, активизировав знания учащихся о наследственности и изменчивости; познакомить с историей развития генетики

Уметь объяснить понятия наследственности и изменчивости

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся

Портреты ученых-генетиков, научно-популярная литература по проблемам генетики

§ 38

21

Законы Г. Менделя. Моногибридное и анализирующее скрещивание

Практическая работа: «Решение задач на моногибридное скрещивание»

УФНЗ

Расширить и углубить знания учащихся о закономерностях наследования признаков, правилах единообразия гибридов первого поколения и расщепления, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании, сформировать знания о генофонде, формирование навыка работы с генетической символикой

Уметь обобщать и систематизировать знания, делать вывод, анализировать, решать биологические задачи; работать с генетической символикой

Рассказ с элементами беседы, решение задач, просмотр диафильма

Фронтальная беседа, индивидуальные карточки с задачами

Таблицы, схемы, иллюстрирующие моногибридное и анализирующее скрещивание

§ 39-40

22

Дигибридное скрещивание. Хромосомная теория наследования признаков.

Практическая работа: «Решение задач на дигибридное скрещивание»

УФНЗ

Познакомить учащихся с особенностями дигибридного скрещивания, объяснить сущность закона независимого наследования признаков как метода изучения наследственности, формировать умение составлять решетки Пеннета; охарактеризовать основные положения хромосомной теории наследственности

Уметь решать биологические задачи, оставлять решетки Пеннета

Рассказ с элементами беседы, решение задач, просмотр диафильма «Законы наследственности»

Фронтальная беседа, индивидуальные карточки с задачами

Таблицы, иллюстрирующие законы наследственности, диафильм «Законы наследственности»

§ 41, 42

23

Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность

УФНЗ

Углубление генетических знаний учащихся, закрепление навыка  работы с генетической символикой

Уметь решать биологические задачи; работать с генетической символикой

Рассказ с элементами беседы, решение задач,

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос

Таблицы и схемы, иллюстрирующие все случаи взаимодействия неаллельных генов

§ 43, 44

24

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Практическая работа: «Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом»

УФНЗ

Объяснить сущность хромосомного механизма определения пола на основе характеристики особенностей  половых хромосом-аутосом, раскрыть причины сцепленных с полом генетических болезней

Уметь решать биологические задачи

Рассказ с элементами беседы, решение задач, просмотр диафильма «Законы наследственности»

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос

Диафильм «Законы наследственности»

§ 45

25

Контрольная работа «Решение генетических задач»

УК(К)З

Закрепить навыки решения генетических задач

Уметь решать биологические задачи

Контрольная работа

индивидуальная работа

Карточки с заданиями

Повторение

26

Наследственность  и изменчивость

УФНЗ

Углубить знания о наследственности и изменчивости, сформировать знания о цитологических основах изменчивости

Уметь обобщать и систематизировать полученные и имеющиеся знания, делать вывод, анализировать

Рассказ с элементами беседы, просмотр фильма «Наследственность и среда» сообщения учащихся

Фронтальная беседа, индивидуальные задания

Таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости, фильм «Наследственность и среда»

Химия, экология

§46

27

Мутации. Причины и виды их проявления.

УФНЗ

Расширить знания о мутационной изменчивости, сформировать знания о мутагенных факторах как причинах мутаций

Уметь обобщать и систематизировать полученные и имеющиеся знания, делать вывод, анализировать

Рассказ с элементами беседы, сообщения

Фронтальная беседа, индивидуальные задания

Таблицы, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные виды мутаций, статьи научно-популярных изданий по данной проблеме

Химия, экология

§ 47-48

28

Обобщающий урок по теме «Основы генетики»

УК(К)З

Углубить, расширить, закрепить знания об изученных проблемах, сформировать понятия об охране окружающей среды от действия мутагенов

Уметь обобщать и систематизировать полученные и имеющиеся знания, делать вывод, анализировать, заполнять таблицы

самостоятельная работа

индивидуальные задания

Карточки с заданиями

повторение

29

Методы исследования генетики

комбинированный урок

Сформировать знания  о методах исследования генетики человека, охарактеризовать значение генетики для человеческого общества

Анализировать, делать выводы

Рассказ с элементами беседы, сообщения, просмотр фильма «Кариотип человека»

Фронтальная беседа, индивидуальные задания

Таблицы и схемы, представляющие методы генетики, фильм «Кариотип человека»

§49

30

Генетика и здоровье человека: причины и профилактика наследственных болезней человека

комбинированный урок

Познакомить учащихся с заболеваниями, причиной  которых являются генетические нарушения; сформировать знания о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах, дать представления о возможных способах лечения или недопущения таких заболеваний

Анализировать, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи

Урок-конференция

индивидуальные сообщения

Таблицы и фотографии, иллюстрирующие признаки проявления генных и хромосомных заболеваний; научно-популярная литература о наследственных заболеваниях

медицина

§ 50

31

Проблемы генетической безопасности

комбинированный урок

Охарактеризовать проблемы генетической безопасности, направленной на сохранение здоровья людей и предупреждение проявления генетически больных людей и распространение мутаций в человеческом обществе

Анализировать, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся

Фронтальная беседа, индивидуальные задания

Таблицы, иллюстрирующие доминантность и рецессивность некоторых признаков человека

медицина, химия

§ 51

32

Генная инженерия: за и против

УПЗУ

Сформировать знания о продуктах, содержащих ГМО и их влиянии на живые организмы,  клонировании

Анализировать, делать выводы, обобщать и систематизировать знания

Рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся

Фронтальная беседа, индивидуальные задания

Фотографии, научно-популярная литература о достижениях генной инженерии

повторение

33

Общебиологические закономерности, изучаемые на клеточном и  организменном уровнях организации живой природы

УПЗУ

Обобщить, систематизировать знания о важнейших биологических закономерностях, проявляющихся на молекулярно-генетическом, клеточном и организменном уровнях

Обобщать и систематизировать знания

Рассказ с элементами беседы,

Фронтальная беседа, индивидуальные задания

Таблицы, иллюстрирующие строение клетки, процессы, происходящие на клеточном уровне, закономерности наследственности и изменчивости

Химия, цитология, медицина

повторение

34

Обобщающий урок по курсу «Общая биология»

УПЗУ

Подвести изучения биологии 10 кл., познакомить учащихся с заданиями по проведению летом наблюдений; воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, научного мировоззрения;  Формировать оперативную память, развивать навыки культуры труда.

Формирование умения выбирать главные мысли, анализировать, делать выводы.

Рассказ с элементами беседы

Фронтальная беседа

____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование 9 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник (программа "Линия жизни")

Календарно-тематическое планирование "Введение в общую биологию и экологию. 9 класс". – А.А. Каменский,  Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....

Календарно-тематическое планирование 11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. (программа "Линия жизни")

Календарно-тематическое планирование Биология. Общая биология. 10-11 классы. А.А. Каменский,  Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....

Лабораторный практикум для 10 класса к учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник

Эти инструктивные карточки к лабораторным работам помогут учителю и ученикам лучше подготовится и провести лабораторный практикум. Тем самым усвоить изучаемый материал по темам....

Лабораторный практикум для 11 класса к учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник

Эти инструктивные карточки к лабораторным работам помогут учителю лучше подготовится и провести лабораторный практикум. Использовать для оформления рабочих программ. А для обучающихся  закрепить ...

рабочая программа по биологии фкгос 10-11 класс к учебнику А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник

Рабочая программа по биологии разработана на основе: 1)Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по биологии; 2) примерной программы по биологии основного общего образова...

Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 класс Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 классАвторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....

Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс. Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс.Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....