Урок биологии 8 класс "Эмоции и темперамент"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок №
Предмет – биология
Класс-8
Тема: Эмоции и темперамент
Цель урока: разъяснить детям новые понятия "эмоции" и "темперамент".
Задачи урока:
- познакомить учащихся с положительными и отрицательными эмоциями, показать их влияние на человека;
- сформировать первоначальное представление о темпераменте и его типах;
-воспитать бережное отношение к себе, как к высшему организму процесса эволюции
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый
Тип урока: урок объяснения нового материала
Оборудование: ПК (презентация), дидактический материал
ХОД УРОКА
1.Орг.момент
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
/приветствие класса, постановка цели и задач урока, эмоциональный настрой на урок/
Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Каждый из вас в момент приветствия должен показать свое «особенное» движение, а все остальные его повторить. Например, Ира говорит: «Здравствуйте, ребята!» и показывает свое особенное движение. Ребята отвечают: «Здравствуй, Ира!» и повторяют ее движение.
- Понравилось вам приветствие?
- Что вы чувствовали? (радость, удовольствие)
2. Постановка цели урока.
Сегодня мы с вами узнаем о том, что влияет на наше настроение и наши поступки. Это зависит от эмоций, которые в данный момент преобладают. Почему мы по-разному реагируем на одно и то же событие? Это зависит от нашего темперамента.
Что же такое эмоции и темперамент?
3. Основная часть урока.
Эмоции - это переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самому себе.
Все эмоции выражаются на лице человека с помощью глаз, бровей и рта. От этого внешность, в зависимости от эмоционального состояния, меняется. Часто эмоции сопровождаются выразительными движениями.
Все эмоции делятся на положительные и отрицательные.
Как выглядят различные эмоции? ( На доске развешаны картинки, на которых изображены различные эмоции)
Я буду читать, как выглядит эмоция, а вы называйте номер картинки и как называется такая эмоция. \индивидуальная работа\
Злость - брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.
Страх - брови приподняты, глаза расширены, рот открыт.
Грусть - внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.
Удивление - брови приподняты, глаза округленные, рот приоткрыт.
Радость - брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.
Спокойствие - брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.
А сейчас поработаем в парах. У вас на партах лежат конверты с листочками, на которых написаны различные эмоции и нарисованы эмоциональные мордашки. Вам необходимо найти соответствие эмоции и рисунка, соедините его линиями и разделите эмоции на две группы - положительные и отрицательные эмоции.
(Фронтальная проверка задания).
Положительные эмоции (радость, восторг, ликование) благотворны не только для человека, который их переживает, но и для окружающих его людей. Эти эмоции несут в себе заряд энергии и как бы "заражают" другого человека хорошим настроением.
Отрицательные эмоции (злость, гнев, страх, отвращение) наоборот, могут навредить здоровью человека и его окружению, у всех появляется нервозность, обида друг на друга.
Часто эмоции можно показать жестами и сейчас я предлагаю вам
поработать в группах (определить эмоции и их жесты) (приложение 2)
(просмотр видеофрагмента отрицательный и положительные эмоции, жесты)
После увиденного, можно сказать, что эмоции можно определить по интонации, например, когда вы разговариваете по телефону.
Игра «Угадай эмоцию по интонации»
На карточках написаны названия эмоций. Дети по одному, молча читают карточку с названием эмоции и произносят вслух фразу «Завтра каникулы» с эмоциональной окраской. Остальные должны угадать эмоцию. (приложение 3)
Физминутка "Изобрази эмоцию". С помощью мимики и жестов ответьте на вопросы:
- С каким настроением я проснулся утром?
- Каким я пришел в школу?
- Я получил двойку.
- Я получил пятерку.
- Я обидел друга.
- Уроки закончились, пора домой!
Темперамент - это такие особенности психики, которые проявляются в том, насколько человек быстро или медленно действует, говорит; как глубоко переживает разные события.
Знакомство с некоторыми специфическими чертами классических типов темперамента поможет вам найти эти черты у одноклассников и близких. А это позволит оценить своеобразие каждого и научиться взаимодействовать друг с другом.
Различают четыре типа темперамента :
Сангвиник - очень общительный, любит подвижные игры. У него много друзей, но он их часто меняет. Как и свои увлечения.
Холерик - бурно выражает свои чувства, его трудно успокоить. Трудно отвлечь от игры, если она понравилась. Добивается больших успехов в любимом деле.
Флегматик - очень медлительный, но усидчив и терпелив. Друзей немного, но он верный и постоянный. Долго привыкает к новым людям и обстановке.
Меланхолик - не любит шумных игр, держится в стороне от других детей. Обидчив, долго переживает. Чувствует красоту окружающего мира и стремиться выразить ее в каком-либо виде творчества.
Редко, чаще у людей проявляются черты 2 -3 темпераментов.
Чтобы лучше узнать к какому типу относится каждый из вас, мы проведем специальную анкету на определение вашего типа темперамента.
Возьмите листы, которые лежат у вас на парте. Отвечая на поставленный вопрос, обведите одну из букв варианта ответа.
Анкета для выявления особенностей темперамента школьника.
Как ты ведешь себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
А) Легко включаешься в работу;
Б) Активно действуешь;
В) Действуешь спокойно, без лишних слов;
Г) Действуешь робко, неуверенно.
2.Как ты реагируешь на замечания учителя, родителей?
А) Говоришь, что больше так делать не будешь;
Б) Не слушаешь и поступаешь по-своему, бурно реагируя на замечания;
В) Выслушиваешь молча;
Г) Молчишь, обижен, переживаешь.
3.Как ты обычно разговариваешь с другими детьми в значимых для тебя ситуациях?
А) Быстро, с жаром, но прислушиваешься к высказываниям других;
Б) Быстро, со страстью, других даже не слушаешь;
В) Медленно, спокойно, но уверенно;
Г) С большой неуверенностью.
4. Как ты обычно ведешь себя в необычной обстановке?
А) Легко ориентируешься, проявляешь активность;
Б) Активен, очень возбужден;
В) Спокойно рассматриваешь окружающее;
Г) Робок, растерян.
Теперь посмотрите, каких букв А, Б, В или Г у вас получилось больше.
- А - сангвиник.
- Б - холерик.
- В - флегматик.
- Г - меланхолик.
Однако, в чистом виде они встречаются редко, чаще у людей проявляются черты 2 -3 темпераментов.
Игра Светофор
- Темперамент - это переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самому себе. -
- Условные рефлексы образуются на всю жизнь-.
- Условные рефлексы передаются по наследству-.
- Учение об условных рефлексах разработано И.М.Сеченовым-.
- Образование условных рефлексов связано с корой головного мозга.+
- Реакция учеников на звонок с урока — пример внутреннего торможения.-
- Сон имеет 1 фазу –
- Память по хранению информации бывает кратковременная и долговременная+
- Темперамент - это особенности психики человека +
- Эмоции бывают только положительные-
Рефлексия урока
Закончите предложение:
- Мне сегодня на уроке …
- Я себя на уроке чувствовал …
«Дерево настроения»
Учитель просит детей сорвать с «Дерева настроения» яблоко, которое отражает их настроение в конце урока.
Красное яблоко – очень хорошее настроение.
Желтое яблоко – хорошее настроение.
Зеленое яблоко – грустное настроение.
4. Итог урока.
Сегодня каждый из вас узнал не только какие бывают эмоции, но и свой темперамент и теперь знает свои особенности, узнал о темпераменте своего друга и его особенностях. Надеюсь, это поможет вам избежать ссор и обид.
Вспоминайте почаще о благотворном влиянии на настроение положительных эмоций.
Несите друг другу радость и чаще улыбайтесь.
5. Домашнее задание.
Проведите дома исследование на выявление типов темперамента у ваших близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Урок ОНЗ по психологии "Темперамент" в рамках системно-деятельностного подхода.
Предмет: психологияКласс: 7Тип урока: открытия нового знания в рамках системно-деятельностного подхода.Тема: «Темперамент».Основные цели: 1) сформировать умение планировать свою деятельность при выпол...
Разработка открытого урока в 7 классе "Темперамент и личность"
план открытого урока...
Презентация к интегрированному уроку психологии с биологией по теме Темперамент
Урок биологии для 8 класса по теме "Темперамент" проводился в формате деловой игры "Прием на работу". Учащиеся в ходе игры узнают свой темперамент, создают резюме и в игровой форме...
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...