Урок КВН "Здоровый образ жизни"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Данное мероприятие является пропагандой здорового образа жизни, на основе межпредметных связей в условиях современной школы.
Затрагиваются межпредметные связи биологии с географией, литературой, ОБЖ и физической культурой по вопросам здорового образа жизни.
У учащихся развивается умение обобщать и систематизировать полученные знания, отрабатывать умения и навыки самостоятельной работы. Развивается умение владеть собой: выдержка, самообладание, уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности.
Расширяется кругозор учащихся, умение применять полученные знания и умения на практике и в повседневной жизни.
Работа способствует эстетическому воспитанию школьников,
прививает любовь к родной природе, пропагандирует здоровый образ жизни.
Конкурсы «Зеленая аптека», «На лесной полянке» развивают умение ориентироваться в окружающей среде, уметь различать лекарственные растения.
Конкурсы «Скорая помощь» и «Неболейка» помогают учащимся получить навыки в оказании первой помощи при экстренных ситуациях, соблюдении правил гигиены для сохранения здоровья и профилактики заболеваний.
Конкурс «Вредные привычки» - призывает учащихся к здоровому образу жизни.
Конкурсы «Спортивный», «Клуб закаливания» дают возможность ребятам познакомиться с правилами закаливания организма, прививает любовь к физкультуре и спорту.
Мероприятия данного направления позволяют учащимся развивать логическое мышление, смекалку, использовать знания полученные ранее на уроках географии, ОБЖ и физической культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 60 Авиастроительного района г. Казани.
Урок - КВН по теме: «Здоровый образ жизни». 7 класс.
Горбачева Татьяна Семеновна - учитель биологи и химии 1 категории.
Цель урока:
пропаганда здорового образа жизни, на основе
межпредметных связей в условиях современной школы и с использованием интерактивного оборудования.
Задачи:
образовательные:
- проследить межпредметные связи биологии с географией, литературой, ОБЖ и физической культурой по вопросам здорового образа жизни;
- умение обобщать и систематизировать;
- отработать умения и навыки самостоятельной работы;
- осуществить контроль определенных знаний;
- развивать умения владеть собой: выдержки, самообладания, уверенности в своих силах, умения преодолевать трудности;
развивающие:
- расширить кругозор учащихся 7-ых классов на основе полученных знаний и умений;
- уметь применять полученные знания и умения на практике и в повседневной жизни;
воспитательные:
- способствовать эстетическому воспитанию школьников;
- прививать любовь к родной природе;
- уметь бороться с вредными привычками;
- пропагандировать здоровый образ жизни.
Методы:
- словесный – беседа на основе знаний учащихся;
- наглядный – демонстрация таблиц, наглядных пособий, дополнительной литературы, презентаций;
- практический – работа с натуральными объектами;
- исследовательский – поиск правильных ответов на поставленные вопросы, от незнания к знанию;
Методические приемы:
- логический – выявление общих признаков, различий, формулировка выводов;
- организационный – фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся;
- технический – использование наглядности, натуральных объектов, интерактивного оборудования.
Оборудование:
- презентации на каждый конкурс;
- спортивный инвентарь;
- аптечка, бинты, жгут;
- гербарий лекарственных растений; сборы лекарственных трав;
- выставка книг по данной теме;
- музыкальное сопровождение.
Оценка знаний и умений учащихся:
№/п | Конкурс | 1 команда + болельщики | 2 команда + болельщики |
I | Домашнее задание | ||
II | “Зеленая аптека” | ||
III | “На лесной полянке” | ||
IV | “Скорая помощь” | ||
V | «Спортивная» | ||
VI | «Неболейка» | ||
VII | «Вредные привычки» | ||
VIII | «Клуб закаливания» | ||
IX | Конкурс капитанов | ||
Общий балл | |||
Итог | |||
Место |
Критерий оценки:
конкурcные ответы оцениваются по 1 баллу за правильный ответ (№1,2, 3,
4, 7);
№5 – 3балла за практическое задание и 1балл за каждый правильный ответ;
№8 – тоже самое что и в №5;
№9 – каждая поговорка или пословица 1 балл.
В каждой команде по 6 учеников (7-ые классы),
остальные болельщики.
Из гостей выбираем жюри.
Ход урока:
Ведущий: Сегодня у нас урок-Квн «Здоровый образ жизни».
Во время урока вы узнаете как соблюдать правильный образ жизни,
разбираться в лекарственных растениях, не пропасть в лесу и многое другое.
В КВН участвуют 2 команды.
Поприветствуем их.
Каждая команда имеет свою группу поддержки – это наши болельщики.
Судить наш КВН будет компетентное жюри состоящее из наших гостей, это:
- директор школы
- завуч по ВР
- завуч по УВР
- педагог-организатор
- ученик 10 класса
- ученица 9 класса.
Поприветствуем наше жюри.
Каждый конкурс так или иначе связан с нашим здоровьем.
Условия участия:
капитаны команд выбирают на какие вопросы (четные или нечетные) будет отвечать команда, по очереди, ведущий читает вопросы, отвечает команда, если не справляется – помогают болельщики, либо отвечает команда соперник (или ее болельщики);
каждый конкурс оценивается: за правильный ответ – 1 балл;
домашнее задание – 3 балла.
Конкурс I. «Домашнее задание».
К нам пришел, не хмурь лица
Будь веселым до конца.
Ты не зритель, ты не гость,
Ты программы нашей гвоздь!
Звучит музыка «Мы начинаем КВН…»
Команды имеют:
1. название (связь со здоровым образом жизни);
2. девиз;
3. защита (в виде реферата, песни, стихотворения)
Конкурс II. «Зеленая аптека».
Одуванчик, подорожник,
Василек, шалфей и мята.
Вот зеленая аптека –
Помогает нам ребята.
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит путь на огород.
С грядки мы возьмем микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду
Снова будешь жизни рад.
Оборудование:
гербарий, картинки-иллюстрации лекарственных растений, лекарственный сбор трав.
Капитаны команд выбирают задание (ответы на четные и нечетные вопросы).
Если команда не может ответить на вопрос, на него отвечает команда- соперник, принимается помощь болельщиков.
Вопросы:
- Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой?(валериана, сердечные болезни)
- У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия? (липа, календула, ромашка, пижма, кукурузные рыльца, первоцвет весенний)
- У каких растений в качестве лекарственного сырья используют корни и корневища? (валериана, женьшень, лопух, солодка, аир, родиола розовая)
- У каких растений в качестве лекарственного сырья используются плоды? (боярышник, шиповник, рябина, черника, смородина, облепиха, калина, малина).
- Какие ядовитые растения являются, одновременно лекарственными? (белладонна, дурман обыкновенный, болиголов пятнистый, ландыш майский)
- Появились бубенчики –
Белые горошки.
Распустились колокольчики
На зеленой ножке (ландыш майский).
- Почему в бане парятся березовым веником? (листья березы убивают болезнетворные микроорганизмы).
- Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробы, лечат от цинги, используются для успокаивающих ванн. Назовите его (сосна).
- В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,
Но с пашни, как сорняк, он изгнан безоглядно.
Цветочек голубой и длинный стебелек –
Ну кто ж его не знает, ведь это …. (василек)
- Листья – будто кружева,
Украшение для стола.
Повышает аппетит,
Придает здоровый вид.
Круглый год лечения,
И все от воспаления (укроп).
Конкурс III. «На лесной полянке».
Представь себе, ты – Робинзон!
Попал в лесу в ловушку.
Как выжить в нем?
Спроси и друга, и подружку.
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относиться как друзья.
И при всем честном народе
Добавляем мы потом:
Нужно помогать природе –
Но со знаньем и умом.
Мы – любители природы.
Наша армия идет,
Отправляемся походом
В бой за чистый небосвод.
Вопросы:
- Как спастись от комаров? (дым, ветка луговой ромашки, запах гвоздики, черемухи).
- Какое дерево избавляет ноги от пота, запаха, трещин? (кора дуба).
- Ягоды этого растения отбеливают кожу лица, делают её упругой (земляника лесная).
- Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок. Настоем из листьев умываются, моют голову (чистотел).
- Листья и корни этого растения используют от боли при ушибе (лопух, подорожник).
- Листья этого растения обжигают нас.
Сок из листьев этого растения спасает нас.
Весной его используют на суп.
Голову мыть его отваром – волосы растут (крапива).
- Волосы, вымытые в отваре этого растения, приобретают золотистый оттенок, а при умывании – кожа становится нежной, бархатной. Назовите его (цветы ромашки).
- Масло этого растения втирают в кожу головы, чтобы волосы лучше росли (репейное масло).
- Какие блюда можно приготовить из данных растений:
- цикорий (аналог кофе)
- крапива (суп, салат)
- дуб (каша, лепешки, оладьи, кофе)
- одуванчик (салат, вино, корни – кофе, чай)
- черемуха? (пироги, кисели, напитки, вино).
- Как в лесу обойтись без мыла? (тутовики, зола, мыльнянка).
Конкурс IV. «Скорая помощь».
Друг в беде.
Скорей на помощь!
Вот трава,
Что лекарство и овощ!
Овощи и фрукты
Любят все на свете.
Бабушки и дети
Секреты знают эти.
Виноград и вишня
Лечат все сосуды.
Абрикос – от сердца,
Груша – от простуды.
Апельсин, как витамин,
Знают все, не заменим.
Ешьте фрукты, здоровейте,
Пейте сок и не болейте!
Оборудование:
жгут, бинты.
Показать и рассказать:
- Как остановить кровотечение с помощью жгута.
- Как оказать первую помощь при переломе руки.
- Как оказать первую помощь при тепловом и солнечном ударах?
- Как оказать первую помощь при укусе ядовитыми животными?
Ответьте на вопросы:
- Какие растения используются для остановки кровотечения? (пастушья сумка, крапива, тысячелистник)
- Какие растения используют для лечения нарывов? (алоэ, каланхоэ – комнатные растения, подорожник, капуста, календула).
- Какие растения используются при сердечном приступе? (настойка ландыша, корней валерианы, пустырника).
- Какие растения используются как жаропонижающие средства? (лимон, малина).
- Какие растения используют для снятия боли от ушибов? (подорожник, лопух).
- Какие растения используются при расстройствах желудка, кишечника? (подорожник, плоды черемухи, черники).
Играет музыка «В хоккей играют настоящие мужчины».
Конкурс V. «Спортивный».
Вини себя за вид болезненный и хмурый,
Не занимаешься ты видно физкультурой!
Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам.
Умываться, закаляться, спортом смело заниматься,
Быть здоровым постараться.
Это нужно только нам!
Выбирается карточка с заданием.
Задание выполняется произвольно в течение 5 минут.
- Показать комплекс гимнастики для глаз.
- Показать комплекс гимнастики для расслабления.
- Показать комплекс дыхательной гимнастики.
- Показать комплекс гимнастики для шеи, плечевого пояса, рук.
- Показать комплекс гимнастики на осанку, сидя на стуле, используя его как опору.
Дополнительно ответить на вопросы:
- Назовите виды спорта, входящие в Зимние Олимпийские игры (хоккей, фигурное катание, биатлон и др.).
- Назовите летние виды спорта (плавание, футбол, легкая атлетика, велосипедные гонки).
- Что такое культуризм? (вид спорта, при котором чаще с помощью упражнений развиваются определенные группы мышц тела).
- Что вы знаете о гимнастике йогов?
Конкурс VI. «Неболейка».
Ангина и кашель бывают у тех,
Кто смотрит со страхом на лыжи и снег.
Крошка сын к отцу пришел.
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»
Если делаешь зарядку,
Если кушаешь салат
И не любишь шоколадку –
То найдешь здоровья клад.
Если мыть не хочешь уши
И в бассейн ты не идешь,
С сигаретою ты дружишь –
Так здоровья не найдешь.
Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам.
Умываться, закаляться, спортом смело заниматься,
Быть здоровым постараться.
Это нужно только нам!
- Какие меры профилактики гриппа в зимнее время вы знаете?
- Назовите болезни «грязных рук» (желудочно-кишечные, дизентерия, гепатит, туберкулез, чесотка).
- Какие болезни таит в себе глоток воды из реки или озера? (холера, дизентерия, гельминты и др.)
- Почему после занятия физкультурой (спортом) нельзя сразу пить холодную воду? (ангина, катар дыхательных путей).
- Назовите меры предосторожности, которые нужно соблюдать для того чтобы не заразиться туберкулезом? (мыть руки, не есть и не пить из чужой посуды, не контактировать с больными).
- Как избежать заболевания педикулезом? (мыть голову, не использовать чужие расчески, не ложиться в чужую постель, головные уборы).
- Почему нельзя гладить незнакомых кошек, собак? (глисты, блохи, лишаи).
- Покраснение, зуд руки, желание почесать данное место, симптомы какого заболевания? (чесотка).
- Как избежать солнечного удара? (головной убор, находиться в тени).
- Как избежать гастрита? (правильное питание).
Конкурс VII. «Вредные привычки».
Не бери чужие платья,
Ногти тоже не грызи,
Не дружи ты с сигаретой,
Так здоровья не найти!
Частушки, в которых высмеивают людей, склонных к употреблению алкоголя, никотина и токсичных веществ:
1. Моя милая подруга
Вытворяет просто чудо:
Литр водки выпить может,
Три да два сложить не может.
2. Мой дружок пришел на танцы,
А под березою сидит
Голова его в пакете,
Рядом лак пустой лежит.
3. Закурите сигаретку –
Будете красивыми:
Желтозубыми мальчишками
С тупыми минами.
Вопросы:
- Почему нельзя грызть кончик карандаша, ручки? (зубы будут неровными).
- Почему нельзя курить? (желтые зубы, запах изо рта, хромота, кашель).
- Как влияет на здоровье и внешний вид человека употребление алкоголя? (расширяются сосуды – красный нос, жилки на лице, болезни печени, желудка и т.д.).
- Как можно догадаться, что человек употребляет наркотики? (расширенные зрачки глаз, агрессивность, худоба, бледность).
- Как часто и зачем нужно мыть голову? (чистота, вши, блохи, мыть 1 раз в 5-7 дней).
- Подружка просит вас дать ей свою расческу. Что вы сделаете? (вежливо откажите, объяснив, почему нельзя).
- Объясните, почему нельзя грызть ногти? (под ногтями грязь, возбудители болезней, яйца гельминтов).
- Как избавиться от привычки и желания ковыряться в носу? (смазывать внутри маслом или вазелином, чистить нос 1-2 раза в день, увлажнять воздух в комнате).
- К чему может привести привычка - брать в рот несъедобные предметы? (можно проглотить, перекрыть вход в трахею, проколоть небо или щеку, заразиться болезнями).
- Почему нельзя меняться одеждой, обувью, брать чужие головные уборы? (можно заразиться кожными, инфекционными заболеваниями, грибковыми, вшами).
Конкурс VIII. « Клуб закаливания»
Солнце, воздух и вода –
Наши лучшие друзья!
Гигиена и здоровье,
Спорт, закаливание, труд,
Травы, овощи и фрукты
Рука об руку идут.
Маски, ванны и массажи
Нам полезны спора нет,
Ну а лень, обжорство, пьянство
Оставляют тоже след!
Оборудование:
губка, полотенце, мыло, ведро, щетка пластмассовая, варежка из махрового полотенца, тазик, таблички «Водные процедуры», снег на тарелке со льдом.
«Водные процедуры»:
1.Умывание холодной водой лица.
2. Умывание холодной водой до пояса.
3. Обливаемся холодной водой всего тела.
4. Контрастный душ.
5. Купание в водоеме.
6. Обтирание снегом до пояса.
Каждая команда выбирает задание-табличку «Водные процедуры».
Выбирает необходимые предметы и рассказывает о правилах проведения процедуры закаливания в течение одной минуты.
Дополнительно ответить на вопросы:
1.Вы решили закаливать свой организм: с чего надо начать?
А) посоветуетесь с родителями и врачом;
Б) будете купаться на реке, пока не замерзнете;
В) начнете обливание холодной водой всего тела.
2. В какое время года лучше всего начинать закаливание?
А) зимой;
Б) летом.
3. Кто такие моржи? Можно ли без подготовки купаться зимой в водоеме? («моржи» - люди, купающиеся зимой в проруби, нельзя).
4. Расставьте последовательность закаливания в виде ряда цифр:
1) умывание холодной водой;
2) купание в водоеме;
3) растирание варежкой с холодной водой до пояса;
4) контрастный душ;
5) обливание тела водой.(1,3,4,5,2).
Конкурс IX. «Конкурс капитанов».
Надо, надо закаляться,
Физкультурой заниматься.
«Нехочухам» и ленивым
Стыд и срам!
Знание пословиц и поговорок о здоровье, здоровом образе жизни.
Капитаны команд по очереди называют пословицы или поговорки о здоровье, здоровом образе жизни. Принимается помощь команд (минимальное количество 5).
. Здоровье всего дороже. Здоровье дороже богатства.
. Здоровью цены нет. Здоровья не купишь.
. Болезнь человека не красит.
. Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест.
. Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.
. Самого себя лечить только портить.
. Здоровому всё здорово.
. Здоровье дороже денег. Здоров буду – и денег добуду.
. Береги платье с нову, а здоровье смолоду.
. В здоровом теле здоровый дух!
Список используемой литературы.
- В.И. Даль «Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа» С.-Петербург, «Литера», 1997
- Ф.Н. Салахова «Урок» Казань, ИПКРО РТ, 2000
- В.В. Балабанова и др. «Предметные недели в школе. Биология, зкология, здоровый образ жизни» Волгоград, «Учитель», 2001
- Газеты «Биология».
- Н.М. Верзилин «Путешествие с домашними растениями», Л., «Детская литература», 1970
- В.В. Балабанова и др. «Открытые уроки по биологии» 7-9 классы, Волгоград, «Учитель», 2003
- Журналы «Биология в школе».
8. Ф.Н.Салахова «Урок». ИПКРО РТ. Казань.2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Здоровый образ жизни"
Данный урок в 6 классе является обобщающим по теме «Здоровый образ жизни». Урок разработан с использованием материала учебника по английскому языку «Английский в фокусе», автор...
Конспект и презентация к интегрированному уроку "здоровый образ жизни"
Интегрированный урок английского языка и информатики проводится в 6-м классе в рамках изучения среды программирования ЛогоМиры и темы “Здоровый образ жизни”...

Конспект урока «Здоровый образ жизни с точки зрения науки».
Обобщение, систематизация и закрепление знаний деформации тел, законах диалектического материализма в различных проявлениях природы и на уроках физики. Воспитание ответственного отношения к здоровью....

Открытый урок "Здоровый образ жизни"
Открытый урок "Здоровый образ жизни" с использованием педогогической технологии В.В. Лебедева "Достижение прогнозируемых результатов"...

Интегрированный дополнительный урок "Здоровый образ жизни, факторы здорового образа жизни"
формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни....