Программа элективного куса"Генетика"
элективный курс (биология, 10 класс) на тему

Панова Наталья Васильевна

Данный курс предусматривает изучение  и теоретических, и прикладных вопросов, в частности медицинской генетики и психогенетики. Он может быть рекомендован тем учащимся, которые хотели бы качественно подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам по биологии, в том числе и  к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon genetyka.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34»



«Рассмотрено»

          Руководитель МО

_____________/____________/

                                   ФИО

Протокол № _ от _____________


«Согласовано»

Педагогический совет

_____________/Новикова Т.В./

                                   ФИО

Протокол № _ от________________


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 34»

____________/Т.И.Никитина/

ФИО

Приказ № _ от _______________












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Панова Наталья Васильевна, высшая квалификационная категория





                      Основы генетики. Решение генетических задач.

для 10-х общеобразовательных классов

основного  общего образования





















2012- 2013  учебный год

Содержание рабочей программы

1.

Пояснительная записка

3-4

2.

Содержание тем учебного курса

5-7

3.

Календарно-тематический план

8-10

4.

Листок корректировки программы

11

5.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

12-13

6.

 Перечень учебно-методического обеспечения

14

7.

Список литературы (основной и дополнительной)

15

8.

 Аннотация, приложения к программе

16

Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в генетике занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека», углубление знаний в области медицинской генетике, разработка современных методов генной терапии, синтез знаний в области генетики и экологии человека, изучение вопросов происхождения и эволюции человека с точки зрения генетики – вот далеко не полный перечень важнейших вопросов, которые решает современная генетика человека. Поэтому, на мой взгляд, весьма актуальным, является углубление содержания этого раздела в рамках предмета «Общая биология». Это актуально и с позиций концепций профильного обучения, и с позиций формирования естественно научного и гуманистического мировоззрения, и с позиций воспитания биологической и экологической культуры молодого поколения. Исходя, из этого и была разработана данная программа учебного курса.

Данный курс предусматривает изучение  и теоретических, и прикладных вопросов, в частности медицинской генетики и психогенетики. Особое внимание уделено изучению степени влияния некоторых антропогенных факторов на генотип отдельного человека и на генофонд человечества в целом и, следовательно, на общие перспективы развития биологического вида Человек разумный.

         Изучение учебного курса предполагает решение генетических задач, выполнение практических работ, представление итогов работы в виде отдельных проектов, презентаций.

  В основу программы элективного курса положены принципы расширения и систематизации знаний, развития интереса у учащихся к самостоятельному приобретению знаний.

       На занятиях основной акцент сделан на помощь ученику в определении интересующих его проблем. Соответственно содержание курса расширяет знания, объединяет научные знания с обыденными, житейскими,  поднимает личный жизненный опыт ученика на научный, теоретический уровень.

      Курс включает межпредметные знания биологических дисциплин: анатомия и физиология человека, цитологии, молекулярной биологии и биохимии, гистологии, эмбриологии и современной теории эволюции. Изучение учебного курса генетика человека не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей биологии, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нём.

Методические идеи курса строены на коммуникативно - деятельностной основе личностно-ориентированного подхода. Они поддерживают процессы самопроявления, саморазвития и самореализации личности учащегося. Он может быть рекомендован тем учащимся, которые хотели бы качественно подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам по биологии, в том числе и  к ЕГЭ. Программа рассчитана на 35часов.

Цель курса:

 создание условий для самоопределения ученика на выбор профессиональной дальнейшей деятельности естественнонаучного профиля, через систематизацию, и расширения знаний об основных свойствах живого: наследственности, изменчивости, размножении;

Задачи курса:

  1. Систематизировать и углубить научно-понятийный аппарат, основные биологические положения.
  2. Формирование умения   осуществлять    разнообразные виды самостоятельной деятельности с  цифровыми  образовательными  ресурсами;
  3. Расширять биологические знания через исторический обзор, изучения персоналий.

  1. Углубить знания и показать значение в раскрытии механизма наследования.
  2. Познакомить учащихся с наследственными заболеваниями человека и их причинами.
  3. Сформировать потребность приобретения новых знаний и способов их получения путем самообразования.
  4. Создавать положительную мотивацию для обучения в дальнейшем на планируемом профиле.

Ожидаемые результаты:

 Обеспечение устойчивой позитивной динамики повышения качества    биологического образования в  результатах  ЕГЭ  по биологии

Формы организации  обучения учащихся:

коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм);

групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в  парах  и т.п.);

индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование, создание компьютерной презентации Power Point;работа с Интернетом, СМИ).

Изучение  каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце  раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные  части А. Задания части В и С по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение.

Преподавание элективного курса предусматривает внедрение современных педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала у учащихся, индивидуализации и персонализации образования. Методологической основой курса является деятельностный подход.    

Ведущие методы:  

словесные (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);

наглядные (демонстрация   натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов,  анимацией, 3D моделей,  фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);

частично-поисковые, проблемные (обсуждение путей решения проблемной задачи);

практические (выполнение  генетических задаx)

Основная концепция курса.

Чтобы помочь учащимся раскрыть собственный потенциал, в программе реализуются принципы, составляющие следующую педагогическую концепцию.

Принцип 1 - соответствие методологическим принципам современного биологического познания, на основе которого у школьников должны сформироваться системное мышление и целостная научная картина мира.

Принцип 2 - добровольность - каждый из учащихся принимает осознанное решение посещать занятия.

Принцип 3 - максимально активная позиция, что предполагает свободное высказывание участниками своих вариантов решений предлагаемых заданий и вопросов.

Принцип 4 – научность.

Принцип 5 - развивающий характер - данный элективный курс должен способствовать развитию познавательной самостоятельности, творчества.

Принцип 6 - историко-патриотический акцент при изучении истории генетики.

Принцип 7 - экологическая направленность - курс должен привести к формированию твердой убежденности, что неблагоприятные внешние факторы влияют на организм на молекулярно-генетическом уровне, являются причиной генетических нарушений.

Принцип 8 - профессиональная направленность - изучение данного материала должно облегчить учащимся процесс выбора будущей профессии

Содержание тем учебного курса

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Лекции

Практические работы

Семинары

Формы контроля

1

Сто тысяч Я. (Методы изучения генетики человека)

7

часов

3

           2

Решение задач

2

Решение задач, составление родословных, презентации

2

Биология нашей индивидуальности. (Наследственный аппаратсоматических и генеративных клеток)

4

часов

2

1

1

фронтальный

3

От ДНК к поведению. (Механизмы наследования различных признаков у человека)

8 часов

2

4

Решение задач

2

Презентации

4

Этапы большого пути. (Генетические основы онтогенеза у человека)

5

часов

2

2

1

Выполнение практической работы

5

Сборка «Я». О некоторых поломках и ошибках «Я» (Основы медицинской генетики)

7 часов

2

3

2

Рефераты, презентации

6

Похвала чуду. Прогнозы. (Эволюционная генетика человека)

4

часа

2

1

1

 Викторина «Эволюционная генетика человека».

                                                     


 

I. Сто тысяч Я (Методы изучения генетики человека) (7 ч.)

Введение(1 час)

  Человек как объект генетических исследований.

Сложность изучения генетики человека.

Лекция(2ч). Генеалогический метод. Родословные древа, методика их составления для признаков с разным типом наследования.

Близнецовый метод. Монозиготные и дизиготные близнецы. Конкордантность и дискордантность признаков у близнецов. Изучение степени влияния наследственных задатков и среды на формирование тех или иных признаков у человека.

Цитогенетические методы: простое культивирование соматических клеток, гибридизация, клонирование, селекция соматических клеток.

Биохимические методы.

Метод моделирования.

Метод дерматографики.

Семинар(1ч) Модификационная изменчивость в популяциях человека. Признаки с широтой нормы реакции. Признаки с однозначной нормой реакции. Практическое применение знаний о

закономерностях модификационной изменчивости в популяции человека.

Практическая работа(1ч)

Решение задач по теме: « закон Харди—Вайнберга в применении к популяции человека».

Семинар(1ч) Статистические закономерности модификационной изменчивости. Генетика популяции человека. Насыщенность популяций мутациями, их частота и распространение. Принципы равновесия мутационного процесса и естественного отбора в популяциях человека. Изоляты и инбридинг. Балансированный наследованный полиморфизм: геногеография групп крови, аномальных

Практическая работа(1ч): Изучение статистических закономерностей модификационной изменчивости (на примере произвольно выбранных количественных признаков человека: рост).

Темы для рефератов

 «Родословные древа известных людей»; «Близнецы как биологическое явление». Презентации.

 II.Биология нашей индивидуальности (Наследственный аппарат соматических и генеративных клеток человека) (4 ч.)

 Лекция(2ч). Хромосомный набор клеток человека. Кариотип. Типы хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Идиограммы хромосомного набора клеток человека. Структура хромосом. Хроматин: эухроматин, гетерохроматин, половой хроматин. Хромосомные карты человека и группы сцепления.

Семинар(1ч) Геном человека. Явления доминирования (полного и неполного), кодоминирования, сверхдоминирования. Экспрессивность и пенетрантность отдельных генов.

Международный проект «Геном человека»: цели, основные направления разработок, результаты. Различные виды генетических карт человека.

Практическая работа(1ч).  Генетические карты человека.

Тема для реферата: «Международный проект «Геном человека».

 

III. От ДНК к поведению (Механизмы наследования различных признаков

у человека)  (8 ч.)

Лекция(2ч). Менделизм; закономерности наследования признаков у человека и типы их наследования — аутосомно-доминантный и аутосомно-рецессивный.

Признаки: сцепленные с полом, детерминированные полом, ограниченные полом.

Сцепленное наследование. Кроссинговер, его роль в обогащении наследственного аппарата клеток.

Семинар(4ч) Полигенное наследование у человека: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропное взаимодействие генов.

Цитоплазматическое наследование у человека.

Практическая работа(2ч).

Решение задач по теме «Различные механизмы наследования признаков у человека».

 IV. Генетические основы онтогенеза человека (Этапы большого пути)(5 ч)

Лекция(2ч). Особенности гаметогенеза человека. Строение яйцеклетки и сперматозоида человека, их генетический аппарат. Генетический смысл процесса оплодотворения.

Генетические аспекты эмбриогенеза человека. Регуляция активности генов в ходе онтогенеза (ядерно-цитоплазматическое взаимодействие, межклеточное влияние, действие гормонов, контроль транскрипции и т. д.). Гены и дифференцировка клеток. Роль генов в морфогенезе. Депрессия генов в ходе органогенеза.

Семинар(1ч) Цитогенетические основы определения пола в ходе онтогенеза человека, его нарушения (мозаицизм, гермафродиты и гинандроморфы, синдром Морриса, трансвестизм).

Семинар(1ч) Психогенетика. Роль наследственности и среды в проявлении специфических для человека фенотипических признаков — склонностей, способностей, таланта. Общая и

специальная одаренность.

Практическая работа(1ч) «Изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Тема для реферата: «Роль наследственности и среды в проявлении специфических для человека фенотипических признаков — склонностей, способностей, таланта». «Гены и преступность», «Гены и гении».Презентации.

 V. Сборка «Я». О некоторых поломках и ошибках «Я» (Основы медицинской генетики) (7ч)

Лекция(1ч). Мутации, встречающиеся в клетках человека. Основные группы мутагенов: физические, химические и биологические. Принципы классификации мутаций (по типу клеток, по степени влияния на генотип, по степени влияния на жизнеспособность организма и т. д.). Основные группы мутаций, встречающиеся в клетках человека: соматические и генеративные; летальные, полулетальные, нейтральные; генные или точковые, хромосомные и геномные.

Лекция(1ч). Наследственные заболевания.

Моногенные заболевания, наследуемые как аутосомно-рецессивные (фенилкетонурия, галактоземия и т. д.), аутосомно-доминантные (ахондроплазия, полидактилия и т.д.), сцепленные с Х-хромосомой рецессивные (дальтонизм, гемофилия, миопатия Дюшенна), сцепленные с Х-хромосомой доминантные (коричневая окраска эмали зубов, витамино-резистентный рахит и т.д.), сцепленные с У-хромосомой (раннее облысение, ихтиозис и т. д.).

Семинар(3ч) Хромосомные и геномные наследственные заболевания, связанные с изменением числа целых аутосом и их фрагментов (трисомии — синдром Дауна, синдром Патау, синдром Эдвардса; делеции — синдром «кошачьего крика») и с изменением числа половых хромосом (синдромы Шерешевского—Тернера, Кляйнфельтера, трисомии Х и т. д.).

Врожденные заболевания. Критические периоды в ходе онтогенеза человека. Терратогенные факторы. Физические терратогены. Химические терратогены. Пагубное влияние на развитие плода лекарственных препаратов, алкоголя, никотина и других составляющих табака, а также продуктов его горения, наркотиков, принимаемых беременной женщиной. Биологические терратогены.

Болезни с наследственной предрасположенностью (мультифакториальные): ревматизм, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, псориаз, бронхиальная астма, шизофрения и т. д.), особенности их проявления и профилактика.

Профилактика наследственно обусловленных заболеваний.

Медико-генетическое консультирование. Методы пренатальной диагностики. Достижения и перспективы развития медицинской генетики. Генная терапия.

Практическая работа(2ч):        Решение задач по теме «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями».

Темы для рефератов:

 «Мутагены антропогенного происхождения»: «Достижения и перспективы развития медицинской генетики»; «Генная терапия». Презентации.

 VI. Похвала чуду. Прогнозы (Эволюционная генетика человека) (4ч)

Генетические основы антропогенеза. Биомолекулярные доказательства животного происхождения человека. Молекулярно-генетическое сходство человека и других приматов. Происхождение рас и расогенез. Генетическое родство и генетические различия представителей разных рас. Роль географической и социальной изоляции в формировании генофонда человечества. Homo Sapiens как единый полиморфический вид. Перспективы человека как биологического вида с точки зрения генетики. Евгеника. Клонирование человека: морально-этический и научный аспекты проблемы.

Темы для рефератов:"Происхождение раc и расогенез с точки зрения генетики»; «Евгеника»: «Клонирование человека: морально-этический и научный аспекты проблемы». Презентации.

                                 


Календарно-тематическое планирование в  10  классах

на 2012-2013 учебный год

                                           Количество недельных часов 1, годовых  часов 35




№ урока

Дата

Тема раздела, урока

Примечание


план

факт



Раздел №1. Сто тысяч Я. (Методы изучения генетики человека) (7ч.)

1

05.09


 Введение(1 час)

Человек как объект генетических исследо-ваний

 электронное пособие «Уроки биологии».  Кирилл и Мефодий

2

12.09


 Генеалогический Близнецовый методы.

 

Презентации.

 «Близнецы как биологическое явление».

3

19.09


 Цитогенетические,

биохимические методы.


4

26.09


Модификационная изменчивость в популяциях человека.


5

03.10


 Практикум № 1.Решение задач. Закон Харди-Вайнберга в применении к популяции человека


6

10.10


Изучение статистических закономерностей модификационной изменчивости

Презентации.

 «Родословные древа известных людей»

7

17.10


 Практикум № 2.Статистические закономерности модификационной изменчивости.

Задания, аналогичные  частям А,В и С в КИМах  ЕГЭ

Раздел№2. Биология нашей индивидуальности (Наследственный аппарат соматических и генеративных клеток человека) (4 ч.)

8

24.10


Хромосомный набор клеток человека.

Тематический фронтальный

9

07.11


Хромосомные карты человека и группы сцепления.

Тематический фронтальный

10

14.11


 Геном человека.

Текущий индивидуальный

11

21.11

28.11

 Генетические карты человека.

Текущий индивидуальный

Раздел№3. От ДНК к поведению (Механизмы наследования различных   признаков у человека)  (8 ч.)

12

28.11

28.11

Менделизм; закономерности наследования признаков у человека.

Презентация «Законы  Г.Менделя»

13

05.12


Сцепленное наследование. Кроссинговер.

Уч.пособие Кроссинговер

14

12.12


 Полигенное наследование у человека: комплементарность






Тематические презентации

15

19.12


 Эпистаз.



16

26.12


 Полимерия, плейотропное взаимодействие генов.


17

16.01


Цитоплазматическое наследование у человека


18

23.01


Практикум № 3.Решение задач по теме «Различные механизмы наследования признаков у человека».


19

30.01


Практикум № 4.Решение задач по теме «Различные механизмы наследования признаков у человека».


Раздел№4. Генетические основы онтогенеза человека (Этапы большого пути)(5 ч)

20

06.02


 Особенности гаметогенеза человека

«Гены и преступность», «Гены и гении».   Презентации

21

13.02


 Генетический смысл процесса оплодотворения.



22

20.02


 Цитогенетические основы определения пола в ходе онтогенеза человека, его нарушения

Реферат «Роль наследственности и среды в проявлении специфических для человека фенотипических признаков — склонностей, способностей, таланта».

23

27.02


 Психогенетика.



24

06.03


 Изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой


Раздел№5. Сборка «Я». О некоторых поломках и ошибках «Я» (Основы медицинской генетики) (7ч)

25

13.03


 Мутации, встречающиеся в клетках человека.

Тема для реферата:

 «Мутагены антропогенного происхождения»

26

20.03



 Наследственные заболевания.



Презентации к уроку


27

03.04


 Хромосомные и геномные наследственные заболевания.



28

10.04


 Врожденные заболевания.



29

17.04


Профилактика наследственно обусловленных заболеваний

«Достижения и перспективы развития медицинской генетики»; 

 


30

24.04


Практикум № 5 Решение задач по теме «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями».

Тема для реферата:

 «Генная терапия». Презентации.

31

02.05


Практикум № 6.Решение задач по теме «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями».


Раздел№6. Похвала чуду. Прогнозы (Эволюционная генетика человека) (4ч)

32

08.05


 Генетические основы антропогенеза.

Темы для рефератов:

 "Происхождение раc и расогенез с точки зрения генетики»; «Евгеника»: «Клонирование человека: морально-этический и научный аспекты проблемы».

33

15.05


 Происхождение раc и расогенез с точки зрения  генетики


34

22.05


Клонирование человека.


35

29.05


 Итоговое занятие.

Генетика человека в КИМах.














Листок корректировки программы


№ п/п

                           Тема.

Причина отмены занятия

      Прохождение  темы




















































































Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения элективного курса учащиеся должны приобрести новые знания и умения.

Учащиеся должны знать:

·        об особенностях человека как объекта генетических исследований;

·        об основных методах изучения генетики человека;

·        об особенностях организации наследственного аппарата соматических и генеративных клеток человека;

·        о геноме человека;

·        о различных механизмах наследования признаков у человека;

·        о генетических основах онтогенеза человека;

·        о мутагенах, о типах мутаций, встречающихся в клетках человека;

·        об ос6новных видах наследственных и врождённых заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью;

·        об особенностях генетической структуры популяций человека и о распространении в них некоторых признаков;

·        о модификационной изменчивости в популяциях человека;

·        о  генетических основах антропогенеза и о перспективах эволюции человека как биологического вида с точки зрения генетике.

Учащиеся должны уметь:

·        применять знания генетических закономерностях при рассмотрении вопросов происхождения и эволюционирования вида Homo sapiens;

·        давать аргументированное объяснение распространению тех или иных признаков популяции человека;

·        решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;

·        составлять генеалогические древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений;

·        изготовлять микропрепараты и работать с микроскопом;

·        работать с учебной и научно популярной литературой;

·        составлять планы, схемы, конспекты.

·        представлять итоги работы в виде проектов и презентаций  с использованием информационных технологий и интерактивной доски.

                    Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.        
Оценка выполнения практических  работ. 
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения;
3) самостоятельно сделал вычисления и  выводы;

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. было допущено два-три недочета;
2. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1.работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
описании наблюдений, формулировании выводов;
2.  в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
Оценка самостоятельных письменных  работ. 
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.


Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Биосинтез белка
  2. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
  3.  Генетика человека и медицина  
  4. Генетика и селекция
  5.  Дидактический материал по теме "Клетка"
  6. Молекулярные основы генетической изменчивости


Слайд-альбомы

  1. Цитология и генетика
  2. Генетика и селекции
  3.  Законы наследственности
  4.  Митоз и мейоз клетки
  5. Микробиология и ее значение в народном хозяйстве
  6. Модификационная и мутационная изменчивость
  7. Перекрест хромосом
  8. Дигибридное скрещивание
  9. Моногибридное скрещивание.
  10. Набор по общей биологии
































Список литературы (основной и дополнительной)

Литература для учащихся.

1. Захаров В.Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002. – 624с.

2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816с.

3. Киреева Н.М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. – Волгоград: Учитель, 2003. – 50с.

4. Дымшиц Г.М. и др. Биология. Общая биология : практикум для учащихся 10-11 классов. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд. «Просвещение», 2008, 143с.

5. Петросова Р.А. Основы генетики. Темы школьного курса. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.


    Литература для учителя.


1. Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Иванова Н.П., Фридман М.В., Фуралев В.А., Чуб В.В. Методическое пособие к учебнику “Общая биология” - М.: МИРОС, 2000. – 93с.

2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 2002. – 86с.

3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с.

5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Москва.

6. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.

7. Петунин О.В. Элективные курсы. Их место и роль в биологическом образовании.// “Биология в школе”. – 2004. - №7.

8. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 272с.

9. Рувинский А.О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. Общая биология: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 1993. – 544с.


 

 

 

 

 

 

Аннотация, приложения к программе

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного куса "Дни воинской славы России"

Рабочая программа элективного куса "Дни воинской славы России"  для учителей ве дл      дл Предназначена для ведения предпрофиля в 9 классе. ...

Программа элективного курса "Генетика и микроэволюция"-10класс

Элективный курс "Генетика и микроэволюция "предназначен для учащихся 10 класса, основная идея курса : это углубленное иучение основ генетики, а так же развитие концепции гена как фундам...

Программа элективного курса "Генетика с основами селекции"

Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 10-м классе естественноначного профиля. Цель - развитие логиги генетического мышления....

программа элективного курса "Решение задач по генетике"

Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для ...

Программа элективного курса "Генетика человека", биология 10 класс

Рабочая программа является модифицированной,  разработана на основе программы Ю.В Филичевой «Генетика человека».Программа адресована обучающимся 10 класса химико-биологического профиля. Программа...

Программа элективного курса "Генетика человека"

Знание основных генетических законов позволит обучающимся решать генетические задачи из материалов ЕГЭ, а приобретенные навыки самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой позвол...

Рабочая программа элективного курса "ГЕНЕТИКА"

Рабочая программа элективного курса «Генетика» рассчитана на 34 часа, она разработана для учащихся 11 класса.Тема «Генетика» - наиболее интересная и сложная тема в общей биолог...