методические рекомендации для учителей
статья по биологии на тему
материал будет интересен педагогам при подготовке работ учащихся к международному конкурсу "Энергия и среда обитания", а также всем, кто делает акцент на формирование гражданственности у школьников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация экологической деятельности школьников в контексте
идей гражданского образования
Чердакова А.В., учитель биологии
Одной из составляющих программы «Эйдополис» является проект «Гражданское сообщество», включающий организацию внеклассной работы по построению индивидуальных проектов и организацию внеклассной деятельности школьников в контексте идей гражданского образования.
В ходе реализации проекта предполагается решить образовательную проблему построения диалогического взаимодействия школьников с социумом, приведения их знаний и поведения в соответствие с социальной действительностью. Поэтому свою задачу как председателя методического объединения естественнонаучного направления школы я вижу в том, чтобы в процессе разработки и реализации экологических проектов и массовых экологических акций дать возможность учащимся проявить свою гражданскую позицию, увидеть социальные проблемы и оказать посильную помощь в их решении. Педагоги – связующее звено для взаимодействия с представителями различных государственных и общественных организаций.
С 2008 года наши педагоги с учащимися биологических классов и их классными руководителями принимают участие во Всероссийских Единых Днях действий в защиту рек и акции «Живая волга», в рамках которых очищается от мусора левый берег реки Борзовки в районе Станкозаводского парка. В организации акций и подготовке необходимого хозяйственного инвентаря помогает координационный центр «Поможем реке» экоцентра «Дронт». Активная гражданская позиция юных экологов дает возможность участвовать в конкурсах и конференциях различного уровня.
Так, о результатах нашей работы ребята рассказали на областном конкурсе «Ярмарка экологических проектов» (3 место), на областной конференции «Молодежный мониторинг природных объектов» (диплом лауреатов), на городском конкурсе «Наш дом – Нижний Новгород». Работы также были представлены на областной конкурс «Экогород. Экодом» (итоги будут в мае), региональный этап конкурса «Сименс» и детскую экологическую Ассамблею форума «Великие реки». А в Администрации Ленинского района конкурс проектов по благоустройству состоится 11 апреля, где работа «Изучение экологического состояния реки Борзовки и возможностей использования энергосберегающих технологий для её благоустройства» заявлена в номинации «От мечты - к реальности».
9 апреля состоялся круглый стол по вопросам экологического мониторинга водных объектов «Вода – красота природы» в ГФБУ по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Нижегородской области. Там учащиеся 9б и 10б классов (20 человек) рассказали о нашей экологической работе представителям Нижегородского Водоканала и посетили современную химическую лабораторию, где производится хроматографический анализ содержания загрязняющих веществ и ионного состава природных вод. В рамках сотрудничества, посвященного Году охраны окружающей среды, было запланировано посещение водозаборной станции и совместный химический анализ воды в реке Борзовка.
В 2012-13 учебном году мы с коллегами из начальной школы провели серию уроков «В будущее – без мусора!», где ребята смогли не только побывать в роли экспертов загрязнения городской среды, но и предложили способы экологически грамотной утилизации ТБО и вторичного использования упаковки. Под руководством Воронцовой О.М. был выполнен исследовательский проект в 8б классе по этой теме, представленный на областном конкурсе «Вторая жизнь ненужных вещей».
Творческие уроки-размышления о социальной значимости водных объектов «Река – творение природы» прошли в рамках предметной недели в 7, 8 и 10 классе.
В марте по инициативе координационного движения «Поможем реке» проходил сбор писем в Администрацию президента РФ против возможного поднятия уровня воды Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров. После ознакомления с возможными последствиями такого решения ученики 6-11 классов написали более 100 писем. Среди них были и семейные обращения, так как родители захотели поддержать нашу инициативу. Завтра двое представителей от школы приглашены для записи интервью на радио. По-моему, именно такие практически шаги формируют мировоззрение юного гражданина.
Существует множество способов, позволяющих развивать способность поиска нового. Но есть особая, весьма эффективная форма деятельности учителя и учеников – совместное участие в разнообразных конкурсах исследовательских работ и творческих проектов. В этом году, как обычно, учителя биологии представили на региональный этап международного конкурса «Энергия и среда обитания» работы учеников: проект Кудряшова Михаила «Сэкономим воду вместе!» и Шалагина Максима и Пряжкина Сергея "Экологически светлое будущее. Разработка универсальной модели фонаря на солнечных батареях для слабоосвещенных парковых территорий". На данный момент известно, что второй проект стал призером всероссийского этапа конкурса и победителем в регионе. В конкурсах рисунков и фотографий дипломами отмечены Журавко Анна и Кормушкина Светлана. Для участия в международном конкурсе фотографий о воде Сергей Пряжкин готовит свои лучшие фотографии с Ветлуги.
На этой неделе стартовал экологический сетевой интернет-проект «Нам жить на этой Земле!», где под руководством учителей биологии команда из 6-8 классов будет работать в течение месяца. В начальной школе тоже заявлена команда 2г класса.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся по предметам естественнонаучного цикла широко была представлена на конференции НОУ, а также городской конференции «Экология и здоровье». Наше методическое объединение подготовило 14 призеров районного НОУ и 3 призеров городской конференции в НГПУ. Надеемся, что и в городском НОУ ребята выступят достойно. В этом нам помогают научные руководители ведущих ВУЗов нашего города.
Одна из задач проекта «Гражданское сообщество» - изучение и освоение педагогическим коллективом новых продуктивных методов обучения и воспитания. В рамках экспериментальной площадки НИРО «Сетевое образование как новая педагогическая парадигма» мы увидели серию учебных и внеучебных занятий в лицее №87. Нам показали педагогическую концепцию активного включения школьников в процесс постановки и решения учебной задачи. Большинство наших педагогов также интересно проводят уроки, используя технологии развивающего обучения. Но, к сожалению, не во всех классах среднего и старшего звена на данный момент это возможно. Как и несколько лет назад, приходится констатировать, что проблема преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено пока не всегда решаема. Наверное, это возможно только при полном взаимодействии всех педагогов, работающих в классе. Для этого нам также нужно пересмотреть способы организации деятельности учащихся, так как использование технических средств - не решение проблемы. Я обратила внимание на то, как свободно школьники лицея (даже в начальной школе) владеют любыми приемами работы со смарт-доской, умеют организовать учебное пространство и выстроить систему взаимодействия в группах. Это результат системной работы и грамотно организованной работы педагогов. Надеюсь, для нас это только вопрос времени.
В качестве важнейшего результата образования модель нашей школы предполагает умение выпускника выстраивать личный жизненный проект в контексте социальной и гражданской ответственности. Как мама выпускницы могу сказать, что наши педагоги сформировали у них способность к адекватному самоопределению и своевременно выявили их потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология быстрого счета на уроках математики. Методические рекомендации молодому учителю
Молодому учителю, только что переступившему порог Храма науки, трудно сориентироваться в огромном количестве методик развития математических навыков у учащихся, выделить нужное на различных этап...
Методические рекомендации для учителей и учеников по созданию научно- исследовательской работы и её оформлению
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности...
Методические рекомендации для учителей биологии по подготовке учащихся к ЕГЭ
Для успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ учителю необходимо собрать и изучить информационный материал по организации и проведению подготовки учащихся к ЕГЭ. Это могут быть методические рекомен...
Методические рекомендации для учителей технологии
Молодым учителям испоьзование проектного метода на уроках технологии.Построение уроков по ФГОС 2-ого поколения....
Методические рекомендации для учителей по использованию ТРКМЧП на уроках гуманитарного профиля.
В методическом пособии представлены разработки уроков с использованием методов, приёмов и стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
Портфолио для учителя( методические рекомендации для учителей)
Здесь дается образец заполнения портфолио для учителя в форме краткой записи по годам....
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...