"Нуклеиновые кислоты". Урок биологии в 10 классе.
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Горелкина Наталья Александровна

 

Личностно – ориентированные  технологии  ставят  в  центр  образования  личность  ребёнка. Личность  ребёнка  в  этой  технологии  не  только  субъект, но  и  субъект  приоритетный. Главной  целью  личностно – ориентированных  технологий  является  разностороннее, творческое, свободное  развитие  ребёнка.

            Опыт  проведения  урока  «Нуклеиновые  кислоты»  позволяет  добиваться  глубокого  понимания  учащегося  данного  материала. Проблемный  характер  изложения  материала, система  самостоятельных  работ, тренировочные  упражнения  способствуют  лучшему  пониманию  учащихся  трудного  материала, помогают  овладеть  более  глубокими  и  прочными  знаниями. В  результате  чего  происходит  развитие  мыслительных  способностей, овладение  профессиональными  навыками.

 Тип  урока : усвоение  новых  знаний.

На  уроке  формируются  базовые  знания  о  нуклеиновых  кислотах. В  программе  сформулированы  следующие  требования  к  подготовке  учащихся  по  названной  теме: характеризовать  самоудвоение  ДНК, обосновывать  значение  ДНК  в  хранении  и  передаче  наследственной  информации. Учащиеся должны уметь  выявлять  особенности  строения  нуклеиновых  кислот  в  связи  с  их  ролью  в  клетке; применять  знания  о  строении, химическом  составе  ДНК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nukleinovye_kisloty.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Нуклеиновые  кислоты.

Дидактическая  цель : создание  условий  для  осмысления  новой  учебной  информации.

Образовательная  цель : сформировать  у  учащихся  знания  о  структуре  и  функциях  

                                          нуклеиновых  кислот ( ДНК  и  РНК ).

Развивающая  цель :  продолжить  обучение  умениям  находить  необходимые  сведения  в  

                                     тексте  учебника; сравнивать  строение, состав  и  функции  ДНК  и  РНК  

                                     в  клетках; делать  выводы.

Воспитательная  цель :  формировать  опыт  равноправного  сотрудничества  учителя  и

                                         учащихся   в  процессе  педагогических  технологий  на  основе

                                         активизации  и  интенсификации  деятельности  обучающихся.

Методы : репродуктивный, частично – поисковый.

Ход  урока.

  1. Организационный  момент.

Учитель  приветствует  учащихся, проверяет  готовность  рабочего  места  учащихся  к   уроку.

  1. Целеполагание  и  мотивация.

  1. Вопрос  к  классу. Что  бы  вы  хотели  узнать  о  нуклеиновых  кислотах?
  2. Записи  ответов  учащихся  на  доске.

а)  изучить  особенности  строения, химический  состав  и  функции  нуклеиновых  

     кислот;

б)  роль  нуклеиновых  кислот  в  живой  природе;

в)  значение  ДНК  в  хранении  и  передаче  наследственной  информации;

г)  самоудвоение  ДНК;

  и  т. д..

  1. На  основе  записи  ответов, учащихся  учитель  формулирует  «информационный  запрос»  учащихся  на  данный  урок.

  1. Изучение  нового  материала.

  1. Проблемный  вопрос.

Какие  вещества  клетки  являются  носителями  и  передатчиками  генетической  наследственной  информации? Где  они  находятся  в  клетке?

( высказывания  учащихся)

  1. Краткий  рассказ  учителя  о  происхождении  названия  «нуклеиновые  кислоты», их  локализация  в  клетке.

Нуклеиновые  кислоты – природные  высокомолекулярные  биополимеры, обеспечивающие  хранение  и  передачу  наследственной  ( генетической )  информации  в  живых  организмах.

«Нуклеиновые  » кислоты. «Нуклеус» - ядро . Впервые  эти  кислоты  были  обнаружены  в  ядре  клетки. Они  играют  центральную  роль  в  синтезе  белков  в  клетке. Проблемы  биологии  о  сущности  процессов  наследственности , изменчивости, размножения, роста  связаны  с  нуклеиновыми  кислотами.

  1. Самостоятельная  работа.

Познакомившись  в  учебнике  с  информацией  о  составе, видах  нуклеиновых  кислот  и  их  нахождении  составьте  схему.

  1. Особенности  строения  молекулы  ДНК.

  1. Рассказ  учителя, демонстрация  таблиц  «Нуклеиновые  кислоты», используя       рисунки  учебника.

ДНК – биополимер, состоящий  из  двух   полинуклеотидных  цепей, соединённых  друг  с   другом.

Мономеры – дезоксирибонуклеотиды.

Молекула  ДНК  представляет  собой  двойную  спираль.

  1. Самостоятельная  работа.

Учащиеся  работают  с  текстом  учебника.

Пользуясь  текстом  учебника, заполните  таблицу  строения  нуклеотида  молекулы  ДНК.

 

Проверка  заполнения  схемы.

Вывод: нуклеотиды, входящие  в  состав  ДНК, содержат  пятиуглеродный  сахар – дезоксирибозу, одно  из  четырёх  азотистых  оснований: аденин, гуанин, цитозин, тимин. ( А, Г, Ц, Т ) и   остаток  фосфорной  кислоты.

  1. Участок  молекулы  ДНК. Свойства  и  функции.

      Рассказ  учителя.

а)  Участок  молекулы  ДНК.

        

б)  Свойства: самоудвоение  по  принципу  комплементарности ( редупликации ).

в)  Функции : химическая  основа  хромосомного  генетического  материала  ( гена ).    Наименьшей  единицей  носителя  генетической  информации  после  нуклеотида  являются  

три  рядом  расположенных  нуклеотида – триплет;

  1. в  ДНК  закодирована  информация  о  структуре  белков;
  2. ДНК  является  матрицей  для  создания  молекул  РНК, она  формируется  на  основе  одной  из  цепей  ДНК  по  принципу  комплементарности.

Цепи  ДНК  антипараллельны.

Цепи  закручиваются  друг  вокруг  друга, а  также  вокруг  общей  оси  и  образуют  двойную  спираль. Такая  структура  поддерживается  в  основном  водородными  связями: двумя  между  Т  и  А, тремя  между  Г  и  Ц.

5. Рибонуклеиновая  кислота – полимер, мономерами  являются  рибонуклеотиды, образующие  одиночную  полинуклеотидную  цепочку.

Цель: познакомиться  с  особенностями  строения  и  видами  РНК.

Задания. Работая  индивидуально  с  текстом  учебника  Ю. И. Полянского  § 41  стр.  161

а)   Запишите  на  схеме  названия  компонентов  нуклеотида  РНК

             ?                           ?                          ?

б)  Укажите  4  типа   азотистых  оснований, характерных  для  молекулы  РНК.

в)  Работая  в  группе  с  текстом  учебника  Ю. И. Полянского  и  Д. К. Беляева,    заполните  таблицу:


Основные  виды  РНК

Вид  РНК

Функции

1.

2.

3.

4.

     

  1. Закрепление.

1.  Упражнение  в  составлении  сравнительной  характеристики  ДНК   и  РНК.

     ( работа  в  группах ).

    Заполните  таблицу.


Сходство  молекул  ДНК  и  РНК


Различия

Д Н К

Р Н К

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

  1. Упражнение  в  построении  двухцепочной  молекулы  ДНК  по  заданной  одной  цепи.

Задача.  В  основе  строения  молекул  ДНК  лежит  принцип  комплементарности. Используя

              его, на  предложенной  ниже  одной  цепи  молекулы  ДНК  постройте  вторую  цепь.

А – А – Т – Г – Ц – Т – Г – А.

Решение : участок  данного  фрагмента  двухцепочной  молекулы  ДНК  выглядит  так

А – А – Т – Г – Ц – Т – Г – А

Т – Т – А – Ц – Г – А – Ц – Т .

  1. Дан  ряд  химических  соединений : рибоза, дезоксирибоза, остаток  фосфорной  кислоты, азотистое  основание. Определите, какие  из  них  входят  в  состав  ДНК, какие  в  состав  РНК?

Решение :

ДНК – азотистое  основание, дезоксирибоза, остаток  фосфорной  кислоты.

РНК – азотистое  основание, рибоза, остаток  фосфорной  кислоты.

  1. Дан  ряд  нуклеотидов : А, Т, У, Г, Ц. Определите, какие  из  них  входят  в  состав  ДНК, какие – в  состав  РНК?

Ответ :  ДНК – А, Т, Г, Ц.

              РНК – А, У, Г, Ц.

5.   Задача.  На  фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены  в  последовательности  

                     А – А – Г – Т – Ц – Т – А – Ц – Г – А – Т – Г . Изобразите  схему  структуры  

                     двухцепочной  молекулы  ДНК; объясните, каким  свойством  ДНК  при  этом

                     вы  руководствовались.

Решение : участок  данного  фрагмента  двухцепочной  молекулы  ДНК  выглядит  так

А – А – Г – Т – Ц – Т – А – Ц – Г – А – Т – Г

Т – Т – Ц – А – Г – А – Т – Г – Ц – Т – А - Ц

Двухцепочная  молекула  ДНК  строится  по  принципу  комплементарности  ( дополнения ).

6.  Самоконтроль.

Проводится  тест – нумератор  для  проверки  знаний  о  молекулах  ДНК  и  РНК.

ДНК ( цифры  левого  столбика  от  1  до  8 )

РНК ( цифры  правого  столбика  от  9  до  16 )

1. Состоит  из  нуклеидов : А, Т, Г, Ц                                                                                   9

2. Состоит  из  нуклеидов : А, У, Г, Ц                                                                                 10

3. Углевод  в  составе  нуклеотида – дезоксирибоза                                                          11

4. Углевод  в  составе  нуклеотида – рибоза                                                                       12

5. Молекула  имеет  вид  одиночной  спирали                                                                    13

6. Молекула  имеет  вид   двойной  спирали                                                                        14

7. Обеспечивает  хранение  и  передачу наследственной  информации                           15

8. Участвует  в  биосинтезе  белка                                                                                        16

Ответ : ДНК – 1, 3, 6, 7, 8  ;  РНК – 10, 12, 13, 16.

7.   Диктант. ( проводится  в  парах )

Молекулы  ДНК – Это  сложный  биополимер, мономерами  которого  являются  …  .

Каждый  мономер, входящий  в  состав  ДНК, содержит  пятиуглеродный  сахар - … , одно  из  четырёх  азотистых  оснований : аденин, …, гуанин, … и остаток  фосфорной  кислоты. Молекула  ДНК  состоит  из  двух  … , которые  по  всей  длине  соединены  …  связями.

  1. Беседа  по  вопросам  проблемного  содержания, по  изученному  материалу

  1. Цитологи  утверждают, что  нуклеиновые  кислоты – администраторы  клетки, а  белки  её  рабочие. Подтвердите  эту  мысль, раскрыв  взаимосвязь  строения  и  функций  белков  и  нуклеиновых  кислот.
  2. Какие  особенности  строения  ДНК  обусловливают  её  удвоение?
  3. Чем  отличается  строение  молекул  ДНК  и  РНК?
  4. Чем  отличаются  нуклеотиды  РНК  и  ДНК?
  5. Какие  виды  РНК  имеются  в  клетке?

  1. Рефлексия  по  итогам

а)  Что  узнали  нового  и  важного  для  себя?

б)  Самоанализ  знаний  по  итогам  выполненных  работ.

в)  Определение  наиболее  трудных  вопросов, которые  показались  непонятными.

г)  Оценка  работы  учащихся  учителем.

  1. Домашнее  задание.

Текст  параграфа, записи  в  тетради.

Нуклеиновая  кислота  ( НК )

Рибонуклеиновая  ( РНК )  находится  в   ядре  и  цитоплазме  клетки.

Дезоксирибонуклеиновая  ( ДНК ) находится  в  ядре  клетки, в  митохондриях  и  пластидах  эукариотических  клеток.

Остаток  фосфорной  кислоты

дезоксирибоза

Азотистое  основание

         аденин  ( А ),

или   тимин  ( Т ),

или   цитозин  ( Ц ),

или   гуанин  ( Г )

Ф

А

Т

Ф

Ф

Т

А

Ф

Ф

Ц

Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

урок биологии "Класс Земноводные или «Лягушачьи секреты»"

План  конспект  урока  биологии,  технологическая  карта  урока....

Конспект урока биологии "Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых". 7 кл.

Методическая разработка урока биологии по учебнику Биология 7 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, Москва, изд-во "Вентана-Граф", 2004...

презентация урока биологии "Класс Пресмыкающиеся"

данная презентация позволит изучить с учащимися Класс пресмыкающиеся в полном объеме...

Конспект урока биологии "Классы Однодольные и Двудольные растения"

Конспект содержит технологическую карту и приложения для организации работы на уроке....

Открытый урок биологии "Класс Птицы"

Конспект открытого урока биологии в 7 классе на тему "Внешнее строение птиц"...

Презентация к уроку биологии "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии", 8 (7) класс

Презентация содержит конспект и иллюстрации по основным содержательным моментам изучения темы "Класс Пресмыкающиеся": характеристика класса, части тела, покровы, системы органов, размножение...