"Глистные заболевания"
план-конспект урока по биологии по теме
Входе данного урока у учащихся сформировать представление о гельминтозах, рассмотреть различные формы глистов, познакомить учащихся с профилактикой глистных заболеваний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glistnye_zabolevaniya.zip | 14.65 КБ |
glistnye_zabolevaniya.ppt | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Глистные заболевания
Цели урока: сформировать представление о гельминтозах, рассмотреть различные формы глистов, познакомить учащихся с профилактикой глистных заболеваний.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: беседа, рассказ, тестирование, демонстрация.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация, опорный конспект, фрагменты видеофильмов.
Последовательность этапов урока:
1.Организационный
2.Проверка домашнего задания
3.Подготовка к усвоению нового материала
4.Усвоение новых знаний
5.Закрепление новых знаний
6.Информация о домашнем задании
7.Рефлексия
Ход урока:
Проверка домашнего задания:
- Что такое инфекция и как она может передаваться? Как развиваются инфекционные заболевания?
- Что такое иммунитет? Какие бывают виды иммунитета?
- Какие патогенные микроорганизмы являются возбудителями кишечных инфекций?
- Какие микроорганизмы вызывают бактериальные интоксикации?
- Что может быть причиной возникновения пищевых заболеваний на хлебозаводах и кондитерских предприятиях?
- Почему острые кишечные инфекции называют болезнями «грязных рук»?
- Назовите общие санитарно-гигиенические правила, предупреждающие пищевые инфекционные заболевания.
Изучение нового материала:
Глистные заболевания (гельминтозы) возникают у человека в результате поражения организма глистами (гельминтами), яйца или личинки которых попали с пищей, приготовленной с нарушением санитарных правил.
Глисты – простейшие черви, паразитирующие в различных органах и тканях человека. Они бывают разных форм (круглые, плоские, кольчатые) и размеров (от нескольких миллиметров до нескольких метров). Мелкие глисты поражают различные органы человека: печень, легкие, мышцы, сердце, мозг, а крупные в основном паразитируют в кишечнике.
Глистные заболевания проявляются у человека в виде похудания, малокровия, задержки роста и умственного развития у детей и т.д.
Глисты в своем развитии проходят три стадии – яйца, личинки и взрослого гельминта. В большинстве случаев взрослую стадию развития глисты проходят в организме человека (основной хозяин), а личиночную стадию — в организме животных или рыб (промежуточный хозяин).
Здоровый человек заражается от больного, который с испражнениями выделяет во внешнюю среду яйца глистов. Яйца глистов, попадая с кормом в организм животных или рыб, превращаются в личинки, поражая у них различные органы и мышцы. В организме человека личинки превращаются во взрослых глистов. Чаще всего человека поражают следующие глисты: аскариды, цепни, трихинеллы, широкий лентец, эхинококк.
Аскариды – круглые черви длиной 15-40 см, паразитируют в кишечнике человека. Самка аскарид ежедневно выделяет до 200 тыс. яиц. Затем яйца, оплодотворенные самцом аскарид, попадают из кишечника больного человека во внешнюю среду, а затем с загрязненной пищей или руками заносятся в организм здорового человека. В основном человек заражается аскаридами через овощи, фрукты, ягоды, воду открытых водоемов.
Цепень бычий и свиной (солитер) – ленточные плоские черви длиной от 4 до 7 м, состоящие из члеников и головки с присосками. Основным хозяином этих глистов является больной человек, глисты паразитируют у него в кишечнике; промежуточным хозяином – крупный рогатый скот или свиньи. Заражение здорового человека происходит через финнозное (пораженное финнами-личинками) говяжье или свиное мясо, плохо проваренное и прожаренное. При обнаружении трех финн на 40 см2 поверхности мяса оно считается условно годным и идет только в переработку на мясокомбинатах, а свыше трех – идет для технической утилизации.
Трихинеллы – круглые микроскопические глисты, основным хозяином их являются свиньи, кабаны, промежуточным – человек.
Эти глисты вызывают очень тяжелое заболевание, при котором мышцы человека поражаются личинками трихинелл. Заражение идет через трихинеллезное свиное мясо.
Широкий лентец – глист длиной 10 м, плоский, паразитирует в кишечнике человека. Промежуточным хозяином его является рыба, через которую здоровый человек заражается, если она плохо проварена или прожарена.
Описторхисы (кошачья двуустка) – гельминты длиной 1 см, паразитируют в печени, желчном пузыре, поджелудочной железе человека (или кошки). Основным хозяином служит человек, а промежуточным – рыба. Причина заражения – блюда из рыбы, подвергнутые недостаточной тепловой обработке.
Эхинококк – ленточный червь длиной 1 см. Основным хозяином его являются собаки, волки, лисы, у которых гельминт паразитирует в кишечнике. Промежуточный хозяин – человек, в организме которого личинки эхинококка поражает мозг, легкие, печень. Заражение человека происходит через плохо обработанные овощи, фрукты, воду открытых водоемов и через грязные руки после контакта с больными животными.
Для профилактики глистных заболеваний на предприятиях общественного питания необходимо:
1. Проверять кондитеров и других работников на глистоносительство не реже одного раза в год.
2. Соблюдать правила личной гигиены, особенно важно содержать в чистоте руки.
3. Тщательно мыть овощи, фрукты, ягоды, особенно употребляемые в пищу в сыром виде.
4. Кипятить воду из открытых водоемов при использовании ее в пищу.
5. Проверять наличие клейма на мясных тушах.
6. Тщательно проваривать и прожаривать мясо и рыбу.
7. Соблюдать чистоту на рабочем месте, в цехе, уничтожать мух.
Закрепление:
- Каковы меры предупреждения заражения человека аскаридами?
- Каковы основные меры предупреждения глистных заболеваний?
Тесты по теме
1. Возбудители пищевых отравлений:
1 – бациллус цереус (bac.cereus)
2 – энтеровирусы
3 – сальмонеллы
4 – энтеропатогенные стафилоккоки
5 – клостридиум ботулинум (Cl.botulinum)
Из перечисленных выше правильно:
А – 4,5 Б – 1,2,4 В – 1,2,3,4 Г – 1,4,5 Д – 3,4,5
2. Споры погибают при температуре:
А – 600С через 30 минут
Б - 600С мгновенно
В - 1200С через час
Г - 1200С мгновенно
Д - 1200С через 20 минут
3. Максимальная длительность инкубационного периода при пищевых токсикоинфекциях:
А – 12-24 часа
Б – 2-3 дня
В – 4-5 дней
Г – 6-7 дней
Д – 7-10 дней
4. Шигеллезы относятся к
А – антропонозам
Б – зоонозам
В – сапронозам
Г – зооантропонозам
5. Основные продукты питания, с которыми чаще всего связаны пищевые отравления стафилококковой этиологии:
А – рыба домашнего посола
Б – хлебобулочные изделия
В – гусиные яйца
Г – кондитерские изделия с кремом
Д – компоты домашнего приготовления из косточковых плодов
6. Гельминтозы, передающиеся человеку при употреблении в пищу мяса:
1 – тениидоз
2 – описторхоз
3 – аскаридоз
4 – энтеробиоз
5 – трихинеллез
6 – дифиллоботриоз
7 – эхинококкоз
Из перечисленного выше правильно:
А – верно 1,5 Б – верно 1,2,6 В – верно 1,4,5 Г – верно 1,2,6,7
7. Заболевания животных, которые могут передаваться человеку с молоком:
1 – бруцеллез
2 – ботулизм
3 – сальмонеллез
4 – туберкулез
5 – эхинококкоз
6 – трихинеллез
Из перечисленного выше правильно:
А – верно 1,3,4 Б – верно 1,2,3 В – верно 1,4,5,6
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 8 классе с использованием ИКТ. Наследственные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем.
Тип урока: изучение нового материала Цель урока: раскрыть различия между наследственными и врожденными заболеваниями. Пути прогнозирования первых и профилактика вторых; дать понятия о профи...
Технологическая карта урока биологии "Наследственные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем"
Предмет: биологияКласс: 8Тема урока: Наследственные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путемТип урока: изучение нового материала Цель урока: раскрыть различия между наслед...
Урок -проект по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"
В проекте учащиеся 8 класса исследуют причины заболеваний органов дыхания, их течение, последствия, возбудителей. Прослеживают связь между образом жизни человека и здоровьем дыхательной системы. В хо...
Конспект урока по биологии 9 класс «Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений»
Конспект урока для коррекционных школ 8 вида...
Примерные сроки начала занятий после заболеваний внутренних органов, ЛОР-органов, острых заболеваний, травм и повреждений опорно-двигательного аппарата
Примерные сроки начала занятий после заболеваний внутренних органов, ЛОР-органов, острых заболеваний, травм и повреждений опорно-двигательного аппарата...
3 комплекса по 8 упражнений корригирующей и лечебной гимнастики при заболевании сердечно-сосудистой системы для старшего школьного. возраста. Оцените функциональное состояние организма согласно имеющегося заболевания
Разработайте 3 комплекса по 8 упражнений корригирующей и лечебной гимнастики при заболевании сердечно-сосудистой системы для старшего школьного. возраста. Оцените функциональное состояние органи...
Презентация "Глистные заболения"
Презентация "Глистные заболевания". Составитель: Позднякова Н.Г., учитель КГБОУ "Зеленогорская школа - интернат"...