Авторизованная программа факультативных занятий
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Авторизованная программа
факультативного курса «Жизнь растений»
6 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Авторизованная программа
факультативного курса «Жизнь животных»
7 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторизованная программа для 6-7 классов по биологии | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модифицированная программа
факультативного курса «Жизнь растений»
6 класс (34 часа, 1 час в неделю)
программа составлена на основе государственной программы средней общеобразовательной школы «Факультативные курсы» биология. Москва «Просвещение» 2007г.
составитель учитель биологии средней школы №12 г.-к.Геленджик
Урвачёва Елена Станиславовна
2007-2008 уч.год
Пояснительная записка
Изучение факультативного курса «Жизнь растений» направлена на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих и культурных растений, их взаимосвязи в природе, народнохозяйственном значении. Знания о клеточном строении и материальных основах жизнедеятельности организма служат основой для формирования взглядов на происхождение мира растений.
Раскрытие роли в природе, их значения в жизни человека, влияние деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества.
Курс нацеливает на овладение умений по выращиванию растений, проведению опытов и наблюдению за жизнью растений, их распознанию и определению, на применение знаний о растениях для обоснования агротехнических и природоохранных мероприятий, для объяснения причин сезонных явлений.
В основу факультативного курса положен функциональный подход: основное внимание уделяется раскрытию функций растительного организма в связи со строением, роли растений в биоценозах и биосфере.
Содержание курса обуславливает необходимость использования разных форм и методов обучения: наблюдения, эксперимента, практических работ, сельскохозяйственного труда на учебно-опытном участке. Значительное внимание следует экскурсиям в природу, а также проведению конференций и т.д.
Изучение факультативного курса построен с опорой на знания курса природоведения, географии, также биологии.
№п/п | Основное содержание | Практическая часть |
Введение -2 часа | ||
1 2 | Растительный мир как составная часть природы. Место и роль растений в природе, их связи с другими организмами. Значение растений в жизни человека. Санитарно-гигиеническая роль растений. Основные признаки живого. Особенности растительных организмов. | Экскурсия №1. Разнообразие растений. Осень в жизни растений. |
1тема | Строение и жизнедеятельность клеток и тканей растительного организма – 4 часа | |
3 4 5 6 | Клеточное строение растительного организма. Клетка – структурная и функциональная единица растения. Химический состав. Ферменты. Фитонциды. Поступление веществ в клетку. Движение цитоплазмы. Деление и рост клеток. Ткани растений и их функции. | Лаб.раб.№1«Строение растительной клетки» Лаб.раб.№2«Строение тканей растений» Лаб.раб.№3«Передвижение пластид в клетке» |
2тема | Питание и передвижение веществ в растении-6 часов | |
7 8 9 10 11 12
| Особенности питания растений и его значение. Минеральное питание, роль корня в этом процессе. Роль испарения в поглощении и передвижении веществ. Подкормка растений. Фотосинтез. Хлоропласты. Хлорофилл и его роль. Значение фотосинтеза в природе и народном хозяйстве. | Лаб.раб.№4 «Образование крахмала на свету в листьях растений» Лаб.раб.№ 5 «Испарение воды растением» Лаб.раб.№6 «Выращивание растений в теплицах и парниках» |
3тема | Дыхание растений – 2 часа | |
13 14 | Дыхание растений и его значение. Газообмен в клетках, в органах растений. Влияние факторов внешней среды на интенсивность дыхания. Озеленение городов. | Демострация «дыхание корней растений» |
4тема | Жизнь растений в сообществах – 13 часов | |
15 | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. | |
16 | Многообразие растений и их классификация. | Лаб.раб.№7 «определение растений различных семейств» |
17 | Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений. | |
18 | Природные сообщества. Взаимосвязи растений и других живых организмов в сообществе. | Экскурсия «Природные сообщества в окрестностях школы» |
19 | Связи в сообществе: пищевые, пространственные и др. | Практ.раб. «Составление цепей питания на примере местного сообщества» |
20 | Лес как природное сообщество. Охрана лесов. | Наблюдения за весенними изменениями в растительном мире. |
21 | Искусственное сообщество, его отличие от природного | |
22 | Многообразие культурных растений. Сорта растений. Селекция. | Демонстрация «сорта культурных растений» |
23 | Злаковые культуры. Бережное отношение к хлебу. | Демонстрация «злаковые нашего края» |
24 | Агроценозы плодово-ягодных культур. Яблоневый сад, уход за ним. | Экскурсия «яблоневый сад» |
25 | Искусственные сообщества масличных сельскохозяйственных культур. | Демонстрация «сорта подсолнечника» |
26 | Сокращение площади природных сообществ. Законы об охране природы. | Слайды «краснокнижные растения нашего края» |
27 | Влияние деятельности человека на сообщества. | |
5тема | Размножение, рост и развитие растений – 7 часов | |
28 | Размножение и его биологическое значение в жизни растений. Образование плодов и семян у цветковых растений. | Прак.раб. «размножение комнатных растений» |
29 | Рост растений. Влияние факторов на рост растений. | Наблюдения за Фотопериодизмом. |
30 | Периодичность роста. Значение покоя в жизни растений. | Наблюдения за пробуждением почек, распусканием листьев |
31 | Развитие растений. Этапы онтогенеза. | |
32 | Однолетние, двулетние и многолетние растения | |
33 | Влияние факторов на рост растений. | |
34 | Управление ростом и развитием растений в сельском хозяйстве. | Прак.раб. «пикировка растений в теплице или в саду» |
Литература:
1.Генкель П.А. «Физиология растений» Москва Просвещение 1985г.
2.Бобров Р.В. «Зелёный патруль» книга для учителя Москва Просвещение 2004г.
3.Бруновт Е.П. «Самостоятельные работы по биологии» Москва Просвещение 2007г.
4.Тетюрёв В.А. «Методика эксперимента по физиологии» Москва Просвещение 2005г.
Модифицированная программа
факультативного курса «Жизнь животных»
7 класс (34 часа, 1 час в неделю)
программа составлена на основе государственной программы средней общеобразовательной школы «Факультативные курсы» биология. Москва «Просвещение» 2007г.
составитель учитель биологии средней школы №12 г.-к. Геленджик
Урвачёва Елена Станиславовна
2007-2008 уч.год
Пояснительная записка
Задачи факультативного курса состоят в расширении и углублении знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособления к изменчивым условиям природной среды, о роли животных в формировании и сохранении окружающей среды и природной среды и динамического равновесия. Факультативные занятия приводят к убеждению в необходимости рационального использования ресурсов животного мира, реализации практических мер по его воспроизводству и охране.
В процессе занятий знания о разнообразных взаимосвязях животных с живой и неживой природой позволяют заложить основу экологического воспитания, продолжить формированием мировоззрения учащихся.
Система знаний о жизни животных в искусственных природных сообществах по сравнению с естественными (лес, водоём, степь) позволит расширить представление о влиянии производственной деятельности одомашнивания на состояние животного мираи отдельных видов. Ознакомление с действующими законами об охране животного мира пополнит арсенал правовых знаний школьников.
Факультативное изучение жизни животных предусматривает организацию ряда лабораторных работ, экскурсий, наблюдений. Это способствует прочному усвоению учащимися знаний, овладению навыками обрабатывать материал и пользоваться этими умениями в будущей деятельности.
№п/п | Основное содержание | Практическая часть |
Введение -2 часа | ||
1 | Многообразие животного мира. Общий план строения и функций животного организма. | |
2 | Значение животных в жизни человека, охрана животного мира. | |
1тема | Животные водоёмов -8 часов | |
3 | Многообразие водных животных. | Лаб.раб.№1 «изучение и строении одноклеточных животных» |
4 | Приспособления к жизни у животных в воде, сезонные изменения водоёма. | Лаб.раб.№2 «Наблюдение за передвижением головастика» |
5 | Местообитания, типы питания, пищевые цепи. | |
6 | Роль хищных животных в ограничении численности и понятие биологического равновесия. | |
7 | Средообразующая роль водных беспозвоночных. | |
8 | Биологическая очистка воды. | |
9 | Рыбы в природе и хозяйстве человека. Охрана промысловых рыб. | Экскурсия «особенности животных реки и моря» |
10 | Аквариум- модель экосистемы. | Прак.раб. «жизнь животных аквариума» |
2тема | Животные-паразиты – 2 часа | |
11 | Многообразие паразитических животных. Приспособления к паразитизму у животных. | |
12 | Борьба с паразитизмом. | |
3тема | Животные леса – 10 часов | |
13 | Животные почвы, особенности строения. Роль животных в почвообразовании. | Лаб.раб.№3 «деятельность дождевых червей» |
14 | Лесное хозяйство и животный мир. | |
15 | Население животных травянистого яруса; пространственные и пищевые связи. | |
16 | Муравьи как общественные насекомые, их роль в жизни леса. | Демонстрации коллекции насекомых. |
17 | Насекомые групп мертвоедов и навозников, их роль в утилизации. | |
18 | Животные древесного яруса, их взаимоотношения с живой и неживой природой. | |
19 | Роль животных в регуляции численности, распространении плодов и семян. | |
20 | Хищные и растительноядные формы животных. | |
21 | Сезонные явления в жизни лесных животных. | Экскурсия «Жизнь лесных животных по следам деятельности» |
22 | Птицы леса,сада. | Экскурсия «Жизнь птиц» |
4тема | Животные степей и пустынь- 3 часа | |
23 | Многообразие и характерные черты степных и пустынных животных. | Демонстрация влажных препаратов животных |
24 | Сезонные и суточные изменения в жизни животных. | |
25 | Практическое значение этих животных в природе и жизни человека. | |
5тема | Животные тундры и лесотундры- 3 часа | |
26 | Характерные особенности строения и поведения животных, связанные с экстремальными условиями жизни. | |
27 | Фауна севера, охрана. | |
28 | Многообразие животных тундры и лесотундры. | Демонстрация слайдов. |
6тема | Домашние животные и животные культурных ландшафтов – 4 часа | |
29 | Животные сельскохозяйственных угодий. | Демонстрация слайдов. |
30 | Насекомые-вредители и опылители с/х растений. | Коллекции насекомых. |
31 | Динамика численности животных в агроценозах. | |
32 | Домашние животные в жизни человека. | Демонстрации слайдов. |
7тема | Редкие исчезающие виды животных- 2 часа | |
33 | Животный мир – исчерпаемый ресурс. | Демонстрации слайдов. |
34 | Красная книга. Закон об охране животных. |
Литература:
1.Авилова К.В. «Позвоночные животные, изучение их в школе» Москва Просвещение 1983г.
2.Забелин С.И. «Таблицы по охране природы» Москва Просвещение 2004г.
3.Измайлов И.В. «Биологические экскурсии»Москва Просвещение 2003г.
4.Мамаев Б.М. «Энтомология для учителя» Москва Просвещение 2005г.
5.Симаков Ю.Г. «Жизнь пруда» Москва Колос 1982г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов
Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...
Программа факультативных занятий для учащихся 7,8 классов «Практикум по физической культуре «Фартлек»
Проблема ведения здорового образа и стиля жизни тесно связана с системой воспитания в школе, семье и в конкретном социуме. Факультативные занятия «Практикум по физической культуре «Фартлек» позволят...
Программа факультативных занятий по физической культуре
Программа факультативных (дополнительных) занятий по ФК...
Программа факультативного занятия "Эстетика жилища" 8-9 класс
Программа факультативных занятий предназначена для учащихся 8-9 классов и рассчитана на 70 учебных часа (2 часа в неделю) в течение одного учебного года.Предлагаемая программа призвана способствовать ...
Программа факультативного занятия "Творческая мастерская"
Факультативные занятия «Творческая мастерская» призваны расширить опыт трудовой созидательной деятельности учащихся, закрепить освоенные в процессе учебного предмета «Трудовое обучение» способы осущес...
Программа факультативного занятия "Кружевница"
Предлагаемый курс предусматривает изучение нескольких содержательных блоков:Блок №1 предлагает изучение теоретического материала, направленного на формирование представлений о технологии вязания...
Программа факультативных занятий по аэробике для 5-11 классов
Данная программа может использоваться в программе общеобразовательных учреждений "Физическая культура" , как вариативный компонет (3-й час) с 5 по 9 классы, и как базовый и вариативный в 10-11 к...