Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии на тему
Рабочая программа по биологии 6-9 класс для учащихся специальных коррекционных школ VIII вида. Разработана на основе программы В. В. Воронковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya.docx | 49.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология.
6—9 КЛАССЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы по биологии В.В.Воронковой, Т.М.Лифановой, С.А.Кустовой для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, с учетом особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей.
Преподавание биологии в коррекционной школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно – следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на неё.
Биология как учебный предмет в коррекционной школеVIII вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7класс), «Животные» (8класс) и «Человек» (9 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Основными задачами преподавания биологии являются:
- сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы;
- формирование правильного понимания природных явлений в жизни растений и животных;
- проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;
- первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
В 6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.
В настоящей программе в разделе «Растения»(7класс) включены элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений.
В разделе «Животные»(8класс) учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
В разделе «Человек»(9класс) предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней;
Какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания. При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.
Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Неживая природа. 6 класс
(68ч в год, 2 ч в неделю)
Введение (4 ч)
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Изменения в природе. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей в газы. Наблюдение этих явлений в природе. Для чего нужно изучать неживую природу.
Вода (15 ч)
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.
Демонстрация опытов
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Растворение соли, сахара в воде. Очистка мутной воды. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды. Расширение воды при замерзании.
Практические работы
П.р.№1 Измерение температуры воды.
Воздух (14 ч)
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган (способы защиты). Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Демонстрация опытов
Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). Воздух занимает объем. Воздух упругий. Воздух — плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и обратно. Наблюдение за отклонением пламени свечи. Получение кислорода и демонстрация его свойства поддерживать горение. Получение углекислого газа и демонстрация его свойства не поддерживать горение.
Полезные ископаемые (20 ч)
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: железная руда, ее внешний вид. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна. Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Местные полезные ископаемые. Их физические свойства и использование. Экономия металлов при использовании человеком. Охрана недр.
Демонстрация опытов
Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкости торфа и хрупкости каменного угля. Определение растворимости и нерастворимости калийной соли, фосфоритов. Определение свойств черных и цветных металлов: упругости, пластичности, хрупкости, теплопроводности.
Практические работы
П.р.№2 Работа с картой «Полезные ископаемые России».
П.р.№3 «Распознавание черных и цветных металлов по образцам».
Почва (10ч)
Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.
Демонстрация опытов
Выделение воздуха и воды из почвы. Выделение песка и глины из почвы. Выпаривание минеральных солей из водной вытяжки. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практические работы
П.р.№4 Определение типов почв.
Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.
Повторение (4ч)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
• отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
• некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.
Учащиеся должны уметь:
• обращаться с простым лабораторным оборудованием;
• определять температуру воздуха, воды;
• проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Информационные ресурсы:
Данная рабочая программа предусматривает обучение по учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида И.В. Романову, Р.А. Петросовой «Биология. Неживая природа» Москва. Дрофа.2011г.. Учебник для 6-го класса о неживой природе продолжает изучение окружающего мира. В учебнике приведены описания многочисленных опытов, даются простые практические задания и вопросы для самопроверки и закрепления знаний учащихся.
В качестве информационного материала используется:
Н. Дмитриев «Книга природы»; З.Д. Сизенко «Природа и дети»; И.Акимушкин «Мир растений и животных» и др.
7КЛАСС
Растения. Грибы. Бактерии.
(68 ч в год, 2 ч в неделю)
Введение. (2 ч)
Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания). Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.
Общее знакомство с цветковыми растениями.(26 ч)
Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки и т. п.).
Подземные и наземные органы растения.
Корень. Образование и виды корней. Корневые системы. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней.
Стебель. Строение стебля и его значение в жизни растения. Разнообразие стеблей.
Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения. Образование питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями. Дыхание растений. Листопад и его значение.
Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях. Опыление цветков. Образование плодов и семян.
Плоды. Разнообразие плодов: плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя. Строение семени (на примере фасоли). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Растение – целостный организм.
Экскурсия в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространениями плодов и семян.
Лабораторные работы
Л.р.№1 Строение цветкового растения.
Л.р№2 Строение цветка.
Л.р.№3 Строение семени фасоли.
Л.р.№4 Строение семени пшеницы.
Практические работы
П.р.№1 Определение всхожести семян.
Демонстрация опытов:1. Условия, необходимые для прорастания семян.
2. Испарение воды листьями.
3. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте)
4.Образование в листьях питательных веществ.
5.Передвижение в стебле воды с растворенными в ней веществами.
Многообразие покрытосеменных растений. (20 ч)
Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами)
Цветковые растения. Деление цветковых растений на однодольные и двудольные. Характерные различия.
Однодольные растения.
Злаки. Особенности внешнего строения и разнообразие. Выращивание зерновых. Использование злаков в народном хозяйстве.
Лилейные. Общие признаки лилейных. Основные представители: цветочно – декоративные лилейные, овощные лилейные, дикорастущие лилейные.
Лабораторные работы.
Л.р.№5 Строение луковицы.
Двудольные растения.
Паслёновые. Общие признаки паслёновых. Овощные и технические паслёновые: картофель, томат, баклажан и перец. Цветочно – декоративные паслёновые.
Лабораторные работы.
Л.р.№6 Строение клубня картофеля.
Практические работы.
П.р.№2 Выращивание рассады.
Бобовые. Общие признаки бобовых. Пищевые и кормовые бобовые растения.
Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник. Плодово – ягодные розоцветные: яблоня, груша, вишня, малина, земляника, персик и абрикос.
Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник. Календула и бархатцы – однолетние цветочно – декоративные сложноцветные. Маргаритка и георгин – многолетние цветочно – декоративные сложноцветные.
Многообразие бесцветковых растений(9ч).
Голосеменные. Сосна и ель – хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Бактерии(2ч). Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы(2ч). Строение шляпочного гриба. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
Практические работы с комнатными и садовыми растениями(5ч).
Перевалка и пересадка комнатных растений. Вскапывание приствольных кругов. Рыхление почвы. Удаление сорняков.
Экскурсия в парк для ознакомления с особенностями растений весной.
Повторение(2ч).
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
• внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада;
• общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;
• признаки сходства и различия между растениями;
• особенности выращивания культурных растений: сроки и способы посева и посадки культур, некоторые приемы ухода за ними.
Учащиеся должны уметь:
• узнавать изучаемые растения по внешнему виду;
• различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям, листьям, цветкам, плодам и семенам;
• устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений);
• осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными, комнатными растениями и овощными культурами;
• работать с ручным сельскохозяйственным инвентарем.
Информационные ресурсы:
Данная рабочая программа предусматривает обучение по учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида И. В. Романова, Т.А.Козловой «Биология. Растения. Грибы. Бактерии»,Москва. Дрофа,2011г. Учебный материал предусматривает разнообразные вопросы и задания, лабораторные работы, а также дополнительные сведения и любопытные факты, которые способствуют эффективному усвоению программного материала.
В качестве информационного материала используется:
О.А. Филичкина «Ботаника в схемах и рисунках»;
Д.И. Тройтак «Книга для чтения по ботанике»;
Н. Верзилин «Путешествие с домашними растениями» и др.
ЖИВОТНЫЕ
(68 ч в год, 2 ч в неделю)
Введение (2ч)
Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и домашние животные. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни (форма тела, покров, способ передвижения, дыхание, окраска: защитная, предостерегающая). Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.
Беспозвоночные животные. Черви(1ч)
Общее знакомство
Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета). Многообразие беспозвоночных: черви, медузы, раки, пауки, насекомые.
Дождевой червь
Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого объекта или влажного препарата.
Насекомые (7 ч)
Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.). Различие по внешнему виду, местам обитания, питанию.
Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка). Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница, адмирал и др. Их значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы.
Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение.
Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие. Сравнительная характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или другие — по выбору учителя).
Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.
Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы, прополиса).
Муравьи — санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза. Правила поведения в лесу. Охрана муравейников.
Демонстрация живых насекомых, коллекций насекомых — вредителей сельскохозяйственных растений, показ видеофильмов.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные. Рыбы(8ч)
Общие признаки позвоночных животных
Наличие позвоночника и внутреннего скелета. Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Общие признаки рыб. Среда обитания.
Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.
Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности.
Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб), дыхание, способ передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное использование.
Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними.
Земноводные (3 ч)
Общие признаки земноводных.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание, дыхание, размножение (цикл развития).Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни. Значение в природе. Черты сходства и различия земноводных и рыб. Польза земноводных и их охрана.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся (3ч)
Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение пресмыкающихся (цикл развития).
Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.
Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки). Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.
Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание, размножение и развитие.
Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития).
Демонстрация живой черепахи или влажных препаратов змей. Показ кино- и видеофильмов.
.
Птицы (13 ч)
Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.
Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).
Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.
Хищные птицы: сова, орел.
Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.
Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.
Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или другие местные представители пернатых.
Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц.
Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения, питания, размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Уход за домашними птицами.
Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.
Демонстрация скелета курицы, чучел птиц.
Прослушивание голосов птиц.
Показ видеофильмов.
Экскурсия для наблюдения за поведением птиц в природе (или экскурсия на птицеферму).
Практические работы
. Подкормка зимующих птиц.
Млекопитающие животные (14 ч)
Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком).
Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные звери, морские, приматы) и сельскохозяйственные.
Дикие млекопитающие животные .
Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, размножение.
Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные особенности каждого животного. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).
Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности. Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча пищи. Черты сходства и различия.
Псовые (собачьи): волк, лисица.
Медвежьи: медведи (бурый, белый).
Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.
Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на зверофермах.
Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось. Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных.
Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид, среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности, распространение и значение.
Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных.
Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень и др.).
Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями различных групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания.
Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.
Игры (зоологическое лото и др.).
Сельскохозяйственные млекопитающие(17)
Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание кроликов. Разведение.
Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания. Корма для коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые местные породы. Современные фермы: содержание коров, телят.
Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание. Способность к поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание овец в зимний и летний периоды.
Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.
Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки.
Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение. Оленеводство.
Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение для человека.
Экскурсия на ферму: участие в раздаче кормов, уборке помещения (для сельских школ).
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
• признаки сходства и различия между группами (классами) животных;
• общие признаки, характерные для каждой из изучаемых групп;
• особенности внешнего вида, образа жизни, значение животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
• условия содержания, ухода и кормления сельскохозяйственных животных, распространенных в данной местности.
Учащиеся должны уметь:
• узнавать изученных животных;
• устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью животного (внешний вид, питание);
• осуществлять уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских школ) и животными в живом уголке (для городских школ).
Информационные ресурсы:
Данная рабочая программа предусматривает обучение по учебнику для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида А.И. Никишов «Биология. Животные» М.: «Просвещение» 2008г.
В качестве информационного материала используется:
Бодрова Н.Ф. Изучение курса: «Зоология»;
Акимушкин И. «Мир животных»;
А.Дмитриев «Книга для чтения по зоологии»
9 класс. «Человек»
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной жизнедеятельности организма. Им сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней, о вреде курения и алкоголя. При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.
Должны знать:
- названия, строение и расположение основных органов человеческого тела.
- элементарное представление о функциях органов и их систем.
- влияние физических нагрузок на организм.
- вредное влияние курения и алкоголя на организм.
- основные санитарно-гигиенические правила.
Должны уметь:
- применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья.
- соблюдать санитарно - гигиенические правила.
Информационные ресурсы: учебник «Биология. Человек». Авторы: И.В.Романов, И.Б.Агафонова Москва. Дрофа. 2010г.
Учащиеся данной школы разделены на 3 группы. 1 и 2 группы успешно усваивают программный материал по биологии, овладевают знаниями и умениями самостоятельно или с незначительной помощью учителя. Ученики 3 группы усваивают материал только с помощью педагога. При овладении знаниями и умениями они требуют к себе дифференцированного и индивидуального подхода.
Деление учащихся на группы .
6 класс
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Буханцев | Зубарев | Алексеев | |
Киршина | Кузьмин | ||
Шашков | Демченко | ||
Яценко | Сливка | ||
Сверчков | |||
7 класс
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Смолев | Лебедев | ||
Раймер | Ломака | ||
Пыленок | Терновой | ||
Лаврищева | Тарасенко | ||
Таранец | Зарипов | ||
Иванов | |||
Колесник |
8 класс
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Голуб | Безнощенко | ||
Карнацкий | Герасимович | ||
Маловичкин | Лозко | ||
Харченко | |||
Ширкунова | |||
9 класс
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Чайников | Беляков | Василихин | |
Литвинов | Голубочка | Савченко | |
Хомутова | Мусаева | Гринев | |
Петрова | Никонова | ||
Дрозд | Крамская | ||
Таблица тематического распределения
количества часов.
Биология. Неживая природа. 6 класс.
№ n/n | Разделы, темы | Количество часов по программе | |
государственная программа | рабочая программа | ||
1 | Введение | 4 | |
2 | Вода | 15 | |
3 | Воздух | 15 | |
4 | Полезные ископаемые | 20 | |
5 | Почва | 10 | |
6 | Повторение | 4 | |
Итого | 68 | 68 |
Таблица тематического распределения
количества часов.
Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 7 класс.
№ n/n | Разделы, темы | Количество часов по программе | |
государственная программа | рабочая программа | ||
1 | Введение | 2 | |
2 | Общее знакомство с цветковыми растениями | 26 | |
3 | Многообразие покрытосеменных растений | 20 | |
4 | Многообразие бесцветковых растений | 9 | |
5 | Бактерии | 2 | |
6 | Грибы | 2 | |
7 | Практические работы с комнатными и садовыми растениями | 5 | |
8 | Повторение | 2 | |
Итого | 68 | 68 |
Таблица тематического распределения
количества часов.
Биология. Животные. 8 класс.
№ n/n | Разделы, темы | Количество часов по программе | |
государственная программа | рабочая программа | ||
1 | Введение | 2 | |
2 | Беспозвоночные животные. Черви | 1 | |
3 | Насекомые | 7 | |
4 | Позвоночные животные. Рыбы | 8 | |
5 | Земноводные | 3 | |
6 | Пресмыкающиеся | 3 | |
7 | Птицы | 13 | |
8 | Млекопитающие | 14 | |
9 | Сельскохозяйственные млекопитающие | 17 | |
Итого | 68 | 68 |
Таблица тематического распределения
количества часов.
Биология. Человек. 9 класс.
№ n/n | Разделы, темы | Количество часов по программе | |
государственная программа | рабочая программа | ||
1 | Введение | 2 | |
2 | Общий обзор тела | 4 | |
3 | Опора тела и движение | 12 | |
4 | Кровь. Кровообращение | 8 | |
5 | Дыхание | 7 | |
6 | Пищеварение | 12 | |
7 | Выделительная система. Почки. | 2 | |
8 | Кожа | 5 | |
9 | Нервная система | 8 | |
10 | Органы чувств | 5 | |
11 | Охрана здоровья человека | 3 | |
Итого | 68 | 68 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР
МО учителей предметников _______________ __________
и начального звена ГБС(К)ОУ подпись ФИО
школы-интерната ст. Медведовской _______________20___года
от_________20___года №
__________________ _____________
подпись руководителя МО ФИО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...