Анализирующее скрещивание - 10 класс
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Подгородниченко Галина Васильевна

Разработка урока позволит научить учащихся обьяснять механизм анализирующего скрещивания, убедить в действенности и практической значимости законов наследственности в процессе изучения  видов скрещивания, сформировать знания о генофонде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект   урока №48

Класс: 10

Учитель: Подгородниченко Г.В

Тема: «Анализирующее скрещивание»                                                          слайд №1

Цель:

Создание условий для формирования у учащихся знаний о сущности анализирующего скрещивания, его значении.

Задачи:

Предметные:

-повторить понятия «аллели»,  «генотип», «фенотип», «множественный аллелизм», «кодоминирование»,  «неполное доминирование»;

-создать условия для развития способностей эффективного усвоения знаний об анализирующем скрещивании, генофонде;

-дать возможность выявить действенность и практическую значимость законов наследственности  в процессе изучения анализирующего скрещивания;

-использовать знания о взаимоотношениях  между генами в клетке и организме при полном неполном доминировании,  при характеристиках генотипа и фенотипа, решении задач.

Развивающие:

-продолжить развивать навыки решения генетических задач, использовать генетическую символику;

-развитие у старшеклассников умения записывать схемы скрещивания растений или животных в генном и хромосомном выражении;

-развивать умение и навыки самостоятельной работы с учебником, в группах, ПК;

-продолжить,  через разрешение простейших жизненных задач и примеров,  создавать условия  для развития логического мышления;

-способствовать развитию умения отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме.

Личностно-ориентированные:

- способствовать формированию у учащихся умения выражать свое мнение, анализировать мнение других в ходе совместной работы;

-возможность связывать новую информацию с уже изученным материалом;

-повышение самомотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня);

-способствовать выбору  будущей профессии (растениевод, животновод, селекционер).

-формирование бережного отношения к природе.

Формы организации: эвристическая беседа, решение задач, работа с учебником, магнитной и интерактивной доской, ПК

Основные понятия: анализирующее скрещивание, генофонд.

Средства обучения: дидактическое пособие для магнитной доски «кролики», схемы для проведения анализа при скрещивании.

Ход урока

I.Организационный момент. Настрой на урок.

II.Актуализация знаний учащихся.

        А.Проверка выполнения домашнего задания (решение задачи).                        слайд №2,3

        Б.Проверка знаний в ходе фронтальной беседы о множественном аллелизме, кодоминировании, сверхдоминировании,  неполном или промежуточном наследовании признака, характеристика генотипа и фенотипа ( по вопросам §40, стр.149)                                          слайд №4

        В.Групповая работа по решению задач на полное и неполное доминирование моногибридного скрещивания. /Учащиеся совместно выполняют решение задачи. Отвечает один ученик, озвучивает ход решения и генетическую символику. Его ответ дополняют другие ученики группы/.

Задачи для групп:

  1. На ферме содержались коровы черной и красном масти. Бык имел черную масть. Все родившиеся телята имели только черную масть. Какая масть является доминантной? Какую масть будут иметь потомки этих черных телят?                                                            слайд №5
  2. У овса "нормальный рост доминирует над карликовостью (низкостебельностью). Какими будут гибриды от скрещивания гомозиготных растений нормального роста с низкорослыми? Какими будут растения второго поколения?
  3. При скрещивании белоплодной тыквы с желтоплодной в потомстве появились растения с желтыми и белыми плодами в отношении половина на половину. Каковы генотипы родителей, если известно, что белая окраска плодов — доминантная и доминирование полное?

III.Изучение нового материала.

        1.Анализирующее скрещивание. /проблемная беседа/                                       слайд №6

Можно ли только по внешним признакам родителей предсказать  проявление этих признаков в последующих поколениях?    

        Оказывается не всегда. В некоторых случаях признаки, у гибридах первого поколения,  имеют промежуточный характер, то есть фенотип гетерозигот отличается от фенотипов родительских форм. Чем это объясняется?  Действуют ли в этом случае закономерности, установленные Г.Менделем? Вы уже знаете, что по фенотипу нельзя определить генотип.  Например, у гороха особи с фенотипом «желтые семена» могут иметь разные генотипы – АА или Аа. Для установления генотипа особей,  не различающихся по фенотипу,  проводят анализирующее скрещивание.  Анализирующее скрещивание активно используют в селекции, в сельском хозяйстве для определения неизвестных генотипов организмов.                                      слайд №7.8

        Для этого особь, генотип которой неизвестен, скрещивают с рецессивным гомозиготным организмом, генотип которого аа (если анализируется один признак). Допустим, нам необходимо определить генотип растения гороха с желтой окраской семян. Его генотип может быть либо Аа  либо АА. Проводят скрещивание с организмом, генотип которого аа , фенотип – зеленая окраска семян. Если все потомство окажется с желтыми семенами, значит, исследуемый организм – гомозиготен, а его генотип – АА. Если в потомстве произойдет расщепление признаков в соотношении 1:1 значит, исследуемый организм – гетерозиготен - Аа./запись в тетрадях учениками/

Задача                                                                                                                          слайд №9

Вы приобрели кролика – самца с черной шерстью (признак доминантный), но точный генотип этого животного неизвестен. Каким образом можно узнать его генотип?

/Работа у магнитной доски ученика с дидактическим пособием «кролики»,  по определению генотипов гомо – и гетерозиготных организмов/.

 

        2. Генофонд вида. /сообщение ученика/                                                                слайд №10

ГЕНОФОНД (от греч. genos – род, происхождение и лат. fondus - основание) - совокупность всех генов данной популяции, группы популяций или вида в целом. Он характеризует все возможные гены и их различные аллели, которые существуют во всех представителях каждого конкретного вида в данный момент. О нем часто судят по элементарным особенно ценным признакам видов (формы, разновидности и полезные качества), по их фенофонду (внешним признакам).  Термин введен А. С. Серебровским (1928).

Для видов, которые нужно сделать сильными и выживающими, генный фонд должен быть достаточно большим, чтобы можно было применять перекрестное опыление или скрещивание. Более крупный генофонд с множеством разных вариантов отдельных генов ведёт к лучшему приспособлению потомства к меняющейся окружающей среде. Разнообразие аллелей позволяет приспособиться к изменениям значительно быстрее, если соответствующие аллели уже имеются в наличии. Тем не менее, в неизменяющейся окружающей среде меньшее число аллелей может быть более выгодным, чтобы не возникало слишком много неблагоприятных комбинаций аллелей.

Генофонд растительного и животного мира (за исключением генофонда опасных болезнетворных организмов) подлежит охране, которая должна осуществляться комплексно. Большую роль в охране и воспроизводстве генофонда растений и животных играют заповедники, национальные парки, биосферные заповедники, зоопарки, ботанические сады, консервация генофонда исчезающих видов, а также издание Красной книги.

В сельском хозяйстве, в практическом применении используют новые методы  для выведения новых пород животных, сортов растений.  Путём близкородственного скрещивания  возможно удаление неблагоприятных генов из генофонда. При скрещивании организмов разных видов  и появлении новых генов из иных популяций,  возможно увеличение объёма генофонда, появление новых организмов с новыми признаками.

Генная инженерия – это целенаправленный перенос нужных генов от одного вида живых организмов в другой, часто очень далеких по своему происхождению. Это, как считают ученые, перспективное направление, которое в недалеком будущем позволит человеку целенаправленно улучшать наследственные качества организмов, получать в неограниченном количестве ценные биологически активные вещества.  

IV.Закрепление изученного материала

Фронтальная беседа о генофонде и анализирующем скрещивании. Их характеристика и значение. Решение задачи на анализирующее скрещивание.

Задача 1.                                                                                                              слайд №11

У крупного рогатого скота ген комолости (т.е. безрогости) доминирует над геном рогатости. Какое потомство можно получить от скрещивания рогатого быка с гомозиготными комолыми коровами? Каким будет потомство от скрещивания комолого быка (одного из гибридов первого поколения) с такой же коровой?

       А -  комолость                                                                                                        слайд №12

       а -  рогатость

       Р:      АА х    аа

       G:      А         а

        F1      Аа

                         комол.

По генотипу: нет расщепления.

По фенотипу: нет расщепления.

     Р:        Аа х       Аа                    

     G:    А,а            А,а

     F2:   АА, Аа, Аа,аа

             ком. ком. ком. рог.

По генотипу: 1:2:1                      По фенотипу: 3:1

V. Проверка понимания новой темы

Что нового вы узнали на этом уроке?

Все ли вам было понятно, какие возникали трудности ?

VI. Итог урока.

Выставляются оценки ученикам принявшим участие в ходе урока. Активность на уроке определяется с учетом мнения учащихся.

VII. Домашнее задание                                                                                                           слайд №13

§40, решить задачу

Задача

Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери карие (по данному признаку она гомозиготна). От этого брака родился ребенок, глаза которого оказались карими. Каковы генотипы всех упомянутых здесь лиц? А - карие глаза, а - голубые глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание»

            Образовательные задачи: сформировать знания о  дигибридном скрещивании, вывести и сформулировать третий закон Г.Менделя, выявить закономерно...

Дополнительный материал к уроку"Анализирующее скрещивание" 10 класс

Дополнительный материал позволит наглядно, с использованием интерактивной доски,  показать и  обьяснить ход и значение "Анализирующего скрещивания", сформировать навыки решения генетических ...

Урок биологии "Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование"(10 класс)

В презентации  дается пояснение об анализирующем скрещивании и неполном доминировании, далее предлагаются задачи по данной теме...

Урок по теме "Анализирующее скрещивание" 10 класс.

Презентация для интерактивной доски SMART Notenook....

Методическая разработка урока биологии "Анализирующее скрещивание" 9 класс

Урок "Анализирующее скрещивание"  проводится  в 9 классе  в разделе  "Наследственность  и изменчивость организмов".  На уроке идёт повторение I  и  II зак...

10 класс Урок по теме: дигибридное, моногибридное анализирующее скрещивание

Урок-проек, где учащиеся с помощью моделей  гороха сами определяют получившийся результат....

Презентация по биологии на тему: "Анализирующее скрещивание. Промежуточный характер наследования" (9 класс).

Презентация предназанчена для сопровождения урока в 9 классе по теме: "Анализирующее скрещиваине. Промежуточных характер наследования". Чтобы проверить, является ли данный организм гомо...