«Система оценивания сформированности ИКТ- компетентности учащихся».
презентация к уроку по биологии на тему
Материал показывает и рассказывает о критерериях оценки сформированности ИКТ компетентности учащихся на уроках биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voronina_s.p._sistema_ocenivaniya.pptx | 2.75 МБ |
Пример комплексной ситуативной задачи | 45.74 КБ |
Когнитивные умения | 19.82 КБ |
Элементы образовательной ИКТ - компетентности | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе. Смещение акцента с усвоения значительных объемов информации на овладение способами непрерывного усвоения новых знаний; Освоение навыков работы с любой информацией, формирование навыков критичного мышления;
Понятийный аппарат ИКТ – грамотность - ИКТ-грамотность – это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. ИКТ – представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача. грамотность – это динамичный инструмент (в самом широком смысле слова), позволяющий индивидууму постоянно учиться и расти; цифровые технологии относятся к компьютерному и программному обеспечению; инструменты коммуникации – к продуктам и услугам, с помощью которых передается информация; сети – это каналы передачи информации.
Определение ( идентификация) Доступ (поиск) Управление Сообщение (передача) Интеграция Оценка Создание Познавательные навыки
Умение: определение ( индентификация ) информации Умение точно интерпретировать вопрос; Умение детализировать вопрос; Нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде; Идентификация терминов, понятий; Обоснование сделанного запроса.
Умение: оценка информации Выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью; Выбор информационных ресурсов согласно выработанным или указанным критериям; Умение остановить поиск.
Умение: интеграция информации Умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников; Умение исключать несоответствующую и несущественную информацию; Умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию.
ИКТ-компетентность учащегося Способность решать возникающие информационные задачи, используя современные информационные и коммуникационные технологии. Успешно продолжать образование в течение всей жизни; Подготовиться к выбранной профессиональной деятельности; Жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, основанной на знаниях.
Принцип доступности Изучаемые технологические приемы и выполняемые задания, формулировки предписаний и степень их детализации соответствуют возрастным особенностям учащихся.
Принцип самостоятельности За формирование учебной самостоятельности отвечает основная школа; Нужно чтобы ученик очень четко осознавал, что он делает и какая именно операция у него не получается; Очень важно, чтобы учитель не подсказывал готовые решения, а, выявив истинную причину возникшего у ученика затруднения, направлял его к правильному решению;
Принцип индивидуальной направленности Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности. Школьник в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня.
Небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приёмов по созданию информационного объекта. Предлагается подробная технология выполнения задания, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. Можно не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам, и наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. Начальный уровень сложности
Задачи аналогичны тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но они требуют самостоятельного выстраивания полной технологической цепочки . Следует ориентировать учащихся на поиск необходимой для работы информации, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках. Цепочки заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта - основу актуального во все времена умения учиться. Продуктивный уровень сложности
Задания носят творческий характер и ориентированы на наиболее продвинутых учащихся . Задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, по поиску необходимой информации, по выбору технологических средств и приемов его выполнения. Творческий уровень
http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&catid=43%3A8&id=170%3A2009-08-29-14-57-48&Itemid=104 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1d458c-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/83266/?interface=themcol
Построение системы оценивания Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Качественные оценки - «хорошо, ( решение задачи с недочётами). Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось : - либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы); - либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки знаний по предмету). Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами). Максимальный уровень - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».
Запускаем программы. Основные элементы окна программы. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор Вводим текст Редактируем текст Работаем с фрагментами текста Форматируем текст Знакомимся с инструментами графического редактора Начинаем рисовать Создаем комбинированные документы Работаем с графическими фрагментами Создаем анимацию на заданную тему Создаем анимацию на свободную тему 5 класс
Типы заданий Умения вырабатывать критерии отбора информации в соответствии с потребностью; Распределение информации по смысловым группам; Построение схем (цепь питания); Подготовка сообщения с картинками; Проект; Презентация; Самое главное -критерии для оценки каждого задания должны проговариваться ученику или размещается памятка в классе, в дневнике, на сайте учителя.
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
Приложение 1 Система оценивания сфрмированности ИКТ – компетентности у учащихся. Воронина С.П.
Пример учебного задания “Выброс серной кислоты”
Время выполнения задания — 5 минут. Задание направлено на проверку сформированности умения вырабатывать критерии отбора информации в соответствии с потребностью.
Полный сценарий (его ученик видит на первом экране).
Вы готовите оперативную справку (достоверную и фактическую информацию) о состоянии экологической среды Самарской области. Вам известно, что в Самарской области, в районе г. Самара, расположен химический завод “Заря”, который производит товары широкого потребления из пластмасс и полиэтиленовой пленки. На днях в результате производственной аварии произошел выброс в атмосферу около 100 литров серной кислоты. Образовавшееся облако серной кислоты можно было наблюдать над г. Новокуйбышевском невооруженным глазом. Вы должны учесть эту информацию при подготовке справки.
После прочтения сценария ученик переходит к следующему экрану, состоящему из двух частей: “Краткий сценарий” и “Рабочее поле”.
Краткий сценарий
На ленте новостей вы видите 4 информационных сообщения, описывающих ситуацию в пострадавшем от химического выброса серной кислоты районе. Выберите несколько сообщений, которые вы включите в свою справку.
Рабочее поле (на новостной ленте выбор нужного сообщения осуществляется кликом мышки в окошке около этого сообщения). (См. таблицу.)
Критерии оценивания этого задания
Замечание. Учащийся должен выработать критерий оценки информации в соответствии с заданной потребностью. Его потребность (цель) — составить оперативную сводку о состоянии экологической среды Самарской области. Критериями выбора информации являются: незаинтересованность источника информации, а также достоверность и фактическая ценность информации (в сценарии дана подсказка: необходимо выбрать достоверную и фактическую информацию). Начинаем источники анализировать.
• Источник — пресс-служба завода “Заря”. Скорее всего это заинтересованный источник. Если прочитать информацию от этого источника, то школьник убеждается, что данный источник выбирать не следует;
• Агентство “Гринпис-Информ”. В представленной им информации нет ни одного факта (нет дат, нет конкретных цифр и т.д.), кроме того, информация о том, что “завод несет экологическую угрозу всей области”, недостоверна, она ничем не подкреплена. Этот источник информации также не следует выбирать, т.к. он не удовлетворяет выбранным критериям;
• Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Во-первых, это незаинтересованный источник информации, во-вторых, им переставлена фактическая информация (превышение ПДК в 3 раза). Данный источник информации следует выбрать;
• Газета “Авангард” (местная). Представлена достоверная информация. Данный источник информации следует выбрать.
Предварительный просмотр:
Приложение 2. Система оценивания сформированности ИКТ – компетентности учащихся. Воронина С.П.
Структуру ИКТ- компетентности составляют следующие познавательные навыки (когнитивные действия) (таблица 1):
Таблица 1. Когнитивные действия
Определение (идентификация) |
|
Доступ (поиск) |
|
Управление |
|
Интеграция |
|
Оценка |
|
Создание |
|
Сообщение (передача) |
|
Предварительный просмотр:
Элементами образовательной ИКТ - компетентности являются:
1. Обращение с устройствами ИКТ, как с электроустройствами, передающими информацию по проводам (проводящим электромагнитные колебания) и в эфире, и обрабатывающими информацию, взаимодействующими с человеком, обеспечивающими внешнее представление информации и коммуникацию между людьми:
• понимание основных принципов работы устройств ИКТ;
• подключение устройств ИКТ к электрической сети, использование аккумуляторов;
• включение и выключение устройств ИКТ. Вход в операционную систему;
• базовые действия с экранными объектами;
• соединение устройств ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий;
• информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
• вход в информационную среду учреждения, в том числе – через Интернет, средства безопасности входа. Размещение информационного объекта (сообщения) в информационной среде;
• обеспечение надежного функционирования устройств ИКТ;
• вывод информации на бумагу и в трехмерную материальную среду (печать). Обращение с расходными материалами;
• использование основных законов восприятия, обработки и хранения информации человеком;
• соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы со светящимся экраном, в том числе – отражающим, и с несветящимся отражающим экраном.
Указанные умения формируются преимущественно в предметной области «Технология».
2. Фиксация, запись изображений и звуков, их обработка
• цифровая фотография, трехмерное сканирование, цифровая звукозапись, цифровая видеосъемка;
• создание мультипликации как последовательности фотоизображений;
• обработка фотографий;
• видеомонтаж и озвучивание видео сообщений.
Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: искусство, русский язык, иностранный язык, физическая культура, естествознание, внеурочная деятельность.
3. Создание письменных текстов
Сканирование текста и распознавание сканированного текста:
• ввод русского и иноязычного текста слепым десятипальцевым методом;
• базовое экранное редактирование текста;
• структурирование русского и иностранного текста средствами текстового редактора (номера страниц, колонтитулы, абзацы, ссылки, заголовки, оглавление, шрифтовые выделения);
• создание текста на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения – транскрибирование (преобразование устной речи в письменную), письменное резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
• использование средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке;
• издательские технологии.
Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях:
русский язык, иностранный язык, литература, история.
4. Создание графических объектов
• создание геометрических объектов;
• создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с задачами;
• создание специализированных карт и диаграмм: географических (ГИС), хронологических;
• создание графических произведений с проведением рукой произвольных линий;
• создание мультипликации в соответствии с задачами;
• создание виртуальных моделей трехмерных объектов.
Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях:
технология, обществознание, география, история, математика.
5. Создание музыкальных и звуковых объектов
• использование музыкальных и звуковых редакторов
• использование клавишных и кинестетических синтезаторов
Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях:
искусство, внеурочная (внеучебная) деятельность.
6. Создание сообщений (гипермедиа)
• создание и организация информационных объектов различных видов, в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, объекта для самостоятельного просмотра через браузер;
• цитирование и использование внешних ссылок;
• проектирование (дизайн) сообщения в соответствии с его задачами и средствами доставки;
Указанные умения формируются во всех предметных областях, преимущественно в предметной области: технология.
7. Восприятие, понимание и использование сообщений (гипермедиа)
• понимание сообщений, использование при восприятии внутренних и внешних ссылок, инструментов поиска, справочных источников (включая двуязычные);
• формулирование вопросов к сообщению;
• разметка сообщений, в том числе – внутренними и внешними ссылками и комментариями;
• деконструкция сообщений, выделение в них элементов и фрагментов, цитирование;
• описание сообщения (краткое содержание, автор, форма и т. д.);
• работа с особыми видами сообщений: диаграммы (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), карты (географические, хронологические) и спутниковые фотографии, в том числе – как элемент навигаторов (систем глобального позиционирования);
• избирательное отношение к информации, способность к отказу от потребления ненужной информации;
Указанные умения преимущественно формируются в следующих предметах: литература, русский язык, иностранный язык, а так же во всех предметах.
8. Коммуникация и социальное взаимодействие
• выступление с аудио-видео поддержкой, включая дистанционную аудиторию;
• участие в обсуждении (видео-аудио, текст);
• посылка письма, сообщения (гипермедиа), ответ на письмо (при необходимости, с реакцией на отдельные положения и письмо в целом) тема, бланки, обращения, подписи;
• личный дневник (блог);
• вещание, рассылка на целевую аудиторию, подкастинг;
• форум;
• игровое взаимодействие;
• театральное взаимодействие;
• взаимодействие в социальных группах и сетях, групповая работа над сообщением (вики);
• видео-аудио-фиксация и текстовое комментирование фрагментов образовательного процесса;
• образовательное взаимодействие (получение и выполнение заданий, получение комментариев, формирование портфолио);
• информационная культура, этика и право. Частная информация. Массовые рассылки. Уважение информационных прав других людей.
Формирование указанных компетентностей происходит во всех предметах и внеурочных активностях.
9. Поиск информации
• приемы поиска информации в Интернет, поисковые сервисы. Построение запросов для поиска информации. Анализ результатов запросов;
• приемы поиска информации на персональном компьютере;
• особенности поиска информации в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.
Указанные компетентности формируются в курсе Истории, а так же во всех предметах.
10. Организация хранения информации
• описание сообщений. Книги и библиотечные каталоги, использование каталогов для поиска необходимых книг;
• система окон и папок в графическом интерфейсе. Информационные инструменты (выполняемые файлы) и информационные источники (открываемые файлы), их использование и связь;
• формирование собственного информационного пространства: создание системы папок и размещение в ней нужных информационных источников, размещение, размещение информации в Интернет;
• поиск в базе данных, заполнение базы данных, создание базы данных
• определители: использование, заполнение, создание;
Указанные компетентности формируются в следующих предметах: литература, технология, все предметы.
11. Анализ информации, математическая обработка данных
• проведение естественнонаучных и социальных измерений, ввод результатов измерений и других цифровых данных их обработка, в том числе – статистическая, и визуализация. Соединение средств цифровой и видео фиксации. Построение математических моделей;
• постановка эксперимента и исследование в виртуальных лабораториях по естественным наукам и математике и информатике
Указанные компетентности формируются в следующих предметах: естественные науки, обществознание, математика.
12. Моделирование и проектирование. Управление
• моделирование с использованием виртуальных конструкторов;
• конструирование, моделирование с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
• моделирование с использованием средств программирования;
• проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов. Системы автоматизированного проектирования;
• проектирование и организация своей индивидуальной и групповой деятельности, организация своего времени с использованием ИКТ
Указанные компетентности формируются в следующих предметах: технология, математика, информатика, естественные науки, обществознание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика сформированности познавательной компетентности учащихся
В работе представлена комплексная методика, позволяющая диагностировать степень сформированности познавательной компетентности на основе изучения входящих в нее компонентов, которая исполь...
Система работы "Формирование речевой компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы"
В статье обобщён материал по данной проблеме...
Методическая система «Формирование информационно – коммуникативной компетентностей учащихся на основе деятельностного подхода в обучении и воспитании»
Методическая система....
Создание системы оценивания сформированности ключевых компетенций в процессе урочной и внеурочной деятельности
Описание методической системы...
Диагностика уровня сформированности читательской компетентности учащихся 5-8 классов в условиях реализации ФГОС
Данная работа представляет собой выступление на заседании МО по теме...
Методика определения уровня сформированности ИКТ-компетентности учащихся на основе мониторинга метапредметных результатов освоения ООП ООО
Методика определения уровня сформированности ИКТ-компетентности учащихся на основе мониторинга метапредметных результатов освоения ООП ООО...