урок биологии 7 класс "Значение рептилий"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
урок биологии 7 класс "Значение рептилий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 23.06 КБ |
mnogo_reptilii.ppt | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок 56
Предмет – биология
Класс-7
Тема: Образ жизни и значение рептилий
Цель: выделить признаки, характерные для класса Пресмыкающиеся;
Задачи:
1.обеспечить усвоение следующих понятий «рептилии», «линька»;
2.показать многообразие пресмыкающихся, особенности их строения, связанные с наземным образом жизни;
3. выделить особенности рептилий отряда Чешуйчатые.
Оборудование: скелет ящерицы и змеи, таблица «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», выползки змей (кожа после линьки), влажный препарат змеи.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА:
1.орг.момент
/приветствие класса, постановка цели и задач урока/
2.актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос
- За что пресмыкающиеся получили своё название? (Ответ: за способ передвижения, при котором тело животного прикасается к земле).
- Какие отряды объединяет класс Пресмыкающиеся?
- Какие подотряды относят к отряду Чешуйчатые?
- Что представляют собой покровы тела пресмыкающихся?
- Чем представлена дыхательная система пресмыкающихся?
- Из скольких камер состоит сердце пресмыкающихся?
- Чем змеи отличаются от ящериц?
(Ответы учащихся)
Дополнение:
- наличие сросшихся век (немигающий взгляд змеи);
- змеи линяют, выползая из старой кожи, поэтому она называется «выползком», а у ящериц старая кожа линяет не целым чулком, а кусками.
Зоовикторина
- О каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (О змеях, когда они линяют).
- Какие ядовитые змеи вам известны? (Кобра, гадюка, щитомордник).
- Глаза какого животного могут смотреть в разные стороны, независимо друг от друга? (Глаза хамелеона).
- Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы – у них нет век, змеи – веки у них срослись).
- Каких ящериц часто принимают за змей? (Безногих ящериц – желтопузика и веретеницу.)
- Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, так как для того, чтобы спастись, ящерица отбрасывает хвост – явление аутотомии, или самокалечения)
- Как отличить змей от безногих ящериц? (У змей верхнее и нижнее веки срослись и стали прозрачными, а у ящериц они подвижные).
- Какие змеи душат свою жертву, а затем глотают? (Удавы, питоны).
- Какие змеи глотают добычу живьём? (Ужи).
- Какой тип оплодотворения у рептилий? (У рептилий внутреннее оплодотворение).
3.Объяснение нового материала
Как и амфибии, древние рептилии произошли от общих предков – стегоцефалов, когда на Земле около 300 млн лет назад влажный период сменился сухим. Шансы на выживание повысились у тех групп животных, которые меньше зависели от водоемов, благодаря сухой ороговевшей коже, совершенствованию легочного дыхания и, главное, способности откладывать яйца с плотной оболочкой и большим запасом питательных веществ для развития зародыша внутри яйца. Так возникли древнейшие рептилии.
Главное биологическое достижение класса Рептилий – преодоление зависимости от наличия воды для размножения и вследствие этого широкое их расселение на пространствах суши, в том числе по территориям вдали от водоемов. Приспособление рептилий к разнообразным условиям обитания привело к появлению широкого спектра самых разных форм, освоивших землю (растительноядные и хищные динозавры), море (ихтиозавры) и воздух (птеродактили). Среди них были и далекие предки высших позвоночных животных: птиц и млекопитающих. Около 65 млн лет назад абсолютное большинство рептилий (в том числе все гигантские формы) внезапно вымерли (возможно, в результате падения на Землю крупного метеорита, вызванного им длительного густого задымления атмосферы и последующего похолодания). Эволюция сохранившихся рептилий (схема в учебнике на с. 196–197) сформировала современные их отряды: Чешуйчатые (ящерицы, змеи и хамелеоны), Крокодилы, Черепахи и Клювоголовые (до наших дней дожил только один древний вид – гаттерия, живущая в норах на островах Новой Зеландии).
Многочисленные названия вымерших форм и их черепов указаны на схеме (с. 197) не для запоминания, а лишь для иллюстрации хода эволюции рептилий; мужчина также помещен там только для масштаба, потому что в неогене 40 млн лет назад, людей на Земле еще не было (тем более в костюмах), а современный человек появился 50—100 тыс. лет назад.
Название класса Рептилии (русский перевод – Пресмыкающиеся) справедливо только в отношении одной группы – змей, тело которых при движении касается земли (пресмыкается), тогда как все другие группы передвигаются на четырех конечностях, причем некоторые ящерицы и крокодилы бегают весьма резво.
Чрезвычайное разнообразие рептилий позволяет рассмотреть особенности их организации на примере какой-либо одной группы, например, наиболее обычных и хорошо известных ящериц (как в учебнике). При этом следует особо выделить следующие черты:
1. Покровы тела из роговых щитков или чешуек, предохраняющие тело от высыхания и повреждений.
2. Появление шейного отдела, позволяющего поворачивать голову и лучше следить за изменениями обстановки (высматривать пищу, своевременно обнаруживать врагов и т. д.).
3. Наличие ребер и, соответственно, грудной клетки, обеспечивающей активное прокачивание воздуха через легкие.
4. Целиком легочное дыхание.
5. Кровеносная система обеспечивает более полное, чем у амфибий, разделение артериальной и венозной крови и лучшее снабжение головного мозга артериальной кровью, богатой кислородом.
6. Размножение путем откладывания яиц в мягкой пергаментной или, реже, в жесткой скорлуповой оболочке (у крокодилов и некоторых ящериц) и с большим запасом питательных веществ (в виде желтка), что обеспечивает внутрияйцевое развитие зародышей, не требующих внешних источников воды.
7. Для некоторых ящериц и змей характерно яйцеживорождение, когда все стадии развития эмбриона в яйце проходят в половых путях самки, а на свет появляются еще маленькие, но уже похожие на взрослых детеныши.
Строение и образ жизни рептилий свидетельствуют о более высоком, чем у амфибий, уровне их приспособленности к разнообразию условий жизни на Земле.
4.Закрепление нового материала
4.1.Фронтальный опрос
4.2.Работа в тетрадях на печатной основе
4.3.Тостовые задания
1. Пресмыкающиеся - наземные хордовые, которые дышат при помощи...
- кожи
- легких
- легких и кожи
2. В связи с жизнью на суше...
- кожного дыхания нет;появляется внутреннее оплодотворение
- тело покрыто влажной кожей
- нет правильного ответа
3. Яйца пресмыкающихся покрыты...
- известковой скорлупой
- тонкой нежной оболочкой или ее совсем нет
- нет правильного ответа
4. Температура тела пресмыкающихся зависит от строения...
- сердца
- дыхательной системы
- и того, и другого
5. Для пресмыкающихся характерны процессы:
- регенерация и обмен веществ
- линька
- все ответы правильные
6. У безногой ящерицы в отличие от змей...
- подвижные непрозрачные веки
- тело покрыто чешуёй
- раздвоенный на конце язык
7. Свою добычу заглатывают целиком...
- только ядовитые змеи
- все змеи
- только удавы
8. Длинный раздвоенный на конце язык змеи - это...
- органы осязания и вкуса
- ядовитый аппарат
- орган, управляющий координацией движения
9. Самая крупная ящерица...
- зеленая ящерица
- варан
- медяница
10. Морские черепахи проводят в море...
- всю жизнь
- период кладки яиц
- всю жизнь за исключением периода кладки яиц
11. К голове рептилии поступает...
- артериальная кровь
- венозная кровь
- смешанная кровь
12. В отличии от земноводных у рептилий появляется...
- трахея и бронхи
- две пары конечностей
- второй круг кровообращения
13. Окончательными продуктами азотного обмена у пресмыкающихся являются...
- аммиак и мочевина
- аммиак и мочевая кислота
- мочевина и мочевая кислота
14. Полную перегородку в сердце среди перечисленных животных имеется у...
- прыткой ящерицы
- крокодила
- хамелеона
15. Наиболее древними ящерицами считаются...
- хамелеоны
- гаттерии
- прыткая ящерица
5.Рефлексия урока
6.Д-З
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...
Итоговый урок по теме "Рептилии"
Материал для контроля знаний по теме: "Сравнительная характеристика в строении позвоночных"...
Конспект урока по теме "Рептилии"
Конспект урока на тему " Пресмыкающиеся или Рептилии"...
Урок биологии по теме: "Пресмыкающиеся или рептилии" 7 класс
Цель занятия: познакомить учащихся с представителями класса пресмыкающиеся.Задачи занятия:Образовательные: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения представителей класса пресмыка...
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Презентация к уроку...
Презентация к уроку биологии "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии", 8 (7) класс
Презентация содержит конспект и иллюстрации по основным содержательным моментам изучения темы "Класс Пресмыкающиеся": характеристика класса, части тела, покровы, системы органов, размножение...