Камчатский бурый медведь как один из крупнейших представителей наземных млекопитающих Камчатки, особенности биологии и экологии.
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Камчатский бурый медведь как один из крупнейших представителей наземных млекопитающих Камчатки, особенности биологии и экологии.
ЦЕЛЬ УРОКА: Воспитание творческой и высоконравственной личности в процессе усвоения знаний об особенностях биологии и экологии крупнейшего наземного млекопитающего Камчатки – бурого медведя.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- сформировать представления о буром медведе как крупнейшем наземном млекопитающем Камчатки
- выявить причины сокращения численности и определить мероприятия по сохранению популяции медведей;
- формировать умение работать с учебной информацией
- продолжать развивать умения защищать свои убеждения и давать нравственную оценку деятельности человека в природе
ОБОРУДОВАНИЕ:
Презентация «Камчатский бурый медведь», мультимедийный проектор, плюшевый медвежонок, листы ватмана, маркеры, рабочий материал для работы в группе, выставка фотографий «Наш друг медведь».
ПЛАН УРОКА
№ | этап | содержание | методы и приемы | наглядность |
Вводная часть | 1.1. Организационный момент 1.2. Постановка проблемного вопроса, определение цели и задач урока | Беседа Групповая работа по формулированию проблемы | Записи на доске Презентация (Приложение 3) | |
Изучение нового материала | 2.1. Особенности биологии бурого медведя: Систематика, Особенности внешнего строения, физиологии и поведения как приспособление к условиям полуострова 2.2.Проблема сокращения численности популяции камчатского бурого медведя и пути ее решения | Сравнение закономерностей и построение системы обобщений с использованием информации Формулирование проблемы и ее решение при помощи мозговой штурм | Информационные карты для групповой работы (Приложение 1,2) Презентация (Приложение 3) | |
Рефлексия | Камчатский медведь – друг или враг человека? | Составление синквейна | ||
Домашнее задание | Записи в тетради (подготовиться к тестовой работе). Придумать сказку о камчатском буром медведе Или Нарисовать плакат в защиту медведей | Презентация (Приложение 3) запись на доске |
КОНСПЕКТ УРОКА
1 этап урока: Вводная часть.
В старинном издании «Живописная Россия» (1895 г) о полуострове, ставшем для нас родиной, говорится, что камчатка «самая отдаленная восточная окраина обширного отечества для одних является синонимом страны холодной и угрюмой, во всех отношениях безотрадной, другие же, напротив, не отрицая ее суровости, признают ее удобно-обитаемой, щедро одаренной природою и полною ее дивного величия»
Камчатка сейчас – уникальный уголок России, известный своими природными памятниками. Активные вулканы, термальные источники, гейзеры, прекрасные ландшафты, дикую природу, многочисленные реки – лососевые нерестилища и другие красоты Камчатки. Все это - загадочное и необычное – привлекает туристов на наш полуостров. У него много названий: «рыбный край», «земля огня и вулканов» и, конечно же, - «край медведей».
Медведь… Что значит это слово для нас? Одни вспоминают плюшевого медвежонка из детства, для других – он символ России, для третьих это слово ассоциируется с героем любимого стихотворения А. Барто
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший
Медведь – любимый герой русского народа. Его образ встречается на страницах многих произведений.
Задание в группах:
В течение 3 минут вспомните как можно больше произведений, героем которых был медведь.
Обсуждение результатов: один из членов группы читает названия произведений из списка, список вывешивается на доску.
Вопрос: Какими качествами обладают медведи в сказках, рассказах и других произведениях? (добрый, неуклюжий, косолапый, простодушный, справедливый, сладкоежка и др.)
А какой медведь на самом деле? Как чувствует он себя в современном мире рядом с человеком? На эти вопросы мы ответим сегодня на уроке, изучив особенности Камчатского бурого медведя и обсудив его проблемы.
2 этап урока: Изучение нового материала
2.1. Изучая любое животное, мы, прежде всего, определяем его систематическое положение.
Групповая игра «Крестики – нолики» (см. Приложение 1)
Каждой группе дается квадрат, в котором записаны названия животных. Необходимо найти закономерность среди предложенных названий, выделив принадлежность к систематической группе.
В результате составляем систематику Бурого Медведя.
Царство Животные
Тип – Хордовые
Класс Млекопитающие
Отряд - Хищные
Семейство – Медвежьи
Особенности внешнего строения, физиологии и поведения как приспособление к условиям полуострова (групповая работа по изучению дополнительной литературы. См. Приложение 2)
1 группа: изучение особенностей внешнего строения и местообитания
2 группа: происхождение
3 группа: особенности питания
4 группа: особенности размножения и развития
5 группа: особенности поведения
2.2. Проблема сокращения численности популяции камчатского бурого медведя и пути ее решения
Медведь является коренным жителем нашего полуострова. Он живет здесь много сотен тысяч лет и делит свою территорию с другими животными. Когда на камчатке появились первые люди, - медведь смирился с их присутствием. Об этих отношениях народ сложил немало сказок и легенд. Вот одна из них:
Ительменская сказка.
Жили Кутху с женой Илькхум. И родили они двух детей: одного – человека, другого – медведя.
Росли дети вместе в лесу возле рыбной речки. А пришла зима – выкопали берлогу и вместе зимовать стали…
Пришла весна, снег покрылся настом. Медведь говорит: «Теперь люди меня промышлять станут, меня убьют, а тебя нет. Ты ведь такой как они. Когда меня пластать будут – ты не ешь, а забери голову» Так и получилось: пришли люди, нашли берлогу, человек вышел…
Убили медведя, стали его жарить, товарища нового угощать. Тот и говорит: «Не стану есть ничего, это ведь брат мой. Отдайте его голову»…
Пришел он к своим отцу – матери с головой медведя, а из головы той сделался другой человек. Так они и стали жить… и долго люди помнили, что медведь – их брат…»
Вопрос: Чему учит эта сказка?
Рассмотрите диаграмму « Изменение численности камчатского медведя»
Вопросы: Как изменилась численность медведей за последние столетия?
Во сколько раз сократилось количество медведей?
Предположите, в чем причины сокращения численности медведей?
Предложите мероприятия по сохранению численности вида Камчатский бурый медведь. (Мозговой штурм)
3 этап рефлексия.
Составьте синквейн «Медведь»
Приложение 1. Игра «крестики – нолики»
Морская звезда | Подберезовик | Венерин башмачок |
Папоротник - орляк | Белый аист | Питон сетчатый |
Амеба обыкновенная | Кишечная палочка | Африканский слон |
Северный олень | Вечерница рыжая | Волк полярный |
Бобр канадский | Рысь обыкновенная | Заяц – беляк |
Песец медновский | Касатка | Индийский слон |
Дикая лошадь | Болотная черепаха | Енот – полоскун |
Пингвин Адели | Синий кит | Орлан – белохвост |
Игуана морская | Сельдь тихоокеанская | Утконос |
Лягушка остромордая | Белка обыкновенная | Сизый голубь |
Пчела медоносная | Дождевой червь | Инфузория - туфелька |
Нильский крокодил | Губка бодяга | Скат электрический |
Снежный барс | Росомаха | Соболь |
Гризли | Медведь гималайский | Медведь белый |
Лев африканский | Панда большая | Песец медновский |
Приложение 2.
1 группа.
Особенности внешнего строения и местообитания медведя.
Камчатский бурый медведь - самый крупный наземный хищник, обитающий на территории России (вес достигает 700-800 кг) В среднем длина тела животного достигает 2,4– 2,6 м, высота в холке – до 1,35 м. Самцы намного крупнее самок. Размер единичных особей может достигать 3 м. Продолжительность жизни 30 лет (в неволе - до 50 лет)
Ареал обитания – более 460 тыс. кв. км или 95% всей территории Камчатки. К лучшим местам обитания бурого медведя на Камчатке (или биотопам) относятся заросли кедровых и ольховых стлаников, каменноберезовые, пойменные и хвойные леса.
Маленькие карие глазки всегда переполнены дремучей дикостью и враждебностью. Ушки по бокам макушки короткие и малоподвижные. "Прическа" вокруг морды всегда индивидуальна. Эмоции выражаются самой подвижной частью тела - губами и прищуром глаз. Черный пятачок носа способен уловить запахи по ветру за 200-300 м.
Передние лапы бурого медведя – очень мощное оружие и орудие, используемое для защиты и нападения, ловли лососей, выкапывания берлог и корней растений, добычи из-под камней сусликов и сурков, переворачивания поваленных деревьев в поисках беспозвоночных и т.д.
Когти у медведей могут быть светлыми, коричневыми и черными разных оттенков. Их размеры впечатляют – на передних лапах когти значительно длиннее, чем на задних, и по изгибу могут достигать 12-13 см.
Мех у медведя двухслойный: нижний, пуховой слой - из тонких волосков, верхний, остевой - толстый, прямой и упругий. Истинный окрас меха у взрослого медведя появляется к сентябрю, после линьки, когда зверь уже полностью "переоделся" и волос насыщен свежим пигментом. Полового различия в окрасе нет. По окрасу медведи подразделяются на бурых, светло-бурых и темно-бурых. А поскольку каждая особь имеет свой, индивидуальный окрас, то оттенков столько, сколько медведей. За долгую зиму яркость меха приглушается. Ранней весной, под прямыми и отраженными от снега лучами, начинается интенсивное выгорание меха. Светло-бурые особи приобретают желтые или охристые оттенки вплоть до соломенного и выглядят как осветленные перекисью, темно-бурые - различные оттенки коричневого и цвета ржавчины. Но все это весеннее "перекрашивание" происходит на верхней части туловища.
Темно-бурых медведей становится все меньше, поскольку охотники отдают предпочтение по окрасу именно им.
Новую шубу медведь "надевает" перед залеганием в берлогу. Уже поздней осенью, при первых заморозках на почве, она ему необходима для экономии тепла. В берлоге шуба служит и "подстилкой" и "одеялом".
Линька - полная смена волосяного покрова - происходит один раз в год и длится с конца мая до конца августа, у некоторых особей - до конца сентября. Поредевший волос не защищает медведя от кровососов. Медведь катается по земле вкруговую, трется брюхом, боками, спиной, шеей и головой. Иногда после этого вскакивает и пробегает 30-40 м, избавляясь от комариного роя. К концу сентября уже все медведи ходят в обновленных коротких шубах.
Детеныши одного помета могут быть разной окраски. У медвежат первого года жизни бывают белые «ошейники» или «галстуки».
При встрече с человеком медведь выражает недовольство зевотой, при этом из широко открытой пасти, между нижними клыками, вываливается красный язык, в два раза длиннее пасти. Крупные зубы способны дробить кости, перетирать стебли и веточки. Клыки легко разрывают сухожилия и крепкие шкуры.
Прочитайте текст.
Выделите главные особенности во внешнем строении медведя. Где обитает медведь на Камчатке?
Подготовьте небольшое выступление с использованием опорного конспекта.
2 группа.
Происхождение бурого медведя.
Основываясь на изучении окаменелых остатков, ученые полагают, что первые предки современных хищных появились на Земле примерно 30 - 40 миллионов лет назад. Тогда из плотоядных, обитающих на деревьях и называемых миацидами животных, выделилась одна небольшая группа, а затем и вторая, куда вошли еноты и носухи обыкновенные, а также третья, объединяющая собачьих - волков, лисиц, койотов, собак.
Некоторые палеонтологи полагают, что древнейшим существом, заслуживающим того, чтобы его могли назвать медведем, был хищник размером с собаку, обитавший в Европе около 20 миллионов лет назад. Большие и уже более похожие на медведей звери существовали около шести миллионов лет назад и развились во многие разновидности, некоторые из них просто стали гигантами. Однако многие из этих видов вымерли, вероятно, из-за изменения климата и среды обитания. Полагают, что современные медведи произошли от маленького животного, которое превратилось в род Медведи 2 - 3 миллиона лет тому назад в Европе и Азии. Его предки пошли по трем линиям: европейской, представитель которой и стал предшественником вымершего пещерного медведя и двум азиатским, от которых произошли нынешние бурый и черный медведи.
В Европе найдены остатки сотен тысяч пещерных медведей. Самая удивительная находка сделана в Драконовых пещерах в Австрии: здесь обнаружены кости приблизительно 30 000 этих животных. Многие кости принадлежат неполовозрелым, больным или старым особям, которые в течение столетий погибали здесь во время зимней спячки. Возможно, причиной тому было ослабление организма в предшествовавший летний период из-за болезни, старости или недостатка корма.
Европейский пещерный медведь вымер примерно 12 000 лет назад. Хотя люди и охотились на него, вряд ли именно это привело к исчезновению вида. Возможно, решающим фактором здесь оказалась конкуренция с бурым медведем.
Первые бурые медведи появились в Китае около 400 000 лет назад. Они и явились предками нашего современного Камчатского медведя, мигрировав на север.
Костные останки этого животного обнаружены при археологических раскопках на стоянках первых камчадалов.
Камчатский медведь – древняя реликтовая форма, сохранившаяся во время наступления ледников, изолированная от южносибирских и охотоморских форм. На юге полуострова обитают более крупные формы, а вот к северу наблюдается уменьшение размеров медведей.
Прочитайте текст.
Выделите главные особенности эволюции медведя.
Подготовьте небольшое выступление с использованием опорного конспекта.
3 группа.
Особенности питания медведей
Бурый медведь — настоящее всеядное животное, поедающее больше растительных, нежели животных кормов. Всему он предпочитает сочные зеленые части растений, плоды, корневища. Охотно питается массовыми видами насекомых и их личинками, разоряет пчелиные гнезда и ульи, поедая соты с медом. Живя у воды, в больших количествах ест рыбу. Изредка он, оправдывая свое звание хищника, нападает на копытных. Этим опасным делом занимаются в основном крупные матерые самцы. Другие на такие подвиги отваживаются только с голодухи или тогда, когда медведице с медвежонком кажется, что ее чаду что-то угрожает. Не столь редки и случаи каннибализма. Не брезгует медведь падалью, подъедая останки жертв за другими хищниками.
В питании медведя наиболее труден и тяжел весенний период, когда растительной пищи совершенно недостаточно. Отощавшему за зиму мишке приходится перебиваться прошлогодними плодами, молодыми побегами кустов, а при их недостатке — перезимовавшей под снегом травяной “ветошью” и лишайниками. Ранней весной медведь раскапывает муравейники, добывая их население — муравьев и личинок. В это время он чаще обычного питается животной пищей. С начала активной вегетации и до массового созревания различных ягод медведь большую часть времени жирует на “медвежьих пастбищах” — полянах и лугах лесного крупнотравья. В это время в его рационе преобладают стебли и листья зонтичных (борщевик, дудник и др.), осота, черемши. Со второй половины лета по всей лесной зоне главное место занимают ягоды — сначала черника, малина, голубика, жимолость, позже брусника, клюква. Осенний период, наиболее важный для подготовки к зиме, — время поедания плодов деревьев.
Поедая траву на лугу, медведь мирно "пасется" часами, словно корова или лошадь. Иногда он садится среди понравившейся ему кущи и помогает себе передними лапами, собирая стебли в сноп и направляя его в рот. Таким образом, он не столько поедает, сколько вытаптывает растительность, оставляя позади себя массу поломанных и уложенных на землю стеблей.
Бурый медведь охотно копается в земле. В лесу, добывая сочные корневища и почвенных беспозвоночных, он снимает и постепенно сворачивает в трубку пласт дерна, вытаскивая из-под него все съедобное. Там, где много камней, он переворачивает их, добывая червей, жуков и другую живность. Люди об этом говорят: "медведь сушит камни". На лугах, пользуясь своей неимоверной силой, он раскапывает даже глубокие норы сурков, выворачивая громадные камни.
Медведи, живущие по рекам у тихоокеанского побережья, — заядлые рыболовы и в период хода лососевых рыб питается почти исключительно ими. Причем если в начале нереста съедает рыбу целиком, то затем начинает привередничать, выедая наиболее лакомые места. Во время хода красной рыбы они десятками собираются у перекатов. Хотя между зверями и устанавливаются некие иерархические отношения, определяющие очередность поедания самых лакомых кусочков, такие медвежьи сборища никак нельзя назвать стаями. Общей цели у них нет, нет и единого вожака, каждый медведь действует в одиночку. Занимаясь рыбной ловлей, медведь заходит по брюхо в воду или просто усаживается на дно и сильным быстрым ударом передней лапы выбрасывает на берег подплывшую близко к нему рыбину. Иногда он стоит над стремниной на выступающем камне, высматривая оттуда очередную жертву, и при удобном случае с шумом бросается в поток, хватая рыбу пастью.
На охраняемых территориях, где высока плотность как медведей, так и людей и где медведи привыкают кормиться на свалках, возникает вероятность людоедства.
Прочитайте текст.
Выделите главные особенности меню медведя.
Подготовьте небольшое выступление с использованием опорного конспекта.
4 группа.
Особенности размножения и развития
Брачный сезон у медведей начинается в мае—июне. В это время самцы преследуют самок, ревут, ожесточенно дерутся, иногда со смертельным исходом. В эту пору они вообще агрессивны и очень опасны. Сформировавшаяся пара ходит вместе около месяца, причем, если появляется новый претендент, его отгоняет не только самец, но и самка. Медвежата (чаще всего их бывает 2 или 3) родятся в берлоге в январе, весят всего около 500 граммов, покрыты редкой шерсткой, с закрытыми глазами и ушами. Ушные отверстия у медвежат намечается к концу второй недели, еще через 2 недели открываются глаза. Все свои первые 2 месяца жизни медвежата лежат под боком у матери, очень мало двигаясь. К моменту выхода из берлоги они достигают размера небольшой собаки, весят от 3 до 7 килограммов. Молочное кормление длится до полугода, но уже в 3-месячном возрасте молодые зверята начинают постепенно осваивать растительные корма.
Медвежата в первое лето жизни очень подвижны и игривы. Они беспрерывно бегают друг за другом, борются, кусаются, награждают друг друга тумаками. На крутых склонах, где еще сохранился последний снег, медвежата любят кататься, лежа на спине или на брюхе, а в лесу беспрестанно лазают по деревьям. Держатся медвежата неподалеку от медведицы, а если удаляются от нее на 40-60 метров, та начинает беспокоится и глухими урчащими звуками подзывает к себе не по возрасту самостоятельное потомство. При переходе с одного пастбища на другое самка порой подгоняет слишком расшалившееся дитя, резко кидаясь за ним, и тот стремглав мчится за более послушным медвежонком. При опасности медведица стремится увести детенышей прочь, а если это невозможно, защищает их, отгоняя с ревом приближающегося противника — медведя-самца, другого хищника, собаку, человека. Медвежата при этом обычно прячутся на ближайших деревьях. Родительница постоянно обучает свое потомство жизненным навыкам — ловить рыбу, отличать съедобные растения от несъедобных..
Медвежата обычно развиваются неравномерно — одни быстрее, другие медленнее, сильно отставая в росте. “Заморыши” нередко погибают, становясь в первую очередь жертвой других хищников. Но даже если им повезет и они выживут в суровой борьбе, размеры их так и остаются довольно мелкими. Это и породило среди охотников легенду о существовании якобы двух типов бурых медведей — крупных “стервятников” и мелких “муравьятников”.
Весь первый год жизни медвежата (в это время их называют “лончаками”) остаются с матерью, проводя с ней в одной берлоге еще одну зиму. Существует поверье, что более взрослые медвежата-трехлетки еще какое-то время остаются при матери, уже принесшей новое потомство, и помогают ей ухаживать за новым потомством: охотники их называют “пестунами”. Однако в научной литературе не приводится ни одного факта в подтверждение этого. В 3-4-летнем возрасте молодые медведи становятся половозрелыми, но полных размеров достигают лишь в возрасте 8-10 лет.
Прочитайте текст.
Выделите главные особенности размножения и развития медведя.
Подготовьте небольшое выступление с использованием опорного конспекта.
5 группа.
Особенности поведения
Бурые медведи держатся по преимуществу одиночно, оседло и отличаются плохо предсказуемой агрессивностью. Это территориальные животные.
Часто чешутся о стволы деревьев, оставляя метки, обозначающие персональным запахом границы индивидуальных участков. С той же целью, встав на задние лапы, сдирают когтями передних кору на стволах. Вид такой метки сразу показывает соседям рост хозяина (он может достигать у самцов 3 м).
Несмотря на индивидуализм и склочный характер, при изобилии пищи могут собираться (не образуя жестко структурированных группировок) на ограниченных участках.
Бурые медведи могут покидать свои территории во время бескормицы, когда они уходят в поисках пропитания на сотню-другую километров. Регулярные сезонные перемещения к местам скопления пищи наблюдаются и в других ситуациях: например, летом концентрируется у рек, где ловят рыбу.
Осенью медведи собираются в кедрачах "на орехи". Иногда у бурых медведей бывают излюбленные места зимовок, куда они собираются со всей округи - бывает, что на 20 гектар приходится дюжина берлог.
Бурый медведь активен преимущественно ночью и в сумерки. Для отдыха устраивает лежку прямо на земле в каком-нибудь укромном месте.
Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, бурый медведь - ловкий и быстрый зверь. Хорошо лазает по деревьям (особенно в молодости), плавает, любит рыться в земле. На бегу может развивать скорость до 40 км/час (в рывке), сохраняя при этом большую маневренность. Очень силен.
Образ жизни бурого медведя резко меняется в зависимости от сезона. Зимой медведь залегает в спячку. Для этого выбирается самое глухое и сухое место (например, островок среди болота). Иногда это место может находиться за десятки километров от кормовых угодий зверя, и он пробирается туда, тщательно запутывая следы. Там он устраивает берлогу - в ямах под валежинами, вывернутыми корнями деревьев.
Местами медведь роет глубокие берлоги в земле. Иногда устраивается прямо на земле, натаскав кучу мха и веток. Сверху берлогу заносит снежным одеялом - остается только небольшое вентиляционное отверстие. В берлоге медведь находится до полугода .
Дольше всех остаются в берлоге медведицы с медвежатами, меньше - старые самцы. Состояние, в которое впадают в берлогах медведи, ученые называют "зимним сном", в отличие от настоящей "спячки" (сурков к примеру). Во время "зимнего сна" жизненные процессы животного замедляются не столь значительно, как у того же сурка. И все же накопленный медведем осенью жир расходуется экономнее, чем при бодрствовании, частота его дыхания и сердцебиения снижается, понижается и температура тела (до 290 С).
"Спит" медведь достаточно чутко - довольно легко пробуждается, может в случае опасности покинуть берлогу и, пошатавшись в округе, устроить в другом месте новую (если повезет). Вопреки поверью, лапу медведь во время сна не сосет!
Прочитайте текст.
Выделите главные особенности поведения медведя.
Подготовьте небольшое выступление с использованием опорного конспекта.
Спесивцева О.А.Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....
КОНСПЕКТ урока развития речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида тема: «Бурый медведь»
Цель: Уточнение и расширение представлений детей о буром медведе.Задачи:1. Отработка умения составлять связное высказывание описательного и повествовате...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА _Сеферовой Ирины Николаевны учителя биологии и экологии 1 квалификационной категории по биологии 6 класс.
Настоящая рабочая программа по биологии для 6 класса составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биол...
Раздаточный материал.Бурый медведь.Описание животного. Тип и стиль речи.
Работа с научно-популярным описанием бурого медведя в сочетании с презентацией позволяет эффективно подготовить пятиклассников к созданию собственных текстов-описания животного....
Особенности организации исследовательской деятельности школьника в области биологии и экологии.
В данной работе раскрыты этапы осуществления исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время. Важнейшей составной частью исследований является проведение эксперимента, основой которо...
Особенности организации исследовательской деятельности школьника в области биологии и экологии.
В данной работе раскрыты этапы осуществления исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время. Важнейшей составной частью исследований является проведение эксперимента, основой которо...
Конспект урока "Водная и наземно-воздушная среда обитания". Биология. 5 класс.
Конспект урока "Водная и наземно-воздушная среда обитания". Биология. 5 класс....