Конспект урока "Водная и наземно-воздушная среда обитания". Биология. 5 класс.
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Конспект урока "Водная и наземно-воздушная среда обитания". Биология. 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Водная и наземно-воздушная среда обитания". Биология. 5 класс. | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии. 5 класс.
Тема: Понятие о среде обитания. Особенности и представители водной и наземно-воздушной среды обитания.
Цель урока: сформировать знания учащихся о средах обитания живых организмов; выявить особенности приспособлений организмов к той или иной среде обитания.
Тип урока – открытие нового знания.
Ход урока:
- Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих в классе)
- Актуализация.
-Все ли обитатели нашей планеты одинаковы? Чем они отличаются?
- от чего зависит строение того или иного организма?
- Целеполагание.
-Как вы думаете, о чем будет наш урок?
Сегодня на уроке мы узнаем, в каких средах обитания могут существовать живые организмы, – Как вы думаете, какие цели мы должны поставить сегодня на уроке?
-Что нам предстоит сегодня узнать?
-С чем познакомиться?
(Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;
Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них; выясним особенности приспособленности организмов к назмно-воздушной и водной среде обитания).
- Изучение нового материала.
-Перед вами слайд с названиями живых организмов. Подумайте, почему эти организмы оказались в одной группе.
АИСТ, ТИГР, СТРЕКОЗА, ЗМЕЯ -окружает воздух
КИТ, КАРАСЬ, ПИЯВКА, ВОДОРОСЛИ -окружает вода (живут в воде)
КРОТ, КОРНИ РАСТЕНИЙ, ЛИЧИНКА ЖУКА, ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ живут в почве (окружает почва)
ВИРУСЫ, БАКТЕРИИ – ПАРАЗИТЫ, ЧЕРВИ, ВШИ, БЛОХИ живут внутри другого организма.
-Среда обитания – часть природы, окружающая живой организм и влияющая на него.
-Перечислим среды обитания:
Воздушно-наземная
Почвенная
Водная
Организменная.
Чем отличаются эти среды? (условиями).
Сегодня мы обсудим только наземно-воздушеую и водную среду.
-По ходу работы будем заполнять таблицу, опираясь на параграф учебника.
Название среды | Условия обитания | Приспособления | Представители |
Водная среда, обитатели которой – гидробионты (рис.7 с.18)
-Каких представителей водной среды вы знаете?
Предполагаемые ответы учащихся: (киты, рыбы, дельфины, акулы, раки).
Характеристика водной среды: (запись в тетрадь)
Недостаток света и кислорода
Высокое давление и плотность
Низкий температурный режим
Разнообразен животный мир, но беден растительный.
-Какие приспособления к жизни в воде сформировались у представителей в ходе эволюции?
Предполагаемые ответы учащихся: обтекаемая форма тела, видоизменённые конечности, жабры.
Наземно-воздушная среда, представители –аэробионты.
Наземно-воздушная среда наиболее сложна и разнообразна по сравнению с другими средами. Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют многочисленные приспособления, позволяющие выдерживать резкие перепады температуры. Воздух насыщен кислородом 21%.
Характеристика наземно-воздушной среды: (запись в тетрадь)
Достаточное количество кислорода (21%)
Недостаток влаги
Температурный режим варьирует в широких пределах в течение года
Низкое давление и плотность воздуха
Разнообразие животного и растительного мира.
Название среды | Условия обитания | Приспособления | Представители |
Наземно - воздушная среда обитания | Достаточно кислорода. Мало влаги. Значительные изменения в температуре. Низкая плотность воздуха. | Растения: запасают влагу в своём теле; Животные: Волосяной покров. Перья у птиц Длинные ноги приспособление к бегу (страус, гепард), -прыжкам (кенгуру), -крылья- к полёту (птицы, насекомые). Орган дыхания – легкие, трахеи. Миграция в более теплые края зимой. | Животные: птицы, бабочки, человек, медведь. Растения: одуванчик, ромашка, дуб и тд. |
Водная среда | Нехватка кислорода. Мало света. Нет резких перепадов температуры. Высокая плотность воды. | Животные: Приспособления для плавания - плавники, ласты, перепонки между пальцами. Обтекаемая форма тела, тело покрыто слизью. Органы дыхания-жабры. Обтекаемая форма тела. Растения: запас воздуха в воздухоносных полостях, отсутствие корней. | Животные: Дельфин, рыбы, раки, лягушки, выдры. Растения: водоросли, кувшинка, лотос |
- Закрепление изученного материала.
Определите среду обитания животного: глухарь, бабочка, ласточка, сова.
К какой среде вы отнесёте следующие организмы: лось, медведь, заяц, лиса, волк, кузнечик.
Какое слово лишнее: акула, кит, карась, креветка, рысь, морская звезда.
- Домашнее задание.
П.5 читать, нарисовать типичных обитателей данных сред (растения и животные)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа «Приспособленность организмов к среде обитания» 9 класс
Лабораторная работа«Приспособленность организмов к среде обитания» 9 класс...
План - конспект "открытого" урока по теме "Среда обитания животных. Степени сравнения имён прилагательных".
Этот урок предназначен для обучающихся 4 класса, которые изучают английский язык по учебнику "Английский с удовольствием". Это урок обобщения и систематизации знаний. С помощью этого урока можно проко...
Среды обитания. 5 класс. Биология.
Работа в микрогруппах по определению внешних признаков разных сред обитания и представителей каждой среды....
Наземно-воздушная среда обитания 5 класс ФГОС ООО
Приведён урок в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО...
Проект урока. "Организм как среда обитания" биология 5 класс ФГОС
"Организм как среда обитания", 5 класс .Урок открытия новых знаниий. представлена разработка урока с приложениями( фото и видео, эталоны, интерактивные материалы и презентация)...
Движение в наземно-воздушной, водной среде
Формы движения, черты приспособленности к разным видам движения...
Презентация по биологии "Водная среда обитания" 5 класс
Презентация наглядно рассказывает о водной сере обитания, о её особенностях. Цель: изучить разнообразие растений и животных водной среды, их распространение, взаимосвязь и приспособлен...