Конспект урока "Водная и наземно-воздушная среда обитания". Биология. 5 класс.
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Табаковская Валентина Евгеньевна

Конспект урока "Водная и наземно-воздушная среда обитания". Биология. 5 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии. 5 класс.

Тема: Понятие о среде обитания. Особенности и представители водной и наземно-воздушной среды обитания.

Цель урока: сформировать знания учащихся о средах обитания живых организмов; выявить особенности приспособлений организмов к той или иной среде обитания.

Тип урока – открытие нового знания.

Ход урока:

  1. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих в классе)

  1. Актуализация.

-Все ли обитатели нашей планеты одинаковы? Чем они отличаются?

- от чего зависит строение того или иного организма?

  1. Целеполагание.

-Как вы думаете, о чем будет наш урок?

Сегодня на уроке мы  узнаем, в каких средах обитания могут существовать живые организмы,  – Как вы думаете, какие цели  мы должны поставить  сегодня на уроке?

-Что нам предстоит сегодня узнать?

-С чем познакомиться?

(Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;

Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них; выясним особенности приспособленности организмов к назмно-воздушной и водной среде обитания).

  1. Изучение нового материала.

 -Перед вами слайд с названиями живых организмов. Подумайте, почему эти организмы оказались в одной группе.

АИСТ, ТИГР, СТРЕКОЗА, ЗМЕЯ -окружает воздух

КИТ, КАРАСЬ, ПИЯВКА, ВОДОРОСЛИ -окружает вода (живут в воде)

КРОТ, КОРНИ РАСТЕНИЙ, ЛИЧИНКА ЖУКА, ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ  живут в почве (окружает почва)

ВИРУСЫ, БАКТЕРИИ – ПАРАЗИТЫ, ЧЕРВИ, ВШИ, БЛОХИ  живут внутри другого организма.

    -Среда обитания – часть природы, окружающая живой организм и влияющая на него.

-Перечислим среды обитания:

Воздушно-наземная

Почвенная

Водная

Организменная.

Чем отличаются эти среды? (условиями).

Сегодня мы обсудим только наземно-воздушеую и водную среду.

-По ходу работы будем заполнять таблицу, опираясь на параграф учебника.

Название среды

Условия обитания

Приспособления

Представители

Водная среда, обитатели которой – гидробионты  (рис.7 с.18)

-Каких представителей водной среды вы знаете?

Предполагаемые ответы учащихся: (киты, рыбы, дельфины, акулы, раки).

Характеристика водной среды: (запись в тетрадь)

Недостаток света и кислорода

Высокое давление и плотность

Низкий температурный режим

Разнообразен животный мир, но беден растительный.

-Какие приспособления к жизни в воде сформировались у  представителей   в ходе эволюции?

Предполагаемые ответы учащихся: обтекаемая форма тела, видоизменённые конечности, жабры.

Наземно-воздушная среда, представители –аэробионты.

 

Наземно-воздушная среда наиболее сложна и разнообразна по сравнению с другими средами. Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют многочисленные приспособления, позволяющие выдерживать резкие перепады температуры. Воздух насыщен кислородом 21%.

Характеристика наземно-воздушной среды: (запись в тетрадь)

Достаточное количество кислорода (21%)

Недостаток влаги

Температурный режим варьирует в широких пределах в течение года

Низкое давление и плотность воздуха

Разнообразие животного и растительного мира.

Название среды

Условия обитания

Приспособления

Представители

Наземно - воздушная среда обитания

Достаточно кислорода.

Мало влаги.

Значительные изменения в температуре.

Низкая плотность воздуха.

Растения:

запасают влагу в своём теле;

Животные:

Волосяной покров.

Перья у птиц

Длинные ноги приспособление к бегу (страус, гепард), -прыжкам (кенгуру), -крылья- к полёту (птицы, насекомые).

Орган дыхания – легкие, трахеи.

Миграция в более теплые края зимой.

Животные: птицы, бабочки, человек, медведь.

Растения: одуванчик, ромашка, дуб и тд.

Водная среда

Нехватка кислорода. Мало света.

Нет резких перепадов температуры.

Высокая плотность воды.

Животные: Приспособления для плавания - плавники, ласты, перепонки между пальцами.

Обтекаемая форма тела, тело покрыто слизью.

Органы дыхания-жабры.

Обтекаемая форма тела.

Растения: запас воздуха в воздухоносных полостях, отсутствие корней.

Животные: Дельфин, рыбы, раки, лягушки, выдры.

Растения: водоросли, кувшинка, лотос

 

  1. Закрепление изученного материала.

Определите среду обитания животного: глухарь, бабочка, ласточка, сова.

К какой среде вы отнесёте следующие организмы: лось, медведь, заяц, лиса, волк, кузнечик.

Какое слово лишнее: акула, кит, карась, креветка, рысь, морская звезда.

  1. Домашнее задание.

П.5 читать,  нарисовать типичных обитателей данных сред (растения и животные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа «Приспособленность организмов к среде обитания» 9 класс

Лабораторная работа«Приспособленность организмов к среде обитания» 9 класс...

План - конспект "открытого" урока по теме "Среда обитания животных. Степени сравнения имён прилагательных".

Этот урок предназначен для обучающихся 4 класса, которые изучают английский язык по учебнику "Английский с удовольствием". Это урок обобщения и систематизации знаний. С помощью этого урока можно проко...

Среды обитания. 5 класс. Биология.

Работа в микрогруппах по определению внешних признаков разных сред обитания и представителей каждой среды....

Наземно-воздушная среда обитания 5 класс ФГОС ООО

Приведён урок  в  5 классе в соответствии с требованиями  ФГОС ООО...

Проект урока. "Организм как среда обитания" биология 5 класс ФГОС

"Организм как среда обитания", 5 класс .Урок открытия новых знаниий. представлена разработка урока с приложениями( фото и видео, эталоны, интерактивные материалы и презентация)...

Движение в наземно-воздушной, водной среде

Формы движения, черты приспособленности к разным видам движения...

Презентация по биологии "Водная среда обитания" 5 класс

Презентация наглядно рассказывает о водной сере обитания, о её особенностях. Цель: изучить разнообразие растений и животных водной среды, их распространение, взаимосвязь и приспособлен...