Лес - наше богатство
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Учитель: Тихомирова З.А.
Дата проведения: 18 февраля 2009 года
МОУ Плоскошская СОШ
Торопецкий район
Тверская область
Цель: привить обучающимся любовь к природе, чувство бережного отношения ко всему, что окружает человека.
Оборудование: репродукции картин И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», И.И.Левитана «Березовая роща»; афоризмы: «…Леса украшают землю, … они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение…» А.П.Чехов; «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади» - пословица; таблицы с изображением животных и растений, населяющих леса.
- й ученик
Зеленый океан. Иначе и не назовешь безбрежные просторы, из конца в конец разлившиеся по нашей необъятной стране. Больше миллиарда гектар занимает лес – поистине бесценное богатство Родины, плещутся синие таежные моря, шумят зелеными волнами среднерусские лесные разливы, крохотными озерками засияли степные рощи и перелески.
Испокон веков безотказно служил человеку лес. Надежно укрывал в лихую годину, щедро раздавал свои запасы, радушно распахивал кладовые. Остается щедрым он и сейчас.
Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы тесными узами связана с жизнью дерева. Это мебель и дом, изделия и продукты из древесины, книги и тетради, растворители
для красок и масла, лекарства и витамины.
2-й ученик
И.Никитин «Лес»
Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык,
Как что-то близкое, родное!
Как я любил, когда порой,
Краса угрюмая природы,
Ты спорил с сильною грозой
В минуты страшной непогоды
Когда больших твоих дубов
Вершины темные качались
И сотни разных голосов
В твоей глуши перекликались
Или когда светило дня
На дальнем западе сияло
И ярким пурпуром огня
Твою одежду освещало.
Меж тем в глуши твоих дерев
Была уж ночь, а над тобою
Цепь разноцветных облаков
Тянулась пестрою грядою.
3 –й ученик
С.Я.Маршак «Песня о желуде»
С колпачком на голове,
Будто в путь готовый,
Он скрывается в листве
Дуба золотого.
Но простившись со своей
Веткой-колыбелью,
Он уйдет на много дней
В сумрак подземелья.
Под землей он будет спать
В непогодь и стужу,
И когда-нибудь опять
Выбьется наружу.
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
Коль его не разгрызет
Белка острым зубом,
Сотни лет он проживет
Коренастым дубом.
Пусть растет он до небес,
С каждым годом выше,
Пусть раскинет свой навес
Многоскатной крышей.
Темно-бурый, как медведь,
Дюжин в три охвата,
Будет он листвой шуметь
Вырезной, зубчатой.
1-й ученик
Есть вещи, которые кажутся настолько обычными, что мы их не замечаем. Например, такой факт. Человек дышит воздухом. Что тут особенного? Иначе ведь и быть не может. Как жить без воздуха? Чистый воздух, насыщенный кислородом, - богатство, достояние всего человечества, всей планеты. Но откуда же берется чистый воздух? Растения выделяют свободный кислород, которым дышит все живое на Земле, а также домны и топки электростанций, двигатели машин, турбины кораблей и самолетов.
В зеленых листьях березы, дуба или подорожника происходит удивительный процесс – фотосинтез. Солнце посылает на Землю колоссальное количество энергии, которая улавливается зелеными листьями и с ее помощью и воды и углекислого газа образуется органические вещества и выделяется кислород.
Подсчитано, что каждый третий глоток воздуха подарен нам лесом. Леса – самые крупные фабрики чистого воздуха.
Лес работает и как санитар, выделяя в атмосферу фитанциды, которые очищают воздух от микроорганизмов. Воздух соснового, дубового, березового лесов убивает бактерии быстрее чеснока.
2-й ученик
Лес уменьшает возможность и предотвращает наводнения. Велика водоохранная роль леса. В результате вырубки мелеют и даже пересыхают реки, что ведет к уменьшению рыбных запасов. Лес не только оберегает воду, но и защищает пашни от сдувания. Зеленая защита надежно сохраняет шоссейные и железнодорожные магистрали от снежных и песчаных заносов.
Лес прекрасен во все времена года: весной – нежной зеленью листвы, летом – ростом всего живого в нем, осенью – многоцветием красок листвы, зимой – снежным убором. Трудно найти человека, который бы не любил лес.
Просмотр фильма «Лес и его значение»
Выступления гостя – лесника, работника Торопецкого леспромхоза Теос Н.Н., который ознакомил обучающихся с правилами поведения в лесу.
1-й ученик
А.Бунин «Детство»
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было по утру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок, как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только 10 лет,
А ствол-гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета.
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
Викторина
- Назовите 5 лесных растений, плоды которых используются как лекарство.
- Назовите 5 лесных лекарственных трав
- Какие вы знаете хвойные растения?
- Назовите известные вам ядовитые грибы
- Из древесины какого дерева изготавливают спички?
- Какое дерево цветет позже всех?
- Как отличить еловые и сосновые шишки?
- Узнай растения по гербарию
Подведение итогов занятия.
Литература
- С.А.Хлатин Я иду по лесу. Изд-во «Лесная промышленность», 1986 г.
- Б.А.Александров В стране зеленой. М., Просвещение, 1973 г.
- Р.В.Бобров Беседы о лесе. Изд-во «Молодая гвардия» 1979 г.
- Журнал «Лес и человек», изд-во «Лесная промышленность», 1987 г.
- Журнал «Муравейник» Изд-во «Пресса» 1998 г. № 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...
Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила
Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Она объединяет в своём составе республики, края, области. Широки и необъятны просторы. Но главное её богатство – люди. Издавна ...
Урок толерантности "Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила".
Данное занятие поможет учителю создать условия для формирования знаний учащихся по вопросам толерантности....
Внеклассное мероприятие "Мы разные и в этом наше богатство, мы вместе и в этом наша сила"
Веклассное мероприятие было проведено в 7 классе для ознакомление с традициями и обычаями узбекского народа...
Родительское собрание «Наша семья — наше богатство!»
Взаимодействие педагогов и родителей в приобщении школьников к семейным традициям. Разработано Наследниковой О.Г...
Классный час « Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила». для 9 класса.
Данный классный час разработан для учащихся 9 класса. В нем поднимаются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей в пределах нашей многонациональной родины. Классный час ...
Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса.
Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса. Предлагаемый классный час - это своего рода презенация увлечений. Его цель - не только ...