Сетевая проектная деятельность как средство формирование ключевых компетентностей
материал на тему

Корнева Ольга Николаевна

Методическая разработка представлена в форме лекции раскрывающей совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_-_o.n.doc53 КБ
Office presentation icon lektsiya_-_o.n.ppt1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Тема лекции:

«Сетевая проектная деятельность как средство формирование ключевых компетентностей».

В моей педагогической лаборатории есть опыт применения различных современных технологий, активных методов обучения. Я выделяю 5 основных технологий, на мой взгляд, формирующих ключевые компетентности. Это модульная, игровая, проектная, мультимедийная и интерактивная технологии. Наиболее активно в последнее время я использую метод сетевых проектов, так как он помогает осуществить личностно-ориентированный подход.

Школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Для этого необходима выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, в том числе и сети Интернет, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, нужные для жизни в быстро меняющемся обществе.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Это возможно только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – сетевых проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Метод сетевых проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.

К примеру, Интернет-проект «Детская карта Красноярского края» был реализован в рамках изучения обучающимися курса регионального национального компонента. Данная работа являлась значимой не только потому, что позволяла ребятам получить знания о природе и населении родного края, но и научиться самостоятельно, организовывать деятельность, анализировать и представлять информацию с помощью информационных технологий в сети интернет. Данный Интернет-проект был интегрированный, состоял из нескольких предметных областей: географии, экологии, МХК, истории, обществознания, краеведения. Это позволяло привлечь к творческой работе наибольшее количество обучающихся, не только тех, кто увлечен географией, но и другими предметами. В поле деятельности сетевого проекта входили следующие разделы: разработка, оформление и представление туристско-спортивных, туристско-краеведческих и экскурсионных маршрутов для школьников. Из-за разнообразия разделов данный проект можно считать комплексным.

В то же время анализ содержания представляемых учениками работ, в различных сетевых проектах позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев деятельность учащихся не вполне самостоятельна. Это мнение на форумах  подтверждают руководители сетевых проектов учащихся. Они отмечают, что около 50% школьников не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, в том числе и сети Интернет, выполнять эксперимент, представлять результаты, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад. Это происходит вследствие того, что школьники не обучены проектной и исследовательской деятельности. Школьникам приходится пользоваться предложенным учителем алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых знаний и умений, относящихся к проектной и исследовательской деятельности, это ведет к отсутствию внутренней мотивации на такого рода деятельность.

Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью сетевой проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:

- профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи,

- формирование мотивации на сетевую проектную деятельность у учащихся и учителей,

- последовательное включение в проектную деятельность на элективных курсах,

- тьюторское сопровождение сетевой проектной деятельности;

- мониторинг формирования ключевых компетентностей.

Методологической основой исследования являются идеи последовательной организации сетевой проектной деятельности учащихся в учебной и внеучебной деятельности, на элективных курсах; применение деятельностного подхода для разработки способов управления процессом формирования ключевых компетентностей в процессе сетевой проектной деятельности школьников общеобразовательной школы.

Компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций. Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловая компетенция.

2.Общекультурная компетенция.

3.Учебно-познавательная компетенция.

4.Информационная компетенция.

5.Коммуникативная компетенция.

6.Социально-трудовая компетенция.

7.Компетенция личностного самосовершенствования.

По-мнению ученых, цель сетевого проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия при которых учащиеся:

- самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;

- пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);

- развивают системное мышление.

Суть сетевого проекта состоит в том, каким образом, организовать учебный процесс, чтобы не просто дать ученикам знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом, а также умения проведения исследований, но и решить более глубокую задачу формирования ключевых компетентностей, наличие которой необходимо для продолжения образования, успешной деятельности в различных сферах производства.

Повысить активность учащихся в самостоятельном получении знаний, приобретении умений осуществлять практическую деятельность можно путем широкого внедрения в настоящее время сетевой проектной технологии, которая, по сути, основана на использовании проблемных, исследовательских методов. Школьники должны быть подготовлены к сетевой проектной деятельности, а для этого их необходимо последовательно обучать планированию этого вида деятельности, а также создавать условия для мотивации на данный вид деятельности. В решении данной задачи важная роль отводится учителю-исследователю-тьютеру, готовому к организации и руководству сетевой проектной деятельностью.

В планируемой модели формирования ключевых компетентностей учащихся в процессе сетевой проектной деятельности предусмотрена подготовка тьюторов. Технология тьюторства подразумевает взаимодействие опытного, который что-то умеет делать, и начинающего. Тьютор или наставник призван не исправлять, а направлять учащегося; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам под присмотром взрослого. Учащийся сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с тьютором.

Организуемая тьютором деятельность включает в себя совместную работу взрослого и ребенка, любое событие проектируется совместно с детьми. Обсуждая с детьми проблемы, на которые это действие или событие может быть направлено, тьютор формирует активную позицию ребенка по отношению к себе и внешнему пространству. Обсуждая цели и задачи работы, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, тьютор как бы дает ребенку потренироваться в том, что ждет ребенка в его пути по жизни. В результате сотрудничество учителя-тьютора и учащегося насыщенностью, целенаправленностью, высоким уровнем рефлексии самого процесса деятельности и его результатов. Коммуникативная направленность сотрудничества позволяет добиваться учащимся высоких образовательных результатов.

Формой коммуникации, которая обеспечивает тьюторство является свободное общение, в ходе которого опытный за счет вопросов и фиксаций внимания помогает осознать ученику его компетентности.

Результат деятельности тьютора – самостоятельность участника.

В учебном процессе реализация сетевой проектной методики может быть обеспечена группой предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся: родной язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика. Эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО, технология, граждановедение, экология. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода сетевых проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода в процессе обучения. На этой основе формируются компетенции личностного самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Формирование информационной компетентности обеспечивается включением учащихся в учебно-исследовательскую деятельность - форму учебной деятельности, целью которой является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школьников.

Реализация сетевого проекта позволит решить поставленные цели обучения:

1. Освоение и систематизация знаний, относящихся к фундаментальным основам информатики – формирование компетентности в сфере информационно-аналитической деятельности.

2. Развитие алгоритмического мышления и формирование у учащихся операционного стиля мышления, включающих в себя совокупность следующих знаний, умений и навыков: всесторонняя оценка ситуации, поиск информации, необходимой для решения задачи, построение информационных моделей, оптимальное планирование действий и возможных путей развития ситуации, принятие адекватных решений, оценка полученных результатов– формирование информационной компетентности.

3. Приобретение опыта создания и преобразования информационных объектов различного вида с помощью современных информационных технологий: телекоммуникационные сети, издательская деятельность, основы технологии мультимедиа – формирование технологической компетентности.

4. Воспитание культуры сетевой проектной деятельности, умения работать в коллективе, чувства ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе – формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности.

Достичь этих целей можно, создавая творческую атмосферу на учебных занятиях, разнообразив содержание внеучебной познавательной деятельности, формируя личную заинтересованность учащихся в сетевой проектной деятельности и в саморазвитии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сетевая проектная деятельность как средство формирование ключевых компетентностей» Корнева Ольга Николаевна, учитель географии, МБОУ «СОШ №4»

Слайд 2

Сетевой проек совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности.

Слайд 3

Интернет-проект

Слайд 4

Компетентность «Специфическая способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия». Дж. Равен

Слайд 5

Компетентность «Основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека». И.А.Зимняя

Слайд 6

Компетентность «Уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере». А.В.Хуторской

Слайд 7

Компетентность «Способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире». В.В.Сериков

Слайд 8

Цель сетевого проектного обучения: Освоение и систематизация знаний, формирование компетентности в сфере информационно-аналитической деятельности. Развитие алгоритмического мышления и формирование у учащихся операционного стиля мышления, оценка полученных результатов– формирование информационной компетентности. Приобретение опыта создания и преобразования информационных объектов различного вида с помощью современных информационных технологий; формирование технологической компетентности. Воспитание культуры сетевой проектной деятельности, умения работать в коллективе, чувства ответственности за принимаемое решение; формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология, как средство формирования ключевых компетентностей у учащихся.

Проектная технология,как средство формирования ключевых компетентностей у учащихся....

«Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся"

«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно – ориентированный подход в обучении.Вопрос о ключевых компетентностях – пре...

«Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»

«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно – ориент...

Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся.

Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся....

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетентностей.

Выступление  о проектной деятельности учителя иностранных зыков и руководителя кружка "Школьное телевидение"...

Статья "Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетентностей учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетентностей учащихся"...