Урок биологии 6 класс "Размножение папоротников"
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме
Урок - практическая работа с использованием дидактического материала и микроскопов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lavrova_v._i._razmnozhenie_paporotnikov._urok_6_kl.docx | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
В 2013 году я проводила открытый урок по биологии в своей Перемской школе. К нам в гости приехали дети из Никулинской школы, расположенной от нас в 15 км. Как и у нас, их школа сейчас является малокомплектной и малоэффективной, но по сравнению с ними материальное оснащение нашей школы гораздо выше. Вот и решили администрации нашей и их школы провести для детей необычные уроки, с применением по возможности имеющегося дидактического материала, микроскопов и др.
Тема урока: Особенности строения и размножения папоротников.
Урок состоит из 3 частей:
1. Теоретическая часть (рассказ учителя ) Индивидуальная работа с учебником(найти значение папоротников в природе и жизни человека . Учебник «Биология», авторы:Пономарева И.Н. и др.,Вентана – Граф, 2008 год, параграф 40, стр. 150)
2. Практическая часть. Изучить устройство современного светового микроскопа, научится работать с микроскопом, научится определять увеличение микроскопа, рассмотреть готовый микропрепарат соруса (заростка) папоротника. Сделать в рабочей тетради соответствующие рисунки увиденного, подписать строение соруса, определить , где созревают антеридии, а где архегонии. Выявить, при каких условиях происходит оплодотворение?
3. Тест по пройденному материалу выявить «Верны ли утверждения?»
Для того, чтобы урок прошел интересно, я приготовила следующий дидактический материал и оборудование: современные световые микроскопы, таблица : «Размножение папоротников», гербарий папоротников, встречающихся в наших лесах (дидактический материал из школьного музея), каменный уголь и продукты его переработки, Красная книга Среднего Урала, рисунки древовидных папоротников и папоротников, используемых для комнатного озеленения.
Цель урока:
1.Изучить особенности строения папоротника.
2. Изучить размножение папоротников.
3. Значение папоротников в природе и жизни человека.
4. Охрана папоротников.
5. Научится работать с микроскопом, уметь зарисовывать увиденное, определять увиденное и подписывать, вести аккуратно записи и рисунки. Внимательно слушать учителя и выполнять его требования.
Часть 1 Теоретическая, (рассказ учителя).
Многие из вас, наверное, были в лесу и видели красивые перистые листья папоротника.Но никто и никогда не видел его цветков. Только старинное поверье утверждало, что папоротник цветет в глухую июньскую ночь, накануне религиозного праздника Ивана Купалы. В старину люди ходили искать чудесный цветок, считали, что он наделен волшебной силой - помогает найти клады, которые скрыты в земле. Но давно уже известно, что у папоротников цветов нет. Молодые листья свернуты в улитку и растут исключительно верхушкой.В большинстве своем все папоротники - это травянистые растения. Произрастают они в сырых тенистых местах. Они жили более 350 млн. лет назад. В то время на земле господствовал теплый и влажный климат. Внешне древние папоротники были похожи на деревья и достигали длины более 20 метров. В то время они формировали леса на всех континентах нашей планеты, в том числе и в Антарктиде. Но шло время, большие древовидные папоротники отмирали, падали в воду, постепенно пропитывались минеральными солями, превращались в окаменелости. Со временем из них образовались мощные слои каменного угля, который добывается в наше время. А современные виды папоротников- представители очень древних групп растений, и поэтому, их еще можно назвать живыми ископаемыми. Поэтому все они нуждаются в охране.
У папоротников есть вегетативные органы: придаточные корни, побег (стебель и листья). Размножаются они спорами. Поэтому их относят к высшим споровым растениям. В отличие от моховидных, они имеют покровные, механические и проводящие ткани. В проводящей системе относится древесина и луб. Проводящие ткани корня и побега образуют единый цилиндр – стелу. По ней происходит ток воды с минеральными солями (по древесине) и ток органических веществ (по лубу). Развитие этих тканей у растений вызвано их приспособленностью к существованию на суше.
Размножение. К размножению приступают растения, возраст которых значительно превышает 10 лет.В цикле развития папоротников чередуется половое и бесполое размножение. Во второй половине лета, на обратной стороне листа папоротников можно заметить маленькие черные точки или бугорки – это спорангии, в которых созревают споры. Они микроскопически маленькие, и их у одного растения может созревать по несколько миллионов. Созрев, они высыпаются на питательный верхний слой почвы. Споры долго сохраняют способность к прорастанию во влажной теплой среде. В благоприятных условиях из споры развивается маленькая пластинка – заросток (сорус). На нижней поверхности заростка в гаметангиях формируются мужские и женские половые клетки (гаметы). С помощью воды, росы, мужские гаметы сперматозоиды, у которых имеются подвижные жгутики, приближаются к яйцеклеткам и происходит оплодотворение. (Слияние мужской и женской половых клеток). На заростке из оплодотворенной яйцеклетки – зиготы вырастает маленький побег с листьями, внешне совершенно непохожий на папоротник. Со временем он развивается в довольно крупное зеленое растение. Через много лет на листьях этого растения в спорангиях образуются споры. Поэтому данную стадию жизненного цикла папоротников называют спорофитом, а стадию, где созревают половые клетки гаметы – называют гаметофитом. По продолжительности жизни спорофит – многолетняя стадия в их развитии, а гаметофит – живет несколько дней.
Учитель дает задание: используя параграф учебника, найдите значение папоротников в природе и жизни человека? Работа идёт в течение3 – 4 минут, по желанию один ученик отвечает, некоторые дети дополняют.
Значение папоротников: миллионы лет назад они образовали для нас каменный уголь, который сейчас широко применяется в различных отраслях народного хозяйства, это стратегическая оборона нашей страны. Папоротники используются как декоративные растения в комнатах и садах. Молодые листья страусника и орляка обыкновенного употребляют в пищу. В пищу употребляют и сердцевину древовидных папоротников. Некоторые виды используются как лекарственные растения.
Учитель. Папоротник мужской применяют в основном как противоглистное средство. Только необходимо соблюдать осторожность, так как эти растения очень ядовиты. Для этого необходимо строго соблюдать инструкцию врача.
В настоящее время папоротниковидные насчитывают более 12 000 видов. Большинство папоротниковидных – наземные травы, хотя некоторые представители растут в пресных водоемах, даже на скалах. В тропиках встречаются эпифиты, лианы, древовидные. Некоторые из них выращиваются как декоративные – комнатные (нефролепис и др.) и садовые растения.
2 часть: Практическая
Учащиеся повторяют устройство увеличительного прибора – микроскопа. По желанию выходит один ученик и рассказывает устройство микроскопа. Другой ученик выходит к доске и рассказывает, как правильно подготовить микроскоп к работе. Рассказывает , как определяет во сколько раз увеличивает микроскоп? Учитель раздает готовые микропрепараты соруса папоротника. Дети протирают их тряпочками, а затем укрепляют с помощью зажимов на предметные столики. Рассматривают изображение при увеличении в 40, 120, 400 раз. Начинают зарисовывать увиденное в рабочую тетрадь, наносят необходимые подписи.
3 часть Закрепление – в виде теста. «Какие утверждения верны?»
- Растущие на земле папоротники – очень древние растения.(да)
- Папоротники – это высшие споровые нецветковые растения.(да)
- Заросток папоротника называется спорофитом.(нет)
- Взрослую стадию папоротника называют гаметофитом.(нет)
- Половое размножение папоротника происходит при наличии воды.(да)
- Спора – орган бесполого размножения растений.(да)
По результатам тестирования все ученики с работой справились.
Список используемой литературы:
- «Биология» В. А. Корчагина, издательство «Просвещение», 1992 год. Стр. 210-215
- «Биология» И. Н. Пономарева, издательство «Вентана - Граф», 2008 год. Стр. 147-151
- «Жизнь растений», большая энциклопедия природы, раздел травянистые растения. Издательство «Мир книги» 2002 год. Стр. 132-133
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 7 классе. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение
Урок биологии был представлен на ЕМД в школе....
Карта урока по теме: "Папоротники. Хвощи. плауны"
Карта может использоваться на уроке для организации самостоятельной работы учащихся....
Урок по теме «Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности» (технология проблемного обучения)
Урок биологии в 7 классе по теме "Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности."...
Разработка урока: "Плауны. Хвощи. Папоротники"
Методическая разработка урока с лабораторной работой в 5 классе по линиии Пасечника В.В....
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...
Конспект урока биологии для школ VIII вида ФГОС "Папоротники"
Общее представление об особенностях внешнего строения папоротника, особенностях его размножения....
Сценарий урока биологии для обучающихся с ЛУО (ИН) на тему "Папоротники"
Сценарий урока биологии для обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН)...