Открытый урок "Состав воздуха. Газообмен в лёгких и тканях."
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Открытый урок «Состав воздуха. Газообмен в лёгких и тканях.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Состав воздуха. Газообмен в лёгких и тканях. | 43.5 КБ |
Презентация «Состав воздуха. Газообмен в лёгких и тканях.» | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №33 г. Липецка
Иванова Людмила Александровна
Биология
8 класс, общеобразовательный
А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш «Биология. Человек» Учебник
Тема урока: «Состав воздуха. Газообмен в лёгких и тканях.»
Цели: развивать понятие «газообмен» (газообмен в лёгких, газообмен в тканях – физико-химическая сущность процессов), развивать понятие организма как единого целого (взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы), развивать умения наблюдать, делать выводы, совершенствовать графические навыки учащихся, воспитывать культуру труда, расширять кругозор, развивать познавательный интерес к предмету, осуществлять экологическое и гигиеническое воспитание школьников.
Оборудование: таблицы «Система органов дыхания», «Схема кровообращения», «Схема рефлекторной дуги». Стаканы с известковой водой, стеклянные трубочки.
Ход урока.
Актуализация знаний.
- Используя таблицу «Дыхательная система» (или слайд №1), показать путь атмосферного воздуха по дыхательной системе и раскрыть функцию каждого органа.
- Дать характеристику строения лёгких, объяснить связь строения с выполняемыми функциями.
- Используя схему рефлекторной дуги, показать путь нервного возбуждения при защитных рефлекса кашля и чихания, раскрыть их значение.
- Объяснить, от чего зависят индивидуальные особенности голоса. Почему у женщин более высокий голос, чем у мужчин?
- Что такое дыхание, из каких этапов состоит дыхательный процесс у человека?
Изучение нового материала.
Слово учителя.
Ещё древнегреческий философ Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Хотя представление о воздухе как единственном условии существования всего живого и наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма. Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Хотя некоторые люди и могут задерживать дыхание на 3-4 минуты, а иногда до 6 минут, но более длительное кислородное голодание приводит к смерти. В организме нет запаса кислорода, и поэтому кислород должен равномерно поступать через органы дыхания.
А каков же состав вдыхаемого воздуха?
Озвучивается тема урока.
Лабораторная работа №6.
Состав вдыхаемого воздуха
Выводы о том, какой газ содержится в выдыхаемом воздухе учащиеся записывают в тетрадь. Далее предлагаю из текста учебника выписать информацию о % содержании газов в вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. (Оформить в виде таблицы)
Воздух | Содержание газов (%) | ||
Кислород | Углекислый газ | Азот | |
Вдыхаемый | 21 | 0,03 | 79 |
Выдыхаемый | 16 | 4 | 79 |
По результатам работы необходимо провести беседу и поставить новую задачу для дальнейшего изучения материала:
- Откуда появился углекислый газ?
- куда исчез кислород?
Выслушиваются ответы учащихся.
По рисунку «Газообмен в лёгких и тканях» (слайд 2), объясните сущность газообмена. Отмечаем, что движение кислорода из альвеол лёгкого в кровь осуществляется на основании разницы его концентрации. В плазме очень мало растворяется кислорода, и он не мог бы обеспечить потребности организма. Большая часть организма вступает в соединение с гемоглобином эритроцитов крови с образованием оксигемоглобина:
НВ + О2 НВО2
Таким образом, в лёгких кровь обогащается оксигемоглобином. Даём понятие – артериальная кровь. (Работа с таблицей «Кровообращение или по слайду №3).
Задание учащихся:
- проследить путь крови, богатой кислородом, от лёгких к тканям.
Далее, рассматриваем вопрос поступления кислорода из крови к клеткам, используя знания о физических явлениях.
На уровне тканей оксигемоглобин распадается (диссоциирует) на гемоглобин и кислород. Кислород функционирует в тканевую жидкость; а затем в клетки: (слайд №2)
НВО2 НВ + О2
Вопросы учащимся:
- Что происходит с кислородом, поступившим в клетку?
- На какие процессы тратится, освобождающаяся при этом энергия?
- Что происходит с продуктами реакции – углекислым газом?
Слово учителя:
перенос углекислого газа осуществляется:
- гемоглобином эритроцитов – 10 %
НВ + О2 НВО2
- плазмой крови в свободном виде – 10%
- в виде соединений с ионами щёлочных метало ( бикарбонатов) – 80%
Задание учащимся:
по таблице «Схема кровообращения» (или слад №3) проследите путь углекислого газа от клеток через тканевую жидкость и кровь к лёгким.
В завершении объясняю сущность процессов выхода углекислого газа из кровеносного русла в лёгкие:
- уменьшение количества растворённого углекислого газа влечёт за собой распад карбогемоглобина НВСО2 НВ + СО2, а за тем и бикарбонатов с образованием свободного СО2, который проникает в клеточный пузырёк.
Вывод: в лёгких происходит изменение состава содержащегося там воздуха – кислород проникает в кровь и его содержание в лёгочном воздухе значительно снижается. Углекислый газ из крови проникает в лёгкие и его содержание в альвеолах лёгких возрастает.
Закрепление знаний:
- Объясните, в каком случае человек дольше продержится под водой, если
а) перед тем, как нырнуть в воду, наберёт в лёгкие как можно больше воздуха;
б) сделает ряд быстрых и глубоких вдохов и выдохов.
- При погружении под воду обычно используют акваланг. К сожалению, опыт использования акваланга показал, что с его помощью погружаться можно только на глубину до 40 метров. Объясните, почему дальнейшее погружение опасно для жизни аквалангиста?
Домашнее задание:
§ 24. Выполнить модель механизма вдоха и выдоха (образец на стр. 107, рис. 56)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Дыхание» Урок 1. Газообмен в легких и тканях Урок 2. Дыхание в экстремальных ситуациях
Материалы к урокам "Газообмен в легких и тканях", "Дыхание в экстремальных ситуациях" с использованием ИКТ...
Газообмен в легких и тканях
Умеем ли мы правильно дышать? Оказывается, это очень важно, особенно зимой и в переходный зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа. При неправильном дыхании заметно увеличивается вероятность по...
Презентация к уроку "Газообмен в лёгких и тканях"
Презентация для урока в 8 классе по теме "Газообмен в лёгких и тканях" (изучение нового материала). Анатомия и физиология человек....
Урок по теме "Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания".
Конспект урока по теме "газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания" можно применять на уроках в 8 классе....
Газообмен в лёгких и тканях
Презентация к уроку по теме "Газообмен в лёгких и тканях"...
Урок "Состав воздуха. Газообмен в легких"
Разработка бинарного урока по химии и биологии...
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "
ехнологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "...