ЕГЭ--это не так страшно.
статья по биологии по теме

                В данной статье описаны принципы и способы подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии, показана системы работы учителя  в этом направлении с 5 по 11 класс. Также даны некоторые приемы запоминания учебного материала, которые помогут абитуриентам успешно сдать единый государственный экзамен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege-eto_ne_tak_strashno.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

ЕГЭ—это не так страшно.

ЕГЭ начали ругать сразу, как только  Министерство образования утвердило экзамены в такой форме. Но мне кажется, что единый государственный экзамен имеет свои плюсы и действительно отражает уровень подготовки абитуриента. Я думаю, что если бы я снова стала выпускницей школы, я бы с волнением и радостью пошла на такой экзамен хотя бы потому, что сдавать бы его пришлось  один раз, но уже наверняка.

Если у абитуриента знания в системе, то даже при некоторых некорректных вопросах и «ляпах» КИМов, балл за ЕГЭ будет достаточно высоким.

 Как же добиться глубины знаний и уверенности абитуриентов в своих силах? Для этого должна сформироваться система сотрудничества « Учитель-ученик».

Мы начинаем готовиться к ЕГЭ фактически в 5 классе. Курс природоведения включает основы многих естественных наук, в частности, биологию. К учебнику, как правило, прилагается « Рабочая тетрадь», в которой в конце каждой темы предлагаются вопросы в формате ЕГЭ.  Учащиеся с интересом на них отвечают и уже тогда , в 5 классе, понимают, что нужно просто хорошо учить материал темы, несколько раз перечитывать учебник, быть ещё внимательнее на уроках и дома при выполнении домашнего задания. Как правило, те, кто учится на «4» и «5», такую же оценку получают и за выполнение этих тренировочных заданий.  Я работаю по линии В.В. Пасечника и очень благодарна авторам рабочих тетрадей с 5-9 класс, которые включили в задания каждой темы вопросы в формате ЕГЭ. Это помогает создать систему подготовки  и к ГИА, и к ЕГЭ. Но этого не достаточно.

В 10- 11 классе мы с ребятами покупаем сборники для подготовки к ЕГЭ,их бывает 2 варианта:  тематический повтор и конкретные варианты ЕГЭ. Я считаю, что прежде всего внимание надо уделять тематическому повтору. Учащиеся к 11 классу забывают и ботанику, и зоологию, и анатомию и физиологию человека. Необходимо качественно повторить все эти разделы. Даже если ученик занимался в 6-9 классах добросовестно, то повторение занимает очень много времени, надо начинать такую подготовку с 10 класса. Я рекомендую при повторении соблюдать следующие принципы.

  1. Повторив тему по учебнику и по дополнительным источникам, обязательно пересмотреть «Рабочие тетради» прошлых лет, где в заданиях ,выполненных в формате ЕГЭ, уделялось внимание различным частным деталям. Это позволит повторить материал более глубоко.
  2. Надо научиться самим составлять тесты в формате ЕГЭ. За всё время обучения с 5-11 класс  я периодически даю учащимся задания составить тесты , например:    составить тест из 10 вопросов в формате блока А, придумать 3 вопроса на соответствие или на последовательность действий  в формате блока В, придумать 5 вопросов в формате блока С.  Эти задания учащиеся делают  дома или прямо на уроке с последующим анализом и разбором. С этими вопросами можно организовать работу в паре или в группе. Это дает учащимся хороший опыт по применению своих знаний.
  3.  Большое значение для подготовки к ЕГЭ имеет умение составлять сравнительные таблицы. Они должны составляться очень четко. В 5-6 классах мы учимся это делать и вопросы для сравнения предлагает учитель . В 7-11 классах параметры для сравнения различных объектов и процессов уже предлагают сами учащиеся. Умение находить разницу и общее  у каких-либо явлений способствует глубокому пониманию и запоминанию материала. Практически на каждом уроке биологии есть повод для составления таблицы: сравнение строение и функций органоидов клетки, сравнение фотосинтеза и дыхания, всех классов типа Членистоногие, митоза и мейоза, пластического и энергетического обмена, нервной и гуморальной регуляции, сравнение действия различных витаминов на организм и многое-многое другое. Особое значение для подготовки к ЕГЭ имеет составление большой , на несколько листов, таблицы в 7 классе «Сравнительная характеристика хордовых животных», которая выполняется учащимися с рисунками и схемами по всем системам органов.   Сейчас в помощь учащимся различными изданиями выпускаются сборники «Биология в таблицах», такую книжку обязательно надо иметь дома всем, кто собирается сдавать ЕГЭ по биологии, но очень важно и самому  ученику уметь составлять сравнительные таблицы.
  4.  Биологию невозможно изучать без терминов, поэтому работа с терминами-это особое направление в подготовке к ЕГЭ. Если ученик понимает происхождение и значение термина—это уже большое дело. Но в биологии так много терминов! Как их все выучить? Конечно, на каждом уроке мы отрабатываем всю терминологию данной темы, но проходит время, термины забываются, как сохранить в памяти такой огромный объем информации? По сути, речь идет о приёмах запоминания, а этому  никто никогда не учит, нет у учителя на это времени и не прописаны такие уроки у нас в программе. Выход только один: надо учить детей приёмам запоминания! Потихоньку, из урока в урок,  надо показывать детям на конкретных примерах, как лучше запомнить тот или иной термин. Пусть они на обложке тетради ведут рубрику « Способы запоминания».
  5.  Способы  запоминания. Их очень много, и если с 5 класса ребёнок начнет с ними знакомиться, то к 11 классу  у него выработаются умения глубоко  понимать учебный материал любого уровня, сложится система быстрого и качественного запоминания  любых  терминов. Вот эти приёмы:

-будь внимательным при чтении текста, умей сосредотачиваться;

-постарайся создать условия для хорошего запоминания (тишина, отсутствие посторонних раздражителей);

-комментируй текст при чтении;

-задавай сам себе вопросы по новому материалу;

-научись выявлять различия и общие черты у различных объектов и явлений;

-повторяй, проговаривай термины много раз подряд;

-проговори материал с кем-нибудь, объясни тему кому-нибудь;

-будь активным на уроке, обсуждай информацию с учителем, одноклассниками;

-достигай полного понимания смысла информации;

-включай интуицию;

-составь схему, рисунок по ассоциации с текстом;

-придумывай для запоминания какого- либо факта смешные нелогичные ассоциации, так называемые мнемонические правила, этот прием весьма действенен( например, пуриновые основания—«пурга»-Гуанин и Аденин);

-представляй зрительно то, о чем читаешь;

-мысленно представь трудный термин написанным красными буквами на белой стене;

-пропиши термин несколько раз, подумай о его происхождении;

-постарайся употребить новый термин в различных контекстах;

-читай текст активно, разбей текст на части и перескажи по частям;

-делай записи на  карточках, носи карточки с собой, повесь их на стене перед своим письменным столом;

-извлеки из своей памяти информацию, дополняющую текст, свяжи мысленно новую тему со старой.

 Этот список можно было бы продолжить. Но  хочу сказать , что никакие методы и приемы  подготовки к единому государственному экзамену не работают, если нет у нашего ученика усердия и огромного желания добиться цели. Если же система « Добросовестный учитель—усердный ученик»  работает  , и не один год,  то  бояться ЕГЭ  --не надо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему "Наркомания — страшная болезнь XXI века. Взлет и падение"

Перед авторами поставлена задача - привлечь внимание подростков к проблеме наркомании....

Презентацияк уроку в 11 классе по литературе "Страшный мир А.Блока"

Данная презентация помогает более качественно провести урок....

Лазанье по гимнастическому канату - это не страшно!

ПроблемаБоязнь некоторых учащихся лазанья по канату. ЦельС помощью системы подводящих упражнений сократить до минимума боязни гимнастического каната и способствовать развитию физических качеств н...

План-конспект открытого занятия "Огонь-страшная сила" по сказке "Кошкин дом"

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Огонь – страшная сила». ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Профилактика пожарной безопасности. Рассказать омерах предосторожности и предупреждении пожаров. Закрепление полученных знаний, умений ...

Христианские мотивы в повести Н.В.Гоголя "Страшная месть"

Материал научной работы ученицы  поможет педагогам в проведении урока внеклассного чтения по данной повести. Здесь большое поле деятельности и для патриотического воспитания, и для нравственного....

"И вспомнить страшно, и забыть нельзя"

внеклассное мероприятие, посвященное великой победе над фашизмом...

Такая совсем не страшная математика

. Эта статья была напечатана в одном из номеров журнала "Математика в школе" прошлых лет. К сожалению, я не записала ни номера журнала, ни автора публикации. Но советы, которые автор дает тем, кт...