ЕГЭ--это не так страшно.
статья по биологии по теме
В данной статье описаны принципы и способы подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии, показана системы работы учителя в этом направлении с 5 по 11 класс. Также даны некоторые приемы запоминания учебного материала, которые помогут абитуриентам успешно сдать единый государственный экзамен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ege-eto_ne_tak_strashno.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ЕГЭ—это не так страшно.
ЕГЭ начали ругать сразу, как только Министерство образования утвердило экзамены в такой форме. Но мне кажется, что единый государственный экзамен имеет свои плюсы и действительно отражает уровень подготовки абитуриента. Я думаю, что если бы я снова стала выпускницей школы, я бы с волнением и радостью пошла на такой экзамен хотя бы потому, что сдавать бы его пришлось один раз, но уже наверняка.
Если у абитуриента знания в системе, то даже при некоторых некорректных вопросах и «ляпах» КИМов, балл за ЕГЭ будет достаточно высоким.
Как же добиться глубины знаний и уверенности абитуриентов в своих силах? Для этого должна сформироваться система сотрудничества « Учитель-ученик».
Мы начинаем готовиться к ЕГЭ фактически в 5 классе. Курс природоведения включает основы многих естественных наук, в частности, биологию. К учебнику, как правило, прилагается « Рабочая тетрадь», в которой в конце каждой темы предлагаются вопросы в формате ЕГЭ. Учащиеся с интересом на них отвечают и уже тогда , в 5 классе, понимают, что нужно просто хорошо учить материал темы, несколько раз перечитывать учебник, быть ещё внимательнее на уроках и дома при выполнении домашнего задания. Как правило, те, кто учится на «4» и «5», такую же оценку получают и за выполнение этих тренировочных заданий. Я работаю по линии В.В. Пасечника и очень благодарна авторам рабочих тетрадей с 5-9 класс, которые включили в задания каждой темы вопросы в формате ЕГЭ. Это помогает создать систему подготовки и к ГИА, и к ЕГЭ. Но этого не достаточно.
В 10- 11 классе мы с ребятами покупаем сборники для подготовки к ЕГЭ,их бывает 2 варианта: тематический повтор и конкретные варианты ЕГЭ. Я считаю, что прежде всего внимание надо уделять тематическому повтору. Учащиеся к 11 классу забывают и ботанику, и зоологию, и анатомию и физиологию человека. Необходимо качественно повторить все эти разделы. Даже если ученик занимался в 6-9 классах добросовестно, то повторение занимает очень много времени, надо начинать такую подготовку с 10 класса. Я рекомендую при повторении соблюдать следующие принципы.
- Повторив тему по учебнику и по дополнительным источникам, обязательно пересмотреть «Рабочие тетради» прошлых лет, где в заданиях ,выполненных в формате ЕГЭ, уделялось внимание различным частным деталям. Это позволит повторить материал более глубоко.
- Надо научиться самим составлять тесты в формате ЕГЭ. За всё время обучения с 5-11 класс я периодически даю учащимся задания составить тесты , например: составить тест из 10 вопросов в формате блока А, придумать 3 вопроса на соответствие или на последовательность действий в формате блока В, придумать 5 вопросов в формате блока С. Эти задания учащиеся делают дома или прямо на уроке с последующим анализом и разбором. С этими вопросами можно организовать работу в паре или в группе. Это дает учащимся хороший опыт по применению своих знаний.
- Большое значение для подготовки к ЕГЭ имеет умение составлять сравнительные таблицы. Они должны составляться очень четко. В 5-6 классах мы учимся это делать и вопросы для сравнения предлагает учитель . В 7-11 классах параметры для сравнения различных объектов и процессов уже предлагают сами учащиеся. Умение находить разницу и общее у каких-либо явлений способствует глубокому пониманию и запоминанию материала. Практически на каждом уроке биологии есть повод для составления таблицы: сравнение строение и функций органоидов клетки, сравнение фотосинтеза и дыхания, всех классов типа Членистоногие, митоза и мейоза, пластического и энергетического обмена, нервной и гуморальной регуляции, сравнение действия различных витаминов на организм и многое-многое другое. Особое значение для подготовки к ЕГЭ имеет составление большой , на несколько листов, таблицы в 7 классе «Сравнительная характеристика хордовых животных», которая выполняется учащимися с рисунками и схемами по всем системам органов. Сейчас в помощь учащимся различными изданиями выпускаются сборники «Биология в таблицах», такую книжку обязательно надо иметь дома всем, кто собирается сдавать ЕГЭ по биологии, но очень важно и самому ученику уметь составлять сравнительные таблицы.
- Биологию невозможно изучать без терминов, поэтому работа с терминами-это особое направление в подготовке к ЕГЭ. Если ученик понимает происхождение и значение термина—это уже большое дело. Но в биологии так много терминов! Как их все выучить? Конечно, на каждом уроке мы отрабатываем всю терминологию данной темы, но проходит время, термины забываются, как сохранить в памяти такой огромный объем информации? По сути, речь идет о приёмах запоминания, а этому никто никогда не учит, нет у учителя на это времени и не прописаны такие уроки у нас в программе. Выход только один: надо учить детей приёмам запоминания! Потихоньку, из урока в урок, надо показывать детям на конкретных примерах, как лучше запомнить тот или иной термин. Пусть они на обложке тетради ведут рубрику « Способы запоминания».
- Способы запоминания. Их очень много, и если с 5 класса ребёнок начнет с ними знакомиться, то к 11 классу у него выработаются умения глубоко понимать учебный материал любого уровня, сложится система быстрого и качественного запоминания любых терминов. Вот эти приёмы:
-будь внимательным при чтении текста, умей сосредотачиваться;
-постарайся создать условия для хорошего запоминания (тишина, отсутствие посторонних раздражителей);
-комментируй текст при чтении;
-задавай сам себе вопросы по новому материалу;
-научись выявлять различия и общие черты у различных объектов и явлений;
-повторяй, проговаривай термины много раз подряд;
-проговори материал с кем-нибудь, объясни тему кому-нибудь;
-будь активным на уроке, обсуждай информацию с учителем, одноклассниками;
-достигай полного понимания смысла информации;
-включай интуицию;
-составь схему, рисунок по ассоциации с текстом;
-придумывай для запоминания какого- либо факта смешные нелогичные ассоциации, так называемые мнемонические правила, этот прием весьма действенен( например, пуриновые основания—«пурга»-Гуанин и Аденин);
-представляй зрительно то, о чем читаешь;
-мысленно представь трудный термин написанным красными буквами на белой стене;
-пропиши термин несколько раз, подумай о его происхождении;
-постарайся употребить новый термин в различных контекстах;
-читай текст активно, разбей текст на части и перескажи по частям;
-делай записи на карточках, носи карточки с собой, повесь их на стене перед своим письменным столом;
-извлеки из своей памяти информацию, дополняющую текст, свяжи мысленно новую тему со старой.
Этот список можно было бы продолжить. Но хочу сказать , что никакие методы и приемы подготовки к единому государственному экзамену не работают, если нет у нашего ученика усердия и огромного желания добиться цели. Если же система « Добросовестный учитель—усердный ученик» работает , и не один год, то бояться ЕГЭ --не надо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на тему "Наркомания — страшная болезнь XXI века. Взлет и падение"
Перед авторами поставлена задача - привлечь внимание подростков к проблеме наркомании....
Презентацияк уроку в 11 классе по литературе "Страшный мир А.Блока"
Данная презентация помогает более качественно провести урок....
Лазанье по гимнастическому канату - это не страшно!
ПроблемаБоязнь некоторых учащихся лазанья по канату. ЦельС помощью системы подводящих упражнений сократить до минимума боязни гимнастического каната и способствовать развитию физических качеств н...
План-конспект открытого занятия "Огонь-страшная сила" по сказке "Кошкин дом"
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Огонь – страшная сила». ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Профилактика пожарной безопасности. Рассказать омерах предосторожности и предупреждении пожаров. Закрепление полученных знаний, умений ...
Христианские мотивы в повести Н.В.Гоголя "Страшная месть"
Материал научной работы ученицы поможет педагогам в проведении урока внеклассного чтения по данной повести. Здесь большое поле деятельности и для патриотического воспитания, и для нравственного....
"И вспомнить страшно, и забыть нельзя"
внеклассное мероприятие, посвященное великой победе над фашизмом...
Такая совсем не страшная математика
. Эта статья была напечатана в одном из номеров журнала "Математика в школе" прошлых лет. К сожалению, я не записала ни номера журнала, ни автора публикации. Но советы, которые автор дает тем, кт...