Рабочая программа по биологии 8 кл
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Наривончик Наталья Михайловна

Рабочая программа по биологии.8 класс.2012-2013 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabprogr_po_biologii_8_klass.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Карамышево

Грязинского муниципального района Липецкой области

Согласовано                                                                                                                 Утверждаю

зам.директора по УВР                                                                                         директор школы

_________ М.И.Зарубина                                                                _______ Т.П.Большедонова

                                                                                                          Приказ от 01.09.  2012   № 61

Рабочая программа

по предмету

«Биология»

8 класс

на 2012 – 2013 учебный год

Составила

учитель биологии  Н.М.Наривончик

2012 – 2013

учебный год

Пояснительная записка

   Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана в соответствии с:

        1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об

            образовании»;

        2.Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об    

           утверждении федерального компонента государственных образовательных  

           стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)  

           общего образования»;

  1.  Примерная программа основного общего образования по биологии;
  2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011г. № 2885;
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ №98 от 04.10.2010 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных оснащений»;
  4. Учебный план МБОУ СОШ с. Карамышево на 2012-2013 учебный год;
  5.   Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ с. Карамышево на 2012-2013 учебный год;

 

    Настоящая программа по биологии для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. №1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по биологии 6-11 классы к учебному комплексу для 6-11 классов (составители Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, А.А.Плешаков, В.И.Сивоглазов .-М.: Дрофа, 2010.- с. 5 – 63).

Учебно-методический комплект по биологии издательства «Дрофа» (автор Н.И.Сонин) соответствует государственному стандарту и является оптимальным комплектом, наиболее полно обеспечивающим реализацию основных содержательно-методических линий биологии основной школы. Новое издание этого комплекта является полным и доработанным в соответствии с требованиями нормативных документов, имеет завершённость учебной линии.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение биологии в 8 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Рабочая программа по алгебре для 8 класса рассчитана на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.

Цели изучения биологии:

  1. освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
  1. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  1. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  2. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье; соблюдение мер профилактики заболеваний вызванных животными, бактериями, вирусами. Оказание первой помощи при укусах животных. Рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил безопасности и предотвращение травматизма.

Учебник:

 Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. 8 класс. Базовый уровень: учебник  для  общеобразовательных          

 учреждений / Н.И.Сонин.- М.: Дрофа, 2008.

Содержание.

Биология. Человек

Тема 1 . Место человека в системе органического мира

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■  Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

■  Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

■  Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

■  Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей*.

Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

Тема 5. Координация и регуляция  

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

■  Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

■   Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

■  Лабораторные и практические работы

Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.

Изучение изменения размера зрачка*.

Изучение органа слуха

Тема 6. Опора и движение

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей*.

Измерение массы и роста своего организма*.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.

Тема 7. Внутренняя среда организма

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови*.

Тема 8. Транспорт веществ

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

■  Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

■  Лабораторные и практические работы

 Измерение кровяного давления*.

 Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.

Тема 9. Дыхание

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

■  Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

■  Практическая работа

Определение частоты дыхания*.

Тема 10. Пищеварение

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

■  Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

■  Лабораторные и практические работы

 Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.

Определение норм рационального питания*.

Тема 11. Обмен веществ и энергии

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

■  Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

■  Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

■   Лабораторные и практические работы

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.

 Повторение — 4 часа

Требования к уровню подготовки обучающихся  8 класса

В результате изучения ученик  должен

 знать/понимать:
–место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных – факторы антропосоциогенеза;
– основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;
– науки, изучающие организм человека;
– особенности строения  органов и систем, функционирования, расположения органов;
– нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;
– внутреннюю среду организма, иммунитет;
– обмен веществ и энергии;
– развитие организма человека;
– вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека;


 уметь:
– распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;
– оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах,  

   обморожениях,  кровотечениях;

      Список литературы для обучающихся.

Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. 8 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных      учреждений / Н.И.Сонин.- М.: Дрофа, 2008.

      Используемая учебно-методическая литература  (учебники других авторов, сборники тестовых  

      заданий,    поурочное планирование) и средства обучения.

Печатные:

  1. Никишов А.И. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по зоологии. - М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  2. Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя, - М.: Изд-во «1 сентября», 1999.
  3. Теремов А., Рохлов В.- Занимательная зоология. Книга для учащихся, учителей и родителей, - М.: АСТ- ПРЕСС, 1999.
  4. Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учащихся и учителей. - Смоленск: Русич, 1991
  5. Тематическое и поурочное планирование по биологии: 8 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс»\ Н.Ю. Захарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – (Серия «УМ»)

Мультимедийные:

  1. Ресурсы сети Интернет

Учебно – тематический план

Биология, 8 класс

(2 ч в неделю, всего 68 часов)

УМК  Н.И Сонина

Наименование темы

Кол-во часов

Из них контр.

работ

1

Место человека в системе органического мира

2

Происхождение человека

3

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

4

Общий обзор строения и функций организма человека

5

Координация и регуляция

6

Опора и движение

7

Внутренняя среда организма

8

Транспорт веществ

9

Дыхание

10

Пищеварение

11

Обмен веществ и энергии

12

 Выделение

13

Покровы тела

14

Размножение и развитие

15

Высшая нервная деятельность

16

Повторение

итого

Календарно-тематическое  планирование

учебного материала по курсу

биологии  для 8 класса Н.И.Сонина (68ч.)

Тема урока

Дата

 проведения

Факти

ческая

дата

Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)

1

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира

2

Сходство и различие человека и человекообразных обезьян

Тема 2. Происхождение человека (3 часа)

3

Биологические и социальные факторы антропогенеза

4

Этапы и факторы становления человека.        

5

Расы человека, их происхождение и единство        

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

6

История развития знаний о строении и функциях организма человека

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

7

Клеточное строение организма

8

Ткани и органы

9

Органы. Системы  органов. Организм

10

Обобщающий урок по теме «Общий обзор строения и функций организма человека»

Тема 5. Координация и регуляция (10 часов)

11

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности

12

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, её нарушения

13

Зачётный урок по темам «Общий обзор организма человека», «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности»

14

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы

15

Спинной мозг

16

Строение и функции головного мозга

17

Большие полушария головного мозга

18

 Анализаторы. Строение и функции глаза

19

 Анализаторы слуха и равновесия.

20

Кожно- мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус

Тема 6. Опора и движение (8 часов)

21

 Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение

22

Типы соединения костей

23

Строение, свойства костей, типы их соединения

24

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

25

Мышцы, их строение и функции

26

Работа мышц

27

Роль нервной системы в регуляции работы мышц.

28

Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа)

29

Внутренняя среда организма и её значение

30

Клеточные элементы крови.

31

Иммунитет. Инфекционные заболевания.

Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)

32

Органы кровообращения. Круги кровообращения

33

Работа сердца.

34

Движение крови и лимфы по сосудам.

35

Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Тема 9. Дыхание (5 часов)

36

Строение органов дыхания

37

Дыхательные движения и их регуляция

38

Газообмен в легких и тканях

39

Регуляция дыхания.

40

Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Тема 10. Пищеварение (5 часов)

41

Питательные вещества и пищевые продукты.

42

Пищеварение в ротовой полости

43-44

Пищеварение в желудке и кишечнике

45

Заболевания органов пищеварения и их предупреждение

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

46

Обмен веществ

47

Витамины

Тема 12. Выделение (2 часа)

48

Выделение. Почки, их строение и функции.

49

Заболевания почек, их предупреждение

Тема 13. Покровы тела (3 часа)

50

Строение и функции кожи.

51

Роль кожи в терморегуляции организма

52

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви

Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)

53

Половая система человека

54

Внутриутробное развитие

55

Рост и развитие ребенка.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)

56

Рефлекс- основа нервной деятельности. Виды рефлексов

57

Торможение, его виды и значение

58

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна

59

Особенности высшей нервной деятельности человека

60

Типы нервной системы

Повторение (4 часа)

61

Повторение и обобщение материала по теме «Опора и движение», «Происхождение человека»

62

Повторение и обобщение материала по теме «Координация и регуляция», «Высшая нервная деятельность»

63

Зачёт по темам «Опора и движение», «Общий обзор строения и функций организма человека», «Координация и регуляции», «Высшая нервная деятельность»

64

Повторение материала о месте человека в системе органического мира

65

Повторение и обобщение материала по темам «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ», «Дыхание»

66

Повторение и обобщение материала по темам «Обмен веществ и энергии», «Выделение» и «Покровы тела»

67

Итоговый урок по курсу «Человек и его здоровье»

68

Анализ результатов итогового теста по курсу «Человек и его здоровье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...