Рабочая программа по биологии 8 кл
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа по биологии.8 класс.2012-2013 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabprogr_po_biologii_8_klass.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Карамышево
Грязинского муниципального района Липецкой области
Согласовано Утверждаю
зам.директора по УВР директор школы
_________ М.И.Зарубина _______ Т.П.Большедонова
Приказ от 01.09. 2012 № 61
Рабочая программа
по предмету
«Биология»
8 класс
на 2012 – 2013 учебный год
Составила
учитель биологии Н.М.Наривончик
2012 – 2013
учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана в соответствии с:
1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об
образовании»;
2.Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования»;
- Примерная программа основного общего образования по биологии;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011г. № 2885;
- Приказ Министерства образования и науки РФ №98 от 04.10.2010 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных оснащений»;
- Учебный план МБОУ СОШ с. Карамышево на 2012-2013 учебный год;
- Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ с. Карамышево на 2012-2013 учебный год;
Настоящая программа по биологии для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. №1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по биологии 6-11 классы к учебному комплексу для 6-11 классов (составители Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, А.А.Плешаков, В.И.Сивоглазов .-М.: Дрофа, 2010.- с. 5 – 63).
Учебно-методический комплект по биологии издательства «Дрофа» (автор Н.И.Сонин) соответствует государственному стандарту и является оптимальным комплектом, наиболее полно обеспечивающим реализацию основных содержательно-методических линий биологии основной школы. Новое издание этого комплекта является полным и доработанным в соответствии с требованиями нормативных документов, имеет завершённость учебной линии.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение биологии в 8 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Рабочая программа по алгебре для 8 класса рассчитана на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Цели изучения биологии:
- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье; соблюдение мер профилактики заболеваний вызванных животными, бактериями, вирусами. Оказание первой помощи при укусах животных. Рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил безопасности и предотвращение травматизма.
Учебник:
Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. 8 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных
учреждений / Н.И.Сонин.- М.: Дрофа, 2008.
Содержание.
Биология. Человек
Тема 1 . Место человека в системе органического мира
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
■ Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей*.
Распознавание на таблицах органов и систем органов*.
Тема 5. Координация и регуляция
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
■ Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.
Изучение изменения размера зрачка*.
Изучение органа слуха
Тема 6. Опора и движение
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей*.
Измерение массы и роста своего организма*.
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.
Тема 7. Внутренняя среда организма
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения крови*.
Тема 8. Транспорт веществ
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
■ Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления*.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.
Тема 9. Дыхание
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
■ Практическая работа
Определение частоты дыхания*.
Тема 10. Пищеварение
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
■ Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.
Определение норм рационального питания*.
Тема 11. Обмен веществ и энергии
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
■ Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.
Повторение — 4 часа
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
В результате изучения ученик должен
знать/понимать:
–место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных – факторы антропосоциогенеза;
– основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;
– науки, изучающие организм человека;
– особенности строения органов и систем, функционирования, расположения органов;
– нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;
– внутреннюю среду организма, иммунитет;
– обмен веществ и энергии;
– развитие организма человека;
– вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека;
уметь:
– распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;
– оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах,
обморожениях, кровотечениях;
Список литературы для обучающихся.
Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. 8 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И.Сонин.- М.: Дрофа, 2008.
Используемая учебно-методическая литература (учебники других авторов, сборники тестовых
заданий, поурочное планирование) и средства обучения.
Печатные:
- Никишов А.И. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по зоологии. - М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя, - М.: Изд-во «1 сентября», 1999.
- Теремов А., Рохлов В.- Занимательная зоология. Книга для учащихся, учителей и родителей, - М.: АСТ- ПРЕСС, 1999.
- Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учащихся и учителей. - Смоленск: Русич, 1991
- Тематическое и поурочное планирование по биологии: 8 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс»\ Н.Ю. Захарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – (Серия «УМ»)
Мультимедийные:
- Ресурсы сети Интернет
Учебно – тематический план
Биология, 8 класс
(2 ч в неделю, всего 68 часов)
УМК Н.И Сонина
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Из них контр. работ |
1 | Место человека в системе органического мира | ||
2 | Происхождение человека | ||
3 | Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | ||
4 | Общий обзор строения и функций организма человека | ||
5 | Координация и регуляция | ||
6 | Опора и движение | ||
7 | Внутренняя среда организма | ||
8 | Транспорт веществ | ||
9 | Дыхание | ||
10 | Пищеварение | ||
11 | Обмен веществ и энергии | ||
12 | Выделение | ||
13 | Покровы тела | ||
14 | Размножение и развитие | ||
15 | Высшая нервная деятельность | ||
16 | Повторение | ||
итого |
Календарно-тематическое планирование
учебного материала по курсу
биологии для 8 класса Н.И.Сонина (68ч.)
№ | Тема урока | Дата проведения | Факти ческая дата |
Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа) | |||
1 | Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира | ||
2 | Сходство и различие человека и человекообразных обезьян | ||
Тема 2. Происхождение человека (3 часа) | |||
3 | Биологические и социальные факторы антропогенеза | ||
4 | Этапы и факторы становления человека. | ||
5 | Расы человека, их происхождение и единство | ||
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час) | |||
6 | История развития знаний о строении и функциях организма человека | ||
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа) | |||
7 | Клеточное строение организма | ||
8 | Ткани и органы | ||
9 | Органы. Системы органов. Организм | ||
10 | Обобщающий урок по теме «Общий обзор строения и функций организма человека» | ||
Тема 5. Координация и регуляция (10 часов) | |||
11 | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности | ||
12 | Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, её нарушения | ||
13 | Зачётный урок по темам «Общий обзор организма человека», «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности» | ||
14 | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы | ||
15 | Спинной мозг | ||
16 | Строение и функции головного мозга | ||
17 | Большие полушария головного мозга | ||
18 | Анализаторы. Строение и функции глаза | ||
19 | Анализаторы слуха и равновесия. | ||
20 | Кожно- мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус | ||
Тема 6. Опора и движение (8 часов) | |||
21 | Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение | ||
22 | Типы соединения костей | ||
23 | Строение, свойства костей, типы их соединения | ||
24 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей | ||
25 | Мышцы, их строение и функции | ||
26 | Работа мышц | ||
27 | Роль нервной системы в регуляции работы мышц. | ||
28 | Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. | ||
Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа) | |||
29 | Внутренняя среда организма и её значение | ||
30 | Клеточные элементы крови. | ||
31 | Иммунитет. Инфекционные заболевания. | ||
Тема 8. Транспорт веществ (4 часа) | |||
32 | Органы кровообращения. Круги кровообращения | ||
33 | Работа сердца. | ||
34 | Движение крови и лимфы по сосудам. | ||
35 | Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. | ||
Тема 9. Дыхание (5 часов) | |||
36 | Строение органов дыхания | ||
37 | Дыхательные движения и их регуляция | ||
38 | Газообмен в легких и тканях | ||
39 | Регуляция дыхания. | ||
40 | Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. | ||
Тема 10. Пищеварение (5 часов) | |||
41 | Питательные вещества и пищевые продукты. | ||
42 | Пищеварение в ротовой полости | ||
43-44 | Пищеварение в желудке и кишечнике | ||
45 | Заболевания органов пищеварения и их предупреждение | ||
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа) | |||
46 | Обмен веществ | ||
47 | Витамины | ||
Тема 12. Выделение (2 часа) | |||
48 | Выделение. Почки, их строение и функции. | ||
49 | Заболевания почек, их предупреждение | ||
Тема 13. Покровы тела (3 часа) | |||
50 | Строение и функции кожи. | ||
51 | Роль кожи в терморегуляции организма | ||
52 | Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви | ||
Тема 14. Размножение и развитие (3 часа) | |||
53 | Половая система человека | ||
54 | Внутриутробное развитие | ||
55 | Рост и развитие ребенка. | ||
Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов) | |||
56 | Рефлекс- основа нервной деятельности. Виды рефлексов | ||
57 | Торможение, его виды и значение | ||
58 | Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна | ||
59 | Особенности высшей нервной деятельности человека | ||
60 | Типы нервной системы | ||
Повторение (4 часа) | |||
61 | Повторение и обобщение материала по теме «Опора и движение», «Происхождение человека» | ||
62 | Повторение и обобщение материала по теме «Координация и регуляция», «Высшая нервная деятельность» | ||
63 | Зачёт по темам «Опора и движение», «Общий обзор строения и функций организма человека», «Координация и регуляции», «Высшая нервная деятельность» | ||
64 | Повторение материала о месте человека в системе органического мира | ||
65 | Повторение и обобщение материала по темам «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ», «Дыхание» | ||
66 | Повторение и обобщение материала по темам «Обмен веществ и энергии», «Выделение» и «Покровы тела» | ||
67 | Итоговый урок по курсу «Человек и его здоровье» | ||
68 | Анализ результатов итогового теста по курсу «Человек и его здоровье» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...