Воспитание здорового образа жизни во внеурочной деятельности
статья по теме
Целью воспитательной работы является:
- Формирование ценностного отношения к культуре здоровья и здорового образа жизни.
- Обеспечение условий, необходимых, как для преобразования неадекватных представлений, стереотипов, установок, вредных привычек, предубеждений, так и для развития (культивирования) целостного конструктивного отношения к себе и к ресурсам своего здоровья на глубинном мировоззренческом уровне,
Задачи воспитательной работы:
- Целенаправленное гигиеническое обучение и воспитание высокой санитарной культуры.
- Воспитать привычки к здоровому образу жизни. Создание у учащихся устойчивой мотивации на здоровье и обучении их здоровой жизнедеятельности.
- Обучить эффективным технологиям самооздоровления, саморегуляции, преодоления негативных последствий стрессовых, экстремальных и кризисных ситуаций.
- Коррекция неадекватных установок о здоровье, обусловленных недостаточным знанием и нерациональным использованием собственных внутриличностных ресурсов.
- Активизировать у детей и подростков процесса формирования навыков здорового и безопасного образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью, неприятие алкоголя, табака, наркотиков, отрицательного отношения к распространению и употреблению других психоактивных веществ.
- Подготовить школьников к безопасным формам поведения в условиях роста риска заражения «ВИЧ/СПИД/ЗППП».
- Организовать среди учащихся творческих групп, коллективов на основе идеологии здорового образа жизни.
- Помочь детям реализовать свой потенциал, проявлять и развивать свою индивидуальность, способствующий развитию открытых, партнерских взаимоотношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_zozh_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание здорового образа жизни во внеурочной деятельности
В концепции сохранения и укрепления здоровья учащихся в современной школе имеют много вариантов своего воплощения, но большинство из них не предусматривает доминирующее использование содержательных возможностей педагогической среды образовательного учреждения и целостной системы ведущих факторов школьной жизни, призванных обеспечить у детей и подростков формирование ценностного отношения к культуре здоровья и здорового образа жизни.
Решая эти вопросы, школа сталкивается с серьезной проблемой сохранения высокого потенциала здоровья, обеспечения условий его развития, уменьшения действий вредных факторов на детей на всем протяжении педагогического процесса, но трудности в учебе детей, связанные с повышенными требованиями программ, их усложнением, неизбежно влекут за собой стрессы, перенапряжение нервной системы, эмоциональные перегрузки и как следствие, ухудшающееся состояние здоровья учащихся. Зачастую современная школа не только не укрепляет здоровье детей, но и сама превращается в его снижающий фактор.
В контексте программы «Здоровый образ жизни» заложена перспективная цель воспитательной работы гимназии - формирование нравственных позиций и жизненных ценностей личности, развитие поведенческих навыков ориентированной на ведение здорового образа жизни. Таким образом, вся воспитательная работа строится с учетом этих потребностей.
Цели и задачи воспитательной работы
Целью воспитательной работы является:
- Формирование ценностного отношения к культуре здоровья и здорового образа жизни.
- Обеспечение условий, необходимых, как для преобразования неадекватных представлений, стереотипов, установок, вредных привычек, предубеждений, так и для развития (культивирования) целостного конструктивного отношения к себе и к ресурсам своего здоровья на глубинном мировоззренческом уровне,
Задачи воспитательной работы:
- Целенаправленное гигиеническое обучение и воспитание высокой санитарной культуры.
- Воспитать привычки к здоровому образу жизни. Создание у учащихся устойчивой мотивации на здоровье и обучении их здоровой жизнедеятельности.
- Обучить эффективным технологиям самооздоровления, саморегуляции, преодоления негативных последствий стрессовых, экстремальных и кризисных ситуаций.
- Коррекция неадекватных установок о здоровье, обусловленных недостаточным знанием и нерациональным использованием собственных внутриличностных ресурсов.
- Активизировать у детей и подростков процесса формирования навыков здорового и безопасного образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью, неприятие алкоголя, табака, наркотиков, отрицательного отношения к распространению и употреблению других психоактивных веществ.
- Подготовить школьников к безопасным формам поведения в условиях роста риска заражения «ВИЧ/СПИД/ЗППП».
- Организовать среди учащихся творческих групп, коллективов на основе идеологии здорового образа жизни.
- Помочь детям реализовать свой потенциал, проявлять и развивать свою индивидуальность, способствующий развитию открытых, партнерских взаимоотношений.
Важным условием обучения и воспитания культуры здоровья является побуждение ребенка к достижению цели – формирования собственного здоровья, достижения успеха в данной деятельности, что осуществляется через активные формы и методы деятельности.
В «Школе здоровья» разработан цикл внеурочных мероприятий, которые являются составной частью системы воспитания здоровья и здорового образа жизни. Мероприятия организованы с целью конструирования жизненного опыта ученика, когда ребенок действует с позиций сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья близких, окружающих его людей.
Классы | Классные часы | Родительские собрания. Беседы со специалистами. |
5 | Мой режим дня. | Рациональная организация жизнедеятельности школьника. |
Особенности возрастно-полового развития. Мне 10-11 лет. | Советы психолога о трудностях адаптации ребенка к обучению в 5-ом классе. Возрастные особенности ребенка младшего среднего возраста. | |
Что значит быть здоровым? Хочу ли я быть здоровым? | Культурные ценности семьи и их значение для ребенка. Воспитание культуры здоровья в семье. | |
Личная гигиена. Что такое гигиена? | Как предупредить нарушения зрения. | |
Профилактика. Что это такое? | Основные причины развития простуд. | |
Что значит «здоровый образ жизни» и как научиться вести здоровую жизнедеятельность. | Роль родителей в формировании основ здорового образа жизни. | |
Для чего я ем? | Здоровое питание в школе и дома. | |
Ура, каникулы! Правила безопасного поведения на улице и на природе. | Подготовка учащихся к летним каникулам. | |
6 | Мы то, что едим! Рациональное питание школьника. | Ответственность родителей за психическое и физическое развитие детей. |
Факторы риска здоровья профилактика заболеваний. | О подростковых неврозах. Капризы и неврозы. Советы психолога. | |
Научись себя беречь. | Как предупредить нарушения дыхания и кровообращения при учебной деятельности. Советы педиатра. | |
Поведение, привычки и здоровье. | Роль двигательной активности в обеспечении здорового развития человека. | |
Что такое хорошо и что такое плохо? (конкурсная программа против вредных привычек) | Организация свободного времени подростка. | |
Чего я боюсь. Как избежать возникновения и закрепления страхов. | Психологическое здоровье в семье. Советы психолога. | |
Мое здоровье – в моих руках! В чем заключается ответственность человека за свое здоровье. | Половое созревание и вредные привычки. | |
Профилактика неотложных состояний в летнее время. | Ответственность родителей за здоровье детей летом. | |
7 | Здоровье и вредные привычки. | Координация усилий семьи и школы в формировании ЗОЖ. |
Учись говорить «нет»! Воспитание самозапретов к вредным привычкам | Что делать, если ребенок начал курить, пить? Советы психолога. | |
Факторы риска здоровья профилактика заболеваний. | Родителям о конфликтах ребенка. Подростковая депрессия. | |
Оказание первой помощи при несчастных случаях. | Нравственно-психическое здоровье ребенка. | |
Суд над вредными привычками. (Ролевая игра) | ||
Правильное чередование нагрузки и отдыха как основа психического здоровья. | Понятие о психическом здоровье и определяющих его факторах. | |
Возрастные особенности подросткового периода. | Как уберечь детей от беды? Советы психолога. | |
Что такое «культура здоровья» и как ее воспитать. | Почему столь опасные психоактивные вещества для подростка. Мотивы употребления психоактивных веществ. | |
8 | Подросток, половое созревание и образ жизни. | Особенности полового воспитания в семье. |
Проблема ранних половых связей. | Надо ли и как обсуждать проблемы пола в семье. | |
Понятие об аборте и его последствиях. Беременность, прерывание беременности и последствия. | 10 советов родителям подростков. | |
Гигиена девушки. | Из чего складывается здоровье ребенка. | |
Заболевания, передающиеся половым путем. | Родителям о ЗППП. | |
9 | Наркомания, ВИЧ-инфекция и вирусные гепатиты. | Любите, но будьте бдительны: на что следует обратить внимание в психике и поведении старшеклассника. |
Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – реальность или миф. | Все ли хорошо у Вашего ребенка в школе: серьезный разговор с классным руководителем и учителями. | |
Трезвый взгляд на пьянство | Подросток и наркотики. Беседа с наркологом. | |
Курение – одна из древнейших привычек. | Социальное партнерство в области профилактики социально обусловленных заболеваний. | |
Мы выбираем – жизнь! | Как дети попадают в зависимость. | |
10 | Быть здоровым - модно! | Культура здоровья рождается в семье. |
Городская среда и здоровье. | Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни. | |
Природные источники здоровья. Целебные силы природы. | Как обеспечить здоровье старшеклассника в семье. | |
Что такое счастье? | Организация образа жизни старшеклассника. | |
11 | Нравственно-этические основы здоровья. | "Культура здоровья" как основа становления готовности старшеклассников к здоровому образу жизни |
Культура здоровья – гармония в мире отношений. | Психолого-педагогическое самообразование родителей, как важный фактор повышения их педагогической компетенции. | |
Культура сохранения здоровья. | Условия оптимальной подготовки к экзаменам. Как следует организовать время выпускника между выпускными и вступительными испытаниями |
Спецкурс «Сам себе доктор»
Цели спецкурса:
- Формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и здоровому образу жизни.
- Воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.
- Расширение знаний и представлений учащихся по вопросам охраны и укрепления здоровья.
Задачи:
- обучить учащихся практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания и укрепления здоровья;
- научить выполнять основные медицинские манипуляции и простейшие физиотерапевтические процедуры;
- дать знания о роли народных средств в поддержании красоты и здоровья;
- сформировать умение применять полученные знания в повседневной жизни, как себе так и близким.
Спецкурс рассчитан для учащихся старших классов. Включает в себя практические занятия и предполагает активную творческую деятельность со стороны учащихся.
Программа спецкурса «Сам себе доктор» включает следующие темы:
- Простейшие физиотерапевтические процедуры (банки, грелка, пузырь со льдом, компресс, пиявки, горчичники).
- Инъекции (набор раствора из ампулы и флакона, последовательность при выполнении манипуляции, осложнения и ошибки).
- Массаж (виды массажа, действие массажа на организм, приемы массажа, массаж отдельных областей тела).
- Красота и здоровье. Применение народных средств в уходе за кожей, волосами, ногтями и т.д.
- Чудесная сила природы (ароматерапия, талассотерапия, цветотерапия, гомеопатия, фитотерапия и т.д.).
- Народная медицина в поддержании здоровья и профилактики различных заболеваний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного мероприятия по воспитанию здорового образа жизни Путешествие в страну «Здоровья»
Путешествие в страну «Здоровья» Занятие по воспитанию здорового образа жизни Цель: Формирование привычки здорового образа жизни. Задачи: Познакомить обучающихся с ...
Обучение навыкам здорового и безопасного образа жизни посредством внеурочной деятельности обучающихся
В докладе содержится материал, раскрывающий отдельные аспекты обучения по программе здоровьесбережения....
Работа учителя физкультуры с семьями учащихся по воспитанию здорового образа жизни. Современная совместная деятельность родителей и детей.
Участие родителей в закаливании, обучении физическим упражнениям своих детей, а также совместные тренировочные занятия не только формируют у детей устойчивый интерес и влечение к занятиям физической к...
Программа воспитания здорового образа жизни школьника " Здоровье каждого - богатство нации"
В программе представлены возможности школы для формирования психически здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника...
Формирование здорового образа жизни во внеурочной деятельности. Доклад-сообщение.
Здоровый образ жизни в нашей стране пока не стал одной из основных ценностей человека. Мы должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, личным примером демон...
Формирование у учащихся, необходимых компонентов: ( информационного, операционного и мотивационного – деятельностного) через «Здоровый образ жизни» во внеурочной деятельности.
В соответствие с общей целевой установкой развития отечественной системы образования, содержания учебного предмета « Физическая культура» формируется на формирование разносторонне фи...