Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Назарова Галина Михайловна

План- конспект открытого урока  с элементами повторения курса зоологии .

Скачать:


Предварительный просмотр:

План - конспект открытого урока

Аттестуемый педагог  Назарова Галина Михайловна 

Место работы МКОУ Вишняковская сош Урюпинского муниципального района Волгоградской области

Предмет   Биология         Класс   8                 

Тема урока Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.     

Тип урока:  Комбинированный с элементами повторения курса зоологии. 

Учебно-методический комплект: Линия Н.И.Сонина, издательство «Дрофа»

Оборудование:   компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

  1. Организационный момент, включающий:
  2.  постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
  3. определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;
  4. описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

ученик сможет подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: учитель создает условия для продуктивной работы на уроке.

Задачи:

- создать эмоционально-положительный настрой на урок;

- создать ситуацию успеха, доверия;

- настроить обучающихся на предстоящую учебную деятельность на уроке;

- проверить готовность к уроку: учебников, тетрадей, атласов.

Методы: беседа, наглядно-иллюстративный.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Послушайте небольшой рассказ (“мыслительная разминка”, наводящая на тему урока). В некой стране, населенной миллионами жителей, текут красные моря и реки, которые впадают в единый океан. Океан этот имеет 4 залива. В красной воде плывут корабли, следуя океаническим течениям. Одни из них товарные, транспортируют необходимый товар всем жителям страны, а также увозят “отходы” и так по кругу. Таким образом, красная вода и корабли совершают полный круг всего за 23-28 с, делая за сутки 3700 оборотов.

О чем идет речь? (Слушаются краткие ответы детей. Неверные ответы не исправляются учителем. Правильный ответ дети найдут в ходе урока и сделают вывод сами.)

Как происходит движение крови и лимфы у человека, и какие бывают органы кровообращения мы узнаем  позже, а сейчас проверим всё ли готово у нас к уроку: учебники, тетради, ручки, карандаши .Спасибо, вы, молодцы, давайте на такой позитивной ноте начнём нашу работу и вспомним прошедший материал.

 

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  1. определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном  этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
  2. определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;
  3. описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  4. описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  5. определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
  6. описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
  7. описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
  8. описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

-  ученик сможет называть основные компоненты крови;

- сможет правильно установить виды иммунитета;

- сможет  проводить самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

Цель, которую  хочет достичь учитель:

 - актуализировать опорные  знания и умения обучающихся, способствующие для восприятия темы и целей урока

Задачи.

- создание условий для проверки уровня усвоения изученного материала;

- обеспечить включение обучающихся в совместную деятельность для определения темы и целей урока;

- проверить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их

  коррекция;

- оценить уровень имеющихся знаний у детей.  

Методы :  тестирования, практический,  дифференциация заданий по степени сложности, индивидуальная работа.

    Учитель помогает исправить ошибки и устранить трудности, возникшие в процессе учебной деятельности. Вносит изменения в план урока по ситуации.

Методы: тест, проблема, наглядный, фронтальный работа в группах

Методы мотивирования: индивидуальный подход, использование  наглядностей, задания творческого и проблемного характера.

Умение отстоять свою точку зрения, творческий подход в  решении проблемы,   правильный и полный ответ, взаимопроверка по ключу, педагогическое оценивание,  количество набранных баллов.

1.Фронтальный опрос.

- Какие клетки содержатся в плазме крови? Какие функции они выполняют?
- Какую форму имеют эритроциты и как связано с выполняемой ими функцией?
-Почему в анализе крови указывается количество не только эритроцитов, но и гемоглобина?
- Что такое малокровие? Каковы его причины и способы лечения?

- Что такое иммунитет? Какое он имеет значение?

- Какую роль в борьбе с инфекционными заболеваниями играю антитела?
- Какие клетки крови выполняют в нашем организме защитную функцию?
- Почему иммунитет, выработанный против оспы, не действует против дифтерии?
 (Самопроверка. )

 2.Индивидуальная работа по карточкам ( 3 ученика) 

Карточка 1. Выберите правильный ответ.
A. Какой процент от массы тела составляет кровь? (
^ 6 %; 10 %; 15%; 20%; 30%.)
Б. Что такое кровь? (Однородная жидкость,
соединительная ткань, межклеточное вещество.)
B. Какую функцию выполняют красные кровяные клетки? (Защитную, питательную,
дыхательную, обеспечивают свертывание крови.)
Г. Какова функция белых кровяных клеток? (Выделительная, дыхательная, питательная,
защитная, гуморальная, терморегуляторная.)
Карточка 2. Какова роль Б- и Т-клеток, фагоцитов в иммунитете? Чем отличается механизм их действия?
Карточка 3. Чем отличается действие вакцины от действия лечебной сыворотки?
Проверка работы индивидуальная .

3.  Работа в группах.(Слайд)

Организуются 3 группы.  

1 карточка. Что такое иммунитет? Какие клетки отвечают за иммунитет? 

Предпологаемый ответ детей. Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. За иммунитет отвечают лейкоциты, лимфоциты. Лейкоциты, поглощающие микробов и чужеродные тела называются фагоцитами, а сам процесс – фагоцитоз. Лимфоциты выделяют антитела, которые обезвреживают болезнетворных бактерий и вирусов. В отличие от фагоцитов, действие антител специфично, т.е. они действуют только на те чужеродные вещества, которые послужили причиной их образования.

2 карточка. Какие бывают виды иммунитета? Чем они отличаются? 

Предпологаемый ответ детей: 2 вида иммунитета: естественный и искусственный. Естественный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней (приобретенный) или передается детям от родителей по наследству (врожденный). Искусственный иммунитет возникает в результате введения в организм готовых антител – сыворотку (пассивный) или при введении вакцин – культур ослабленных микробов (активный).

3 карточка. Почему при переливании крови необходимо учитывать группу и резус-фактор? Что такое агглютинация? 

Предпологаемый ответ детей: Если при переливании группы крови донора и больного (реципиента) подобраны неправильно, то попав в организм больного, эритроциты склеиваются, т.е. наблюдается агглютинация, что приводит к свертыванию крови, закупорке сосудов и гибели человека. После переливания резус-положительной крови резус-отрицательному человеку в крови у последнего на чужеродный белок вырабатывается специфические антитела. Поэтому повторное введение может вызвать агглютинацию эритроцитов и тяжелое шоковое состояние.

Методы оценивания: взаимопроверка по ключу, по количеству набранных баллов – отметка (максимальное – 18 баллов).

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  1. постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  2. определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  3. изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
  4. описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  5. описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  6. описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
  7. описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Цель для учащихся: смогут давать определение понятиям: «орган кровообращения», «круги кровообращения», «лимфатическая система»;  

называть виды сосудов кровообращения , клапаны сердца, круги кровообращения;  

объяснять зависимость движения крови и лимфы в организме;

 

 Цель для учителя: создать условия для изучения движения крови и лимфы в организме, органы кровообращения

Задачи:

развивать навыки работы с текстом, рабочей тетрадей;

вспомнить схему кровообращения у животных ;

создать условия  взаимопомощи;

менять виды деятельности, чтобы избежать утомляемости детей.

1.Введение понятий: «орган кровообращения», «круги кровообращения», «лимфатическая система».  

2.Значение системы кровообращения.

3.Орган кровообращения – сердце;

 4.Лабораторная работа

5. Орган кровообращения – сосуды;

6.Круги кровообращения;

7.Самостоятельная работа

8..Лимфатическая система.

Формы и методы представления нового учебного материала: опора на имеющиеся знания у детей, беседа с использованием вопросов проблемного и творческого характера,  работа с учебником,   использование межпредметных связей.

Индивидуальная работа,  совместная работа.   Участие детей в дискуссии по проблемным вопросам. Дети отвечают на вопросы учителя , делают выводы и предположения, отстаивают свою точку зрения.

Постановка наводящих вопросов, проблемные и творческие задания, представление изучаемой темы как значимой  в практической деятельности человека, связь с предыдущими темами уроков, смена учебной деятельности в течение урока.

Методы стимулирования: опора на  жизненный опыт детей, создание проблемной ситуации, использование наглядности , создание ситуации взаимопомощи

1.Изучение нового материала

«Она не томится сосудистым пленом, бежит по упругим артериям, венам, большим или малым – не сыщешь числа…».(Слайд).

 - Как вы думаете, о чём на уроке у нас сегодня пойдёт речь?

(Дети формулируют тему урока) «Движение и лимфы в организме. Органы кровообращения»

Актуализация знаний, постановка целей урока:

- Какими будут цели сегодняшнего урока? Что вы должны узнать?

 (Ученики выдвигают предположения).

Знакомство с органами кровообращения и движением крови и лимфы в организме.  

1.Беседа с  опорой на знания детей о кровеносной системы животных;

Давайте вспомним   (Слайд )

-  у кого из животных впервые появилась кровеносная система?

- какие типы кровеносной системы вы знаете?

- чем отличаются эти системы?

- какого типа кровеносная система у млекопитающих?

 - как вы думаете , из чего состоит кровеносная система человека?

Давайте подумаем, какую функцию выполняет кровеносная система?

  Ответ ученика: Транспортную

Какие вещества переносит кровь по сосудам?

- питательные вещества и продукты распада;

- кислород и углекислый газ;

- гормоны и биологически активные вещества (витамины);

- форменные элементы крови.

Непрерывное кровообращение обеспечивается ритмическими сокращениями сердца, которое работает как насос, нагнетает кровь в сосуды, обеспечивает ее движение в строго определенном направлении.

Проблемный вопрос: Почему кровь в организме движется только в одном направлении? (Решение проблемы в форме беседы, дети высказывают своё предположение, отстаивают точку зрения).  

 Рассматриваем схему кровообращения. (слайд)

Орган кровообращения – сердце.

Ребята! Кто из вас может показать на модели торса человека, где располагается сердце?

(Ученик показывает расположение сердца на модели.)

Скажите, сколько камер в сердце человека? Назовите их (слайд   изображение сердца).

В левой части сердца кровь артериальная, в правой – венозная.

Кроме сердца к органам кровообращения относятся сосуды.

Органы кровообращения – сосуды (слайд  ).

Кровеносные сосуды образуют систему замкнутых трубок разного диаметра и представлены артериями, венами и капиллярами.

Артерии и вены состоят из трех слоев (работа со слайдом   по  строению сосудов).

Запись в тетради определений артерий, вен и капилляров.

В мелких и средних венах есть полулунные клапаны. Для чего

Ответ ученика: препятствуют обратному току крови.

Лабораторная работа №1. Функция клапанов вены (  слайд).

Правую руку поднимите наверх, а левую опустите свободно вниз. Через 1 мин сравните.

- Почему поднятая рука бледнеет, а опущенная краснеет?

- В какой руке клапаны были закрыты?

Ответ: В опущенной руке клапаны закрыты и тем самым они препятствуют направлению крови вниз. В течение 1 мин накапливается кровь и левая рука краснеет. Соответственно поднятая рука бледнеет т.к. клапаны открыты.

Гигиена сосудов.

При длительном стоянии и ношении тяжестей на ногах может развиться варикозного  расширение вен.

Как вы думаете, что нужно делать, чтобы кровь не застаивалась и не страдали вены?

Ответ ученика: двигаться

Физкульт-минутка

Давайте сделаем небольшую зарядку-разминку.

Встали. Ноги поставили вместе, носки соединены. Теперь поочередно опираемся на носки, а затем на пятки (повторить 10 раз). А теперь потоптались на месте.

Круги кровообращения (слайд  )

Движение крови в организме происходит по двум замкнутым системам сосудов:  большому и малому кругам кровообращения.

Ребята! Как вы думаете, почему круги кровообращения называют большой и малый? (по схеме слайда разбираем путь крови по кругам).

Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке. Отсюда кровь поступает в самую крупную артерию организма – аорту. Заканчивается большой круг кровообращения в правом предсердии. Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке легочным стволом, который делится на две легочные артерии и заканчивается в левом предсердии.

По легочным артериям течет венозная кровь, по легочным венам – артериальная кровь.

Самостоятельная работа  . Определение влияния тугой повязки на движение крови (  слайд).

Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи.

- Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет?

- Почему уменьшается чувствительность пальца?

- Почему нельзя носить тесную обувь?

- Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты?

Ответ: Тугая повязка затрудняет или останавливает движение крови. Капилляры расширяются, вены краснеют. Бледнеет потому, что повышается давление крови, и плазма крови выходит в межклеточное пространство тканей. Снижается деятельность рецепторов.

(Проверка работы: опрос 2-3 учащихся)

Лимфатическая система (слайд  )

Из чего состоит лимфатическая система?

Лимфатическая система представлена лимфатическими капиллярами, лимфатическими сосудами, лимфатическими узлами .

По ходу лимфатических сосудов располагаются лимфатические узлы. Они выполняют роль фильтров, которые задерживают микробы и участвуют в реакциях иммунитета .

К тканям жидкость поступает только по артериям в составе крови, а возвращается из тканей двумя путями: по венам и по лимфатическим сосудам.

Проблемный вопрос; Как система кровообращения и лимфатическая система обеспечивают жизнедеятельность организма?

Система кровообращения и лимфатическая система создают непрерывный ток крови и лимфы в организме, чем обеспечивают постоянный транспорт и обмен веществ, поддержание гомеостаза и реализацию других функций крови и лимфы. (Дети высказывают своё предположение, отстаивают точку зрения и делают запись в тетрадь)

 

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  1. постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  2. определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  3. описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
  4. описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
  5. Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Проверить знания  о движение крови и лимфы в организме,  органах кровообращения.

Цель, которую хочет достичь учитель: учитель способствует созданию условий для закрепления изученного материала.

Задачи:

-повторить  круги кровообращения, строение сосудов, строение сердца, движение лимфы;  объяснить движение крови и лимфы в организме;

- применить знания в измененной ситуации,  на практике;

-провести самостоятельную работу по проверке усвоения изученного материала.

Методы: эвристическая беседа, работа с учебником, опора на жизненный опыт,  фронтальный опрос, викторина, самостоятельная работа.

Критерий для определения степени усвоения нового материала: индивидуальные ответы учеников на вопросы, самостоятельная работа .

  В случае , когда часть детей не усвоила материал: работа в парах с более «сильными учащимися», индивидуальная работа .

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунком-схемой на с. 127 «Круги кровообращения».
1) Чтение текста «Круги кровообращения».
2) Заполнение таблицы «Изменения крови в кругах кровообращения».

Круги кровообращения

Органы, их образующие

Направление движения крови

Вид крови


Большой круг кровообращения


Левый желудочек -» аорта —> артерии —
> капилляры —» мелкие вены —> крупные вены —» верхняя и нижняя полые вены —> правое предсердие


От левого желудочка к правому предсердию


От левого желудочка до капилляров - артериальная кровь. От капилляров до правого предсердия - венозная кровь


Малый круг кровообращения


Правый желудочек -> легочный ствол —> правая и левая легочные артерии —» легочные капилляры —> легочные вены —» левое предсердие


От правого желудочка до левого предсердия


От правого желудочка до легочных капилляров - венозная кровь. От легочных капилляров до левого предсердия - артериальная кровь

(Проверка работы: опрос 2-3 учащихся)

  Эвристическая беседа

   - Чем артерии отличаются от вен?  Ученики отвечают и делают  вывод.

 Вывод:   Артерии - сосуды, по которым кровь течет от сердца, а вены несут кровь к сердцу. Артерии имеют толстые, прочные и упругие стенки, у вен стенки тонкие и мягкие. Это объясняется тем, что у артерий слой гладких мышц значительно толще, чем- у вен, и у артерий две эластические мембраны, а у вен - одна. Давление в артериях выше, чем в венах.

Викторина.  Вопросы задает учитель и сами дети. Работа по группам (Каждая группа составляет вопросы и задает другой группе, которая их решает).

Примерные вопросы детей:

 1) Каково значение кровеносной системы?
2) Чем артерии отличаются от вен?
3) Как устроено сердце?
5) Какую роль играют створчатые клапаны?
6) Как работают полулунные клапаны?
7) Где начинается и заканчивается большой круг кровообращения?
8) Что происходит с кровью в малом круге кровообращения?
9) Почему у артерий более толстые стенки, чем у вен?
10) Почему мышечная стенка левого желудочка значительно толще мышечной стенки правого желудочка?
Методы: проблемное изложение, частично-поисковый, беседа,        

5.

Рефлексия

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Цель, которую хочет достичь учитель: учитель способствует созданию условий для самооценки своей деятельности и деятельности класса.    

 -   Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?

- Что вам пригодится в дальнейшем для жизни?

-Что вам понравилось сегодня  на уроке? 

- Что вызвало затруднения?

Методы: информационно-обобщающие.

6

Задание на дом, включающее:

  1. постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  2. определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

учащиеся смогут закрепить знания, умения и навыки, полученные ими на уроке

 Цель, которую хочет достичь учитель:

учитель создаст условия для выполнения заданий

   изучить материал учебника на с. 126-127; выполнить в рабочей тетради задания 97, 98, 101; записать в словарик определения терминов, изложенных в рубрике «Запишите в словарик» на с. 129 учебника. (Базовый уровень).  Двум учащимся составить кроссворд  по пройденной теме .(Повышенный уровень).

- Оцениваться будет правильность  и полнота ответов на вопросы учебника  отметка «5».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Движение крови в организме. Органы кровообращения.

Обобщение и систематизация знания о кровеносной системе разных классов животных; изучение особенностей строения органов кровообращения человека; характеристика значения кровообращения для организма; ф...

Движение крови в организме. Органы кровообращения

Методическая разработка урока по теме: "Движение крови в организме. Органы кровообращения" с использованием мультимедиа презентации....

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК В РАЗДЕЛЕ «КРОВЬ И ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ» ТЕМА: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СЕРДЦЕ?»

Грибова Ольга Петровна, учитель биологии МОУ СОШ №85 г. Уфы   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК В РАЗДЕЛЕ «КРОВЬ И ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ»   ТЕМА: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СЕРДЦЕ?»   ЦЕЛЬ УРОКА: ...

Движение крови и лимфы в организме человека

В презентации представлени материал для урока биологии в 8 классе по теме "Движение крови по сосудам"  в соответствии с учебником Н. И. Сонина, М. Р. Сапина "Биология. Человек"....

Технологическая карта учебного занятия:"Движение крови и лимфы по сосудам".

Материал содержит технологическую карту, дидактическую структуру учебного занятия и его психолого-педагогическое обоснование и сценарий проведения учебного занятия. В сценарии используются ссылки на Э...

Открытый урок по теме: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения".

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения....

План-конспект урока по биологии в 9 классе на тему: "Движение крови по сосудам. Круги кровообращения. Состав крови"

План-конспект рассказывает о составе крови, движение крови по сосудам , о большом и малом кругах кровообращения...


 

Комментарии

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020