Цель для учащихся: смогут давать определение понятиям: «орган кровообращения», «круги кровообращения», «лимфатическая система»; называть виды сосудов кровообращения , клапаны сердца, круги кровообращения; объяснять зависимость движения крови и лимфы в организме; Цель для учителя: создать условия для изучения движения крови и лимфы в организме, органы кровообращения Задачи: развивать навыки работы с текстом, рабочей тетрадей; вспомнить схему кровообращения у животных ; создать условия взаимопомощи; менять виды деятельности, чтобы избежать утомляемости детей. 1.Введение понятий: «орган кровообращения», «круги кровообращения», «лимфатическая система». 2.Значение системы кровообращения. 3.Орган кровообращения – сердце; 4.Лабораторная работа 5. Орган кровообращения – сосуды; 6.Круги кровообращения; 7.Самостоятельная работа 8..Лимфатическая система. Формы и методы представления нового учебного материала: опора на имеющиеся знания у детей, беседа с использованием вопросов проблемного и творческого характера, работа с учебником, использование межпредметных связей. Индивидуальная работа, совместная работа. Участие детей в дискуссии по проблемным вопросам. Дети отвечают на вопросы учителя , делают выводы и предположения, отстаивают свою точку зрения. Постановка наводящих вопросов, проблемные и творческие задания, представление изучаемой темы как значимой в практической деятельности человека, связь с предыдущими темами уроков, смена учебной деятельности в течение урока. Методы стимулирования: опора на жизненный опыт детей, создание проблемной ситуации, использование наглядности , создание ситуации взаимопомощи 1.Изучение нового материала «Она не томится сосудистым пленом, бежит по упругим артериям, венам, большим или малым – не сыщешь числа…».(Слайд). - Как вы думаете, о чём на уроке у нас сегодня пойдёт речь? (Дети формулируют тему урока) «Движение и лимфы в организме. Органы кровообращения» Актуализация знаний, постановка целей урока: - Какими будут цели сегодняшнего урока? Что вы должны узнать? (Ученики выдвигают предположения). Знакомство с органами кровообращения и движением крови и лимфы в организме. 1.Беседа с опорой на знания детей о кровеносной системы животных; Давайте вспомним (Слайд ) - у кого из животных впервые появилась кровеносная система? - какие типы кровеносной системы вы знаете? - чем отличаются эти системы? - какого типа кровеносная система у млекопитающих? - как вы думаете , из чего состоит кровеносная система человека? Давайте подумаем, какую функцию выполняет кровеносная система? Ответ ученика: Транспортную Какие вещества переносит кровь по сосудам? - питательные вещества и продукты распада; - кислород и углекислый газ; - гормоны и биологически активные вещества (витамины); - форменные элементы крови. Непрерывное кровообращение обеспечивается ритмическими сокращениями сердца, которое работает как насос, нагнетает кровь в сосуды, обеспечивает ее движение в строго определенном направлении. Проблемный вопрос: Почему кровь в организме движется только в одном направлении? (Решение проблемы в форме беседы, дети высказывают своё предположение, отстаивают точку зрения). Рассматриваем схему кровообращения. (слайд) Орган кровообращения – сердце. Ребята! Кто из вас может показать на модели торса человека, где располагается сердце? (Ученик показывает расположение сердца на модели.) Скажите, сколько камер в сердце человека? Назовите их (слайд изображение сердца). В левой части сердца кровь артериальная, в правой – венозная. Кроме сердца к органам кровообращения относятся сосуды. Органы кровообращения – сосуды (слайд ). Кровеносные сосуды образуют систему замкнутых трубок разного диаметра и представлены артериями, венами и капиллярами. Артерии и вены состоят из трех слоев (работа со слайдом по строению сосудов). Запись в тетради определений артерий, вен и капилляров. В мелких и средних венах есть полулунные клапаны. Для чего Ответ ученика: препятствуют обратному току крови. Лабораторная работа №1. Функция клапанов вены ( слайд). Правую руку поднимите наверх, а левую опустите свободно вниз. Через 1 мин сравните. - Почему поднятая рука бледнеет, а опущенная краснеет? - В какой руке клапаны были закрыты? Ответ: В опущенной руке клапаны закрыты и тем самым они препятствуют направлению крови вниз. В течение 1 мин накапливается кровь и левая рука краснеет. Соответственно поднятая рука бледнеет т.к. клапаны открыты. Гигиена сосудов. При длительном стоянии и ношении тяжестей на ногах может развиться варикозного расширение вен. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы кровь не застаивалась и не страдали вены? Ответ ученика: двигаться Физкульт-минутка Давайте сделаем небольшую зарядку-разминку. Встали. Ноги поставили вместе, носки соединены. Теперь поочередно опираемся на носки, а затем на пятки (повторить 10 раз). А теперь потоптались на месте. Круги кровообращения (слайд ) Движение крови в организме происходит по двум замкнутым системам сосудов: большому и малому кругам кровообращения. Ребята! Как вы думаете, почему круги кровообращения называют большой и малый? (по схеме слайда разбираем путь крови по кругам). Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке. Отсюда кровь поступает в самую крупную артерию организма – аорту. Заканчивается большой круг кровообращения в правом предсердии. Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке легочным стволом, который делится на две легочные артерии и заканчивается в левом предсердии. По легочным артериям течет венозная кровь, по легочным венам – артериальная кровь. Самостоятельная работа . Определение влияния тугой повязки на движение крови ( слайд). Туго завяжите палец ниткой и обратите внимание на изменение цвета кожи. - Почему сначала палец краснеет, потом бледнеет? - Почему уменьшается чувствительность пальца? - Почему нельзя носить тесную обувь? - Почему в XIX веке вышли из моды женские корсеты? Ответ: Тугая повязка затрудняет или останавливает движение крови. Капилляры расширяются, вены краснеют. Бледнеет потому, что повышается давление крови, и плазма крови выходит в межклеточное пространство тканей. Снижается деятельность рецепторов. (Проверка работы: опрос 2-3 учащихся) Лимфатическая система (слайд ) Из чего состоит лимфатическая система? Лимфатическая система представлена лимфатическими капиллярами, лимфатическими сосудами, лимфатическими узлами . По ходу лимфатических сосудов располагаются лимфатические узлы. Они выполняют роль фильтров, которые задерживают микробы и участвуют в реакциях иммунитета . К тканям жидкость поступает только по артериям в составе крови, а возвращается из тканей двумя путями: по венам и по лимфатическим сосудам. Проблемный вопрос; Как система кровообращения и лимфатическая система обеспечивают жизнедеятельность организма? Система кровообращения и лимфатическая система создают непрерывный ток крови и лимфы в организме, чем обеспечивают постоянный транспорт и обмен веществ, поддержание гомеостаза и реализацию других функций крови и лимфы. (Дети высказывают своё предположение, отстаивают точку зрения и делают запись в тетрадь)
|
Комментарии
Отличная работа!Голосую с
Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020