Движение крови в организме. Органы кровообращения
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Нуруллин Рамис Зинарисович

Методическая разработка урока по теме: "Движение крови в организме. Органы кровообращения" с использованием мультимедиа презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме: «Движение крови в организме. Органы кровообращения»

Тема урока: Движение крови в организме. Органы кровообращения.

Цель урока: раскрыть понятие «Кровообращение», особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями, закрепить знания учащихся о большом и малом кругах кровообращения.

Задачи:

Образовательная: сформировать представления у учащихся об органах кровообращения и движения крови в них

Развивающая: развивать умения анализировать дополнять и корректировать ответы одноклассников

Воспитательная: воспитать аккуратность, бережное отношение к учебным материалам. Умение вести себя в коллективе.

Метод преподавания: объяснительный и побуждающий

Метод учения: репродуктивный и частично-поисковый

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблицы, мультимедиа презентации: «Кровеносная система», «Сердце», «Схема кровообращения», карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

Организационный момент: (3 мин)

1. Приветствие учащихся

2. Проверка отсутствующих

3. Ознакомление учащихся с задачами и целью урока.

I. Актуализация знаний: (8 мин) (слайд № 2)

                                                             ЗАЩИТА

                                                                       ГЕМОГЛАБИН

ПЛАЗМА                                                      АНТИТЕЛА

ЛЕЙКОЦИТЫ                                              ТРОМБ

ТРОМБОЦИТЫ                                           ТРАНСПОРТ

ЭРИТРОЦИТЫ                                            ЛИМФАТИЧЕСКИЙ УЗЕЛ

                                                                       ГРУППА КРОВИ

Примечание: чертежи делаются учащимися

Детям раздаются карточки со словами где, учитель предлагает соотнести компоненты крови (левая колонка) с соответствующими понятиями в правой колонке при помощи линий.

II. Изучение нового материала (25 мин)

Рассказ учителя с элементами беседы

Вспомните, ребята, чем представлена система органов кровообращения человека? (Дети отвечают.) Система органов кровообращения человека представлена сердцем и кровеносными сосудами. А как называют движение крови по сосудам?   (Дети отвечают.) Движение крови по сосудам называют кровообращением.

- Ребята, что такое сердце? (Дети отвечают.) (слайд № 3) Сердце – полый мышечный орган. – Да, ребята, сердце – это полый мышечный орган. Его масса у взрослого человека составляет 250-300 г. Сердце расположено в грудной полости, смещено влево от средней линии груди. Оно находится в околосердечной сумке, образованной соединительной тканью..  На сколько частей разделена сердце? (Дети отвечают.) Оно разделено сплошной перегородкой на две части – левую и правую. В свою очередь, каждая часть сердца разделена на две части – левую и правую. В свою очередь, каждая часть сердца разделена на два сообщающихся друг с другом отдела: верхний – предсердие и нижний – желудочек.

- Ребята, одинакова ли их строение? (Дети отвечают.) Нет, они различаются. – Да, стенки предсердий гораздо тоньше стенок желудочков. Это связано с тем, что работа, совершаемая предсердиями, сравнительно невелика. При их сокращении кровь поступает в желудочки. Желудочки совершают значительно большую работу, проталкивают кровь по всей длине сосудов. Мышечная стенка левого желудочка толще стенки правого, так как он совершает большую работу. На границе между каждым предсердием и желудочком имеются клапаны в виде створок, которые сухожильными нитями  прикреплены к стенкам сердца. Это створчатые клапаны.

Всё тело пронизывают кровеносные сосуды. Какие это сосуды? (Дети отвечают.) Артерии, вены, капилляры. (слайд № 4)  Что такие артерии? (Дети отвечают.) Артерии – это сосуды, по которым кровь движется от сердца. – Правильно, ребята, они имеют плотные упругие эластичные стенки, в состав которых входят гладкие мышцы. Сокращаясь, сердце выбрасывает в артерии кровь под большим давлением. Благодаря плотности и упругости стенки артерии выдерживают это давление и растягиваются.

Крупные артерии по мере удаления от сердца ветвятся. Самые мелкие артерии распадаются на тончайшие капилляры. Их стенки образованы одним слоем плоских клеток. (слайд № 5)  Продукты жизнедеятельности клеток проникают сквозь стенки капилляров из тканевой жидкости в кровь. В организме человека примерно 150 млрд. капилляров. Куда собирается кровь после капилляров? (Дети отвечают.) Кровь собирается в вены – сосуды, по которым кровь движется к сердцу. – Да, вены. Давление в венах невелико, стенки их тоньше стенок артерий. (слайд № 6) Движение крови в организме происходит по двум замкнутым системам сосудов, соединенных сердцем, - малому и большому кругам кровообращения. (слайд № 7) 

Куда попадает венозная, бедная кислородом кровь? ( Дети отвечают.) В правую часть сердца. Сокращаясь, правый желудочек выбрасывает кровь в легочную артерию. (слайд № 8) – Правильно, ребята. По двум ветвям, на которые делится легочная артерия, кровь направляется к легким. В легких ветви легочной артерии распадаются на все более мелкие артерии и переходят в капилляры, густо оплетающие многочисленные легочные пузырьки, куда поступает атмосферный воздух. Одновременно углекислый газ из крови переходит в воздух, заполняющий легкие, то есть в капиллярах легких венозная кровь становится артериальной. Затем кровь собирается в вены. Сливаясь друг с другом, они образуют четыре легочные вены, впадающие в левое предсердие.

Весь этот путь крови от правого желудочка до левого предсердия называется – малый круг кровообращения.  

- Ребята, как называется самый большой кровеносный сосуд? (Дети отвечают.) Аорта. – Правильно. Левый желудочек, сокращаясь, выбрасывает артериальную кровь в аорту – самую крупную артерию человека. От неё ответвляются артерии, снабжающие кровью все органы, включая само сердце. В каждом органе артерии постепенно ветвятся, образуя густые сети мелких артерий и капилляров. Из капилляров ко всем тканям тела поступает кислород и питательные вещества, а из клеток в капилляры переходит углекислый газ. При этом кровь превращается из артериальной в венозную. – Куда попадает кровь из капилляров? (Дети отвечают.)   Капилляры сливаются в вены, сначала мелкие, а затем в более крупные. – Правильно, из них вся кровь собирается в две большие полые вены. Верхняя полая вена несет в сердце кровь от головы, шеи, рук, а нижняя полая вена – от всех остальных частей тела. Обе  полые вены впадают в правое предсердие.

- Ребята, как называется путь крови от левого желудочка  через артерии, капилляры и всех органов тела до правого предсердия? (Дети отвечают.)   Большой круг кровообращения. (слайд № 9) – Правильно.

У выхода аорты и легочной артерии из желудочков сердца находятся полулунные клапаны. Они имеют вид кармашков, расположенных на внутренних стенках кровеносных сосудов. При выталкивании крови в аорту и легочную артерию полулунные клапаны прижимаются к стенкам сосудов. При расслаблении желудочков кровь не может вернутся в сердце, так как, затекая в кармашки , она растягивает их и они плотно смыкаются. Таким образом, полулунные клапаны обеспечивают движение крови в одном направлении – из желудочков в артерии.

 III. Закрепление изученного. (7 мин) (слайд №10,11)

В место цифр напишите названия.

Домашнее задание: (2 мин) §20, вопросы в конце параграфа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Движение крови в организме. Органы кровообращения.

Обобщение и систематизация знания о кровеносной системе разных классов животных; изучение особенностей строения органов кровообращения человека; характеристика значения кровообращения для организма; ф...

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

План- конспект открытого урока  с элементами повторения курса зоологии ....

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК В РАЗДЕЛЕ «КРОВЬ И ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ» ТЕМА: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СЕРДЦЕ?»

Грибова Ольга Петровна, учитель биологии МОУ СОШ №85 г. Уфы   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК В РАЗДЕЛЕ «КРОВЬ И ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ»   ТЕМА: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СЕРДЦЕ?»   ЦЕЛЬ УРОКА: ...

Открытый урок по теме: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения".

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения....

Группа ТЭУ 01 АНАТОМИЯ. Тема 6. Движение крови в организме человека

ЗАДАНИЕ:Просмотрите видеоролик «Круги кровообращения»Ссылка https://www.youtube.com/watch?v=0tsrJdCEMOUЗаполните таблицу «Круги кровообращения» (см. ниже)По видеоролику «...

План-конспект урока по биологии в 9 классе на тему: "Движение крови по сосудам. Круги кровообращения. Состав крови"

План-конспект рассказывает о составе крови, движение крови по сосудам , о большом и малом кругах кровообращения...